Назад
Андрей Бочкарев: «Очень скоро москвичи оценят все преимущества Большого кольца метро»
22 декабря 2020
416

Андрей Бочкарев: «Очень скоро москвичи оценят все преимущества Большого кольца метро»

Какие станции метро будут сданы до конца этого года? Почему даже в пандемию коронавируса строительство метрополитена и домов по программе реновации не останавливалось? Какие проекты станут приоритетными в ближайшие годы для столичных строителей?

Об этом и многом другом в интервью нашему журналу рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

— Андрей Юрьевич, в январе исполнится год, как Вы возглавили стройкомплекс Москвы. Каким стал 2020 год, год пандемии, для столичных строителей?

— Год действительно выдался нелегким не только для строительной отрасли, но и для экономики в целом, и совсем уж бесследно кризис не пройдет. Тем не менее, поскольку мэром Москвы Сергеем Собяниным еще десять лет назад была поставлена задача работать на опережение, серьезных последствий мы не ожидаем. Оперативно был принят целый комплекс мер поддержки отрасли, поддержки застройщиков, что позволило не сокращать объемы строительства. Огромная работа по переводу услуг в электронный вид — а ее мы успешно проводим вот уже несколько лет подряд — помогла во время действия ограничительных мер не прекращать ввод в эксплуатацию объектов. Разрешения на ввод, другие сопутствующие документы застройщики получали онлайн. К тому же много объектов было достроено еще до локдауна.

— Но во время вынужденной паузы многие стройки «стояли» …

— Но уже после отмены ограничительных мер подавляющее большинство компаний сумели довольно быстро нарастить свои мощности. Причем, работу возобновили не только сами стройки, но и офисы продаж. Уже летом они вернулись на докризисный уровень. Со своей стороны на городских стройках мы увеличили количество рабочих и строителей на площадках, чтобы поскорее наверстать упущенное время. Что же касается важнейших инфраструктурных строек, то даже во время пикового периода пандемии мы их не останавливали. Это очень непростое, но стратегически важное для города решение принял мэр Москвы с целью минимизировать влияние пандемии на сферу строительства. Остановка подземных работ в метро, на ключевых дорожных магистралях, ряде других объектов инфраструктуры больно бы ударила не только по отрасли, но и по экономике в целом, ведь строительство — ее главный драйвер. К тому же непрерывная работа стройки — это гарантированная загрузка предприятий стройиндустрии, а это миллионы рабочих мест как в Москве, так и по всей стране, которые удалось сохранить. И, что особенно было важно в тот сложный период, — мы активизировали строительство объектов здравоохранения, более того — вне плана с нуля всего за месяц возвели в Новой Москве современный инфекционный центр. Это позволило оперативно развернуть в городе достаточное количество койко-мест. То есть самые важные для людей объекты появились в нужное время.

ZIL_9487.jpg

— А удалось ли достигнуть плановых показателей 2020 года по вводу недвижимости, или же объемы более скромные, чем ожидалось? Не отказался ли город от запланированных на ближайшие годы проектов?

— Принятый комплекс мер поддержки застройщиков позволил не снизить темпы и не сократить объемы ввода: с начала года сдано 8,6 миллионов «квадратов» недвижимости при годовом плане 8,5 миллионов «квадратов», то есть мы досрочно не просто выполнили, а перевыполнили годовой план. Досрочно перевыполнили и планы годового ввода жилья, что особенно радует. Уже достигнут показатель почти 3,9 миллионов «квадратов». Это показывает не только инвестиционную привлекательность рынка недвижимости Москвы, но и запас прочности всего московского стройкомплекса.

