Москва концертная

51
Москва концертная

Сегодня главный герой рубрики — Концертный зал имени Петра Чайковского. Выбор не случаен — это одна из ведущих концертных площадок страны, в ее истории было немало ярких и интересных страниц, даже во время Великой Отечественной войны здесь не прекратилась филармоническая деятельность. 

Омон, варьете, вертеп и театр

Это не абстрактный набор слов, все они так или иначе вписаны в историю знаменитого на весь мир Концертного зала Чайковского. Правда, Омон не имеет ничего общего с современной аббревиатурой, которая расшифровывается как отряд милиции особого назначения. Это фамилия французского антрепренера Шарля (по одной из версий ― он же Михаил Григорьевич Омон), отличавшегося удивительной смекалкой и предприимчивостью. Мечта сделать карьеру антрепренера привела его в театральный мир России. Понимая, что при существующей в то время жесткой конкуренции в театральном среде во Франции, он вряд ли добьется успеха на родине, Шарль решает попытать счастья в Москве. Эта мысль впервые посетила его в середине 1889 года, когда в Париже проходила Всемирная выставка. 20 апреля 1890 года последовало решение об устройстве французской выставки в Москве. Как утверждают некоторые источники, Омон дал солидную взятку учредителям мероприятия, чтобы попасть в российскую столицу, где он развернул активную творческую деятельность. Здесь он комплектует труппу артистов, открывает кафешантан, театр с рестораном в Камергерском переулке (позже театр переехал в сад «Аквариум»), продвигает кинематограф, успевает зажечь в сердце великого Горького ненависть к своей персоне. Его культурные заведения многие называли вертепом, в театральной труппе уживались драматические и цирковые актеры, репертуар напоминал «солянку» ― наряду с классическими спектаклями соседствовали варьете и фарс, выступали циркачи и куплетисты.

В начале ХХ века предприимчивый Омон выкупил дом на углу Тверской и Большой Садовой у московских властей и заказал проект театра молодому архитектору Модесту Дурнову. Талантливый художник, один из пропагандистов стиля модерн, выстроил в 1902 году четырехэтажное здание из красного кирпича с фигурными башенками на крыше и оригинальным фасадом, украшенным эффектным «кокошником» над входом. Над роскошным внутренним убранством работали итальянские и французские мастера. Так начал свою жизнь театр «Буфф».

После революции 1905-1907 годов Шарль Омон неожиданно исчез. Источники сообщали, что причиной стала его финансовая несостоятельность из-за любви к авантюрным проектам. В итоге он продал свой театр через подставное лицо.

Реконструкция с привкусом новаторских идей

Театр «Буфф» продолжил свое существование под другими именами. До революции здесь располагались театры легкого жанра ― «Буфф-миниатюр» и «Зон». После 1918 года ― Театр РСФСР. Еще одной яркой страницей в жизни этого учреждения культуры стал 1922 год, когда здание передали ТИМу ― Театру имени Всеволода Мейерхольда.

Авангардный режиссер, теоретик и практик театрального гротеска Мейерхольд решил внести кардинальные изменения и в архитектуру здания. Спустя десятилетие была задумана грандиозная реконструкция. Новаторские идеи Всеволода Эмильевича предполагали разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями, «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля».

Театр планировали оснастить по последнему слову техники. Технологические задумки выглядели просто фантастически: трансформируемая сцена с возможностью переноса игровых площадок в зрительный зал, раздвигающаяся крыша-купол, направленное регулирование света и звука, организация связи помещений для актеров со сценической площадкой. «Творческая башня», где планировалось разместить лаборатории для создателей спектакля — режиссеров, художников, конструкторов, — должна была увенчать угол театра. ТИМ, по замыслу Мейерхольда, — это динамичное модернистское здание, насыщенное стеклянными поверхностями и открытыми террасами. Вместо традиционной сцены — игровая площадка, состоящая из двух связанных поворотных дисков, меньший из которых выносился вперед, прямо в амфитеатр. «Сцена-стадион» давала возможность включить зрителя в актерскую игру. И как на настоящем стадионе, на этой площадке предполагалось проводить соревнования по гимнастике, борьбе, прыжкам с шестом, баскетболу, городкам, даже прыжкам в воду — бассейн возникал на месте опущенного диска сцены.

В разработке смелого конструктивистского проекта принимали участие молодые архитекторы Михаил Бархин и Сергей Вахтангов (сын театрального режиссера Евгения Вахтангова), проект которых совпал с характером мейерхольдовских постановок.

Однако задуманному не суждено было воплотиться в жизнь. Реализация проекта затянулась, изменилась архитектурная мода. И за дело взялась Вторая архитектурно-проектная мастерская Моссовета под руководством Алексея Щусева. В 1935 году мастерская выполнила проект реконструкции всей Старотриумфальной площади, переименованной в площадь Маяковского. В разработке, кроме Щусева, участвовали архитекторы Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков. Театр им виделся как монументальное здание, увенчанное статуей Маяковского, над входом в зрительный зал — мозаичные панно со сценами из гоголевского «Ревизора» по рисункам художника Бориса Покровского. Протяженный глухой фасад планировалось «расчленить» диагональным геометрическим узором крупного модуля.

Подарок к 100-летию композитора

Конец новаторским планам и творческим замыслам, в том числе и архитектурным, положило постановление Комитета по делам искусств о ликвидации Театра имени Мейерхольда 7 января 1938 года. После закрытия театра и ареста режиссера недостроенное здание было передано Московской филармонии. За очередную перестройку здания взялись архитекторы Дмитрий Чечулин и Константин Орлов. Они сохранили ранее принятое оформление фасадов, но пожертвовали «творческой башней». Первой в эксплуатацию была сдана угловая часть здания, где в 1938 году открылась станция метро «Маяковская», получившая Гран-при на проходившей в Нью-Йорке международной выставке.

Спустя два года завершилась отделка концертного зала, само здание декорировали в стиле сталинского ампира, и творческая площадка с нелегкой судьбой приняла первых зрителей. От первоначального проекта Мейерхольда остались только сцена и амфитеатр зрительного зала. К слову, специалисты относят к следам смелых замыслов Мейерхольда и круглый план буфета, расположенного непосредственно под сценой, и круглый вестибюль, поскольку ранее их объемы предназначались для размещения механизмов для большого и малого круга.

Открытие нового концертного зала Московской филармонии, получившего имя Петра Ильича Чайковского, было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора. 12 октября 1940 года в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Александра Гаука и Константина Иванова прозвучали Шестая симфония, «Франческа да Римини», 1-я часть Первого фортепианного концерта, арии из опер и романсы. Уже первый филармонический сезон в Концертном зале имени П.И. Чайковского принес залу всесоюзную известность. На этой сцене выступали легендарные музыканты: Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Владимир Софроницкий, Мстислав Ростропович, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Галина Вишневская, Елена Образцова.

Во вновь открытом зале был установлен старинный орган немецкой фирмы «Э.Ф. Валькер», прежде звучавший более века в Петропавловском соборе на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Интересно, что на нем довелось поиграть самому Чайковскому.

Концерт под аккомпанемент сирены

Великая Отечественная война изменила репертуар и жизнь ведущей концертной площадки страны, но не остановила филармоническую жизнь в этих стенах. Примета времени появилась на крыше здания — здесь разместили зенитную установку. Несмотря на осадное положение Москвы, концерты были регулярными, порой они проходили под звуки сирены воздушной тревоги. В подвале КЗЧ было организовано бомбоубежище, куда спускались артисты и слушатели во время налетов фашистской авиации. Зал почти не отапливался, тем не менее артисты всегда выступали только в концертных костюмах. Очевидцам запомнились два уникальных концерта осени 1941 года: один — на крыше здания, для зенитчиков, другой — на перроне станции метро «Маяковская» после торжественного заседания, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции. За время войны здесь прошли около 1500 концертов. Мероприятия посетили более двух миллионов зрителей.

В 80 лет все только начинается

История Концертного зала имени П.И. Чайковского насчитывает без малого 80 лет, это одна из крупнейших концертных площадок России и главная концертная площадка Московской филармонии. Зал вмещает более 1500 любителей музыки. Ежегодно здесь проходит порядка 300 концертов, которые посещают более 350 тысяч москвичей и гостей столицы.

В сезоне 2004-2005 годов в зале проведены реставрационные работы, после чего изменилась пространственная концепция зала: теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для оперных постановок. Таким образом, был дан старт «оперному движению» на обновленной сцене Концертного зала имени Чайковского.

Важной вехой в современной истории учреждения стал 2008 год: была значительно улучшена акустика зала ― установлены специальные акустические щиты, начались работы по восстановлению исторического облика фойе. Не обошла стороной высокое искусство и цифровизация: фойе оборудовали электронными мониторами, на которых можно познакомиться с афишами будущих мероприятий, а также увидеть прямую трансляцию концерта.

В афише зала ежегодно представлены все лучшие симфонические коллективы России и их главные дирижеры, среди которых оркестр Мариинского театра и Валерий Гергиев, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы» и Владимир Спиваков, оркестр «Новая Россия», ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный оркестр и Михаил Плетнёв, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского и Владимир Федосеев. Здесь выступают лучшие солисты-инструменталисты, в числе которых Денис Мацуев, Николай Луганский, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе. Сезон концертного зала богат и на чтецкие проекты, здесь проходят творческие встречи с любимыми артистами.

Ежегодно в зале проводятся выступления лучших коллективов мира. Москву включали в маршруты своих гастролей Королевский оркестр Консертгебау и Марис Янсонс, оркестр Артуро Тосканини и Лорин Маазель, оркестр Венской филармонии и Даниэль Баренбойм, оркестр Баварского радио и Марис Янсонс, Лондонский симфонический оркестр и Валерий Гергиев и многие другие.

В последние годы в здании восстановлены исторические интерьеры и акустические элементы зала, что делает посещение этого уникального по своей архитектуре объекта особенно интересным.

Копировать ссылку
История
Копировать ссылку