Назад
Андрей Бочкарев: «Москва не снижает темпы строительства»
11 августа 2022
8424

Андрей Бочкарев: «Москва не снижает темпы строительства»

Ежегодно во второе воскресенье августа Москва чествует представителей одной из самых благородных профессий — строителей.

О ключевых градостроительных проектах, реализуемых сегодня в мегаполисе, успехах и достижениях почти миллионного столичного «стройотряда», преодолении трудностей и планах на будущее в канун Дня строителя рассказал в интервью нашему изданию заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

— Андрей Юрьевич, в этом году в преддверии Дня строителя в «Манеже» открылась выставка ключевых градостроительных и инфраструктурных проектов Москвы «Город для каждого». Какова цель выставки, и что именно там можно увидеть?

— Цель экспозиции — привлечь внимание москвичей к реализуемым в столице проектам, показать, как они повышают качество городской среды и комфортность жизни в мегаполисе, а также продемонстрировать достижения градостроительного развития Москвы за последние 11 лет. Выставочное пространство площадью около 1,6 тысячи квадратных метров займ­ет два этажа. Тематические стенды посвящены развитию транспортной системы города и территорий Новой Москвы, созданию новых общественных пространств, реорганизации промзон, программе реновации жилья, обустройству набережных и парков. Кстати, желающие смогут не только ознакомиться с информацией на стендах, но также послушать лекции и выступления ведущих экспертов в сфере урбанистики, принять участие в творческих мастер-классах, викторинах и квестах. Словом, программа насыщенная и интересная — приглашаем москвичей и гостей столицы!

7ec6bae0.jpg

— Большая экспозиция в «Манеже» будет посвящена реализации программы реновации, которой в августе исполняется пять лет. Сколько москвичей уже переехали в новостройки?

— Программа за пять лет набрала хорошие темпы. И этому не помешали сложности в экономике, вызванные и пандемией коронавируса, и международными санкциями. С августа 2017 года уже введено в эксплуатацию 202 дома, из которых 185 передано под заселение. Строятся и проектируются еще более 400 домов суммарной жилой площадью 7,4 миллиона «квад­ратов». Процесс переселения охватил 88 тысяч москвичей из 521 дома.

Сегодня мы ставим задачу по возможности ускорить реализацию программы, ведь для многих москвичей это единственный доступный способ улучшить жилищные условия. К тому же затягивать сроки строительства в новых экономических реалиях рискованно: чем длиннее перспектива реализации проекта, тем сложнее просчитать влияние на него различных экономических факторов. Постараться приблизить сроки ввода домов — в интересах и города, и москвичей.

— Серьезное внимание столичные власти по-прежнему уделяют развитию метро и, в частности, БКЛ. Как там продвигаются работы? Какие проекты станций наиболее интересны?

— Для того чтобы замкнуть Большое кольцо, осталось ввести девять станций. Семь из них новые и две — «Варшавская» и «Каширская» — реконструируемые. Все они сегодня в высокой степени готовности. Инженеры, мастера, рабочие — все трудятся круглосуточно, в несколько смен, чтобы закончить работы в максимально короткие сроки. На станциях уже завершается архитектурная отделка пассажирских зон, монтируются инженерные системы, начинается благоустройство прилегающих территорий.

Если говорить об архитектуре проектов, то хочу подчеркнуть, что каждая станция сама по себе уникальна, имеет свой собственный дизайн и стиль. Например, «Марьина Роща» будет ассоциироваться с элементами дворянской усадьбы расположенного неподалеку дворца Шереметьева: основной ее цвет белый, а колонны тюбинговой конструкции преобразованы в «выпуклую» форму и напоминают фарфоровые изделия. «Кленовый бульвар» оформляется в стилистике дворца царя Алексея Михайловича, расположенного поблизости в музее-заповеднике «Коломенское», декоративно-художественное оформление «Сокольников» посвящено строительству первых станций московского метро. А на платформенных стенах станции «Нагатинский Затон» можно будет полюбоваться крупными реалистичными изображениями рыб, выполненными в технике мозаики.

— Расскажите, какие еще линии и станции сегодня строятся, помимо БКЛ?

— Помимо флагманского проекта — БКЛ, мы в таком же активном режиме ведем работы и на радиальных линиях. Так на Люблинско-Дмитровской линии продолжается строительство участка протяженностью 6,9 километра с тремя станциями: «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Ввод этого участка позволит сэкономить жителям севера столицы до 20 минут времени на поездках по городу. Также строится новая Троицкая линия мет­ро, вернее, ее первый участок от «Новаторской» до «Бачуринской», поскольку мы сооружаем эту ветку поэтапно. Протяженность радиуса от станции «ЗИЛ», где будет пересадка на МЦК, до Троицка составит 40 километров. Линия будет работать сразу на несколько округов города, появятся новые удобные пересадки и маршруты, а добраться от наукограда Троицка до цент­ра города можно будет вдвое быстрее, чем сегодня. Ведутся работы и по продлению Солнцевского радиуса до аэропорта Внуково, завершить их планируем уже в будущем году. Параллельно с этим идет продление Сокольнической линии до станции «Потапово» — ею смогут пользоваться жители Коммунарки и Южного Бутова. Подготовительные работы развернуты и на участках будущей Рублево-Архангельской ветки между станциями «Шелепиха» и «Липовая роща». Замечу, что завершено проектирование еще одной новой радиальной линии — Бирюлевской.

