27 Декабря 2019
760

Марат Хуснуллин: «По протяженности рельсовой паутины наш мегаполис выйдет в мировые лидеры»

Марат Хуснуллин: «По протяженности рельсовой паутины наш мегаполис выйдет в мировые лидеры»

Уходящий год богат на знаковые события в строительной сфере столицы. Это и запуск движения по двум московским диаметрам, переезд из старых домов в новое благоустроенное жилье участников программы реновации, открытие новых дорог и станций метро.

О том, чем запомнится 2019-й столичным строителям, чей труд позволил совершить настоящую транспортную революцию, о лидерских позициях Москвы в метростроении и новых дорожных проектах мы говорим с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.

— Марат Шакирзянович, в городе реализуется ряд мегапроектов, но самым, наверное, знаковым и масштабным является запуск МЦД-1 и МЦД-2. Расскажите, пожалуйста, какую работу провел город, чтобы это событие состоялось?

― Запуск диаметров, без преувеличения, событие историческое не только для Москвы, но и для всей агломерации. По сути, произошла транспортная революция: железная дорога заработала в режиме метро и стала неотъемлемой частью единой сети скоростного рельсового транспорта. Чтобы запустить движение по двум маршрутам, мы совместно с нашими коллегами из ОАО «РЖД» провели колоссальную работу: построено 132 километра путей, реконструировано 20 из 24-х остановочных пунктов на МЦД-1 и 27 из 32-х ― на МЦД-2. Было переложено около 290 объектов коммуникаций длиной свыше 1500 километров. В условиях плотной городской застройки выполнили сложнейшую работу по увязке 37 объектов МЦД с 26-ю проектами градостроительного развития территорий, примыкающих к железной дороге, построили подъездные дороги к остановочным пунктам Долгопрудная, Новодачная, Остафьево, проектируем другие. А еще   благоустроили прилегающие территории, вывезли 150 тысяч кубометров бытового и строительного мусора, уложили тротуары, обустроили газоны, установили опоры освещения. Титанический труд! 20 тысяч человек работали круглые сутки. И вот 21 ноября по диаметрам поехали первые пассажиры.

— Что дадут диаметры жителям Москвы и области?

— Это многогранный проект, от которого жителям и городу одни плюсы. Открытие только первых двух диаметров улучшило транспортное обслуживание четырех миллионов человек, проживающих в 45-ти столичных районах и шести подмосковных городах. Скоростной транспорт в пешей доступности получили почти полмиллиона жителей тех районов, где пока нет метро, ― Северного, Дмитровского, Восточного Дегунина, Можайского и Щербинки. Улучшилась и доступность тех районов, где станции метро и МЦК имеются, но расположены вдалеке от жилых массивов. Всего же пеший доступ к остановочным пунктам диаметров получило свыше миллиона москвичей, у которых отныне есть возможность выбирать более удобные и быстрые маршруты поездок по городу. Чтобы не показаться голословным, приведу примеры.

ZIL_1431.jpg

Из района Дегунино в Деловой центр «Москва-Сити» теперь можно доехать за 33 минуты без пересадки вместо 51 минуты, если ехать с тремя пересадками на метро. На 25 минут быстрее можно добраться из Сетуни до станции «Охотный ряд», если ехать не на метро с двумя пересадками, а по диаметру: 28 минут пути вместо 53. Благодаря МЦД-2, почти вдвое быстрее стал путь из района Выхино в Царицыно: 24 минуты с одной пересадкой вместо 47 с двумя, если ехать на метро. Таким образом, уже сейчас частично снимается и нагрузка с метро, особенно с пересадочных станций, где находятся вокзалы. Только за первые 11 дней работы диаметров «Комсомольская» разгрузилась на 5 процентов, «Киевская» ― на 12 процентов. А когда заработают все пять диаметров (а мы, напомню, строим еще три), подземка только в пределах центральных районов Москвы может разгрузиться на 15-25 процентов. Меньше станет пробок и на дорогах ― многие водители предпочтут передвигаться по диаметрам или на метро, которое разгрузится. По прогнозам, количество автомобилей в утренние часы пик в пределах МКАД сократится на 5 тысяч, а в пределах ТТК ― на 1,5 тысячи. С открытием диаметров поездки в Москву и обратно стали существенно дешевле для жителей области. Если прежде они доезжали из своих городов до ближайшей станции метро и спускались под землю, поскольку дальнейшая поездка на электричке выходила дороже, то сейчас по диаметрам они за те же деньги могут пересечь всю Москву, а при необходимости еще и бесплатно пересесть на метро или МЦК.

