Назад
Анна Яковлева: «Для нас это совершенно новое поле для работы»
19 апреля 2021
260

Анна Яковлева: «Для нас это совершенно новое поле для работы»

Количество электронных услуг становится с каждым годом все больше, а информатизация и цифровизация — вообще один из главных трендов развития современных мегаполисов. Правительство Москвы максимально активно внедряет электронные услуги и сервисы по всем направлениям городской жизни — от здравоохранения и образования до безопасности и экспертизы. Мэр Сергей Собянин поставил задачу — развитие цифровых сервисов и электронного взаимодействия должно выйти на первый план. Мосгосэкспертиза внедряет новые механизмы общения со своими заявителями и вводит в эксплуатацию совершенно новый программный продукт: первое экспертное мобильное приложение в Москве «МГЭ Онлайн».

Все подробности узнаем от руководителя Мосгосэкспертизы Анны Яковлевой.

— Анна Игоревна, как долго шла работа над приложением?

— Разработка первой версии мобильного приложения составила четыре месяца. Это срок, не учитывающий предварительную проработку, обсуждение наших пожеланий и общей концепции. Подготовительный этап, когда мы только оценивали свою потребность в разработке приложения и предполагаемые задачи, которые оно будет призвано решить, занял еще несколько месяцев во второй половине 2020 года.

iPX.jpg

Но работа продолжается и сейчас: например, сегодня для скачивания доступна уже версия 1.0.2 с точечными дополнениями и изменениями. Сейчас мы еще не вышли на финальную версию приложения, и все еще работаем над реализацией максимально возможного функционала из АИС «Экспертиза». Когда мы поймем, что все наиболее востребованные пользовательские функции нашей производственной системы нашли свое отражение в мобильном приложении, мы перейдем к штатной поддержке работы приложения и ситуативным обновлениям в соответствии с последними тенденциями цифровой среды.

— А каков порядок, алгоритм предоставления доступа в мобильное приложение?

— Это очень хороший вопрос, потому что, несмотря на кажущуюся простоту, мобильное приложение является полноценной частью нашей цифровой экосистемы, и к нему применяются те же требования информационной безопасности, что и к остальным нашим сервисам. Градостроительный кодекс требует от органов экспертизы неразглашения проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна нам в связи с проведением экспертизы. Поэтому доступ как в АИС «Экспертиза» и «Личный кабинет заявителя», так и в мобильное приложение «МГЭ Онлайн» возможен только после верификации каждого пользователя — и физлица, и юрлица. Это позволяет нам ограничить круг пользователей только теми, кто действительно участвует в процессе проведения экспертизы и уполномочен на это своим работодателем. В целом процедура авторизации достаточно проста, она требует предоставления заполненной анкеты и копий ограниченного набора документов. Для физических лиц это СНИЛС и копии 3-й и 4-ой страниц паспорта, для юридических — копия ИНН и выписка из ЕГРЮЛ. Все эти документы можно подать в электронном виде, что также упрощает работу с нашей службой техподдержки.

— Что было самым сложным аспектом разработки приложения «МГЭ Онлайн»?

— Для нас это совершенно новое поле для работы, поэтому самым сложным на первом этапе было определить функциональные возможности приложения. Конечно, в идеале нам бы хотелось реализовать максимум функций в «МГЭ Онлайн», но есть ограничения, связанные с безопасностью данных и, в целом, с удобством их отображения и обработки на мобильных устройствах. Кроме того, усилий потребовало и определение верного баланса между объемом отображаемой информации и удобством использования приложения. Это тот случай, когда лучшее может стать врагом хорошего. Все-таки мобильное приложение — дополнительный сервис, имеющий ограниченные задачи: дать доступ к данным из любой точки мира и в любое время, упростить базовую, рутинную коммуникацию между заявителями и Мосгосэкспертизой. Поэтому нам нужно было балансировать количество данных, которое приложение может отображать, с удобством, интуитивностью использования «МГЭ Онлайн». По отзывам первых пользователей, нам это удалось.

robot-with-a-tablet.jpg

— Как вообще Мосгосэкспертиза пришла к решению, что организации нужно собственное приложение?

— Это определенно заслуга ушедшего года. 2020 год, несмотря на всю сложность, очень ярко подсветил, какие направления деятельности нам стоит развивать и во что вкладывать свои ресурсы. Во многом именно благодаря развитой онлайн-инфраструктуре мы пережили непростой год, не потеряв ни в объемах, ни в качестве выполняемой работы. Поэтому мы приняли решение не просто поддерживать существующие сервисы, но еще активнее внедрять новые. В нашей цифровой экосистеме на конец 2020 года не хватало именно мобильного приложения — как связующего звена между всеми производственными ресурсами, источника оперативной информации о рассмот­рении проектов. И в целом, функциональные мобильные приложения — очень яркая тенденция последних лет, развитие мобильных сервисов в приоритете у всех клиентоориентированных организаций.

— Как вы планируете в дальнейшем расширять его функционал? Возможно ли, например, будет получить виртуальную консультацию эксперта?

— Мы стараемся не ограничивать себя конкретной конечной целью. Будем планомерно расширять функционал в соответствии с запросами и пожеланиями заявителей и техническими возможностями приложения, смотреть, какие тенденции есть в цифровой среде, как ведут себя клиентские сервисы в других отраслях. В ближайшее время мы планируем добавить функцию глобального поиска по всем поданным заявкам и формирования списка избранных заявок, а также расширить спектр услуг, по которым можно получить информацию. Возможно, в обозримом будущем подойдем и к консультациям экспертов в приложении, но пока это не первоочередное обновление, ведь консультации с нашими специалистами доступны онлайн уже давно и сейчас популярны как никогда.

— Приложение — это продукт, созданный собственными силами, или же привлекались внешние специалисты?

— Это совместный проект наших специалистов и подрядчика, давно работающего с нами над модернизацией некоторых наших производственных систем. С одной стороны, это позволило со всем вниманием оценить, какие задачи должно решать приложение и на какие запросы пользователей мы с его помощью можем по-настоящему ответить. С другой — разработка приложения велась подрядчиком, имеющим опыт подобной работы, что застраховало нас от банальных ошибок новичков: все-таки штатный состав IT-специалистов Мосгосэкспертизы не имеет опыта программирования мобильных приложений, а нам было важно выполнить работу профессионально.

— Чем приложение «МГЭ Онлайн» удобнее личного кабинета заявителя на mos.ru, которым пользовались ранее?

— Их немного некорректно сравнивать, ведь это взаимодополняющие ресурсы. «Личный кабинет заявителя» был и остается ключевой системой для получения наших негосударственных услуг. Но ввиду того, что это полноценный рабочий инструмент как для наших заявителей, так и для экспертов, его оптимизация под мобильные устройства в полном объеме была бы просто нерациональна: заявители не загружают документацию в личный кабинет с мобильных устройств, а эксперты не смотрят сверхтяжелые, многослойные проектные файлы на планшетах — для этого есть мощные компьютеры. А вот что и те, и другие хотели бы делать с помощью мобильных устройств, так это отслеживать работу над проектом. Поэтому «МГЭ Онлайн» удобно именно в контексте мониторинга оказания услуг, быстрого и легкого доступа к статистике. Мобильное приложение позволяет оперативно уведомлять заявителя об изменениях в ходе оказания услуг, а также получить доступ к данным по его заявкам.

businessman-holding-smartphone-tablet-pc-computer-blueprint.jpg

— Анна Игоревна, а есть ли аналогичные приложения на современном рынке в России и за рубежом?

— Сразу же можно исключить зарубежные страны по той простой причине, что их регламенты согласования проектов и вообще алгоритмы их реализации отличаются от наших. В России же есть, по нашей информации, один подобный нашему программный продукт в Санкт-Петербурге, но сравнение также несколько некорректно, потому что функционал заметно различается. И мы совершенно точно первая экспертная организация в Москве и Московской области, кто создал собственное приложение.

— Может ли быть кому-то отказано в доступе к приложению?

— Да, в некоторых случаях в доступе в «МГЭ Онлайн» может быть отказано — при несоблюдении регламента или предоставлении недостоверных данных. То есть само мобильное приложение можно скачать из маркетплейса и установить на смартфон или планшет, но при несоблюдении правил регистрации не будет предоставлен логин и пароль. Так, например, мы оставляем за собой право на отказ в доступе в случаях, когда заявитель нарушает порядок предоставления данных, отказывается предоставлять обязательные сведения или, например, когда у нас есть сомнения относительно достоверности, полноты или законности документов, предоставленных нам. Все-таки мобильное приложение — это доступ к данным из нашей производственной системы, хранящей в том числе и конфиденциальную информацию о проектах, поэтому нам важно обеспечить ее безопасность.

construction-site.jpg

— И последний вопрос, немного меркантильный. Есть ли у приложения платные функции?

— Нет, и мы не рассматриваем такой вариант вовсе. Это наш своеобразный «цифровой подарок» нашим заявителям: необязательный, но очень полезный и эффективный инструмент для работы. Это во многом соотносится с внутренней философией Мосгосэкспертизы: мы действительно стремимся идти навстречу своим заявителям, делать процесс экспертизы максимально комфортным для них. Даже если для этого требуется быть первопроходцами и создавать сервисы, которые станут общепринятыми только через 5–10 лет.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова