На зависть Франции: как прошел Московский урбанистический форум

Наталья Есипова
Жаннат Идрисова
9 Августа 2019
129
На зависть Франции: как прошел Московский урбанистический форум

Июль традиционно прошел под знаком Московского урбанистического форума. Второй год подряд главной площадкой одного из самых крупных международных конгрессов становится парк «Зарядье». Десятки экспертов и более семи тысяч делегатов со всего мира обсудили с властями столицы и главами ведущих российских компаний достижения и планы дальнейшего развития не только Москвы, но и среднестатистического мегаполиса. Подробности и детали — в материале наших специальных корреспондентов.

День первый, деловой.

Начало.

Любознательные китайские туристы, гуляющие по парку «Зарядье» с раннего утра, пытаются проникнуть за ограждение территории, где проходит форум. Товарищей мягко останавливают на входе — без бейджа не пройти. Да и гостей с бейджами столько, что приходится постоять в живой очереди: в этом году к нам приехало рекордное количество гостей. Мэры городов, инвесторы, девелоперы, архитекторы, журналисты — все они собрались не только делиться своим опытом, но и учиться у Москвы.

ZIL_7641.jpg

Главная сессия состоялась в концертном зале «Зарядье»: новинкой этого года стала презентация так называемых «здоровых технологий» на международном конгрессе Urban Health. Эксперты обсуждают вопросы городского здоровья, а главной темой стала мотивация горожан к здоровому образу жизни и физической активности. С ключевым докладом выступил мэр Москвы Сергей Собянин. Он отметил, что высокий уровень здравоохранения приводит к увеличению продолжительности жизни в городах. В то же время растет и динамика заболеваний, связанных с малоактивным образом жизни: сервисы доставки, электронные услуги и такси отнимают у людей необходимость передвигаться. Москва в рамках программы «Моя улица» создает безопасную среду, которая притягивает человека на улицу, увеличивает его двигательную активность, подчеркнул мэр Москвы:

— Горожане не могут жить по принципу «работа-дом-транспорт». Людям необходимо почувствовать себя частью городского сообщества.

Смещаем акценты, пересаживаемся на велосипеды

Главный капитал — человеческий. И самое важное, чем должен заниматься город, — это заботиться о своих жителях. Эту мысль подчеркнула в своем выступлении заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова. По ее мнению, если мы говорим о здравоохранении, то необходимо сместить акценты с лечения к активной профилактике и диспансеризации населения, а мегаполисы должны ориентироваться на защиту здоровья как основного принципа городской политики:

— Москва по сравнению с другими городами России демонстрирует позитивные перемены с точки зрения мотивации граждан к здоровому образу жизни. Мы хотим распространять успешные практики Москвы на всю страну, — подчеркнула она.

А вице-мэр по социальным вопросам и здравоохранению города Хельсинки Санна Весиканса рассказала, что 87% жителей финской столицы отказались от личных автомобилей — перешли на общественный транспорт, пересели на велосипед, выбрали пешие прогулки. Это также способствует улучшению общественного здоровья.

ZIL_7649.jpg

Самодостаточность твоего района

Тему продолжили обсуждать на панельной дискуссии «Среда для развития. Комфортный город как драйвер экономики». Примеры того, как развитие городской среды оказывает комплексное влияние на экономику, привел в своем выступлении заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин:

— В Москве мы определили для себя несколько показателей комфортности, которые отображают, что нужно сделать, чтобы город был удобным для проживания. Это удобная транспортная сеть, комфортное жилье с благоустроенными дворами, самодостаточные городские районы, где человек может жить, работать и отдыхать в пешей доступности, детский сад и школа рядом с домом, современное здравоохранение в транспортной доступности, доступные спорт, культура и отдых, новые центры притяжения создания рабочих мест, благоустроенные общественные пространства.

ZIL_7677.jpg

Перечисляя направления работы, Марат Хуснуллин рассказал о программе благоустройства набережных, в рамках которой до 2023 года включительно все 200 километров набережных Москвы-реки будут приведены в порядок:

— Занимаясь мегапроектами, мы сегодня дошли до каждого района. Сейчас мэр утвердил программу «Мой район», мы сидим в штабе и в ручном режиме разбираем все 146 районов Москвы: что комплексно нужно сделать, чтобы жители чувствовали себя хорошо в городе. Повторю: чем больше мы вкладываем в человека, в благоустройство, тем больше получаем синергетический эффект, и тем лучше становится город, — подчеркнул он.

О плюсах и минусах

Признаться, самым большим минусом Урбанфорума является то, что не получается попасть на все запланированные панельные дискуссии: большинство из них проходят в одно и то же время, да и место в зале занять проблематично — желающих обсудить форматы жилой застройки, реновацию, развитие новых территорий Москвы, редевелопмент промзон больше, чем может вместить концертный зал «Зарядья». А плюсом — та свободная атмосфера, когда можно без проблем получить любой комментарий — финского чиновника, индийского девелопера, корейского профессора или российского губернатора. Например, в очереди за вареным на песке кофе, пастой и кутабом или на стильной лавочке около фонтана.

ZIL_7675.jpg

Или просто на ступеньках.

Потому что обсуждения и споры о нашем общем будущем — они и должны проходить именно так — просто, демократично, без пафоса или для галочки.

День второй, активный. Продолжение.

Новые хештеги о любви

«Гвоздем» второго дня Московского урбанистического форума стало пленарное заседание «Мой район. Качество для всех. Сбалансированное развитие городов», участники которого обсудили стандарты комфортной для горожан среды и качество услуг.

Мэр Москвы Сергей Собянин, открывая сессию, отметил: районы столицы логично рассматривать как город в городе, поскольку число жителей в каждом — от 100 до 200 тысяч человек — составляет население среднестатистического российского города. На их благоустройство направляется 90% инвестиций. При этом власти думают не только над возведением новых домов, объектов культурной и социальной сферы, совершенствованием транспортной инфраструктуры, они также работают над развитием каждого конкретного района, исходя из его уникальности. Мэр напомнил, что преобразования в Моск­ве начинались с хештегов «Я люблю наш город», «Я люблю мою улицу» (символы реализуемых в столице программ «Мой город» и «Моя улица»), а сейчас в рамках программы «Мой район» пришел черед говорить о любви к конкретному месту проживания.

ZIL_7924.jpg

Сергей Собянин рассказал о Южном Бутове, где жилые кварталы были разделены огромной неблагоустроенной площадкой и главной проблемой являлась разобщенность территорий. Решением вопроса стал красивый парк «Бутово».

— Район получил территорию, которая не разрывает пространство, а связывает, стягивает его, является центром района и создает его уникальность, — заявил градоначальник. — Действительно хороший, качественный район благодаря этому связующему пространству. Сказать, что там все сделано, конечно, нельзя. Но, тем не менее, это направление, чтобы в каждом районе была своя улица пешеходная, свой бульвар, свой парк, который объединяет, правильное.

Партнер и сооснователь архитектурного бюро Wowhaus Олег Шапиро высказал мысль, что лучше реализовывать подходящий сценарий для каждой территории, исходя из соотношения уникальности места и его повседневной наполненности. Тому уже есть примеры: для Капотни в рамках благоустройства построены трассы для циклических видов спорта, учитывающие особенность территории, наличие ЛЭП и нефтеперерабатывающего завода, а в районе Раменки предложено посадить фруктовые сады, чтобы сохранить колорит места.

— Я помню времена огромных фруктовых садов в Москве и рад их возвращению, — так откликнулся на слова Шапиро председатель ВЭБ Игорь Шувалов. В своем выступлении он сделал акцент на том, что столица становится драйвером развития для всех российских городов, показывая пример постоянного улучшения городской среды.

Города и стресс в них будут расти

Панельную дискуссии «New Urban Agenda. На какие ценности ориентируются города сегодня?» открыла заместитель Генерального секретаря ООН и исполнительный директор ООН-Хабитат Маймуна Мохд Шариф.

Она предостерегла: к 2050 году как минимум две трети населения планеты будут проживать в городах и на урбанизированных территориях, в которых с каждым годом будет нарастать стресс из-за ограниченности ресурсов. Мегаполисы уже сегодня развиваются очень динамично: в 1990-м году только в 10 городах население превышало 10 миллионов человек, а к 2030-му на планете будет уже 41 такой город.

— Поэтому градостроительство, планирование, управление городами, а также политическая воля абсолютно необходимы для того, чтобы сберечь среду и реализовать цели устойчивого развития, — сказала она, добавив, что выполнение задач требует комплексного, интегрального подхода.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев рассказал о тесном сотрудничестве с ООН-Хабитат — программой Организации Объединенных Наций по населенным пунктам. По его словам, это партнерство ценно, принимая во внимание тот факт, что организация имеет огромный опыт преобразования городской среды, решения актуальных вопросов мегаполисов.

— Когда формировался ведомственный проект «Умный город», который мы ведем, у нас была наиплотнейшая работа с ООН-Хабитат. Мы изучали индекс качества городской среды, индекс развития городов, IQ городов, и все это теперь присутствует в нашем национальном проекте, — подчеркнул министр.

Также прозвучало, что в соответствии с 204-м указом президента России Владимира Путина к 2024 году в стране преду­смотрено повышение на 30% качества городской среды и уменьшение на 50% количества городов с неблагоприятной средой.

Участвовавшие в дискуссии главы зарубежных городов рассказали о том, чем живут их мегаполисы. Мэр Анкары Мансур Яваш говорил о развитии наукоемких кластеров авиационной и космической промышленности, программах помощи малому бизнесу. Зоран Радойичич, мэр Белграда, поделился информацией о снижении энергопотребления, борьбе за улучшение экологии и новом обустройстве дорог, предусматривающем приоритет для пешеходов. Он заметил, что Москва во многом служит для Белграда ориентиром. Мэр Куала-Лумпура Нор Хишам Ахмад Дахлан заявил, что город сейчас уделяет особое внимание социальным вопросам, экологическим проблемам, а также работе по увеличению туристических потоков.

