Пройти экспертизу в ООО «Консультационно-экспертный центр» — это объективно оценить качество проектных решений, заложенных в проектной документации, в режиме продуктивного диалога экспертов с проектировщиками обсудить разделы проектной документации и получить заключение. Не случайно слоган центра звучит так: «Профессионально. Надежно. Объективно».
О том, как проходит экспертиза, каким должен быть идеальный эксперт и о многом другом рассказал нашим читателям генеральный директор Андрей Пчельников.
— Андрей Георгиевич, профессиональный актив Консультационно-экспертного центра пополнился новой услугой. Я имею в виду санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектной, технической и иной документации.
— Мы всегда действуем исключительно в интересах заказчиков. И если существует запрос на новую услугу, значит, наш актив непременно пополнится. Именно поэтому мы проводим практически все виды экспертиз. Теперь мы получили право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы проектной документации, в том числе проектов санитарно-защитных зон и материалов по обоснованию возможности размещения объектов в приаэродромной территории. Аккредитованы, внесены в реестр.
— Расскажете подробнее о новой услуге?
— Начнем с того, что основные санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке установлены статьей 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При планировке и застройке следует предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья людей. В соответствии с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, она называется санитарно-защитной зоной (СЗЗ). В санитарно-защитных зонах не могут располагаться объекты жилой застройки, образовательного и медицинского назначения, спортивные сооружения открытого типа, организации для отдыха детей и их оздоровления, зоны рекреационного назначения и для ведения садоводства.
Разработка проектов СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на близлежащих нормируемых территориях и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия предприятия на здоровье населения.
С учетом реализации в Москве проектов комплексного развития территорий и программы реновации жилья, реорганизации бывших промышленных зон, строительства объектов метрополитена, дорожного строительства, вопрос установления, изменения или прекращения существования санитарно-защитных зон является очень актуальным.
— Следовательно, Консультационно-экспертный центр помогает сэкономить время и ресурсы заказчика?
— Да, но не только. Проектируемый объект без согласованной СЗЗ не допустят до строительства. Это если коротко. А подробнее о разработке проекта СЗЗ и проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта СЗЗ всегда расскажут наши специалисты. Мы готовы исполнить заказы любой сложности, начиная с момента получения необходимых исходных данных. Никаких задержек и невовремя согласованных документов. Уложимся в точно заявленные сроки, гарантирую это. Наши специалисты всегда в курсе всех изменений в законодательстве и оперативно сообщают о них нашим заказчикам.
— Что необходимо для утверждения границ СЗЗ в Роспотребнадзоре?
— Первое — проект СЗЗ, включающий расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.).
При необходимости — результаты лабораторных исследований и измерений на границе СЗЗ.
Кроме того — экспертное заключение о соответствии проекта СЗЗ действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.
— Экспертная деятельность — очень специфична. Андрей Георгиевич, в чем ее главные особенности? Какие качества нужны, чтобы состояться в качестве профессионального эксперта?
— Не случайно наша профессия называется «эксперт» (от латинского expertus — опытный), поскольку экспертом может быть лишь компетентный, квалифицированный специалист, обладающий специальными знаниями, опытом, способный дать объективное суждение по рассматриваемому вопросу. Считаю, что экспертные знания — это не столько особый вид знаний, сколько особый вид личной организации и умения применять эти знания. И, конечно, эксперт должен соответствовать времени, его формату и требованиям, технологиям и новациям.
— Ваш Центр оказывает такую услугу, как экспертиза промышленной безопасности. Знаю, что далеко не все подобные организации имеют на это право.
— Все так. Наша организация имеет лицензию, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лицензия позволяет нам осуществлять деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию. Наша лицензия не только подтверждает компетенции организации, но и обязывает к серьезной ответственности: критерии получения лицензии очень строги. Кстати, за последние годы эта услуга стала весьма востребованной. Многие заказчики, обращаясь по вопросу проведения экспертизы проектной документации, зачастую «заходили» и с опасными производственными объектами. И оказывались в ситуации, когда вся проектная документация рассматривалась нашими экспертами, а при необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности — заказчик был обречен обращаться в другую организацию. И закономерно, что одним из шагов к созданию «единого окна», позволяющего оказывать комплексные услуги в пределах одной организации, стало решение о проведении данных видов экспертиз только нашими специалистами. То есть, если в процессе проведения экспертизы проектной документации установлено, что нужно провести еще и экспертизу промышленной безопасности, Консультационно-экспертный центр, аттестованная организация, имеющая соответствующую лицензию, окажет и эту услугу.
— Это тот самый пример «единого окна», о котором много говорят, в том числе и в экспертном сообществе?
— Да! И удобство внедрения подобного подхода заказчики уже оценили. Это все стало результатом работы, выполняемой по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина, для снижения административных барьеров в строительстве, одного из приоритетных направлений деятельности столичного Стройкомплекса. Еще десятилетие назад для того, чтобы начать стройку, приходилось тратить до двух лет на получение необходимых документов, требовалось значительное количество различных согласований, печатей и штампов, объем подобного документооборота выходил за границы разумного. В соответствии с распоряжением Мэра столицы сроки проведения экспертизы сокращены до минимальных. Это не значит, что мы отнимаем время у эксперта, заставляя рассматривать документацию быстрее, это результат устранения излишних административных барьеров.