Валерий Леонов: «Каждый строящийся объект важен по-своему»

8 Августа 2019
105
Валерий Леонов: «Каждый строящийся объект важен по-своему»

Ежегодно в Москве проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию тысячи объектов. За тем, чтобы работы на всех этапах соответствовали госстандартам, а цены на них не превышали рыночные, следят специалисты Москомэкспертизы и двух подведомственных ей структур.

Подробнее об этом расскажет наш сегодняшний собеседник, председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов.

— Валерий Владимирович, ежегодно Ваше ведомство обеспечивает миллиарды экономии бюджетных средств. Это главная цель работы с проектами?

— Это одна из составляющих нашей глобальной цели — обеспечения качественного и безопасного строительства в столице. Мы не добиваемся снижения стоимости любой ценой, нам важно сделать так, чтобы затраты были полностью оправданы, но при этом проекты не потеряли ни в качестве, ни в безопасности. Мы снижаем стоимость только по тем статьям, которые завышены в смете, и со снижением которых проект ничего не потеряет. Например, зачастую иностранное оборудование можно без потерь заменить аналогичным отечественным. Так, в ходе экспертизы могут быть предложены строительные материалы-аналоги, включая импортозамещающие, равные по качеству, но с более низкой стоимостью. В то же время если компания может доказать, что долговечный и безопасный объект невозможно построить без конкретного вида и объема работ, что для этого нужно специализированное оборудование, дорогостоящая техника, то эта затрата будет абсолютно оправдана. Повторюсь, что главная наша задача — это сделать так, чтобы положительное заключение экспертизы подтверждало качество и надежность объекта по всем аспектам.

— Какое количество проектов проходит сейчас экспертизу?

— В настоящее время на рассмотрении в Мосгосэкспертизе находится более 1,5 тысяч объектов. За первое полугодие наши специалисты рассмотрели 4972 проекта и выдали свыше 3,2 тысяч положительных заключений. При этом подавляющее большинство проектов — 2,4 тысячи — это объекты, которые финансируются из бюджета города. Уже несколько лет подряд мы рассматриваем стабильно большое количество проектов — не меньше семи тысяч ежегодно. Данная тенденция свидетельствует о высоких темпах строительства в столице и инвестиционной привлекательности города.

c8da414b832f868b2eca18032271470101.jpg

— Какой из последних рассмотренных объектов Вы могли бы выделить с точки зрения значимости для города?

— Для нас каждый объект так или иначе значимый, ведь его реализация в будущем будет полезна жителям нашей столицы. Будь то дорога местного значения, детский сад в каком-то конкретном районе или новая станция метро и автомобильная магистраль. В то же время, конечно, есть объекты, которые могут быть интересны сразу большому проценту москвичей. Так, с прошлого года мы выдали уже целый ряд заключений на проведение капитального ремонта в различных павильонах на территории Выставки достижений народного хозяйства. Также мы согласовали один из этапов реконструкции Крутицкой набережной в центре столицы и проведение капитального ремонта Малого Москворецкого моста. Из дорожного строительства я бы особо выделил развитие транспортной инфраструктуры в Новой Москве — трасса Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе, а также дорога МКАД-Коммунарка-Оста­фь­е­во. Кроме того, разумеется, мы участвуем в согласовании дорожного мегапроекта последних лет и поэтапно рассматриваем документацию на строительство Северо-Восточной хорды. Совсем недавно мы выдали положительное заключение на строительство филиала школы Самбо-70 в поселении Сосенское Новой Москвы, а также на проведение реставрационных работ в старинной усадьбе Измалково.

— Экспертиза выступает защитным барьером на пути реализации некачественных проектов. За какие ошибки экспертиза чаще всего отклоняет проект? Какие проекты чаще всего «заворачиваются» для повторной проработки?

— Отрицательное заключение может быть выдано, если проектная документация некачественно выполнена или проект не соответствует нормам и заказчик не укладывается в отведенные сроки исправления замечаний. В таком случае заказчику необходимо устранить замечания и повторно пройти экспертизу.

ZIL_1946.jpg

Если говорить о типичных ошибках, то их достаточно много, буквально для каждого раздела проектной документации есть целый перечень замечаний. Однако самый большой блок ошибок — в архитектурных и конструктивных решениях. Наиболее распространенные, несомненно, ошибки, заключающиеся в несоответствии содержания разделов проектной документации регламентному — нарушения в оформлении и комплектности, подтверждающих документах. Но их и исправить легче.

— Существуют ли относительно безопасные недоработки и, наоборот, самые опасные ошибки?

