Большое метрокольцо Москвы замкнулось. Этому событию предшествовала огромная работа команды столичного Стройкомплекса, участие в которой приняли и специалисты Мосгосэкпертизы.
О том, как проходило согласование проектной документации БКЛ, сколько экспертов участвовало в рассмотрении мегапроекта, о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при экспертизе проектов Большой кольцевой линии, и любимых станциях нового метрокольца рассказывает председатель Москомэкспертизы Анна Яковлева.
— Анна Игоревна, когда Мосгосэкспертиза начала рассматривать проектную документацию по Большой кольцевой линии?
— Большую кольцевую линию, на мой взгляд, можно по праву назвать настоящим мегапроектом последнего десятилетия — масштабным и, вне всякого сомнения, грандиозным. Решение о строительстве Большой кольцевой линии было принято Мэром Москвы Сергеем Собяниным, и первый проект по подготовке территории БКЛ был рассмотрен нашими экспертами еще в 2012 году, а по основному периоду строительства — в 2013-ом. И с этого времени работа наших экспертов по согласованию проектной документации БКЛ не останавливалась — заключения по проектам выпускались практически ежемесячно.
— Вы упомянули подготовительный и основной периоды строительства. Что это за периоды?
— При проектировании Большой кольцевой линии учитывалось разделение линии на участки и отдельные этапы строительства. Наши эксперты рассматривали проектную документацию по подготовительному и основному этапам строительства, а также по благоустройству прилегающих территорий. Такое разделение обусловлено последовательностью самих строительных работ.
В рамках подготовительного периода предусматривается строительство временных зданий и сооружений, проходка шахтных стволов, оснащение горных комплексов, сооружение и оснащение стартовых котлованов для щитовой проходки тоннелей. Также на этом этапе предполагается снос и демонтаж, вынос и переустройство инженерных коммуникаций, проводятся вертикальная планировка территории и устройство временных дорог.
Основной период — это уже непосредственное строительство станционных комплексов, участков перегонных тоннелей, притоннельных сооружений. Также проводится инженерное подключение коммуникаций на период эксплуатации.
Завершающий этап — это благоустройство. Ведь важно не просто построить станцию, а сделать так, чтобы путь до нее был максимально удобным. Вокруг новых станций создается комфортное городское пространство не только для пассажиров, пользующихся метро, но и для всех местных жителей, живущих в районе. Вблизи новых станций строятся дороги, проезды и тротуары, устанавливаются светофоры и автоматизированные системы управления дорожным движением. Для наземного общественного транспорта появляются заездные карманы, а для пассажиров — удобные павильоны ожидания с навигационными пилонами, зарядными станциями для мобильных устройств и беспроводным интернетом.
Кроме этого, благоустройство предусматривает работы по озеленению: устройство газонов, цветников, высадка деревьев и кустарников. Также на этом этапе на прилегающих к новым станциям территориях устанавливаются малые архитектурные формы и формируется система освещения.
— А сколько экспертов обычно участвует в рассмотрении одного проекта?
— Какую-то конкретную цифру назвать сложно, так как количество задействованных в рассмотрении экспертов зависит от сложности и состава каждого проекта. Так как в проектной документации существует много разделов, для рассмотрения которых требуются эксперты с разной специализацией. В среднем, это от 20 и более экспертов. Может быть и больше, и меньше. Например, в рассмотрении проектной документации по одному из этапов строительства юго-западного участка БКЛ от станции «Проспект Вернадского» до станции «Аминьевская» было задействовано 39 (!) экспертов. Это инженеры, архитекторы, конструкторы, технологи, экономисты, сметчики, экологи, дендрологи, эксперты по промышленной, пожарной безопасности, эксперты-санитарные врачи и многие другие специалисты.
— Сколько было выдано положительных заключений с начала рассмотрения?
— Всего по проектам Большой кольцевой линии экспертами выпущено 458 положительных заключений, 195 из них — по основному периоду работ, 219 — по подготовительному и еще 44 — по благоустройству. И это без учета заключений в части сметной документации.
— С какими трудностями пришлось столкнуться при экспертизе проектов Большой кольцевой линии?
— Строительство станций БКЛ велось в сложившейся тесной городской застройке, сложнейших инженерно-геологических условиях. Отдельное внимание при рассмотрении проектов метрополитена всегда уделяется расположению будущего объекта, ведь из-за протяженности линий даже один перегон может затронуть зоны с разными геологическими условиями, проходами под рекой, сопряжениями с существующими и строящимися участками других линий. Это «разнообразие» обязывает специалистов искать индивидуальный подход к запланированным архитектурным и конструктивным решениям, ведь в зависимости от окружающих условий, например, меняются требования к отделке тоннелей, к герметичности сооружений или даже к безопасности ведения строительных работ. И получается, что с разницей в несколько десятков метров может потребоваться применение совершенно разных строительных материалов.
— Учитывались при проектировании станций БКЛ потребности маломобильных пассажиров?
— Безусловно. Сегодня с учетом потребностей маломобильных граждан проектируются и строятся все объекты метрополитена. И Большая кольцевая линия не стала исключением. Попасть на платформы можно при помощи лифтов. На самих станциях сформирована система напольной световой сигнализации ограничительных линий с функцией информирования о прибытии поездов. Кроме того, значительно усовершенствована сама навигация на станции, облегчающая передвижение пассажиров. Также при благоустройстве прилегающих территорий учитывается необходимость обеспечения максимально комфортного доступа к станциям маломобильных пассажиров.
— Какая станция БКЛ вам нравится больше всего? Имею в виду дизайн, конечно.
— На мой взгляд, одна из самых оригинальных станций — это «Мичуринский проспект» и ее подвесные освещенные панно с китайскими орнаментами. Сразу привлекает внимание сочетание цветов: красного, серебристого и черного. Если говорить про цветовые решения, то хочется еще выделить «Новаторскую» с ее «желтым акцентом», напоминающим солнце, которого так не хватает москвичам, особенно в зимний период. Эта станция может показаться типовой, но в отличие, допустим, от станций метрополитена конца прошлого века, в ней есть определенная «изюминка». Ну и, конечно, нельзя не отметить изображения, связанные с народным ополчением на одноименной станции, а также панно «Звезда спасения» в кассовом зале станции «Давыдково».