Правительством Москвы принята Адресная инвестиционная программа на 2021-2023 годы, куда включены самые важные и нужные городу и москвичам объекты, планируемые к строительству и вводу, и все это подкреплено финансированием из столичного бюджета. Понимая, что сегодня из-за пандемии в мировой экономике наблюдается некоторое замедление экономического цикла, мы, конечно, применили небольшое маневрирование по срокам строительства ряда объектов и перенесли их на более поздний период. Тем не менее, продолжаем эти объекты проектировать, чтобы, как только ситуация улучшится, их строительство можно было ускорить. При этом хочу подчеркнуть, что перенос сроков ни в коем случае не коснется стратегически важных для Москвы инфраструктурных проектов в области метростроения, дорожного строительства, здравоохранения. Все линии и станции метро, объекты улично-дорожной сети, здания для размещения учреждений здравоохранения будут построены в установленные сроки, деньги выделены в полном объеме. Более того — по возможности, строительство ряда таких объектов мы даже ускорим.

— То есть стройки останавливать не будут? И как сейчас работают строители в новых условиях?

— Ограничительные меры, которые вводились в столице весной, преследовали основную цель — сохранить здоровье и жизнь людей. Это решение принималось исходя из реальной ситуации на тот момент в Москве и рекомендаций Роспот­ребнадзора. Прогнозировать и предсказывать возможные будущие меры не берусь. На сегодняшний день, как известно, никаких дополнительных ограничений, помимо уже действующих, город принимать не планирует. Ситуация кардинально отличается от той, что была весной, в первую очередь, потому, что и врачи готовы, и запас коечного фонда создан, и сами москвичи ответственнее относятся к соблюдению санитарно-эпидемиологических правил. Экономика не должна страдать, а в особенности такой ее важнейший сектор, как строительство, являющийся драйвером развития города. Что касается работы в новых условиях, то мы очень серьезно относимся к соблюдению санитарно-эпидемиологических правил. Контроль за этим ведет Мосгосстройнадзор. Он может и штраф выписать за нарушение, не дожидаясь проверки Роспотребнадзора. Но цель его работы — не подлавливать кого-то, не наказывать, а стимулировать, мотивировать людей, чтобы они четко выполняли все необходимые требования. Это помогает выполнять задачу, поставленную руководством города: сохранить объемы работ в строительстве — важном секторе экономики Москвы и страны в целом, отрасли, имеющей наибольший мультипликативный эффект, в которой каждый вложенный рубль дает 5-7-10 рублей в сопредельных секторах по производству материалов, машин, обеспечении жизнедеятельности людей и других. Надо отдать должное тому, что строительные компании — и государственные, и частные — относятся к требованию беречь здоровье людей с пониманием. Все в равной мере заинтересованы строить объекты вовремя, ведь потеря темпов ведет и к финансовым потерям.

— Андрей Юрьевич, а как продвигается в Москве дорожное строительство?

— Темпы дорожного строительства у нас по-прежнему очень высокие. Ежегодно мы вводим порядка 100 километров дорог и 2020-й год, несмотря на пандемию, не стал исключением. Более того: мы досрочно перевыполнили годовой план и ввели 103,4 километра дорог, что превысило заданную планку, 23 искусственных сооружений, 20 пешеходных переходов. Введены в эксплуатацию последний участок новой вылетной магистрали Москвы — проспекта Генерала Дорохова, так называемого Южного дублера Кутузовского проспекта, новая четырехполосная дорога Марьино-Саларьево, прямой выезд из Коммунарки на МКАД, путепровод на съезде с Родниковой улицы к ТПУ «Саларьево» и наземный переход через Киевское шоссе, там же, на Киевском шоссе открыли важную транспортную развязку в районе метро «Саларьево», построили целый ряд других важных для города объектов улично-дорожной сети.

В 2020-м году, несмотря на пандемию, столица не просто выполнила, а досрочно перевыполнила план по вводу дорог

А если говорить в целом за 10 лет, то в городе построено 1012,4 километров дорог, 295 мостов, тоннелей и эстакад, 248 пешеходных переходов. Реконструировано 15 вылетных магистралей и 17 развязок на МКАД. При 10%-м росте количества автомобилей за 10 лет, протяженность улично-дорожной сети выросла на 17%. Это дало свой эффект — на дорогах стало свободнее: скорость движения автомобилей увеличилась с 16,5 километров в час в 2010-м году до 53 километров в час в 2020-м. Ввод даже одного тоннеля уже позволяет ускорить движение транспорта. Такие же высокие темпы строительства дорог и искусственных сооружений мы сохраним и в ближайшие годы.