ZIL_1907.jpg

— А как повлияют диаметры на развитие тех столичных районов, где они проходят и пройдут в перспективе?

― Они послужат катализаторами к притоку туда инвестиций. Причем, мощный толчок к развитию получат территории, которые прежде вообще были выключены из городской жизни. Так, например, в Дмитровском районе из-за низкой транспортной доступности не развивалась промзона Бескудниково ― теперь она станет интересна инвесторам. Будет строиться жилье, создаваться рабочие места. Диаметры дадут толчок и развитию офисного сегмента в срединной и периферийной частях города, что очень важно в контексте полицентрического развития Москвы. Это доказано мировой практикой. Так, когда скоростные электрички, интегрированные с метро, ввели в Париже, то за 15 лет на прилегающих территориях было создано примерно 800 тысяч квадратов новых офисов. По нашим прогнозам, число рабочих мест только вокруг двух диаметров может достигнуть более 600 тысяч. Мы уже давно убедились в том, что каждый вложенный рубль в создание транспортной инфраструктуры в пешей доступности приносит три рубля внебюджетных инвестиций плюс дополнительные налоги.

— Марат Шакирзянович, поезда по диаметрам Одинцово-Лобня и Нахабино-Подольск «бегают» с 21 ноября. Но не все остановочные пункты доступны пассажирам. Когда их доделают и откроют? И на каком этапе строительство трех следующих диаметров?

― Да, действительно, мы запустили движение, не дожидаясь завершения всех работ на данных маршрутах. Конечно, можно было подождать, пока будут готовы все станции, платформы, вестибюли, переходы, благоустройство, и только потом запускать поезда с пассажирами. Но, напомню, что проект рассчитан до 2024 года, а значит, как минимум еще на 4 года о быстрых и удобных поездках через Москву миллионам жителей агломерации пришлось бы забыть. Мы же уже сейчас дали им возможность существенно экономить свое время и деньги в поездках. Уверен, что люди только выиграли — это видно по тому, как увеличивается пассажиропоток: в среднем растет на 8-9 процентов в день. А плановые работы по развитию диаметров мы совместно с коллегами-железнодорожниками продолжаем. До конца 2024 года на маршруте Одинцово-Лобня добавится еще три остановочных пункта ― всего их будет 28, из которых 12 обеспечат переход на 19 станций метро и МЦК. А на диаметре Нахабино-Подольск обустроим и откроем четыре новые остановки, и их общее количество на этом маршруте увеличится до 38, из которых 17 будут пересадочные на метро и МЦК.

Уже сейчас строятся еще два диаметра ― Ленинградско-Казанский, который свяжет столичный Зеленоград с подмосковным городом Раменское, и Киевско-Горьковский ― он соединит Апрелевку с Железнодорожным. Определили маршрутизацию и запустили в работу и пятый диаметр ― между Пушкино и Домодедово. В итоге через пять лет получим более 375 километров линий и свыше 180 станций скоростного рельсового транспорта, с которых можно будет совершить более 100 новых пересадок. По протяженности рельсовой паутины наш мегаполис выйдет в мировые лидеры, сравнявшись по этому показателю с Нью-Йорком.

— В этом году в Москве введено почти 18 километров линий, 8 станций метро и 1 депо, а за последние 9 лет с учетом МЦК для пассажиров открылись 155 километров линий и 81 станция, построено 5 новых депо, еще три реконструировано и два расширено. Цифры просто невероятные! Каковы же перспективы на будущее?

