«Табакерка»: кристальные таланты, рыцарская честь, полет фантастических бабочек

Жаннат Идрисова
7 Марта 2019
489
«Табакерка»: кристальные таланты, рыцарская честь, полет фантастических бабочек

В декабре прошлого года в Театре Олега Табакова открылась обновленная сцена на Малой Сухаревской и уникальное Фойе зеркал. Обозреватель ВОМС ознакомилась с новыми интерьерами и поняла: нынешняя «Табакерка» — это редкий театр, который начинается даже не с вешалки — с порога.

О чем мечтал Мастер

Идея необычного театрального пространства принадлежит основателю и художественному руководителю театра Олегу Табакову. Несколько лет назад он замышлял здание, в котором часть стен были бы прозрачными. Да-да, чтобы, например, сцену было видно с улицы. Театр-аквариум с фасадом, напоминающим кристалл. По задумке мэтра, это символизировало бы актерское дарование, так что, входя в театр, зритель сразу бы попадал в магический кристалл таланта. Потом оказалось, что воплощение этого замысла технически сложно и дорогостояще, в результате появился компромиссный проект с частично стеклянным фасадом. Некое подобие кристалла. Это здание и было возведено на Малой Сухаревской площади; его торжественно открыли в 2016 году.

После кончины Олега Павловича весной прошлого года театр возглавил его ученик, актер, режиссер и продюсер Владимир Машков. Новый художественный руководитель сразу же обозначил, что намерен довести до конца дело учителя. В сентябре прошлого года он на сборе труппы говорил и о проекте, и о мощной поддержке в этой части со стороны правительства Москвы. «У нас с вами уникальная возможность — у нас империя, которую создал Мастер — Олег Павлович. Мы самодостаточные, мы взрослые, и наша цель одна — успех», — заявил Машков.

Пять месяцев шли работы, и теперь можно констатировать: да, гость «Табакерки» сразу же попадает в хрустально-зеркальный мир мечты, где может соприкоснуться с талантом актеров, почувствовать магию творчества и познать самого себя.

Каскады зеркал — любуйся, медитируй, познавай

«Ах!» — это вырывается из груди, как только переступаешь порог фойе и попадаешь в ту его часть, которая называется «Внимание». Всюду — зеркала. Казалось бы, ими не удивить современного человека, для которого весь цивилизованный мир словно опутан системой отражающих поверхностей — чтобы удобно было сделать селфи. Но здесь необычные зеркала. Они разных размеров, форм, ими покрыты стены, потолок, колонны, причудливые фигуры, в которых угадываются силуэты деревьев… Часть их соединены под углами, поэтому, в самом деле, похожи на грани огромных кристаллов, подсвеченных мерцанием цветных светодиодов. Не просто красиво — завораживающе.

Но наряду с потрясением, как это ни удивительно, включается и внимание, которое будто нашептывает: «Здесь море чудес, не пропусти ни одно!» Идешь по наитию и попадаешь в Точку бесконечности — уютный уголок, где под мелодичный звон колокольчиков можно встать у зеркальной стены и увидеть себя в бесчисленном количестве. У меня, разумеется, получился целый ряд Жаннат, чем дальше, тем фигура меньше, меньше — буквально до точки. Кто из нас не развлекался в детстве, делая похожий фокус с помощью пары домашних зеркал? Но тогда это была игра и познание мира, а во взрослом состоянии — это еще и медитация, и неожиданно всплывающие в голове вопросы и тут же приходящие ответы на них. Как тут не вспомнить слова Олега Павловича «театр необходим, чтобы испытывать радость узнавания самого себя»?

Покидая Точку, окидываешь зал, без преувеличения, обновленным взглядом и замечаешь то, что в первые минуты ускользнуло от внимания: витражи у входа, обтянутые гобеленом диваны-банкетки; рисунки на тех и других отражают тему рыцарства. Рыцарь — это воплощение нравственной чистоты, искренности, бескорыстности, обладатель качеств, присущих истинному служителю Мельпомены.

