Назад
27 Декабря 2019
1684

Гийом Жубер: BIM помогает избежать серьезных просчетов и ошибок в строительстве

Гийом Жубер: BIM помогает избежать серьезных просчетов и ошибок в строительстве

Гийом Жубер — эксперт в области гражданского проектирования и строительства, который работает в сфере BIM уже более 17 лет. Сейчас он отвечает за стратегию развития инфраструктурных решений по региону EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) в компании Autodesk.

Он дал нашему изданию эксклюзивное интервью в рамках ежегодной конференции Autodesk University Russia 2019, которая проходила в Московской Школе Управления «Сколково».

— Гийом, вы как признанный эксперт в области BIM-проектирования можете, как никто другой, описать развитие этой области в вашей стране. Как развивается BIM во Франции?

— Все лучше и лучше (смеется). Люди используют эту технологию, поскольку видят ее плюсы. Но, к сожалению, во Франции пока нет законодательной базы, которая регламентирует BIM. Сейчас мы видим все больше внедрений этой технологии в области эксплуатации и технического обслуживания, в то время как раньше инициатива шла со стороны проектантов и архитекторов. Что касается строительной отрасли, то мы наблюдаем более широкое использование BIM, поскольку здесь эта технология уже достаточно «созрела» на рынке. В области инфраструктуры BIM сейчас также идет на «взлет». В производстве целый ряд компаний принимает эту технологию в сфере эксплуатации и техобслуживания. Например, компания Schneider Electric уже сейчас начинает использовать ее на нижнем уровне, на котором они создают множество объектов с помощью интернета вещей (IoT). Сегодня стратегии развития, построенные на BIM, применяют различные инфраструктурные компании не только во Франции, но и в Германии и Великобритании. Причем они используют информационное моделирование не только для проектных работ, но и для более масштабных корпоративных проектов. Такая же картина вырисовывается и в сфере дорожного строительства: к примеру, компания Vinci Autoroutes (является владельцем 50% акций в концессионных соглашениях французского дорожного строительства) активно работает с ESP-компаниями, которые предоставляют инженерные и проектные услуги. Эти компании, по сути, и определяют тот облик, который будут иметь дороги во Франции.

Что общего между Норвегией и Сингапуром

— Какую страну, по вашему мнению, можно считать пионером в области BIM?

— Я бы выделил здесь два аспекта: если говорить о Европе, то это, конечно, скандинавские страны. Особенно Норвегия: у них все активно «закрутилось» еще в начале десятилетия. Если брать весь мир в целом, безусловно, стоит выделить Сингапур.

— В вашей книге вы описывали применение технологии BIM и цифровых прототипов на различных проектах, включая самый длинный морской мост в мире Гонконг – Чжухай – Макао и стадион во французском городе Рен. Чем интересны эти проекты?

— Если говорить о стадионе, то здесь в большей мере удалось поработать со стандартом Open-BIM. Что подразумевается под ним? Это универсальный подход к совместному проектированию и возведению зданий, основанный на открытых рабочих процессах. Можно применять программное обеспечение от разных разработчиков, однако, они все легко сочетаются вместе, формируя сводную BIM-модель. Что же касается моста, то здесь интерес был скорее в проработке различных деталей этого сооружения. Мы получили возможность создать модель участка моста на опорах высотой 15 метров, с которыми состыковывались преднапряженные кабели с вертикальной направленностью. Также там были и горизонтальные элементы, которые объединяли все сегменты моста. К тому же необходимо было учесть и усиливающие мост конструкции: запроектировать арматуру особой формы внутри некоторых элементов. Стоит заметить, что диаметр таких элементов был большим — ведь само сооружение поражает масштабами. Длиной в 55 километров, мост соединяет 11 городов и сокращает путь между Гонконгом и Чжухаем с трех часов до 30 минут! К тому же, этот виадук может выдержать сильнейший тайфун и землетрясение магнитудой до 8 баллов. 

features2-img5.jpg

В этом есть и заслуга BIM-моделирования: без него строительство и эксплуатация моста были бы значительно менее эффективными.

— Почему же BIM-проектирование здесь было более выгодным, чем использование САПР?