Проекты, изменившие Москву

Ключевым докладчиком брифинга «Приоритеты развития. Проекты, меняющие Москву» стал заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он прежде всего напомнил о вызовах, с которыми пришлось столкнуться Москве в начале 2010-х годов, и рассказал о стратегических проектах, в результате которых российская столица за последние несколько лет преобразилась.

ZIL_7917.jpg

ZIL_7926.jpg

Команда мэра Москвы Сергея Собянина в 2011 году выявила ключевые проб­лемы, мешающие городу динамично развиваться, и разработала мегапроекты, направленные на борьбу с пробками, создание точек роста, полицентрическое развитие города, соблюдение баланса застройки.

Транспортному вопросу было уделено особое внимание, проект включал в себя запуск Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров, строительство Большой кольцевой линии метрополитена, строительство транспортно-пересадочных узлов, обустройство пространства около Москвы-реки.

По словам вице-мэра, к 2023 году в Москве произойдет настоящий прорыв в развитии транспортной системы — протяженность рельсовой транспортной системы (с учетом МЦК, МЦД, Большой кольцевой линии метро) достигнет 1000 километров. ТПУ свяжут различные части транспортной системы в удобную сеть мультимодальных перевозок. Планируется, что общая протяженность дорог, построенных в Москве с 2011 по 2023 годы, составит 1300 километров.

Была затронута и тема реновации — важнейшего проекта в жилищной сфере. В рамках его более 10 000 человек получили новое жилье. И это не просто замена устаревшего, некомфортного жилищного фонда, а еще и изменение, обновление всей социальной и транспортной структуры, появление новых инженерных сооружений.

Заместитель мэра обратил внимание, что в Москве бурными темпами идет строительство социальных, спортивных и культурных объектов, учреждений здравоохранения. В районе ЗИЛа появилась экспериментальная школа на 2500 мест, в Коммунарке будет введена в действие самая крупная больница, построенная в России за последние 30 лет. Настоящим украшением Лужников стал Центр художественной гимнастики, а в сентябре откроется Центр водного спорта. Проводится редевелопмент промзон, хорошими темпами развивается территория Новой Москвы, где создано 100 тысяч рабочих мест, а будет создано за пять лет еще 120 тысяч. Марат Хуснуллин отметил, что инвестиции в ТиНАО с 2012 года составили 1,3 триллиона рублей.

Электромобилям — зеленый свет!

На дискуссиях и заседаниях форума немало говорилось о том, что сделано и что еще предстоит предпринять для улучшения в столице экологической обстановки. Стоит отметить, что слова подкреплялись делами прямо на МУФе: на одной из его площадок было заключено соглашение об установке на территории нескольких московских ЖК зарядных станций для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей. Стороны подписания — инвестиционно-девелоперская компания «РГ-Девелопмент» и компания «Аудит Энерго Групп».

Девелопер установит зарядные станции, соответствующие всем требованиям в области электробезопасности, в подземных паркингах и наземных гостевых парковках.

Татьяна Тихонова, генеральный директор «РГ-Девелопмент», отметила, что по данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2019 года продажи электрических машин в России выросли втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растет также влияние и «зеленых» тенденций. К тому же и Москва поменялась, она стала дружественной, уютной, по ее улицам приятно пройтись. Такую атмосферу хочется только улучшать.

— Эксперты сходятся во мнении, что будущее за электрокарами, поэтому современные жилые комплексы должны быть оснащены зарядными станциями для такого вида личного транспортного средства. Мы уверены, что эта опция будет пользоваться популярностью у владельцев электромобилей, — сказала Татьяна Тихонова.

Подписание+соглашения+05.07+-+А.И.+Яковлева.jpg

Присутствовавшая на церемонии руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева заявила, что подписание соглашения — знаковое мероприятие для строительного сообщества Москвы, поскольку два крупных участника рынка выбрали точкой соприкосновения вопрос экологической чистоты города.

— Подобные инициативы пока редкость, но то, что они присутствуют, говорит о росте социальной ответственности бизнеса, — подчеркнула она. — Появление зарядных станций в жилых комплексах «РГ-Девелопмент» для электромобилей и гибридов станет мощным стимулом для перехода на более экологичный частный транспорт. И вслед за московскими электробусами, внедренными по поручению мэра Москвы Сергея Собянина, мы увидим на улицах столицы личные автомобили, которые не вредят окружающей среде, и это замечательно.

Руководитель Мосгосэкспертизы также подчеркнула, что ведомство готово оказать поддержку инновациям, направленным на повышение качества и безопасности жизни граждан.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова
Жаннат Идрисова
Мировой уровень
Копировать ссылку
«Профессию сварщика можно сравнить  с творчеством  художника»
«Профессию сварщика можно сравнить с творчеством художника»
Валерий Онищенко, 33 года, сварщик Завода металлоконструкций (МКЗ) Концерна «КРОСТ», победитель конкурса «Московские мастера».
26 Октября 2018
3660