Актер и бабочки

А еще — изображения бабочек, их много в пространстве: на экранах, стенах, коврах. Бабочка — один из главных символов «Табакерки», поскольку, по мысли Владимира Машкова, это аллегория творческого рождения и роста артиста. Сначала актер, подобно личинке, впитывает в себя все, что может стать залогом его успеха, потом замирает — осмысливает, принимает или отторгает полученное, а потом либо рождается как профессионал и поднимается ввысь, либо, увы, нет. Это сравнение любил и основатель «Табакерки», не случайно на его интерактивном портрете в одном из залов тоже порхают махаоны, урании, греты — садятся на плечи, на платочек, выглядывающий из нагрудного кармана. Кстати, и еще один вид бабочки присутствует в декоре, тоже символ театра, — галстук, ставший частью образа Олега Павловича.

От окружающего великолепия можно отдохнуть (конечно, почаще бы так уставать!) в Комнате бесконечности. Небольшое пространство с зеркальными стенами и спускающимися с потолка шарами тонкого стекла. Негромкая музыка, сапфировое мерцание подсветки, покачивание шаров — полный релакс, погружение во Вселенную гармонии.

Раздвинуть… стены, дома и увидеть истоки

Второй этаж Фойе зеркал — «Воображение». Одна из его центральных фокусных точек — экспозиция с витражами по мотивам произведений голландского художника Маурица Корнелиса Эшера. Легко угадывается идея трансформации: все предметы меняются, превращаются во что-то другое, вот она — сила воображения мастера, к которой любой может подключиться, вдохновиться и тоже творить.


У одной из стен в очередной раз поражаешься: здесь оптические иллюзии в виде окон с витражами, как будто там, за стеклом — здание исторической сцены «Табакерки» на Чистых прудах, на улице Чаплыгина. А еще изображения арок и мостов, как символ преемственности поколений и соединения возможного с невозможным. Это, образно говоря, уголок любви и связи с истоками.

Для детей место силы — Кроличья нора, просторная комната с яркими мягкими матрасами, игрушками, экраном для просмотра мульфильма. Ребята могут развлекаться здесь все то время, пока их родители приобщаются к искусству. Скучно мальчишкам и девчонкам точно не будет, все-таки их уютный «домик» — на территории «Воображения».

Щедро делиться талантом

От воображения — к чувствам, в буквальном смысле, потому что, поднимаясь на третий этаж зеркального мира, попадаешь в пространство «Чувства». Здесь опять же витражи с абстракциями, и гость может выбрать тот, что соответствует его состоянию, а может и проследить эволюцию своих ощущений за несколько часов или даже за день — увлекательное, скажу вам, занятие.

Много зелени, в вазонах — цветы, мандариновые деревца. Ярко-оранжевых плодов на деревьях нет, зато они есть на гобеленах диванов. Мандарин — это тоже не случайность, а отсыл к истории, когда знаменитый драматург Виктор Розов сказал о юном Олеге Табакове: «Этот мальчик проглотил атом солнца, а это и есть талант». По-солнечному яркий фрукт — напоминание об энергии дарования, которой старшие мастера щедро делятся с младшими, а вместе они — со зрителями. К слову, в декабре на открытии сцены было показано шоу «Атом солнца», придуманное и поставленное Владимиром Машковым совместно с Павлом Брюном, заместителем по творческим вопросам.


В галерее с фотографиями актеров «Табакерки» можно предаться гордыне — в шутку, конечно. Потому что портретный ряд завершается небольшим зеркалом, отразившись в котором зритель тоже становится «фотоснимком» и вроде бы как участником замечательной труппы.

А дальше — селфи-точка и новый повод для восторга: оснащение зоны позволяет увидеть себя на интерактивном экране в компании артиста «Табакерки». Актеры выходят к вашему виртуальному образу поочередно, разумеется, с каждым можно сфотографироваться. Как рассказали мне сотрудники театра, зрители терпеливо дожидаются своих любимцев, с кем они хотели бы запечатлеться.

