Назад
1916

Андрей Бочкарев: «Все обязательства, взятые городом, выполним в полном объеме»

Андрей Бочкарев: «Все обязательства, взятые городом, выполним в полном объеме»

Новый заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев в эксклюзивном интервью нашему журналу рассказал, сколько станций метро строится, когда будут открыты для пассажиров два новых участка метро, почему хордовое кольцо — это самый грандиозный проект, а также в чем именно Москва опережает Берлин и какой ключевой спортивный объект откроется на территории «Лужников» в этом году.

— Андрей Юрьевич, в течение девяти с лишним лет Вы возглавляли столичный Департамент строительства, и за это время Москва добилась потрясающих успехов практически по всем направлениям развития, особенно в части транспортного строительства, развития социальной, спортивной инфраструктуры. Каким градостроительным курсом пойдете дальше?

— На ежегодной коллегии Стройкомплекса, которая состоялась в феврале, мэр Москвы Сергей Семенович Собянин очень точно сказал: город, который не строит, не обновляется, обречен на медленное затухание, при этом любая стройка должна идти на благо Москвы и москвичей, отвечать их интересам и ожиданиям. Полностью с ним согласен. Программы, которые мы сегодня реализуем в части градостроительной политики, были заданы еще девять лет назад, и день за днем мы их успешно выполняли. За этот период в развитии столицы сделан огромный шаг вперед, и во многом благодаря грамотной градостроительной политике, курсу, обозначенному мэром — на полицентрическое развитие с целью снижения маятниковой миграции, превращения Москвы в комфортный, удобный и привлекательный мегаполис. И менять эту политику мы не будем: продолжим комплексное и динамичное развитие столицы по всем направлениям. Механизм работы Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным полностью выстроен, есть профессиональная и опытная команда, доказавшая свою эффективность реальными делами на благо Москвы и москвичей. Все обязательства, взятые городом, выполним в полном объеме.

— Поставлены ли перед Стройкомплексом какие-то новые задачи?

— Новая задача, которую поставил перед нами мэр, не только удержать набранные за эти годы колоссальные темпы строительства, но еще и ускорить их. Среди приоритетов, которые обозначил Сергей Семенович в прошлом месяце на коллегии Стройкомплекса, — завершение в течение двух лет проекта Большой кольцевой линии метро и наращивание темпов метростроения в его интеграции с железной дорогой в целом, дальнейшее развитие улично-дорожной сети и, в первую очередь, строительства сквозных магистралей — хордового кольца, которое разгрузит дороги в центральной части города, ускорение темпов реализации программы реновации с тем, чтобы через два-три года она вышла на пик с показателем ввода порядка 3 миллионов квадратных метров жилья ежегодно: сверхсложная задача, но москвичи хотят переехать из старых хрущевок побыстрее, поэтому, идя навстречу их пожеланиям, сконцентрируем на этом все свои силы и ресурсы. Предстоит также увеличить и объемы строительства объектов социального назначения в рамках комплексного развития территорий. Адресная инвестиционная программа на ближайшие три года — это почти три триллиона рублей, которые направляются на строительство метро, дорог, железнодорожного транспорта, школ, садиков, объектов спорта и культуры, огромные инвестиции в сферу здравоохранения. По-прежнему будем развивать промзоны в рамках их редевеломпента, периферийные территории, превращая их в самодостаточные районы с жилыми кварталами, обеспеченными удобной транспортной доступностью, социнфраструктурой, рабочими местами в шаговой доступности, местами досуга и всем тем, что способствует снижению маятниковой миграции. Необходимым бюджетом мы обеспечены, ресурсами располагаем, поэтому штурм тех высот, что себе наметили, будет продолжаться и усиливаться. Бросим в работу все наши ударные силы.  

— В числе приоритетов — увеличение темпов метростроения. Андрей Юрьевич, сколько линий и станций подземки сейчас в стройке? На всех ли участках БКЛ развернуты работы, и успеете ли запустить кольцо в 2022-м году? Какие еще линии и станции появятся на карте метрополитена в ближайшем будущем?