— А какие проекты станут приоритетными?

— Уже взяли в работу на 2021-2023 годы более 270 километров дорог, 89 искусственных сооружений и 56 пешеходных переходов. На реализацию всех этих проектов выделено 28% общего объема средств АИП. Ключевые проекты, которые предстоит реализовать, — завершение создания системы хордовых магистралей, которая готова более чем наполовину, строительство пяти транспортных развязок на пересечении вылетных магистралей и МКАД, завершение развития улично-дорожной сети на территории ЗИЛа, сооружение крупных магистралей в ТиНАО, а также возведение 12 новых мостов, из которых пять уже строится, а семь проектируется.

— Вы сказали, что система хордовых магистралей сейчас готова более чем наполовину. Когда планируете завершить этот проект? Что дадут хорды городу?

— Проект формирования системы хордовых магистралей планируем завершить в 2023 году. Напомню, что движение по всему ходу Северо-Западной хорды мы запустили еще год назад, на Северо-Восточной хорде открыто движение по шести участкам, и сейчас мы приступили к строительству последнего, связывающего Открытое и Ярославское шоссе. На Южной рокаде движение осуществляется по трем участкам, остальные строятся. Ведутся и работы по сооружению Юго-Восточной хорды — очень важной магистрали, которая существенно разгрузит дороги в юго-восточном, южном и восточном секторах города. Хордовые магистрали Москве необходимы, система организации движения в виде хорд на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая. Преимущество хорд в том, что они, с одной стороны, выполняют функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд транспорта за МКАД, минуя центр города, а с другой стороны, перераспределяют автомобильные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. Как только по всем хордам откроется полноценное движение автотранспорта, заметно разгрузятся и ТТК, и МКАД, и существующие вылетные магистрали, и дороги районного значения.

— Как продвигаются работы по строительству Большого кольца метро? Когда планируете замкнуть кольцо полностью?

— Строительство БКЛ — важнейшая часть всей программы метростроения, реализуемой с 2011 года. Да и за 85-летнюю историю метро это самый крупный проект: кольцо протяженностью 70 километров, с 31 станцией! Не все москвичи, возможно, ощущают сейчас его масштаб, но очень скоро оценят его преимущества. БКЛ разгрузит действующую Кольцевую и пересадочные станции в ее пределах на 15-20%, а значит, в метро станет заметно свободнее и комфортнее. Но главный эффект Большого кольца — существенная экономия времени в пути для пассажиров: если раньше, чтобы перейти с одной линии метро на другую, нужно было ехать в центр до Кольцевой линии и пересадочных станций внутри нее, то с запуском БКЛ эта необходимость отпадет: попасть на нужную радиальную ветку, следуя по направлению к центру города, можно будет гораздо раньше и быстрее, и общее время в пути сократится до получаса. С Большого кольца можно будет сделать пересадки на двадцать станций 11-ти радиальных веток, три остановочные платформы МЦК и 13 — МЦД. Шаговый доступ к станциям второго метрокольца получат три миллиона москвичей, проживающих в 34 районах. Новое кольцо послужит и импульсом к развитию территорий, где появятся новые станции, включая районы реновации. Это грандиозный проект, имеющий мультипликативный эффект. Напомню, что по первому участку Большого кольца — от «Делового центра» до «Савеловской» —движение поездов началось еще в 2018 году. За два года маршрут доказал свою востребованность среди пассажиров, совершивших по нему уже десятки миллионов поездок. В марте этого года заработала и станция «Лефортово» на северо-восточном участке БКЛ. Позже в состав южного сектора этого участка войдут еще две уже открывшиеся станции — «Авиамоторная» и «Нижегородская», которые временно работают в составе Некрасовской ветки, плюс станция «Электрозаводская», ввести в эксплуатацию которую мы намерены до конца этого года. На всех строящихся участках БКЛ идут активные работы, в которых занято огромное количество людей. Более шести тысяч человек трудятся только на участке «Карамышевская» — «Мневники», который планируем ввести до конца этого года. Еще 22 станции кольца намерены построить в 2021 и 2022 годах, чтобы к 2023-му году полностью замкнуть БКЛ и открыть по нему движение поездов. Хочу подчеркнуть, что этот важнейший проект находится на личном контроле мэра Москвы. Никто в мире еще проект подобного масштаба и в такой сравнительно небольшой срок не реализовывал. И я надеюсь, что мы блестяще сможем его завершить, удивив весь мир.