Зеркало сцены

И, наконец, главное пространство театра. Все не так, как в фойе — нет пышности, эксцентричности, броской затейливости. Зал, оформленный в сдержанных, приглушенных тонах. Портал сцены, выделенный рамой из натурального дерева сибу, произрастающего в Африке. Это обрамление, идеально вписывающееся в избранную «Табакеркой» концепцию природной естественности, натуральности, тоже появилось в результате недавних работ по обновлению. Когда опускается занавес из шерсти, имитирующий льняное полотнище, портал выглядит как холст художника, на котором будет написана картина. По сути, так оно и есть.

Зритель приходит сюда полностью собранным, ведь он, возможно, сам того не понимая, в Фойе зеркал ознакомился с системой Станиславского, в которой есть такие элементы как внимание, воображение, чувства, оценка и действие. Оценка, а потом действие — сопереживание, выплеск эмоций — происходят уже в зале.

Так совпало, что в день нашего визита шла подготовка к легендарному спектаклю «Матросская тишина»; именно он вывел «Табакерку» на театральный Олимп. В 1987 году 24-летний Владимир Машков впервые сыграл в нем главного героя, престарелого Абрама Шварца. Из архива актерских баек: коллеги, не узнававшие его в возрастном гриме, спрашивали встревоженно: «А где Володя-то?» Потом смотрели в программку и потрясенно замолкали. А уж что творилось тогда с публикой, к которой Машков выходил на поклоны без грима, и представить трудно. И здесь, безусловно, речь не только о его таланте, но и о гении Табакова, безошибочно определившем, кто из учеников справится с большой задачей.

Сейчас, после долгого перерыва, Владимир Львович снова радует поклонников подлинного театрального искусства. Благодарный зритель способен все оценивать искренне: радоваться, печалиться, сопереживать. Потому что он подготовлен.

И даже глазурь — зеркальная

Признаюсь: я побывала и в той части театра, которая зовется «Подсознанием» и которая связана не с духовной пищей, а самой что ни на есть земной. Да-да, это театральное кафе. Оно открыто и после спектакля, сюда можно зайти, выпить кофе и обменяться впечатлениями о постановке. В планах руководства — сделать так, чтобы оно работало постоянно.

На этом участке сейчас развернута деятельность, которую можно отчасти сравнить со строительством и зодчеством: создается фирменное меню, которое будет предлагать гурманам авторские пирожные, конфеты, другие сладости. Его главный разработчик, бренд-шеф Борис Колбовский, — давний друг Машкова, оставивший ради товарища и его замечательного проекта дела в Лос-Анджелесе.

В ответ на мою просьбу приоткрыть завесу тайны и рассказать хотя бы о названиях лакомств, Борис Зиновьевич без кокетливого притворства говорит:

— Мы пока еще только начали, а хотелось бы показать и рассказать, когда все будет достойно, профессионально. Ну, подождите еще немного, вот как будет готово, тогда — с удовольствием! Мне нравится удивлять людей.

Но потом все-таки показывает кое-какие наработки, снимки, из чего я делаю выводы, вроде: десерт будет отличный, поскольку концепция интересная, фундамент бисквитный, материал качественный, без примесей, отделка — зеркальной (что значит стиль!) глазурью. Кстати, на одном из пирожных — декор в виде галстука-бабочки. Все обещает быть не только вкусным и красивым, но еще и полезным, из натуральных продуктов — верность «Табакерки» принципам подлинности и экологичности прослеживается и здесь.

Разумеется, нельзя точно сказать, с какими мыслями покидают зрители Театр Олега Табакова — приветливый, современный, стильный, при этом сохранивший традиции основателя и память о нем. Но вряд ли ошибусь, если скажу, что с чувством благодарности — за внимание, за чувства, эмоции и радость.


Копировать ссылку
Автор материала: Жаннат Идрисова
Мегаполис
Копировать ссылку
«Профессию сварщика можно сравнить  с творчеством  художника»
«Профессию сварщика можно сравнить с творчеством художника»
Валерий Онищенко, 33 года, сварщик Завода металлоконструкций (МКЗ) Концерна «КРОСТ», победитель конкурса «Московские мастера».
26 Октября 2018
3393