― С Москвой действительно в последние годы мало кто может в мире сравниться по темпам метростроения ― разве что китайские мегаполисы. Впрочем, по интенсивности строительства подземки мы и их обогнали, выйдя в мировые лидеры. Да и как иначе? Метро у нас самый популярный, жизненно необходимый транспорт, им регулярно пользуется более 70 процентов населения ― больше, чем где бы то ни было в мире. Поэтому снижать темпов просто не имеем права. Чем быстрее дадим людям подземку рядом с домом и работой, тем скорее они смогут экономить время в поездках, тратя его на семью, самообразование, досуг, тем меньше станет пробок на дорогах, а районы, где появятся новые станции, получат дополнительный стимул к развитию. За 9 лет мы с учетом МЦК построили почти 50 процентов от той протяженности метро, что была в 2010-м году. Станции подземки и железнодорожного кольца в пешей доступности получили четыре миллиона москвичей — это почти треть городского населения. По итогам 2019-го года будет 32 километра линий и 14 станций, 8 из которых уже открыты, а остальные будут достроены до конца декабря: четыре станции на втором участке Некрасовской линии и две ― «Авиамоторная» и «Лефортово» ― на БКЛ.

В течение последующих трех лет мы поставили перед собой задачу ввести все участки БКЛ за исключением восточного, что составит 84 процента от общей протяженности метрокольца.

— А что с восточным участком?

― Он самый сложный, поскольку там будут как однопутные, так и двухпутные тоннели. Мы его введем в 2023-м и, таким образом, полностью замкнем кольцо. Помимо этого грандиозного проекта, в течение трех лет будут продлены четыре радиальные линии ― Сокольническая (до «Потапово»), Люблинско-Дмитровская (от «Селигерской» до поселка Северный), Арбатско-Покровская ― до густонаселенного района Гольяново, где люди очень ждут метро, Солнцевская    ― до аэропорта Внуково. Появятся на карте столичного метрополитена и абсолютно новые ветки: Рублево-Архангельская, которая улучшит транспортное обслуживание нескольких районов, включая Хорошево-Мневники и Строгино, Бирюлевская, которая тоже охватит несколько районов юга Москвы и дотянется до Щербинки, а также Коммунарская, которая соединит МЦК через БКЛ с Коммунаркой и далее — с наукоградом Троицком, добраться до которого из центра можно будет всего за 40 минут (вместо полутора часов, как сейчас), а на станции «Коммунарка», где расположен крупнейший в Новой Москве административно-деловой центр, можно будет пересесть на красную ветку. Если все это вместе посчитать, до 2025 года метрополитен прирастет еще 150 километрами линий и 64 станциями. Таким образом, протяженность метро достигнет 604 километра, то есть станет вдвое больше, чем в 2010-м году.

— Да, жители Бирюлева с нетерпением ждут метро… Марат Шакирзянович, когда может начаться строительство новой ветки? Сколько станций на ней запланировано?

― Проектом этой ветки занимаемся вплотную. Недавно утвердили трассировку первого 20-километрового участка. Я лично изучил весь маршрут, пешком прошел по территориям, где планируются будущие станции. От ЗИЛа ветка должна пройти под «Технопарком» на другую сторону Андроповского проспекта, к всесезонному парку развлечений «Остров мечты». Затем под Москвой-рекой линия протянется к «Кленовому бульвару», где соединится с БКЛ. Далее ветка пойдет в Курьяново, через него ― до Царицына, после чего выйдет на Бирюлёво. В общей сложности на 20-километровом участке планируем построить девять станций. До конца года наши предложения рассмотрит мэр, затем ― градостроительно-земельная комиссия, а потом вынесем проект на публичные слушания, после чего строительство ветки нужно внести в Адресную инвестиционную программу. Только тогда станет понятна технология стройки, и можно будет говорить о сроках. Поэтому я не хотел бы опережать события. Но линию совершенно точно построим. Её ждут 840 тысяч москвичей ― жители Бирюлева Западного и Бирюлева Восточного, Нагатинского Затона, Курьянова (Печатники), Москворечья-Сабурова, Южного Бутова, Щербинки. Ветке обрадуются и около полумиллиона горожан, работающих в этих районах. С запуском Бирюлевской линии все они смогут экономить в поездках до получаса времени.

— А в чем сейчас основная сложность при строительстве метро в Москве?

― Основная сложность не в самом строительстве новых станций, а в связке новых линий и станций с уже действующими. Приходится примыкать новым стволом тоннеля к существующему, и погрешность при этом должна составлять не больше пяти миллиметров. Только вдумайтесь: на глубине 65 метров дойти щитом, оставить минимальное расстояние между тоннелями, все это делать в обводненных грунтах (а в Москве грунты почти всегда обводненные), разломать существующую обделку, и при этом погрешность всех конструкций должна быть не более половины сантиметра — вот это действительно сверхсложная работа.

— С какими еще трудностями, помимо высокой точности подземных работ, приходится сталкиваться?

― Само строительство линейного метро для нас сегодня не является особо сложным процессом ― мы имеем богатый опыт, наработали серьезные компетенции. 

ZIL_1950.jpg

Но если в 2010 году в метро было только 63 пересадки на действовавших тогда станциях метро, то с созданием единой интегрированной системы скоростного рельсового транспорта, а сюда входит и уже действующее МЦК, и строительство станций БКЛ, и МЦД, количество пересадок возрастает в разы. На одном только Большом кольце метро 23 пересадочные станции на другие ветки, 4 ― на МЦК, 6 ― на первые два диаметра и 11 ― на железнодорожные радиальные ветки. И увязать в единую систему примыкание новых и существующих линий и станций, инженерные сети, сроки строительства разных транспортных объектов и меняющиеся пассажиропотоки, да еще при разных заказчиках и разных землевладельцах, очень непросто. Иногда бывает на одной территории по шесть заказчиков. Вот на юридические нюансы, координацию действий зачастую уходит много времени.

— Какое количество специалистов и рабочих задействовано сегодня на строительстве столичной подземки?

― Метро в Москве строят около 50 тысяч человек, работающих в круглосуточном режиме в три смены. Мы собрали лучших специалистов со всей страны и некоторых государств ближнего зарубежья, привлекли и китайских специалистов, которые имеют богатый опыт метростроения, работают быстро и качественно: они заняты на участке Большой кольцевой линии и части Коммунарской ветки. У нас под землей одновременно работает 32 тоннелепроходческих комплекса, из которых 16 ― в ежедневном режиме. За год эти 16 щитов прокопают 45 километров тоннелей. Труд титанический! Мы вывозим со стройплощадок по 6-7 миллионов кубометров грунта в год — это как насыпать пять гор, каждую ― высотой до 1000 метров.

— Сохранятся ли в будущем году темпы дорожного строительства?