— Объясню. Если в таких проектах использовать традиционный подход, то вероятность возникновения ошибок очень высока. Иногда эти ошибки становятся очевидными уже на стадии строительства, когда люди работают на площадке. И они настолько критичны, что построить объект, не исправив их, становится невозможным. Например, выявляется наложение элементов арматуры — тогда приходится убирать некоторые элементы, и проект может получиться уже не таким, каким его задумывали. Я считаю, что применять такой подход к строительству крупных объектов нельзя. А с BIM-технологиями такие коллизии практически исключаются, ведь мы уже имеем готовую модель до начала строительства. И в ней уже заранее просчитано, в каком именно месте должна быть арматура, сопоставлено с вертикально направленными вантами и кабелями. Можно построить и просчитать точные графики поставки всех стройматериалов. Причем каждая деталь будет содержать в себе исчерпывающую информацию, можно легко автоматизировать процесс. Вы видите мост, как если бы он был уже реализован, со всеми его реалистичными рендерами и размерами. Так что никаких сюрпризов!

Как изменится лицо Парижа

— Хотелось бы также поговорить про проект редевелопмента территории вокруг Эйфелевой башни…

— Мы заключили партнерство с мэрией Парижа. Сегодня столицу посещает порядка 20 миллионов человек, однако центр города совершенно не приспособлен под такой наплыв людей. Более того, в 2024 году мы примем Олимпийские игры, а Эйфелева башня является лицом Парижа и символом Игр. Поэтому было решено переосмыслить территорию вокруг нее, сделать ее более комфортной и удобной для прогулок и отдыха — и все это с помощью BIM. 

Paris_Model_Overview02_V1_2018-03-23_04-40-46pm.jpg

Это не первая работа Autodesk в таком ключе: мы уже реализовывали подобный проект в интересах американского города Чикаго. Для нового проекта мы сформировали BIM-команду с канадской дизайн-компанией WSP и местным инжиниринг-провайдером Gexpertise, который специализируется на иммерсивных инструментах захвата реальности. В общей сложности предстояло охватить площадь в 240 гектаров — мы отсканировали все и получили более 320 гигабайт модели в виде «облака точек». С помощью этого мы смогли смоделировать три моста, тысячи зданий, восемь тысяч деревьев и кустов, в общем, все! Для этого использовались ПО Autodesk Infraworks и платформа BIM 360. В ходе конкурса Париж выбрал четыре проекта, и благодаря разработанным цифровым решениям все команды имели четкие условия планирования и ясно понимали, что заказчик хочет получить в итоге.

— И кто же победил?

— Было три соревновательных этапа. Каждая команда использовала разные инструменты, чтобы представить свой мастер-план. Мы сотрудничали со всеми проектантами и представили сводные BIM-модели властям города, которые, в свою очередь, могли контролировать каждый этап и вносить замечания. Более того, правительство создало сайт, где каждый желающий мог совершить виртуальный тур по любой из моделей и проголосовать за понравившийся вариант. Надо сказать, что технология VR сильно повлияла на процесс принятия решения — в результате победило архитектурное бюро Gustafson Porter + Bowman. Обычно я не высказываю своих предпочтений, но здесь вынужден признаться, что этот проект пришелся по душе и мне: очень зеленый, живой он получился.

Как связать два проекта, не навредив животным

— Какие еще международные инфраструктурные проекты, спроектированные в BIM, впечатлили вас больше всего?

— Есть транспортные проекты, есть городские — они значительно отличаются. Сложно выделить какие-то конкретные… Меня поражает то, что мы сейчас строим в Париже — крупная железнодорожная система Grand Paris Express, которая будет состоять из 68 станций и протянется на 200 километров. Население в мегаполисе увеличивается и, чтобы справиться с городскими транспортными потоками, сейчас создается этот маршрут. Это крупное кольцо, которое сформирует новые горизонтальные связи через разные районы города. Почему горизонтальные? В центре столицы очень плотная застройка, есть множество объектов, несущих культурную ценность. Поэтому мы не можем двигаться вертикально, и приходится «расширять горизонты». Маршрут на 90% проходит под землей, поэтому в строительстве используются специальные тоннелепроходческие щиты.

