Марат Хуснуллин: «В Европе мы — абсолютные лидеры в строительстве метро»

Наталья Есипова
8 Августа 2019
294
Марат Хуснуллин: «В Европе мы — абсолютные лидеры в строительстве метро»

Москва быстрыми темпами превращается в город, комфортный для жизни: строятся уникальные спортивные сооружения, создаются новые общественные пространства, а возведение транспортных объектов и вовсе вышло на рекордные объемы. Как урбанистика влияет на здоровье и качество жизни москвичей? Насколько расширилась подземка за последние девять лет? Каковы планы на ближайшее будущее по строительству? Все ответы знает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Об этом и многом другом он рассказал в эксклюзивном интервью нашему изданию.

— Марат Шакирзянович, последние годы Москва получает минимум по одному знаковому объекту в год: стадион «Лужники», парк «Зарядье»… В этом году у нас открылся Дворец гимнастики. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

— Дворец гимнастики — настоящий шедевр, украсивший территорию «Лужников». Инвесторы, которым мы благодарны за такой объект мирового уровня, возвели его в рекордно короткие сроки: за два года. Не помешал даже мундиаль, во время которого стройку временно приостанавливали.

18 июня дворец распахнул свои двери, а 25 июня уже принял чемпионат России по художественной гимнастике. Изюминка дворца — уникальная форма кровли, напоминающая взмах гимнастической ленты и придающая зданию неповторимый облик. Для ее создания использовали алюминиевое фальцевое покрытие, изготовленное специально с учетом сложной геометрии крыши. Еще одна особенность здания — фасад, отделанный витражами различных оттенков, затемненных в определенных зонах. Основную часть здания занимает арена с частично трансформируемыми трибунами, что позволит использовать ее для мероприятий различного формата. По краям — два медиа-­экрана, современное световое и звуковое оборудование. Кроме того, во дворце есть три тренировочных зала, тренерские и судейские комнаты, столовая для спорт­сменов и судей, зрительские буфеты, мультимедиа-музей, хореографический и тренажерный залы, медико-восстановительный центр. В фойе выложена мозаика в русском стиле. Считаю, что это выдающийся объект, который получили «Лужники» вслед за реконструированной ареной.

— А появятся ли в «Лужниках» другие спортивные объекты?

— Да, безусловно, и они уже строятся. Идут работы на пяти крупных объектах. В следующем году откроется крупнейший в России Теннисный клуб с 22-мя кортами (из них 15 закрытых и 7 открытых) для большого тенниса. Появятся и площадки для других ракеточных видов спорта: бадминтона, сквоша, настольного тенниса и падел-тенниса. Откроется новый Ледовый дворец «Кристалл» с аренами, тренажерными залами и бассейном.

Строится Дворец водных видов спорта (а он — один из крупнейших в России и Восточной Европе) с аквапарком, который круглый год смогут посещать до 10 тысяч человек.

IMG_1805.jpg

Обновляется универсальный спортивный зал «Дружба», предназначенный для проведения соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу, спортивным танцам, международных и российских турниров по карате, дзюдо, боксу и самбо, а также для корпоративных мероприятий, конференций и концертов.

Еще один значимый объект — Дворец единоборств, где разместятся два центра: Международный центр самбо и Центр бокса.

— Марат Шакирзянович, давайте перейдем к менее интересным, но, несомненно, важнейшим вопросам. 1 июля состоялся переход на проектное финансирование и счета эскроу. Как это повлияет на столичных застройщиков? Не снизятся ли объемы ввода жилья?

— Для Москвы это не критично. Доля инвесторских строек у нас стабильно каждый год держится на уровне 85-86 процентов, и нет никаких оснований, что она будет снижаться. Все крупные игроки остаются на рынке. Что касается перехода на эскроу-счета, у подавляющего большинства компаний хороший запас прочности. По состоянию на конец июня Москомстройинвест выдал девелоперам 122 заключения о соответствии критериям (ЗОСК), позволяющих достраивать объекты по старой схеме, без открытия эскроу-счетов. Выданные ЗОСК коснутся недвижимости общей площадью более 8,2 миллионов квадратных метров. Это практически годовой объем ввода. Жилье в этих новостройках предназначено более чем для 60 тысяч дольщиков.

Всего в МКСИ поступило свыше 300 обращений на получение ЗОСК. И большинство застройщиков, желающих достраивать объекты по старой схеме, предоставило необходимую документацию. У нас вообще очень серьезный багаж выданных разрешений на строительство: более 600. На конец июня по 471 из них применима старая схема, учитывая текущую готовность проектов. То есть, по схеме без эскроу-счетов может быть завершено почти 80% строек. Готовность других объектов пока слишком низкая, и они в целях защиты покупателей будут строиться с использованием счетов эскроу.

Хочу сказать вот еще о чем: переход на эскроу-счета подтолкнул многих инвесторов к увеличению портфелей. В Москве по итогам первого полугодия зафиксирован беспрецедентный объем ввода жилья: 2,2 миллиона квадратных метров из 5,5 миллионов «квадратов» всей введенной недвижимости, подавляющее большинство — инвесторские проекты. И объемы будут и дальше высокими.

— А что это значит для покупателя?

—Это значит, что цены на недвижимость будут достаточно стабильными. Последние годы наш анализ показывает, что стоимость жилья остается практически неизменной, поднимаясь в год на 1-1,5 процента в зависимости от сегмента. Более того, серьезно повысилось качество жилья: если 10 лет назад из-за дисбаланса спроса и предложения продавалось все, что ни построишь, то теперь наступило время покупателя, когда девелоперы уделяют особое внимание качеству жилья, планировке, благоустройству. Обратите внимание: к жилищному строительству стали привлекать много иностранных архитекторов, девелоперы борются за покупателя. Это позитивный момент.

— А как идет программа реновации? Будут ли меняться правила расселения, докупки площадей, отделки квартир и благоустройства дворов по реновации?

— Это ключевой инфраструктурный мега­проект, который существенно улучшит жилищные условия москвичей, даст им новую, качественную городскую среду, в целом преобразит Москву, вдохнув в нее новую жизнь, сделав яркой и привлекательной. Аналогов нашей программе реновации по масштабности, а главное, по социальному посылу нет ни в одной стране. Мы, можно сказать, в этом пионеры и задаем тон всему миру. Речь идет об улучшении жилищных условий миллиона москвичей. В программу включено 5173 дома. Программа набрала хорошие темпы. Подобрано 329 стартовых площадок почти на 4,8 миллионов квадратных метров. И их поиск продолжается. Разрабатываются ППТ, по которым проводятся публичные слушания. Это очень важно, ведь от обсуждения с жителями зависит, сколько домов и когда будем строить, в какие квартиры кто и когда переедет. К началу будущего года назовем даты и место переезда для каждого дома.

ZIL_0250.jpg

Самое главное, что люди уже переезжают в новые дома. 159 домов построено и строятся, 13 тысяч человек уже переехало либо переедет до конца года. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин принял целый ряд решений в интересах москвичей, чтобы переселение было с самого начала максимально комфортным для всех. В стандартах отделки квартир прописано все до мелочей. И для дворов — от высоты деревьев, кустарников до тротуаров и газонов. Еще раз подчеркну, что стандарты программы реновации очень высокие. К тому же мэр принял беспрецедентное решение о том, что жители могут докупить метры и квартиры со скидкой в 10 процентов. И таких желающих хватает. Кроме того, город еще и помогает людям бесплатно с переездом в новое жилье.

— В июле в парке «Зарядье» состоялся очередной Московский урбанистический форум, главной новинкой которого был конгресс «Здоровый город». Может ли реновация оздоровить столичные районы?

— Конечно, и существенно. Напомню, что мэр поставил задачу не просто улучшить жилищные условия москвичей, в связи с чем, кстати, повысится капитализация их недвижимости (рыночная стоимость новых квартир будет на 30 процентов дороже, чем расселяемых, так что для участников программы выгода очевидна), а создать людям совершенно новую городскую среду, другого качества, комфортную и удобную. Причем, выгоду от реновации получают не только те, кто переедет в новое жилье, но и все жители микрорайонов за счет новых объектов инфраструктуры, которые будут в шаговой доступности. Это школы и садики, детские и спортивные площадки, места для отдыха и досуга, а также удобный скоростной общественный транспорт рядом с домом.

Плюс ко всему число рабочих мест в этих районах за счет возможностей для малого и среднего бизнеса (нежилые первые этажи, инфраструктура, которая будет создаваться для рабочих мест в пешей доступности) вырастет на 52 процента. Площадь публичных пространств, используемых жителями, вырастет по сравнению с нынешним состоянием кварталов в два раза: с 17 до 34 процентов территории микрорайона. Очень важно, что и сама Москва, которая десятилетиями ветшала, заметно преобразится и похорошеет, получив новую привлекательную застройку. А среда напрямую влияет на здоровье горожан, их самочувствие, настроение.

— К тому же, и строительство мет­ро в Москве идет ударными темпами. За последние годы столица, пожалуй, побила все рекорды, особенно в прошлом году — 17 станций! Да и в этом уже открыто 8: четыре на новой Некрасовской линии и четыре на Сокольнической ветки… Куда «поедем» дальше в этом году и в ближайшей перспективе?

— По темпам и объемам метростроения в мировых рейтингах мы сегодня уверенно обгоняем и Пекин, и Стамбул, и Мехико, и Берлин, и Нью-Йорк, и Париж, и другие мегаполисы. В Европе так вообще абсолютные лидеры! С 2011 года темпы и объемы метростроения в пять раз превышают те, что были даже в советские времена, когда столичное метро строила вся страна.

ZIL_8957.jpg

Кстати, нашим размахом метростроения впечатлены даже специалисты китайской корпорации CRCC, которые работают на участках БКЛ и Коммунарской линии. А эта компания, между прочим, признана ведущей в мире в области транспортного строительства. С 2011 года протяженность линий метро выросла в 1,5 раза, станции метро в пешей доступности получили жители почти полусотни столичных районов, во многих из которых его ждали 20 и более лет. Более миллиона москвичей сократили время в поездках по городу: экономят от получаса до часа. Стало свободнее и в самом метро: согласно исследованиям, загруженность станций за счет построенных новых снизилась на 7,2 процента в год, а среднее время поездки на личном автотранспорте в утренние часы пик — на 2,8 процента в год. И это во многом благодаря тому, что люди пересели на рельсовый транспорт.

— Темпов не снизим?

— Конечно, нет! В течение ближайших лет метро будет развиваться так же активно, главная задача этого года — ввод 33 километров новых линий и 14 станций. Причем, как вы правильно заметили, большая часть плана выполнена: восемь станций открыто. В результате более полумиллиона москвичей получили подземку в пешей доступности, сократив время в поездках по Москве.

До конца года планируем как минимум достроить и как максимум открыть для пассажиров второй участок Некрасовской линии с четырьмя станциями и очередной участок Большой кольцевой линии со станциями «Лефортово» и «Авиамоторная».   В планах на будущий год — открыть 9 станций, в 2021-м году — 12 станций, в 2022-м — 18. А главное — завершим наш ключевой, самый масштабный за всю историю московского метро проект — полностью замкнем Большую кольцевую линию и откроем по ней полноценное движение поездов.

Таким образом, в 2023 году столичная подземка по протяженности станет в два раза больше, чем была в 2010-м году. К настоящему времени эта задача выполнена на 65 процентов. Самое главное — мы достигнем цели, поставленной мэром Москвы: пешим доступом к метро обеспечим 90% населения.

— Включая Новую Москву?

— Да, метро потянется дальше в ТиНАО: через район Бирюлево — в Щербинку, в Рублево-Архангельское, мы приступили к прокладке второй — абсолютно новой линии метро — в Коммунарку, от которой оно пойдет дальше — в Троицк. Будем продлевать и другие ветки метро. Так, Солнцевский радиус дотянем до Внуково, и этот международный аэропорт станет единственным в стране, у которого будет собственная станция метро.

В планах — продление Арбатско-Покровской линии до Гольяново, крупного района Москвы, где до сих пор нет своего метро. Но самое главное — мы занимаемся не только метро, а еще и активно развиваем железнодорожные магистрали. Наша задача — интегрировать подземку с наземным метро (МЦК, будущими Московскими центральными диаметрами), чтобы создать единую взаимоувязанную систему городского рельсового транспорта.

По сути, 2023 год станет годом транспортного прорыва: протяженность линий наземного и подземного метро в сумме достигнет 1000 километров, что выведет Москву в мировые лидеры по плотности сети и станций рельсового транспорта.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова
Интервью
Копировать ссылку
«Профессию сварщика можно сравнить  с творчеством  художника»
«Профессию сварщика можно сравнить с творчеством художника»
Валерий Онищенко, 33 года, сварщик Завода металлоконструкций (МКЗ) Концерна «КРОСТ», победитель конкурса «Московские мастера».
26 Октября 2018
4131