ZIL_0621.jpg

— А в Гольяново метро придет?

— Маршрут нового участка Арбатско-Покровской линии от «Щёлковской» до будущей станции «Гольяново» уже утвержден. Перегонные тоннели пройдут от станции «Щёлковская» под Уральской и Уссурийской улицами на глубине от 10 до 23 метров. Сама же станция расположится на пересечении Уссурийской и Сахалинской улиц. В настоящее время мы разрабатываем проект этого отрезка протяженностью 2,6 километра.

Предполагается, что для удобства жителей у станции будет два вестибюля с выходами в город на обе стороны Уссурийской улицы. Здесь уже проводятся инженерные изыскания, необходимые для продолжения работ по проектированию, а к концу года планируем приступить к подготовке самой территории к строительству.

По нашим расчетам, новая станция метро улучшит транспортную доступность района Гольяново, где проживает около 160 тысяч человек и позволит разгрузить Щёлковское шоссе и станцию «Щёлковская» примерно на четверть. При этом ожидаемый ежедневный пассажиропоток станции составит около 60 тысяч человек.

— В Москве продолжается и активное дорожное строительство, где главным проектом сегодня является сооружение Московского скоростного диаметра. На каких его участках трудятся строители, и что даст городу эта магистраль?

— Сегодня на участке Северо-Восточной хорды от Ярославского до Дмит­ровского шоссе построено и открыто 14 километров дорог, в том числе шесть искусственных сооружений: две эстакады, два путепровода и два моста. Сейчас строители возводят еще два моста через реки Лихоборка и Яуза, закончить работы планируем в сентябре. В скором времени завершится и сооружение эстакады, которая обеспечит комфортный съезд с проспекта Мира на северный участок диаметра в сторону Сельскохозяйственной улицы. В целом работы на этом участке диаметра мы намерены закончить до конца года.

В то же время на южном 11-километ­ровом участке диаметра от шоссе Энтузиастов до Рязанского проспекта (Юго-Восточная хорда) возводится 14 эстакад, каждая из которых готова более чем наполовину, а съезд с Северо-Восточной хорды на Юго-Восточную в сторону Нижегородской улицы построен полностью. В соответствии с планами шестиполосная магистраль диаметра пройдет вдоль путей МЦК и соединит крупные трассы: шоссе Энтузиастов, ТТК, Рязанский и Волгоградский проспекты. Все работы по ней планируем завершить в будущем году.

ZIL_6146.jpg

Напомню, что МСД — проект, сопоставимый по масштабам с МКАД и ТТК. Диаметр пройдет через всю Москву, минуя центр. Открытие по нему скоростного бессветофорного движения снизит нагрузку на кольцевые и радиальные магистрали, улучшит связность 44 районов, где проживает более 4,5 миллиона человек, а автомобилисты смогут экономить от 10 до 50 минут времени в пути в зависимости от расстояния и времени суток.

— Главным показателем хорошего «самочувствия» отрасли является поддержание высоких темпов ввода недвижимости. Не просядет ли этот сектор в этом очень непростом для экономики году?

— В условиях серьезных экономических и социальных вызовов строительная отрасль работает не первый год. Я приведу пример: в период пандемии, когда нам прогнозировали серьезный спад, мы, напротив, добились рекордных показателей ввода недвижимости. Оперативно перестроили процессы производства, организацию труда и сдали по итогам 2021 года более 16 миллионов квадратных метров, включая почти 7,8 миллиона «квадратов» жилья. Такого не было за всю историю города! Мэр Москвы Сергей Собянин, понимая важность стабильной работы строительного сектора, являющегося локомотивом столичной экономики, уделяет ей повышенное внимание. К тому же в городе принят целый комплекс мер поддержки девелоперов, включая различные льготы и преференции. Поэтому даже сегодня, несмотря на ощутимое влияние на экономику извне, мы не сбавляем темпов, а наращиваем их. Так, годовой план ввода недвижимости по итогам первого полугодия выполнен почти на 70%: сдано почти 6 миллионов квадратных метров, в том числе более 3,3 миллиона «квадратов» жилья. Особенно радует, что в общем объеме строительства по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 6% выросла доля инвесторских проектов: площадь получивших с января по июнь разрешение на строительство объектов составила более 8 миллионов квадратных метров — это 86% общей площади (9,3 миллиона «квадратов») всех объектов с оформленной разрешительной документацией. Причем инвесторы продолжают строить не только жилье, но и сопутствующую инфраструктуру в шаговой доступности. Так, из 35 введенных за полгода объектов социальной инфраструктуры 22, то есть две трети, построены на деньги девелоперов: 12 из 13 детских садов, три из пяти школ, два из пяти объектов здравоохранения, четыре из девяти спортивных сооружений и один из трех объектов культуры, а именно, школа хореографии и изобразительных искусств на улице Кравченко в районе Ломоносовский. Кроме того, инвесторы поддерживают высокие темпы строительства и ввода также и коммерческой недвижимости, что крайне важно для создания в городе новых рабочих мест. Отмечу, что за полгода в Москве введено 45 таких объектов различного назначения. Все это свидетельствует о сохраняющейся инвестиционной привлекательности столичного рынка и хорошем деловом климате.

— В Москве вплотную занимаются модернизацией инфраструктуры здравоохранения. Какие новые объекты медицины появились в этом году в городе? Будет ли программа реализована в полном объеме?

— В первом полугодии в городе уже сданы в эксплуатацию роддом на 130 коек и детско-взрослая поликлиника с женской консультацией в Коммунарке, медицинский корпус ГКБ имени А.К. Ерамишанцева, новые корпуса НИИ трансплантологии и искусственных органов, реконструирован корпус института хирургии имени Вишневского. Безусловно, программу мы реализуем в полном объеме, для этого у нас есть все необходимое: и финансовые средства, предусмотренные Адресной инвестиционной программой, формирующейся заблаговременно на три года вперед, и достаточное количество специалистов, рабочих и техники. Заблаговременно закуплено и самое современное оборудование. Кстати, мы рассчитываем, что этот год станет рекордным по количеству объектов здравоохранения, которые будут введены в Москве. До конца года силами Стройкомплекса Москвы только за счет бюджета планируем ввести еще 23 объекта, в числе которых 15 поликлиник, консультативно-диагностический центр с поликлиникой на 750 посещений в смену на территории ГКБ №64, патологоанатомический корпус ГКБ №13, подстанция скорой помощи в Щербинке, а также пять крупных комплексов: лечебно-диагностический комплекс Центра имени Логинова, инфекционный комплекс на территории ИКБ №1, детский корпус больницы в Коммунарке и скоропомощные стационарные комплексы на территории НИИ СП имени Н.В.Склифосовского и ГКБ имени С.П.Боткина.

ZIL_8164.jpg

— Андрей Юрьевич, в Москве анонсировано появление уникального объекта — кластера «Ломоносов» научной долины МГУ. В какой стадии реализации сегодня этот проект?

— Кластер «Ломоносов» станет флагманом проекта инновационного центра МГУ. Кстати, проектировался кластер с использованием новейшей технологии информационного моделирования (ТИМ), обеспечивающей обмен информацией в режиме онлайн между всеми участниками строительства. Согласно проекту, в десятиэтажном здании площадью 65 тысяч квадратных метров смогут разместиться офисы высокотехнологичных компаний, лаборатории, центры сертификации и испытаний, цифровых аддитивных технологий и центры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Помимо этого, здесь создадут выставочные пространства. Замечу: на сегодняшний день общестроительная готовность этого уникального объекта превышает 70%. На площадке завершено устройство котлована и фундамента, выполнена кирпичная кладка, в финальную стадию вступили работы по устройству фасада и кровли, ведется отделка внутренних помещений, продолжается монтаж лифтового оборудования и внутренних инженерных систем. Кроме того, на территории возводится паркинг.

— В связи с вводом внешнего эмбарго не испытывают ли строители дефицита стройматериалов, оборудования, комплектующих? Нет ли риска остановки проектов?

— К счастью, стройка — одна из самых «домашних» отраслей экономики. На 95% от импорта мы не зависим: почти все, что нужно для строительства метро, дорог, зданий различного функционального назначения, у нас свое, отечественное. Внедряем и российские программные продукты для проектирования и организации среды общих данных. Объективно отмечу: зависимость от импорта наблюдается только в сегменте инженерного и технологического оснащения, но мы переориентируемся на альтернативных поставщиков из азиатских стран, перестраивая логистические цепочки. И, конечно же, стимулируем создание таких разработок в нашей стране. В общем, адаптируемся к новым экономическим реалиям, продолжая реализацию всех городских программ. Так что москвичи могут быть уверены: все обязательства по вводу ключевых объектов столичный Стройкомплекс выполнит в полном объеме.

— Что Вы пожелали бы строителям в их профессиональный праздник?

— Хочу сердечно поздравить всех с Днем строителя. Все, кто трудится в столичном Стройкомплексе, особые люди, отличающиеся высоким профессионализмом, искренней увлеченностью своим делом, умением преодолевать трудности и воплощать в жизнь самые смелые и сложные проекты. Каждый из них на своем участке вносит бесценный вклад в развитие и преображение Москвы, повышение качества и комфорта городской среды. Желаю всем строителям, архитекторам, проектировщикам, инженерам, рабочим десятков профессий, их семьям, а также ветеранам отрасли крепкого здоровья, счастья, верных друзей и надежных партнеров, благополучия и плодотворной работы во имя процветания нашей замечательной столицы.

Копировать ссылку
Автор материала: Иван Белов