— Любая ошибка в проекте нуждается в устранении — ни одна, даже самая мелкая, не должна попасть в финальный проект. Однако, если смотреть более детально, разница в том, насколько каждый недочет влияет на безопасность и надежность, существует. Например, отсутствие в проектной документации обоснования принятых архитектурных решений в части соответствия установленным требованиям энергетической эффективности или отсутствие описания решений, обеспечивающих естественное освещение помещений с постоянным пребыванием людей, можно считать не критичной ошибкой. Это те ошибки, которые могут показаться не настолько значительными просто из-за того, что они не отражаются на надежности или безопасности объекта, но в действительности они могут серьезно влиять на комфорт тех, кто будет проживать или находиться в этом здании. Например, это могут быть нарушения в разделе «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» или требований звукоизоляции помещений.

Гораздо более опасные ошибки, к сожалению, тоже встречаются, и не так уж и редко. Наиболее опасный блок ошибок в проектной документации — это неточности или грубые нарушения в расчетных обоснованиях несущих конструкций. Последнее может стать причиной не только недолговечности здания или его ненадежности, но и обрушения. Также распространены ошибки, связанные с пожарной безопасностью, когда проектировщики не обосновывают свои объемно-планировочные решения с учетом противопожарных мероприятий. При проектировании не учитываются габариты путей эвакуации, отсутствуют или недостаточны пожаробезопасные зоны. При реализации проекта с такими нарушениями создается ситуация, при которой эвакуация будет серьезно затруднена вплоть до возникновения недопустимых рисков. В любом случае, вне зависимости от характера ошибок, их необходимо устранять, чтобы проект соответствовал всем установленным требованиям и нормам.

— Что делать, если заказчикам непонятны какие-либо замечания экспертов?

— Специалисты Мосгосэкспертизы в ходе проведения экспертизы проектной документации выявляют ошибки и в виде замечаний загружают их в систему, где отображается документация по каждому конкретному проекту. Проектировщикам же необходимо устранить эти замечания в отведенные сроки проведения экспертизы. Если вдруг какие-то замечания непонятны, то в таких случаях мы советуем воспользоваться консультацией экспертов, в ходе которой проектировщики смогут получить комментарии по поводу допущенных нарушений и конкретные рекомендации по их устранению. Кроме того, Учебный центр Мосгосэкспертизы на постоянной основе проводит программы повышения квалификации, в ходе которых эксперты также ведут лекции о типичных ошибках и способах их устранения. Постоянное обучение помогает не просто быть в курсе последних законодательных изменений, но и уметь применять их на практике.

— Какие услуги вашего ведомства можно получить в электронном виде?

— Мы начали перевод услуг в электронный вид более пяти лет назад и в настоящий момент все государственные и негосударственные услуги Мосгосэкспертизы можно получить через интернет. Благодаря этому наша работа качественно изменилась: появилась возможность работать в режиме онлайн, взаимодействие экспертов и заказчиков стало намного удобнее. Теперь заказчику, желающему пройти экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, больше нет необходимости лично обращаться в наш офис. Кроме того, в Мосгосэкспертизе была внедрена не только электронная запись к эксперту, но и организованы рабочие места для заявителей. Представить каких-то 10-15 лет назад, что получить заключение экспертизы можно без посещения ведомства, было невозможно. Тем приятнее, что технический прогресс положительно повлиял на нашу работу, значительно ее оптимизировав.

— Ваше ведомство является одним из главных популяризаторов технологии информационного моделирования, или BIM-технологии. Расскажите, как сейчас строится ваша работа на этом направлении.

— Действительно, нашими специалистами проделана огромная работа, начиная от формирования тактики внедрения новых технологий в деятельность городских девелоперов и столичного Стройкомплекса и заканчивая предложениями в федеральные законопроекты, обеспечивающие применение BIM на отечественном строительном рынке (подробнее о BIM — в инфографике на 50-51 стр.).

Недостаточно регламентировать новое направление работы, необходимо учесть потребность едва ли не каждого специалиста и ведомства в цепочке жизненного цикла строительного объекта. Ведь любые инновационные технологии должны в первую очередь помогать в оптимизации процессов, облегчать рутинные операции и автоматизировать их. В Москве уже созданы необходимые сервисы, разработаны рекомендации и требования по применению, госслужащие прошли обучение по работе с информационными технологиями. Полноценный переход на BIM начнется сразу после того, как эти материалы будут опробованы на «пилотных» проектах, ведь летом этого года были не только утверждены классификаторы для информационного моделирования и требования к BIM-модели здания, но и подписан Президентом России Федеральный закон № 151-ФЗ от 27.06.2019, который закрепил в Градостроительном кодексе понятие информационной модели объекта капитального строительства. Так что на ближайшее время наши рабочие задачи — феноменальные.

Копировать ссылку
Интервью
Экспертиза
Копировать ссылку
«Профессию сварщика можно сравнить  с творчеством  художника»
«Профессию сварщика можно сравнить с творчеством художника»
Валерий Онищенко, 33 года, сварщик Завода металлоконструкций (МКЗ) Концерна «КРОСТ», победитель конкурса «Московские мастера».
26 Октября 2018
3660