— Мэром Москвы поставлена задача: каждый москвич должен иметь шаговый доступ к ключевым видам общественного транспорта и, в первую очередь, — к станциям подземки. За девять лет протяженность метро выросла на 50%, по интенсивности строительства мы сегодня на первом месте в мире. Введено 155 километров линий, 81 станция метро и МЦК и 10 депо для обслуживания подвижного состава и создания новых рабочих мест. В течение 2020-2022 годов предстоит спроектировать и построить 79,2 километ­ра линий, 31 станцию и два депо. Метро придет в районы, где его пока нет, но где оно жизненно необходимо. Кстати, в прошлом году наши метростроители поставили свой собственный рекорд —   проложили 39 километров тоннелей метро. В этом году они планируют его побить, успев проложить 42 километра.

ZIL_1958.jpg

В ближайшее время откроем для пассажиров два новых участка метро: Некрасовской ветки с четырьмя станциями — от «Косино» до «Нижегородской» и участок БКЛ с двумя станциями — «Авиамоторной» и «Лефортово». В работе сейчас у нас продление Сокольнической линии до «Потапово» в Новой Москве, Солнцевской — до аэропорта Внуково, Люблинско-Дмитровской — до поселка Северный, Арбатско-
Покровской — до Гольяново, строится Коммунарская линия метро. На Большом кольце работы развернуты на всех строящихся участках. В этом году планируем достроить южный и юго-западный, затем западный, восточный участки и часть северо-восточного между станциями «Лефортово» и «Савеловской». Самый сложный, он же последний участок ввода, — это восточный, поскольку там будут как однопутные тоннели, так и двухпутные: между «Текстильщиками», «Печатниками» и «Нагатинским Затоном». 10-метровый щит-гигант «Виктория» на перегоне от «Текстильщиков» до «Печатников» уже работает. Чтобы решить поставленную мэром задачу — запустить поезда с пассажирами по кольцу по полному циклу уже в 2022 году — мы сейчас мобилизуем все имеющиеся у нас силы и ресурсы, а при необходимости привлечем дополнительные. Значение этого кольца для Москвы огромно. БКЛ серьезно разгрузит Кольцевую линию и центральные пересадочные станции в его пределах, люди смогут еще больше экономить свое время в поездках. А раз в метро станет свободнее, значит, многие москвичи станут активнее им пользоваться, что в свою очередь снизит нагрузку на дороги. Кроме того, Большое кольцо станет мощным драйвером комплексного развития прилегающих территорий, включая кварталы реновации, многие из которых как раз находятся в зоне кольца.

ZIL_5273.jpg

В планах же на 2023-2025 годы — проектирование и строительство еще 68 километров линий, 33 станций и 6 депо. Из новых веток на карте метро появятся Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Приняли решение построить новые станции и на действующих линиях метро: на Кольцевой линии — «Суворовскую», которая обеспечит пересадку на станцию «Достоевская», а после открытия северного вестибюля станции «Окружная» и на одноименную станцию МЦК. На Люблинско-Дмитровской ветке будет новая станция «Южный порт»: таким образом, подведем метро к жилым кварталам и инф­раструктуре, которые построят в рамках развития промзоны, что в свою очередь облегчит и сложную дорожную ситуацию в этом районе.

— Как считаете, интеграция метро и железнодорожных магистралей в единую сеть в Москве себя оправдывает? Как идет сейчас этот процесс?

— Для Москвы создание единой транспортной системы, которая бы увязала в единую сеть все виды рельсового транспорта через транспортно-пересадочные узлы, жизненно необходимо. Главная задача — создать пассажирам такие условия, чтобы они могли максимально сократить свое время в поездках, чтобы пересадки с одного вида транспорта на другой были удобными и комфортными, и, конечно, чтобы сами поездки обходились дешевле. Москва на сегодняшний день в мире лидирует по плотности сети рельсового транспорта, опережая Берлин, Сеул, Нью-Йорк и Лондон. И мы активно заставляем эту сеть «работать» на город, на москвичей. Уже интегрировали МЦК с метро, а буквально недавно, открыв новый ТПУ, соединивший платформу НАТИ Октябрьской железной дороги с платформой «Лихоборы» МЦК, завершили в итоге интеграцию МЦК с 8-ю радиальными железнодорожными ветками. То, что такая система полностью себя оправдывает, доказано на практике: когда в 2016-м году мы запустили движение по МЦК, то рассчитывали, что через пять лет пассажиропоток этого железнодорожного кольца составит 250 тысяч пассажиров в сутки, и что первоначально им будут пользоваться 125 тысяч человек, а получилось, что уже всего через два года мы вышли на перевозку 450 тысяч человек в сутки. Вот и эффект МЦД, первые два маршрута которых запустили в конце ноября прошлого года, не заставил себя ждать: только за первые два месяца пассажиропоток вырос на 11%, и рост продолжается. А с началом дачного сезона количество москвичей, которые будут ими пользоваться, только вырастет. МЦД дают возможность людям в сжатые сроки, без лишних пересадок и с экономией бюджета добираться до нужной точки Москвы и области. Благодаря тому, что пассажиры пересаживаются на диаметры, снижается нагрузка на метро: уже сейчас она частично снизилась на 20 станций, особенно на пересадочных, где находятся вокзалы: «Комсомольская» разгрузилась на 5%, «Киевская» — на 12%.

ZIL_7550.jpg

Инфраструктура первых двух диаметров продолжает развиваться: будут новые остановочные пункты, сократятся интервалы между поездами (так же, как мы сократили их и на МЦК). В настоящее время строится еще три диаметра, и вот когда к концу 2024 года в полную силу заработают все пять, подземка разгрузится почти на четверть, количество автомобилей в утренние часы пик, благодаря тому, что многие пересядут на диаметры, в пределах МКАД сократится на 5 тысяч, а в пределах ТТК — на полторы тысячи. Кроме того, МЦД еще и оживят рынок недвижимости: инвесторы уже сейчас имеют на руках разрешения на строительство жилья, коммерческих зданий для рабочих мест на тех территориях, которые прилегают к диаметрам. Эти территории оживут, превратятся в комфортные, привлекательные районы.

— Как обстоят сейчас дела на ниве дорожно-транспортного строительства? Что построено, что еще предстоит, и самое главное: когда запустят движение по хордовому кольцу, то есть тем самым сквозным магистралям, к которым сейчас приковано внимание в первую очередь?

— Дорожно-транспортное строительство — часть нашей общей работы по комплексному решению транспортных проблем мегаполиса. Без сооружения современных магистралей, развязок, тоннелей, путепроводов, удобных пешеходных переходов, подъездных дорог, съездов от основной головной боли столицы —   пробок   — не избавиться, а значит, комфортный город не построить. Поэтому Москва в последние годы удерживает не только рекордные темпы метростроения, но и совершила настоящий прорыв в дорожно-транспортном строительстве: с 2011 года улично-дорожная сеть приросла 915,2 километрами дорог, построено и открыто для движения 271 искусственное сооружение, люди пользуются 229 новыми пешеходными переходами. В числе крупнейших реализованных проектов — 16 реконструированных развязок с МКАД и 13 вылетных магистралей, 9 из которых синхронизированы с областью.

ZIL_7041.jpg

В ближайшие три года нам предстоит ввести 352 километра дорог, 105 искусственных сооружений и 58 пешеходных переходов, а самое главное: завершить в 2023-м году грандиозный по масштабам проект — хордовое кольцо. Мэр поставил задачу сосредоточить на этом все силы. Первая из четырех магистралей, а именно, Северо-Западная хорда уже полностью готова, в конце прошлого года мы запустили по ней движение. На 70% готова Северо-Восточная хорда, строится Южная рокада, проектируется и начинает строиться ЮВХ. Мобилизуем все силы и средства на завершение этого грандиозного проекта: система хордовых магистралей пройдет по территориям 73 районов, в которых проживает 7 миллионов человек, — это более 356 километров общей протяженности (125 километров прямого хода, что сопоставимо с длиной почти 4 ТТК), 181 искусственное сооружение. Хордовые магистрали обеспечат новые диагональные связи этих районов, разгрузят ТТК и МКАД. Прорывной проект для мегаполиса! Помимо него, у нас в работе и другие крупные проекты: в стройке —   развязка МКАД с Волоколамским шоссе, которую планируем ввести досрочно, Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта, Волоколамское шоссе от МКАД до Ленинградского шоссе, проектируются четыре развязки МКАД: с Алтуфьевским шоссе, с улицей Липецкая, с Осташковским шоссе и улицей Верхние Поля и с улицей Капотня. Все эти проекты к 2023 году намерены завершить. Активно строятся и дороги-связки в Новой Москве.

— Как будете решать поставленную мэром Москвы задачу по выходу программы реновации в пиковые годы на объемы ввода жилья по 3 миллиона «квадратов» в год? Как в целом идет процесс реализации программы?

— Приложим все свои усилия, чтобы выйти на этот принципиально новый объем строительства. Нужно понимать, что объемы и темпы строительства жилья по реновации целиком и полностью зависят от темпов переселения. За 15 лет предстоит расселить и снести 5173 дома. Задача грандиозная! Люди этого очень ждут. Самое главное — не только ускорить процесс переселения жителей из старых пятиэтажек, но и сам процесс сделать для них максимально комфортным. И, конечно же, решить комплексную задачу, поставленную мэром: не только улучшить жилищные условия горожан, но и дать им всю инфраструктуру в шаговой доступности, которая сформирует новый городской ландшафт. Фактически мы обновим Москву! Это работа огромного количества людей, и она на личном контроле у мэра. Темпы ввода будем наращивать. На данный момент построены и введены в эксплуатацию 53 дома, 49 из которых переданы под заселение. В процессе переезда — 22,3 тысячи человек из 128 домов: людям выдаются ордера, они смотрят квартиры, планируют переезд. Более 14 тысяч из них уже справили новоселье. Радует, что в целом все очень довольны своим новым жильем. У Фонда реновации сейчас в портфеле проекты на два миллиона «квадратов», которые будут запроектированы и построены в 2020-2022 годах. Уже в этом году Фонд проведет конкурсные процедуры на строительство порядка 80 домов, которые полностью спроектированы по стандартам реновации. На сегодняшний день в рамках программы строится 155 домов, а 71 — проектируется.

ZIL_3553.jpg

Согласно нашим расчетам, в этом году процесс переселения начнется еще для 15 тысяч москвичей, и в дальнейшем число их будет только расти. Утверждена 431 стартовая площадка с градпотенциалом около семи миллионов квадратных метров, а это 30% потребности программы. Поскольку сносимый фонд — малоэтажный и занимает большую площадь, переселение нескольких пятиэтажек в один дом большей этажности обеспечивает доступ к значительно большим земельным участкам, чем имеются сейчас. Уже в этом году на освободившихся территориях приступим к проектированию новых домов, что позволит запустить вторую волну реновации. Так что, думаю, через два-три года программа вполне сможет выйти на пик, и мы сможем решить задачу, поставленную мэром.

— А как будет дальше развиваться социальная инфраструктура? Сколько новых школ, садиков, медицинских учреждений получат москвичи в ближайшие годы?

— Основное, на что обращает внимание мэр Москвы: все юные москвичи должны быть обеспечены достаточным количеством мест в садиках и школах в пешеходной доступности, и у всех горожан должна быть возможность получать качественные медицинские услуги рядом с домом. Формирование такой среды — часть нашей общегородской стратегии по построению города шаговой доступности. В итоге уже сегодня у нас в 75% районов школы, садики, поликлиники находятся в шаговой доступности от жилья. По этому показателю Москва опередила Лондон и Нью-Йорк! За 9 лет введены 271 детский сад, 96 школ, 86 медицинских учреждений. Из них в 2019-м — 31 ДОУ, 8 школ и 7 объектов здравоохранения.

Хочу напомнить: благодаря тому, что мэр еще несколько лет назад привлек к строительству социальной инфраструктуры инвесторов, эти объекты зачастую стали возводиться темпами, опережающими строительство самих жилых домов. В итоге уже в 2014 году в Москве были ликвидированы очереди в детские сады. А сегодня родители имеют возможность даже выбирать садик или школу для своих детей. Это одно из ключевых достижений города. Возводятся и крупные объекты: в тех районах, где есть такая потребность. Из объектов образования введены самая большая в России школа с кванториумом на «ЗИЛе» на 2,5 тысячи учащихся, школа в Летово, школа-гигант в Коммунарке на 1100 мест. Не могу не отметить крупные объекты здравоохранения — сферы, развитию которой мэр уделяет повышенное внимание, и на что из бюджета выделены колоссальные средства. В первую очередь, это кластер «Сколково» с лучшими клиниками мира, где ежегодно 300 тысяч пациентов смогут получать высококлассные медицинские услуги, за получением которых не нужно теперь ехать за рубеж. В 2018-м году там уже открылась израильская клиника «Хадаса». Введен в эксплуатацию клинико-диагностический корпус, строятся другие клиники, которые станут частью этого крупнейшего медицинского кластера столицы.

В Коммунарке строится шикарный многопрофильный медицинский центр «Новомосковский». Причем, на территории, где острый дефицит медицинских объектов. Центр станет обслуживать 28 районов и 21 поселение в четырех округах Москвы.

ZIL_8513.jpg

Первая очередь была введена в прошлом году, в этом году планируем ввести еще 5 корпусов (в рамках второй очереди), а в 2021 году будет сдан в эксплуатацию корпус лучевой терапии. Построим еще три крупных объекта здравоохранения, которые будут соответствовать самым высоким стандартам оказания медицинской помощи, и где будут все необходимые условия для пациентов и персонала.

Это лечебно-диагностический комплекс Московского клинического научно-практического центра им. Логинова на шоссе Энтузиастов, инфекционный корпус на территории БГКБ св. Владимира и инфекционный лечебно-диагностический комплекс ИКБ №1 на Волоколамском шоссе.

— В числе приоритетных задач Стройкомплекса — дальнейшее развитие спортивного кластера «Лужники». Реконструированная Большая спортивная арена принимала в 2018-м году мундиаль, в прошлом году на территории комплекса открылись еще два выдающихся объекта мирового уровня —   Центр художественной гимнастики и Дворец водных видов спорта. Что на очереди?

— Да, на территории Лужников продолжает создаваться мощный кластер, который поспособствует как развитию спорта высоких достижений, так и массового спорта. Это будет крупнейший спортивный кластер страны и один из крупнейших в мире. На очереди — открытие ледового дворца «Кристалл», которое планируется до конца этого года. Его возвели на месте тренировочного катка, закрытого более десяти лет назад. Кроме того, полным ходом идет реконструкция универсального спортзала «Дружба», который сохранит свой узнаваемый архитектурный облик. Все работы, включая благоустройство, также планируем завершить до конца года. Еще один ключевой объект, который планируется открыть в этом году: уникальный теннисный центр на месте старых открытых кортов. Он станет крупнейшим в Европе. В центре расположатся 14 крытых и 7 открытых теннисных кортов, четыре сквош-корта, зона настольного тенниса, универсальный спортивный зал, три крытых и два открытых корта для падел-тенниса, корт для пляжного тенниса и тренажерный зал c зонами для групповых и индивидуальных занятий.

Закончили и первый этап подготовки к строительству будущего Центра самбо и бокса. В целом в «Лужниках» уже полностью готовы более 20 объектов, и около 11 находятся в стадии строительства. Но занимаемся мы не только «Лужниками»: развитие и модернизация общедоступной спортивной инфраструктуры идет в масштабах всей Москвы.

69372de1a76bcfdebf7ec13dd275c18267ea4158.jpg

Только в этом году за счет городского бюджета планируем ввести 21 спортивный объект, в том числе, четыре футбольных поля, шесть ФОКов и новый BMX-велодром, который появится на севере столицы, на Ангарской улице. Один из ФОКов строится в поселке Северный — это спорткомплекс по пятиборью. Там будет и бассейн, и тренажерный зал, и зал для легкой атлетики. Очень интересный проект. Кстати, и в поселке Северный, и в Некрасовке будут созданы крупные спортивные кластеры в пешей доступности от жилья и удобного общественного транспорта, включая метро: в Некрасовку оно уже пришло, в поселок Северный продлеваем Люблинско-Дмитровскую ветку. Все объекты, вся инфраструктура, которую мы создаем, будет служить Москве и москвичам.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова
Интервью
Копировать ссылку