― Развивая скоростной рельсовый транспорт, мы ни на минуту не забывали о дорогах. Напомню, что за девять лет, с учетом тех объектов, что будут введены до конца декабря, у нас построено 913 километров дорог. Это более 16 процентов существовавшей по состоянию на 2010-й год улично-дорожной сети Москвы. Ежегодно мы строим и реконструируем по 100 километров. Но самое главное, что активно занимаемся искусственными сооружениями: сдаем по 20-30 тоннелей, эстакад и мостов в год. Это очень важно, поскольку эти объекты обеспечивают связность городских кварталов и районов. С 2011 года введено 268 таких сооружений ― 30 процентов всего, что было построено до этого. Такими результатами не может похвастаться ни один мегаполис в мире. По темпам прироста протяженности дорог мы являемся, наряду с Пекином и Нью-Йорком, мировыми лидерами. Пятый год как наша столица не является мировым лидером по пробкам, а позорное первое место она занимала много лет подряд. Вообще в том, что пол-Москвы еще в 2013-м году не встало в одну большую пробку (а угроза была очень серьезная), огромная заслуга лично мэра Москвы, который поставил развитие транспортной инфраструктуры во главу угла. Но мы понимаем, что одним дорожным строительством мы уровень автомобилизации, а по приросту автомобилей мы уже обошли крупнейшие года США, никогда не догоним. Поэтому важно развивать транспортную инфраструктуру в комплексе, с упором на развитие и интеграцию всех видов скоростного рельсового транспорта, что мы и делаем. Плюс очень важно грамотно выстроить саму дорожно-транспортную логистику. И наш самый масштабный на сегодняшний день проект дорожно-транспортного строительства ― я говорю о хордовом кольце ― как раз на это и направлен. В 2019-м мы полностью завершили строительство Северо-Западной хорды, открыт ее последний участок ― балочный мост через канал им. Москвы в Нижних Мневниках. Теперь на хорде не осталось ни одного узкого горлышка. На 70 процентов готова Северо-Восточная хорда, за 2-3 года завершим Южную рокаду, а затем и Юго-Восточную хорду. К 2023 году хордовое кольцо будет полностью готово. Оно охватит территории 73 столичных районов, улучшит их связность, разгрузит основные вылетные магистрали, МКАД и ТТК на 15 процентов. Время в пути для 6,5 миллионов горожан сократится на 12,5 процентов, а протяженность перегруженных участков дорог ― на 12 процентов. Из других объектов, которые будут завершены в ближайшие три года, ― оставшиеся участки МКАД в рамках очередного этапа ее реконструкции, дороги в Новой Москве, улично-дорожная сеть в промзонах плюс строительство дорог местного значения. Всего в планах, согласно утвержденной Адресной инвестиционной программе на 2020-2022 годы, ― ввод 339 километров дорог, 99 искусственных сооружений и 60 пешеходных переходов. По нашим оценкам, такой объем, наряду с развитием метро и железных дорог, позволит избежать транспортного коллапса, несмотря на постоянный прирост числа автомобилей. 125 районов поедут быстрее, скорость движения в них вырастет на 10 процентов, а в целом по Москве загруженность трасс снизится еще на семь процентов.

— Марат Шакирзянович, наш журнал выходит в преддверии Нового года. В эти дни традиционно подводят итоги и говорят о планах. Планы мы уже обсудили, а вот какой самый главный итог строительного года 2019?

― Основным показателем успешности развития нашей отрасли является динамика строительства и ввода недвижимости, включая жилье. Так вот 2019-й год войдет в этом плане в историю как рекордный: по итогам 12 месяцев введем в эксплуатацию более 10 миллионов квадратных метров. Так много не вводили никогда! Даже в самом успешном ― 2015-м ― по итогам сдали чуть выше девяти. Сегодня по темпам строительства зданий Москва ― на четвертом месте среди мегаполисов, обогнали даже Нью-Йорк. Только по состоянию на начало декабря в столице ввели 10 миллионов квадратов недвижимости, перевыполнив годовой план более чем на 15 процентов (8,5 миллионов квадратных метров). Из этого объема на жилье пришлось 4,3 миллиона квадратных метров, что при годовом плане в 3,5 миллиона демонстрирует 19-процентный рост. Беспрецедентные объемы. И дальше они будут еще более высокими. В рамках АИП на 2020-2022 годы на жилищное строительство направляем существенный объем средств, который позволит только за счет бюджета и субсидий городскому фонду реновации жилья ввести за три года 3,4 миллиона квадратов площадей. Это в разы больше, чем Москва ежегодно строила до сих пор. Причем, большая часть жилья ― 2,8 миллионов квадратных метров ― будет построена и запроектирована по программе реновации. Это значит, что город в ближайшие годы станет строить и вводить почти четверть всего строящегося в Москве жилья, основные объемы которого по-прежнему приходятся на инвесторские стройки, что доказывает привлекательность столичного рынка для девелоперов.

Я также хочу отметить еще одно огромное достижение года, связанное с реализацией программы реновации. Нам удалось решить задачу, которую перед собой поставили, а именно: утвердить площадок на пять миллионов квадратных метров, потому что именно такой градостроительный потенциал позволит поднять первую волну, которая охватит все районы, где начнется строительство стартовых домов и переселение людей. Так вот на сегодняшний день подобрана и утверждена 361 стартовая площадка на 5,2 миллиона квадратов, что составляет 30 процентов от общей потребности программы. Считаю это знаковым событием, поскольку на первую волну мы программу полностью обеспечили.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова
Интервью
Метро
Территории
Копировать ссылку