Вспоминается мне и похожий проект, который мы создавали в BIM для Катара, когда мы готовили их железнодорожную систему к Чемпионату мира по футболу. Вообще все, что проектируется под землей, интригует неизвестностью, в Катаре тоже произошел один интересный случай. Во время того, как один проходческий щит прокладывал новый тоннель для ж/д системы, выяснилось, что он пересекается с другим тоннелем, который строится для зоопарка и никак не связан с нашей транспортной системой. Но поскольку оба эти проекта были выполнены в BIM c привязкой к геолокации, мы смогли интегрировать оба проекта в одну систему, избежав дальнейших проблем и затрат, связанных с перепроектированием.

— Таким образом, BIM помог избежать серьезных просчетов и ошибок в строительстве?

— Несомненно. Этим и выгоден формат «цифрового» строительства перед «реальным». Кроме того, если мы говорим о транспортных объектах, BIM помогает организовать работы так, чтобы не создавать проблем в передвижении, не останавливать транспортные потоки совсем. Важно обеспечить высокий уровень техники безопасности и строительный контроль, в чем также поможет данный инструмент. Ну и, конечно же, стоит отметить сокращение затрат на строительство: конечно, это осуществимо, если модель хорошо выверена и продумана.

В России хорошая математическая школа

— Россия начала внедрение BIM относительно недавно. Какой бы вы нам дали совет?

— Это очень каверзный вопрос, потому что можно его рассматривать по-разному. Все страны имеют свои законы в сфере BIM, по-своему применяют информационное моделирование различные компании и отдельные проекты. Но главное, что нужно понять — это то, какую пользу вы хотите извлечь из BIM. Важно в то же самое время «не изобретать велосипед» заново: во многих странах уже накоплено достаточно опыта и практики, на которые стоит обратить внимание. Поэтому, я считаю, России следует вдохновиться тем, что уже сделано в этой области в мире, и идти вперед. Если мы говорим о введении государственных BIM-стандартов, то мне видится эффективной европейская система, которая основана на четырех столпах. Во-первых, это наращивание отраслевых и промышленных возможностей. Во-вторых, создание инфраструктуры для совместной работы всех участников строительства, для чего необходимо пересмотреть законодательную базу и нормативные требования, стандарты по процессам и по вводу данных, а также обучить специалистов работе в новой среде. Некоторые мировые стандарты уже реализованы и находятся в открытом доступе — например, международный стандарт организации и цифровизации данных о зданиях и объектах гражданского строительства (ISO 19650-1:2018). В-третьих, это формирование государственного лидерства: необходимо поставить крупные стратегические цели, выстроить стройную концепцию развития и организовать спонсорские госпрограммы, которые будут способствовать реализации этих целей. И, после того, как вы уже «взрыхлили почву», подготовили основу и видение, необходимо задействовать СМИ и другие визуальные инструменты. Если применять это в комплексе, то все обязательно получится.

IMG_1712.jpg

— Как, по вашему мнению, BIM еще может помочь строительной отрасли?

— Я думаю, что BIM может добавить больше контроля. Плюс — в дополнение к BIM в скором времени придут инструменты, позволяющие интегрировать множество процессов — различные VR и AR инструменты, роботы. Захват реальности, различные сенсоры и контроллеры увеличивают степень управляемости проектом, и, конечно же, экономят много времени, которое можно расходовать более эффективно. Там, где эти технологии уже присутствуют, в скором времени будет доступно применение генеративного дизайна — технологии проектирования с использованием алгоритмов искусственного интеллекта. Система самостоятельно создает тысячи моделей, сравнивает их между собой и отбирает самые хорошо оптимизированные модификации. При таком подходе инженер не занимается моделированием и оценкой первоначальных вариантов.

— Это ваш первый приезд в Москву? Довелось ли вам побывать в каких-либо объектах, построенных с помощью BIM?

— Я здесь в первый раз и, к сожалению, пока еще не успел осмотреть какие-либо знаковые места (вздыхает). Но сейчас я и мои коллеги рассматриваем несколько проектов, среди которых есть и российские — и хочу сказать, что у вас очень четко выверенные проекты. Чувствуется хорошая математическая школа. Надеюсь, что в будущем мне доведется еще поработать с вашими специалистами. Ну и конечно, в моих планах — еще раз вернуться в Москву, но уже более детально ознакомиться со всеми ее достопримечательностями.  

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Кострова
Интервью
Мировой уровень
Технологии
Копировать ссылку