27 Декабря 2019
576

Ирина Савицкая: «Высота ко многому обязывает»

Ирина Савицкая: «Высота ко многому обязывает»

Знакомьтесь: Ирина Савицкая — королева стройки, которой сверху видно все, Почетный строитель города Москвы. Свою любовь к высоте объясняет тем, что состоит в родстве (шутка!) с известной женщиной-космонавтом: «Просто старшая сестра ближе к звездам, я — чуть ниже». Машинистом башенного крана Ирина Константиновна работает 42 года. Убеждена: если бы пришлось начинать жизнь заново — вновь выбрала профессию крановщицы. Тем, кто интересуется, когда она уйдет со стройки, отвечает и в шутку, и всерьез: «Вот как только перестанут называть Иришей, так и уйду».

Удобный график и первый опыт

Профессию выбрала из-за удобного графика, не хотелось надолго уезжать из дома. А еще можно сказать, что профессию выбрала по примеру старших ребят, которые поехали работать в Москву крановщиками. Они неделю работали, а на неделю приезжали домой, они и дали адрес училища в Дмитрове, рассказали, что там учится много девчонок. Вот мы вчетвером с одноклассницами и поехали в училище в Дмитров. Если честно, до этого никто из нас кран и в глаза не видел — привлекал удобный график.

В итоге учиться на крановщицу осталась только я. Две девочки сразу вернулись, им не понравилось. Моя подруга осталась в училище учиться на плиточницу, мы с ней общаемся и дружим до сих пор.

И учиться, и сам кран мне понравились. Хотя в первый раз, когда поднялась на кран — упала на колени, скорее от неожиданности, чем от страха. Страха не было, да и к высоте приучали постепенно.

Свой первый рабочий день помню до сих пор, это был бесценный опыт. Я проходила стажировку в одной из войсковых частей. Наставник из числа военных быстро рассказал, что делать, заданий дал так много, что я ничего и не запомнила. Испугалась и сказала, что ухожу. Но на следующий день все же пришла, а его вообще на месте не оказалось, но машину-то надо выгружать, и меня сразу бросили в работу. Не скрою — было страшно. Но начала потихоньку пробовать и — получилось. Сейчас я уверена, это было правильным решением.

Научиться можно только тогда, когда все почувствуешь своими руками, когда начнешь самостоятельно работать. Хотя мой многолетний опыт подсказывает, что не всегда и не у всех получается. Некоторые даже увольняются, спрашивают совета, просят открыть какие-то секреты, а их нет.

Как объяснить, что стрела крана становится продолжением твоих рук? Это чувствовать надо, чувствовать руками движения своей машины, куда пошла стрела, как подвести груз, когда повернуть. С контроллерами, которыми работаешь, словно срастаешься.

Сейчас новые технологии помогают в работе, краны — современные, вместо контроллеров — джойстики, словно в компьютерной игре. Кабины оснащены ОНК (ограничитель нагрузки кранов) — хороший прибор, очень помогает в работе: показывает и вылет стрелы, контролирует грузоподъемность, чтобы не было превышения. Но несмотря на это, есть свои сложности — нельзя джойстики отпускать, иначе кран останавливается.

Главней всего — погода в кране и за окном. Да, погодные условия влияют, в жару или холод сложнее работать, но условия в кабине комфортные, например, обогреватели спасают в холодную погоду.

Тюнингуем кабину крана

Другую работу для себя я уже и не представляю. Я больше никем не хочу быть. Если жизнь отмотать назад и заново все начать, снова пошла бы на кран. Мне нравится и скажу больше — я люблю свою работу. В кризис приходила мысль — сменить профессию, но поняла: нет, не смогу, лучше перетерплю. С высоты сложно на землю спускаться (улыбается).

ZIL_1560.jpg

Высоты не боюсь и не боялась. За свою жизнь довелось поработать на разных кранах. Сейчас спустилась пониже, раньше и большую высоту брала. В Некрасовке, где сейчас идет строительство жилых домов, я работаю на нулевом цикле, поэтому и кран невысокий. Хотя недавно на стройке в Нахабино — там у крана пять секций было, это можно сравнить с высотой 12-этажного дома.

Легко поднимаюсь на высоту, да и физическую форму стараюсь поддерживать. Где-то за пять минут на пятисекционный кран могу подняться, не делая остановок на отдых. Мне спорт нравится. Пока погода позволяет, на велосипеде езжу на стройку. Ходила в бассейн, график был сменный, так я день работала, день плавала. Как бассейн закрыли, я записалась в спортклуб. В обед иногда спускаюсь: если на стройке несколько кранов, мы встречаемся с коллегами, общаемся, пьем чай, даже гуляем вместе — работа-то сидячая, поэтому стараюсь использовать любую возможность для движения.

Прихожу на новый объект и обустраиваю свое рабочее место. Есть вещи, без которых я на кран не поднимаюсь — у каждого свой набор необходимых вещей. Переезжать приходится часто: полтора-два месяца и вещички собираю на новый объект. А на новом месте — полы подмести, помыть кабину. Сейчас поднимаюсь на кран с рюкзаком, в котором — обед, вода, другие необходимые вещи.

Мужчины машины тюнингуют, а я создаю уют и удобство в кабине крана. Занавески повешу, чайник поставлю, тапочки принесу, подставку под телефон связала — и работать удобнее и приятнее. Без шторок уже я не могу — удобно переодеться, иногда в обеденный перерыв отгородиться от внешнего мира. Кстати, некоторые мужчины тоже обустраивают кабину, например, делают столики.

Есть контакт!

Стройка — это по большей части мужской коллектив. Приходишь на новую стройплощадку — попадаешь в новый коллектив. Мужчины нормально ко мне относятся. Конечно, что касается работы, ни о каком снисхождении речь не идет, дали команду и работаешь.

Мне удается найти общий язык со всеми, установить контакт. Я по натуре человек добродушный и открытый. Да, знаю случаи, когда бывают конфликты между крановщиком и теми, кто внизу, не всегда срабатываются. У меня не было таких ситуаций. Никогда на стройке в свой адрес не слышала ни криков, ни мата, и сама на стройке не ругаюсь. 

Когда ты выше всех — можно и королевой себя ощутить (улыбается), да в молодом возрасте так и было. Знаете, раньше говорили, что на стройплощадке самые главные — это начальник участка и крановщик. Но высота ко многому и обязывает, например, к вниманию и осторожности.

Дефицита общения не испытываю, да и мне сверху видно все (смеется). Хотя работаю на высоте, нахожусь вдали от людей. Кроме того, есть средства связи, на некоторых объектах — рация, это облегчает общение, команды очень четко подаются. А сейчас я невысоко, так и докричаться до меня несложно.

Мы глазами иногда друг друга на стройплощадке понимаем. Сверху смотришь — и все понимаешь. Многое зависит от стропальщика. Например, у меня сложился контакт со стропальщиком Артуром, так ему и говорить ничего не нужно, все понятно было и без слов. Я даже шутила: «Жаль, что нельзя тебя на все стройки с собой брать».

Галоша, бадья и колокольчик

Есть на стройке и свой профессиональный язык. Кроме всех известных майна и вира, можно услышать, например, галоша или бадья — это большие емкости, в которых поднимают на высоту бетон. Есть колокольчик — тоже емкость, но более аккуратная, по форме напоминает колокольчик, ей удобнее стены заливать.

Самое главное в профессии — внимание и аккуратность.  Ведь ты работаешь с людьми, а это повышенный риск и опасность. Я, например, когда идет бетон, даже стараюсь груз аккуратно перемещать, обходить людей, чтобы не испачкать и накапать раствором на них.

Наверное, из-за аккуратности женщины так прижились в этой профессии. Кстати, на стройке в Люблине прораб сразу заявил: «Мне на объект крановщика — только женщину!» Хотя у нас в организации и мужчины хорошо работают.

У меня случай был: укладывала плиты, вдруг внизу что-то кричит прораб, машет руками, показывает «классно». Потом рассказал, что он специально пришел посмотреть, как я плиту укладываю, словно бумажный лист — так аккуратно и тихо. Ему на стройке мужчины говорили про то, как я плиту кладу, вот он лично пришел посмотреть и похвалил, я даже засмущалась.

Профессиональных примет и страхов лично у меня нет, а вот сон иногда, причем один и тот же, вижу: будто кран катится, падает, а я его стараюсь удержать. Так что примет нет, был случай — кран заскрипел, я сказала прорабу, чтобы прислали мастера, а про себя приговариваю: «Боженька, пожалуйста, пусть кран не сломается, ведь бетон идет, нельзя стройку останавливать!»

Командная работа

В ОАО «Вертикаль» я работаю с 1992 года. Мне повезло и с руководством, к слову, наш директор Владимир Семенович Глазков, сам в прошлом крановщик, и с коллективом — он у нас в организации дружный. 

Поддержку коллектива всегда чувствовала. В самых трудных ситуациях, когда осталась одна с двумя детьми, сын был совсем маленький, руководство старалось и объект подобрать удобный по месторасположению, и сразу без простоя переводили с объекта на объект, и в ночные смены не ставили. Это очень ценно, когда тебя поддерживают и понимают.

DSC_0162.jpg

Есть в нашей организации свои традиции, День строителя всегда очень широко отмечается. Как правило, на теплоходе всем коллективом — от директора до уборщицы, — куда-нибудь отправляемся, в этом году были в Твери, в прошлом году — на Валааме. Надо сказать, что у нас очень активный профсоюз — Светлана Глазкова и Раяна Каримовна Халимова — просто молодцы: бесплатные экскурсии, санаторий, сама этим не раз пользовалась. Я вообще человек энергичный и общительный, а такие совместные поездки, они только на пользу, сплачивают коллектив, поэтому спасибо за это!

Несмотря на то, что на высоте одна я, — это командная работа, в которой не все и всегда зависит от меня, я в постоянном контакте, выполняю работу строго по команде снизу.

Моя география и советы начинающим

Если прикинуть географию моих строек, получается, я почти во всех районах Москвы работала. Объекты, которые строила, это в основном жилые дома, новые микрорайоны, детские сады и школы, можно сказать, практически пол-Москвы.

Приятно видеть результаты своего труда, наблюдать, как растет дом, как потом, проезжая мимо, видеть свет в окнах и осознавать, что в этом есть твой вклад.

Легкой работы я никогда не искала, да и на стройке такого быть не может. Стройка — это всегда напряжение, бывает, и нагрузки большие. Но я как-то всегда умела настроиться и поэтому все сложности переносила легко.

Сейчас девушки вообще не идут в профессию, в моем окружении самые молоденькие — им под пятьдесят, 48 и 49 лет. Редко встретишь на башенном кране молодых девочек. Работа не из простых, здесь с маникюром не походишь, а вот с ссадинами, царапинами и синяками на руках — запросто. Да и стройка — это не для всех: немногие готовы надеть резиновые сапоги и галоши.

ZIL_1550.jpg

Несмотря на то, что всю жизнь работаю, я от своей профессии не устала. Меня иногда знакомые, коллеги, с которыми начинала, односельчане спрашивают: «Ира, а ты еще долго собираешься работать?» На этот вопрос отвечаю: «Знаешь, пока меня Иришей, Иришечкой на стройке называют. Вот как перестанут — тогда и брошу!» (улыбается).

Главное — любить свою профессию, быть очень внимательной, аккуратно и хорошо работать. Наверное, это самый важный совет, который я бы дала, если бы пришлось стать наставницей для молодой крановщицы.

О Москве, людях и малой родине

Москву люблю. Сейчас реже бываю, сама живу в пригороде, а сестра и брат живут в столице, так что раньше часто к ним приезжали. Любили с детьми бывать в Сокольниках, на ВДНХ, в Парке Победы. Кстати, собираемся с подругой съездить посмотреть после реставрации ВДНХ. Нравится гулять в парке Царицыно, попала как-то случайно, и удивилась красоте!

По малой родине скучаю и стараюсь хотя бы раз в год бывать. Я ведь родом из Мордовии. Уже традиция — приезжать на Троицу в родное село, вспомнить ушедших, пообщаться с родными (семья у нас большая и дружная) и друзьями, собираемся большой компанией, иногда с гармошкой и песнями.

Люблю жизнь, людей и путешествовать. Но не могу простить предательство и измену, даже близким людям, как бы трудно мне не было. Эти качества под запретом, здесь я становлюсь очень решительной и терпеть не буду.

ZIL_1572.jpg

Многие спрашивают, родственники ли мы с космонавтом Светланой Савицкой. Фамилия от мужа досталась. Но в шутку отвечаю: «Да, и обе мы на высоте, только она чуть повыше — в космосе, а я чуть-чуть ниже».

В Новом году хочу пожелать — быть добрее друг к другу. Мне, кажется, это то, чего нам очень не хватает в жизни. Время сложное, каждый печется только о себе. Поэтому искренне всем желаю — доброты в сердцах!


Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Черкасова
Интервью
Копировать ссылку