27 Декабря 2019
348

Владимир Рясов: «Москва помогает нам в модернизации киностудии»

Владимир Рясов: «Москва помогает нам в модернизации киностудии»

Легендарная киностудия «Мосфильм» осенью прошлого года приросла двумя значимыми объектами, возведенными на ее территории в рамках модернизации. Первый заместитель генерального директора киноконцерна Владимир Рясов рассказал обозревателю ВОМС о том, как начиналось обновление, в чем особенности новых павильонов и что еще планируется сделать, чтобы «Мосфильм» продолжал радовать любителей кино.

ZIL_1695.jpg

Преобразования, по его словам, начались с обращения в 2013 году генерального директора и председателя Правления «Мосфильма» Карена Шахназарова к президенту России Владимиру Путину о необходимости модернизации производственно-технической базы киноконцерна. Глава государства поддержал эту инициативу, и работа закипела.

От поиска инвесторов до объектов первой очереди

— Владимир Петрович, если популярный перестроечный мем «Процесс пошел» применить к обновлению «Мосфильма», то как его можно расшифровать? С чего начался процесс модернизации?

— С поиска инвестора. А когда инвестор был найден, дело продолжилось составлением инвестиционного договора, по условиям которого в 2018 году должны были сдаваться объекты первой очереди — «Дом костюма и реквизита» и съемочный павильон №16, а в 2024-ом – вторая очередь, кинокомплекс и еще один объект для съемок. Все это, замечу, без привлечения бюджетных средств. Мы достаточно долго прорабатывали этот документ — возникала масса вопросов, с которыми до нас никто никогда не сталкивался. Приходилось искать нестандартные решения. Было непросто и тем не менее мы договорились со всеми, выработали оптимальную форму инвестиционного договора, которую сейчас успешно воплощаем в жизнь.

В ходе работы активно взаимодействовали не только с федеральными органами власти, но и с правительством Москвы, под контролем которого находится реализация проекта. Мы являемся федеральным предприятием, но все наши объекты расположены на территории города, любое строительство связано с окружающей средой. Мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин с самого начала знали нюансы договора. Разумеется, они были у нас здесь, причем несколько раз.

— Москва поддерживала вас?

— Москва оказывала нам действенную помощь, и без этого участия нам было бы действительно сложнее. Воплощение этого проекта, вероятней всего, растянулось бы на более длительные сроки. И когда мы сдали объекты первой очереди, мэр приезжал сюда уже для знакомства с ними. Взаимодействие с Москвой было, есть, и оно будет продолжаться, потому что без этого невозможно решить ряд вопросов.

— Год назад, согласно условиям договора, объекты первой очереди были сданы и введены в эксплуатацию?

— Да, при этом замечу, что этап строительства прошел даже быстрее, чем планировалось. Много времени ушло на подведение коммуникаций к ним: электросети, канализации, водопровода, теплоснабжения. Получали замечания, устраняли их. Но окончательная сдача состоялась в сроки, предусмотренные договором, никаких опозданий у нас не было.

Дом для костюмов и авто

— Раскройте секреты готовых объектов, о которых, кажется, уже ходят легенды…

— Первый – «Дом костюма и реквизита», общая площадь которого составляет 15,5 квадратных метров. Насколько он был важен для нас, вы поймете, если представите, что раньше все наши уникальные коллекции хранились в старом тесноватом здании, сделанном по подобию овощехранилища. А сейчас у нас есть даже резервные «квадраты» для размещения приобретаемых вещей.

На первом этаже — реквизит, он разделен по секциям: мелкий, средний и крупный. Мелкий — предметы небольшого размера, начиная с посуды, стаканов каких-нибудь. Средний — это, например, приемники, холодильники, осветительные приборы. Крупный — разного рода мебель. Костюмы размещаются на втором этаже, где тоже секции — мужского, женского и военного костюма.

ZIL_1878.jpg

На цокольном этаже хранится ретротранспорт, или, как мы еще его называем, игровой транспорт. Это автомобили советского времени, а также дореволюционного периода. Сейчас у нас в коллекции 94 единицы, и собрание постоянно пополняется. Конечно, упор мы делаем на модели отечественного производства, но иностранные тоже есть. Здесь же грузовики, автобусы, мотоциклы, гужевой транспорт, коллекция которого у нас тоже солидная, почти 100 единиц: телеги, сани, кареты, пролетки, повозки.

ZIL_1786.jpg

Естественно, перед каждым выездом на съемку мы готовим эту технику в силу того, что это не современные автомобили, а «ветераны», некоторым из которых под 90 лет. Благодаря этой подготовке актеры могут на них ездить.

— Этим наверняка занимается специальный персонал?

— У нас есть участок ретротранспорта, который находится в ведении специалиста по технике. Там производится реставрация, ремонт. Мы приобретаем автомобили и прочие средства передвижения, как правило, в единичном экземпляре, и обычно эти единицы находятся в неидеальном состоянии.

— Что касается второго объекта – он, насколько я знаю, не менее интересен?

— Да, это 16-й павильон общей площадью 2,5 тысячи квадратных метров. Размер его съемочного пространства — 1,6 тысяч квадратных метров. Он возведен с учетом нашего опыта эксплуатации уже существующих киносъемочных павильонов и практики строительства на киностудиях других стран. Прежде чем проектировать его, мы посмотрели, что есть на сегодня лучшего и у нас, и за рубежом. Побывали в Италии, Германии, Чехии, Венгрии. Очень хорошие, наиболее современные павильоны увидели под Будапештом, кое­-что новое мы там для себя нашли.

Павильон удобен не только для кинопроизводства, но и для съемок телепрограмм, рекламных роликов и так далее. Он оснащен всеми необходимыми системами кондиционирования, отопления, теплоснабжения, канализации. Создана дополнительная инфраструктура — так называемый актерский комплекс, позволяющий съемочной группе работать с комфортом. В этом блоке — гримерные помещения, реквизиторские комнаты, костюмерные, комнаты для членов съемочной группы, туалеты, душевые. То есть все необходимое — под одной крышей.

Учитывая, что киностудии мира все больше сотрудничают с телевидением и эта тенденция растет год от года, мы предусмотрели специальные места для парковок телевизионных передвижных станций. Эти станции раньше вставали рядом с павильоном, а теперь паркуются на специальных крытых местах, где удобно работать их сотрудникам. Это из разряда новых решений, каких раньше на «Мосфильме» не было. Без ложной скромности: павильон №16 по технологическому оснащению — один из лучших в Европе, а, возможно, и в мире.

— В нем уже проводились съемки?

— Проводились, причем первым его испытателем стал Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский, снимавший картину «Дорогие товарищи». Сейчас там проходят съемки второго сезона сериала Валерия Тодоровского «Оптимисты», построены соответствующие декорации. С 13 декабря начнется работа над телепрограммой «Мистер Нокаут», она продлится до 7 января. Потом еще телевизионная программа.

Киноконцертный комплекс станет новым местом досуга москвичей

— Ну, а теперь о том, что еще предстоит построить — об объектах второй очереди. Вы сказали, что это будет еще один павильон и киноконцертный комплекс.

— Если говорить о павильоне, то он станет самым масштабным на «Мосфильме»: общая площадь строения составит 3,5 тысячи квадратных метров, съемочная площадь — 2350 квадратных метров. Он действительно будет большим. Больше делать можно, но нецелесообразно, потому что нет запросов на такие размеры при съемках и кинокартин, и телепрограмм. Выше этой планки нам нет смысла стремиться.

1111.jpg

В киноконцертном комплексе будет четыре зала. Основной из них, самый большой, на 500 человек, планируется оборудовать современнейшими проекционными средствами со стандартом звука Dolby Atmos. Второй по площади зал будет рассчитан на 100 человек, два других, поменьше, — на 50. Мы изначально закладываем многофункциональность комплекса, чтобы здесь проводились и кинопоказы, и концерты, и театральные представления. Кроме того, мы сможем использовать его как площадку для премьер российских фильмов, проведения фестивалей российского кино. Сегодня у нас достаточно сложно увидеть отечественные картины, потому что фокус прокатчиков смещен, в основном, на американский киноконтент. То есть через этот кинотеатр мы будем опосредованно популяризировать и «Мосфильм», и российский кинематограф в целом.

12.jpg

— Кого вы рассчитываете привлечь в этот комплекс?

— Прежде всего — жителей столицы, проживающих непосредственно здесь, в районе Раменки. Тут ведь практически нет действующих кинотеатров, если не считать киноцентр в ТРЦ на площади Киевского вокзала. Надеюсь, мы придумаем еще что-то интересное, и к нам будут приезжать и горожане из других районов. Комплекс станет новой общественной зоной Москвы. К слову, у нас будет то, чего сегодня нет у большинства кинотеатров — собственная парковка с большим количеством мест.

— А зрительская логистика на этот счет продумана? Все-таки у вас закрытая для посторонних территория.

— Безусловно, наше предприятие считается режимным, оно производственное. И нахождение посторонних лиц в цехах или даже в непосредственной близости от них неприемлемо для нас. Но это решается просто. Новое здание киноконцертного комплекса встанет в один ряд с уже существующими постройками в духе сталинского ампира и будет естественным продолжением линии наших строений. Поэтому мы с внутренней стороны просто огородим эту линию, а фасад здания останется открытым для входа извне. Так что на саму территорию посторонние не смогут пройти.

Сотрудники концерна при этом будут иметь возможность войти в строение не только с фасада, но и с тыльной стороны. Да, и новый павильон будет вплотную примыкать к комплексу, так что коллеги смогут в случае необходимости быстро перемещаться с одной площадки на другую.

— На каком этапе сегодня вторая очередь?

— Для строительства выделен, огорожен и передан по акту подрядной организации земельный участок. В настоящее время там идут археологические исследования, как предписано регламентом перед любой стройкой в Москве. После этого пройдет экспертиза проекта, будет конкурсно подобран подрядчик, и начнется строительство. Разумеется, будут соблюдены все нормы, действующие на территории Москвы.

По договору объект должен быть сдан в эксплуатацию в 2024 году, но мы рассчитываем, что это произойдет на год раньше, в 2023-м. Опять же в связи с тем, что это центр города, нам предстоит решать сложные вопросы коммуникаций. Мы этим уже занимаемся, в частности, просим техусловия у Москвы на подведение к этому строению теплосетей, канализационных возможностей. Кое-что есть у нас самих, например, электричество. Его «Мосфильм» может выделить из своих мощностей для этих двух новых строений.

Станет лучше не только кино

— Владимир Петрович, из ваших слов ясно, что модернизация киностудии поспособствует улучшению не только кинопродукции, но и телевизионных проектов. Какие телепрограммы создаются на «Мосфильме»?

— Да, повторю, мы очень тесно работаем с телевидением. Среди партнеров и ведущие каналы, и те, что на слуху: Первый, «Россия-1», НТВ, «ТВ-Центр», «Культура» и другие. Что касается телепрограмм, то вот, например, сегодня в 6-ом павильоне снимается шоу «Голос». Съемки «Синей птицы» проходят в 9-ом павильоне. «ТВ-Центр» ряд своих программ, начиная с «Доброго утра», постоянно транслирует с «Мосфильма». Перечислять их можно долго. Здесь постоянно происходит движение, проекты и их участники сменяют друг друга.

— А еще у вас в рамках улучшения производственно-технической базы была обновлена студия звукозаписи. Чем в этом плане можете похвастаться?

— Наша Тонстудия, в которой производится запись, была оснащена самым современным цифровым оборудованием. Это подразделение включает в себя в первую очередь две музыкальные студии, одна из которых предназначена для записи больших симфонических оркестров и хоров. В ней может разместиться порядка 100 музыкантов и столько же участников хора. Вторая студия прежде всего предназначена для записи популярной и рок-музыки. И еще есть подразделения для обслуживания киноиндустрии: две студии шумового озвучивания, три — речевого озвучивания, пять — для перезаписи звука. Одна из студий оснащена по технологии Dolby Atmos, это как раз та технология, которая позволяет сделать звук более четким и объемным и которая сейчас начала широко распространяться в том числе и в кинотеатрах. Мы считаем эту студию эталонной, ее высоко оценивают посещающие нас представители мирового кинематографа.

— Новые технологии также позволяют вам успешно реставрировать фильмы советского периода?

— Реставрация неизбежна, поскольку многие шедевры из коллекции «Мосфильма» — а это более 2500 картин — за годы хранения приходят в неудовлетворительное состояние. А в плохом качестве их невозможно показывать по ТВ, которое повсеместно стало цифровым. Ресурсы для этого у нас есть, эту программу мы уже несколько лет развиваем силами своих специалистов за собственные средства.

— Обновление производственной инфраструктуры, как правило, совершается не только для достижения масштабных целей, но и для комфорта людей — я сейчас имею в виду сотрудников «Мосфильма». Расскажите коротко о вашем коллективе.

— У нас постоянно заняты порядка 350 специалистов. За 20 с лишним лет моей работы на «Мосфильме» я, конечно, наблюдал периоды текучки кадров — как и в любой другой структуре. Но в последние годы ситуация стабилизировалась. Сегодня у нас остались только те, кто хочет работать в кинопроизводстве и именно на «Мосфильме». Это, разумеется, специалисты высшего класса, что очень важно. Сегодня только наличие больших денег для покупки современного оборудования не гарантирует, что вы станете первым в своем деле. Нужны люди, которые смогут на этой технике работать, например, инженеры, звукорежиссеры, шумооформители или механики операторской техники. Их нехватка — это очень большая проблема. Таких специалистов мы, как правило, не берем со стороны, а готовим на собственных курсах, которые для слушателей бесплатны. Часть отучившихся остается на «Мосфильме», часть уходит в съемочные группы. Во втором случае мы не жалеем о потраченных средствах, потому что человек все равно ушел в кино, будет участвовать в кинопроцессе, наверняка проявится. Пусть для нас это и затратно, но таким образом мы развиваем отрасль, вносим свой вклад в возрождение отечественного кинематографа, что является одной из главных наших задач.

Копировать ссылку
Автор материала: Жаннат Идрисова
Интервью
Копировать ссылку