Валерий Леонов: «В нашем деле нет ничего ценнее, чем люди»

1 Октября 2018
129
Валерий Леонов: «В нашем деле нет ничего ценнее, чем люди»

Любая организация — это, прежде всего, ее сотрудники. О людях, которые работают в системе государственной экспертизы Москвы, экспертах, чей вклад в развитие города огромен и очевиден, достижениях и мегапроектах, которыми гордится столица — в интервью председателя Комитета города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве Валерия Леонова.

 

Валерий Владимирович, в этом году место проведения ежегодного Urban Forum по-настоящему особенное — «Зарядье» уже стало одной из самых посещаемых точек на карте Москвы. Что Вы как глава экспертного ведомства, видевшего и первые концептуальные решения, и финальный проект, можете сказать о парке?

— Я уверен, что парк «Зарядье» станет визитной карточкой города на многие десятилетия. Это мегапроект, сделанный не просто с душой, но с умом. Ведь это первый крупный парк, созданный в городе за последние пять десятилетий, и в нем воплотились самые смелые идеи специалистов Стройкомплекса Москвы.

Но это не просто профессиональный эксперимент, это по-настоящему удобный парк: в нем соединены все пешеходные и туристические маршруты центральной части столицы. Не говоря уже о том, что на одной территории сошлись совершенно разные ландшафты и климатические зоны страны, построены филармония, музеи, кафе, сложнейший с технической точки зрения «Парящий мост». Для любого города подобный проект — большой риск и требует недюжинной смелости даже задуматься о его реализации, и особенно приятно, что именно в столице, под руководством мэра Москвы Сергея Собянина, реализуются такие задумки. И эффект не на бумаге, парк уже стал частью жизни москвичей — мы видим их искреннее восхищение при каждом посещении парка.

— С точки зрения экспертизы, что для Вас парк «Зарядье»?

— Для наших экспертов работа с этим проектом — больше, чем просто экспертиза проектно-сметной документации. Все они в прошлом высококлассные архитекторы и инженеры и для них возможность соприкоснуться с таким амбициозным проектом — настоящая удача как для профессионалов своего дела. За время работы с парком они рассмотрели три блока документации: собственно, поэтапное создание парковой зоны и сопутствующая инфраструктура, концертный зал филармонической музыки и реконструкция Москворецкой набережной. Не говоря уже о том, что они отдельно рассматривали и самые сложные детали: например, «Стеклянная кора», к которой вообще до Зарядья никто не знал, как подступиться. Мы в Москомэкспертизе гордимся тем фактом, что работаем в сплоченной команде строителей Москвы под руководством заместителя мэра Марата Шакирзяновича Хуснуллина, которая вписала себя в историю города этим и подобными ему проектами. Их уже немало, а будет еще больше, я уверен.

— Например?

— С удовольствием отмечу, особенно с учетом только что завершившегося Чемпионата мира по футболу, «Лужники» и вся инфраструктура олимпийского комплекса, можно сказать, «в боевых условиях» доказали свой мировой уровень. И его запомнят не только россияне, для которых «Лужники» — центральный объект уже второго общемирового мероприятия в нашей стране, но и зарубежные гости.

Наши эксперты рассматривали проекты самой большой спортивной арены, ее транспортной инфраструктуры, сервисного центра уличных видов спорта, входных павильонов, павильонов общественного питания, многофункционального плавательного центра, а также сопутствующей инфраструктуры и таких знаковых инвестиционных проектов, как Центр гимнастики Ирины Винер-Усмановой. Это была большая, сложная, но очень интересная работа. Все проекты безукоризненно прошли экспертизы. И тот результат, которого все мы совместными усилиями с задействованными подразделениями Стройкомплекса добились, будет долго радовать москвичей. Ведь у «Лужников» большое будущее: это универсальная арена, доказавшая свою способность принимать мероприятия высочайшего уровня и сложности.

— А если отойти от темы мегапроектов, то какие еще объекты Вы бы выделили?

— Безусловно, я бы выделил транспортную систему города — строительство и реконструкцию автомагистралей, открытие новых станций метро. Сегодня городом ведется масштабная, буквально грандиозная работа по развитию, совершенствованию транспортной инфраструктуры столицы. Правительством Москвы сделано уже многое, но в планах сделать еще больше. Транспортные проекты проходят у нас экспертизу на постоянной основе. Ежегодно управление дорожной инфраструктуры Мосгосэкспертизы выпускает сотни положительных заключений по объектам транспорта: дорогам, тоннелям, мостам, развязкам, путепроводам. В этом году наши эксперты продолжили согласование проектов по строительству автомобильной дороги Солнцево-Бутово-Видное, транспортной развязки у ТПУ Столбово в Новой Москве, согласовали проекты реконструкции проезда Шокальского, путепроводов Липецкий, Багратионовский и Пионерский. Также большой объем работы в этом году был связан с рассмотрением проектной документации на реконструкцию трамвайных путей и строительство улично-дорожной сети в жилой застройке.

Если говорить о метро, то за прошедший год было согласовано более 200 проектов строительства метрополитена (это и проекты подготовки территории, благоустройства территорий, проекты строительства притоннельных сооружений, самих станций). Это и проектная документация по продлению Калининско-Солнцевской, Сокольнической линий, по строительству Кожуховской и Большой кольцевой линий. Также сегодня большой объем работы составляют проекты строительства и реконструкции электродепо.

— Не означает ли такое масштабное строительство, что и средства на это выделяются также немалые?

— Естественно, строительство и реконструкция объектов не может быть бесплатной, как бы нам этого ни хотелось. Но куда важнее вопрос не сколько на это тратится денег, а насколько эффективно? Во многом на этот вопрос находят ответ наши эксперты. В ходе экспертизы очень важно соблюсти баланс, чтобы проект реализовывался с учетом всех действующих нормативов, но без необоснованных трат. На этапе работы со сметами эксперты проверяют, соответствуют ли указанные в них материалы и их объемы, а также виды оборудования и виды работ технической части проекта. Мы следим и за тем, чтобы сметные решения не были избыточны, и за тем, чтобы уменьшение стоимости проекта не повлияло на его качество. Практика показывает, что рациональный подход к формированию смет, сверка сметных и технических решений, анализ принятых решений по технике и технологиям строительства, замена, где это возможно, каких-то позиций на отечественные аналоги дают серьезную оптимизацию средств, которая в итоге дает экономию бюджета. Так, благодаря экспертизе с начала года сметная стоимость по объектам, финансируемым из городского бюджета, снижена на 86,9 миллиардов рублей. И в целом за последние семь лет общегодовая экономия ни разу не опускалась ниже планки в 15 процентов от первоначально заявленной сметной стоимости. В свою очередь эти средства могут быть перераспределены на возведение социально значимых для города и москвичей объектов, обустройство комфортного городского пространства, на строительство нового доступного жилья.

— Какое количество проектов проходят сейчас экспертизу?

— На сегодняшний день в работе у экспертов находится более 1500 проектов. Большую часть из них составляют бюджетные объекты — это и новое строительство, и капитальный ремонт, и реконструкция. С начала года мы уже выдали 3,3 тысячи заключений, из которых 2,7 тысячи — положительные.

— Как будет контролироваться жилье, которое спроектируют и возведут по программе реновации?

— Работа на нашем этапе — плановая. Мосгосэкспертиза оценивает проект на соответствие современным нормам по надежности и безопасности строительства и контролирует правильность сметных расчетов. Ведь самое главное, чтобы при переселении москвичи получили просторные и уютные квартиры с качественной отделкой и всей необходимой инфраструктурой в шаговой доступности. Мы выдали более 100 положительных заключений по объектам, участвующим в программе реновации жилого фонда. Это уже возведенные или достраивающиеся здания, находящиеся в ведении города. Они должны соответствовать стандартам программы, установленным по решению мэра Москвы Сергея Собянина, поэтому сейчас они дорабатываются: в них проводится внутренняя отделка, перепланировка. В ближайшее время количество рассматриваемых нами проектов по программе только увеличится, ведь проектирование новых жилых домов, которые будут участвовать в программе реновации, только началось.

— Валерий Владимирович, знаю, что Ваше ведомство отмечает большой юбилей — 30 лет Мосгосэкспертизе, 15 лет Москомэкспертизе и совсем недавно праздновала 20-летие подведомственная организация — ГАУ «НИАЦ». Любая организация — это, прежде всего, ее сотрудники. Что Вы можете сказать о Вашем коллективе?

— На мой взгляд, люди, которые работают вместе с нами, — это наиболее ценное приобретение за все время существования организаций, тот огромный потенциал, который позволяет нам развиваться, постоянно совершенствовать свою работу. В нашем деле нет ничего ценнее, чем люди — эксперты, сметчики, специалисты аппарата, руководящий состав. Мы с большим вниманием относимся к подбору кадров. Сегодня во всех трех организациях собран, без преувеличения, высококлассный штат сотрудников, которые вместе образуют одну большую команду профессионалов. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить каждого за вклад в общее дело: мы видим, что все без исключения стараются сделать все от них зависящее, добиться лучшего результата, а это по-настоящему бесценно.

Копировать ссылку
Интервью
Экспертиза
Копировать ссылку
Читайте также
«Профессию сварщика можно сравнить  с творчеством  художника»
«Профессию сварщика можно сравнить с творчеством художника»
Валерий Онищенко, 33 года, сварщик Завода металлоконструкций (МКЗ) Концерна «КРОСТ», победитель конкурса «Московские мастера».
26 Октября 2018
179