ZIL_6067.jpg

— Правда ли, что активное развитие метро прекратится после запуска Большой кольцевой линии?

— Это не так. Мэром Москвы поставлена задача обеспечить пешеходную доступность к станциям метро 90% москвичей к 2025 году. И проектом БКЛ наша программа метростроения не ограничивается. Одновременно с работами по второму кольцу мы продолжаем строить новые радиальные линии и станции, продлеваем ряд уже существующих веток, а также работаем на перспективу. Поясню, что решения о том, куда вести метро, и где «посадить» новые станции, принимаются исходя из потребностей того или иного района. А в Москве есть и обжитые районы, где все еще нет метро, и районы, которые застраиваются сейчас: будущие новоселы и те, кто там будет работать, тоже нуждаются в подземке в шаговой доступности. Есть и территории, под которые разрабатываются проекты планировки под будущее развитие. И наша задача — привести туда самый быстрый и удобный общественный транспорт. Поэтому сейчас продлевается Люблинско-Дмитровская ветка до поселка Северный, Сокольническая — до Потапово, Солнцевский радиус — до аэропорта Внуково. Строим и новую, Троицкую линию метро, которая проходит от станции БКЛ «Новаторская» в Коммунарку, а в перспективе дойдет до Троицка, жители которого смогут добираться до центра города не за 1,5 часа, как сегодня, а всего за 40 минут. Арбатско-Покровскую линию продлим до района Гольяново, жители которого наконец-то получат метро в шаговой доступности, а станция «Щелковская», где недавно открылся после реконструкции международный автовокзал, заметно разгрузится.

Построим и ряд станций на существующих линиях. Так, на Кольцевой линии между «Новослободской» и «Проспектом Мира», появится «Суворовская» с пересадкой на «Достоевскую» салатовой ветки. На южном радиусе салатовой (Люблинско-Дмитровской) линии возведем станцию «Южный порт», которая расположится между «Печатниками» и «Люблино». Эта станция появится на территории крупного современного района, который вырастет на месте промзоны Южный порт. Только в ближайшие годы там станут проживать порядка 10 тысяч человек, будет создано как минимум 6 тысяч рабочих мест. А в перспективе Южный порт превратится в центр деловой активности, сопоставимый по масштабам с «Москвой-
Сити».

После 2023 года приступим к активным работам по строительству Рублево-Архангельской линии: в районах, через которые она пройдет, есть как уже сложившаяся застройка, так и развивающиеся территории, где возводится жилье, инфраструктура. Дополнительные маршруты передвижения по Москве получат жители Строгино, повысится транспортная доступность «Москвы-Сити» и деревни Раздоры, куда из центра можно будет доехать всего за полчаса. Начнем также строить Бирюлевскую линию, которую ждут сотни тысяч жителей районов на юге города. В перспективе эту ветку планируем довести и до Щербинки. Самое главное, чтобы темпы развития транспортной инфраструктуры и, в первую очередь, метро не отставали от темпов строительства недвижимости, как это было еще 10 лет назад, когда это отставание составляло 25-30 лет, Москва и москвичи задыхались в пробках, тратили на дорогу из дома до работы и обратно уйму времени.

Сейчас же темпы сооружения того же метро не только не отстают от темпов возведения жилья и инфраструктуры, а опережают их, что положительно сказывается на всем: и на повышении комфортности жизни в большом городе, и на обстановке на дорогах, и на экологии.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова