Назад
Анна Яковлева: «Достойно выполнять свою работу, следить за качеством новых проектов — наша генеральная цель»
22 декабря 2020
456

Анна Яковлева: «Достойно выполнять свою работу, следить за качеством новых проектов — наша генеральная цель»

Пандемия многих из нас проверила на прочность — пришлось учиться работать в новых условиях. В числе тех, кто достойно прошел испытания, государственное автономное учреждение города Москвы «Московская государственная экспертиза» — организация начала работу по совершенствованию онлайн-сервисов и переводу услуг в электронный вид задолго до коронакризиса.

О том, какие изменения произошли в работе учреждения, как удалось сохранить объемы работы и ее качество, выстроить эффективную коммуникацию в коллективе и с заявителями, о профессиональном потенциале экспертов и многом другом читателям журнала рассказывает руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева.

— Анна Игоревна, этот год для всех был непростым. Как отразился на деятельности Мосгосэкспертизы переход на дистанционный формат?

— Как и для многих наших коллег, переход на дистанционный режим работы стал катализатором для быстрых изменений — причем как в вопросах взаимодействия с заказчиками, так и в наших внутренних бизнес-процессах. По поручению мэра Москвы Сергея Собянина, наша организация с 2013 года реализовывала комплексную работу по переводу услуг в электронный вид и совершенствовала онлайн-сервисы. Еще до начала пандемии около 40 процентов сотрудников уже имели полностью настроенный удаленный доступ к корпоративным информационным ресурсам, а теперь удаленно может работать весь коллектив Мосгосэкспертизы.

Заявления на оказание услуг и вся проектная документация, как и раньше, подаются в электронном виде, а взаимодействие с контрагентами происходит при помощи рабочей электронной почты, телефонной связи и видеоконференций (ВКС), а также посредством сервисов автоматизированной информационной системы (АИС) «Экспертиза проектов» — основного рабочего инструмента нашей организации. Помимо этого, схожим образом происходит внутренняя коммуникация в коллективе, все наши совещания проходят в формате ВКС.

Таким образом, мы полностью смогли сохранить объемы работы и ее качество: эффективность бизнес-процессов Мосгосэкспертизы не снизилась, и все сроки оказания услуг, как и прежде, соблюдаются, а эксперты качественно и объективно рассматривают проекты из дома. Заключения по всем государственным и негосударственным услугам выдаются в электронном виде и заверяются электронными цифровыми подписями.

— Многие психологи считают, что удаленная работа сложна в первую очередь психологически: могут возникнуть проблемы с мотивацией. Как Вы мотивируете сотрудников?

— Наш коллектив редко приходится дополнительно мотивировать: эксперты проходят сложный путь отбора на этапе трудоустройства, после которого в их целеустремленности сомневаться не приходится. Кроме того, они проходят аттестацию в Минстрое России, которая сама по себе требует серьезной подготовки. И не будем забывать, что наша работа все-таки связана с развитием столицы нашей страны, городом, изменения в котором мы видим своими глазами каждый день. Поэтому об ответственности нашей работы никогда и никому не приходится напоминать.

В условиях пандемии мы, напротив, почувствовали даже большую отдачу всего коллектива. Ведь столица находится в постоянном движении, развивается и трансформируется, во многом именно благодаря строительному сектору, поэтому столь важно сохранять высокую планку — не снижать темпы работы, ведь экспертиза остается неотъемлемой частью реализации строительных объектов, отвечающей за их качество, безопасность и надежность. За многолетнюю историю Мосгосэкспертизы нашими экспертами были рассмотрены самые значимые для Москвы проекты: транспортные, жилые, социальные, образовательные, медицинские и многие другие.

RRS_4298.jpg

Кстати, что касается заявителей, можно сказать, что и для них вынужденная удаленная работа стала поводом опробовать многие наши технические обновления, призванные облегчить им жизнь. До этого многие коллеги все еще отдавали предпочтение личным консультациям или заключениям в «бумажном» виде, не веря в продуктивность работы в электронной форме. Сегодня ситуация меняется на наших глазах. У тех наших партнеров, кто регулярно приезжал к нам на встречи, теперь освободилось время, которое они тратили на дорогу. Это дает возможности для оптимизации не только своего рабочего, но и личного времени. Неудивительно даже, если многие компании и организации после пандемии рассмотрят для себя возможности смешанного режима работы, включающего и удаленную.

— Во время пандемии приостановили работу некоторые стройки. С экспертизой этого не произошло. Почему?

— Какой бы сложной ни была ситуация — экономически и психологически, — нельзя пренебрегать безопасностью и качеством проектов, создаваемых для горожан. Экспертиза проектов — это тот важный рубеж, пренебрежение к которому может напрямую повлиять на благополучие и здоровье людей. Несмотря на то, что с каждым годом квалификация проектных бюро растет вместе с качеством предоставляемой ими на проверку документации, инвесторам и госзаказчикам все равно требуется гарантия соблюдения нормативных и законодательных требований, финансовой эффективности принятых решений. Помимо всего прочего, как я уже говорила, именно наша работа может в полной мере осуществляться удаленно. Как в любой сложной ситуации, нужно продолжать выполнять любую доступную работу, а не стоять на месте.

После частичного снятия карантинных мер многие стройки оперативно возобновили, но это было бы невозможно при отсутствии согласования проектов и уверенности в качестве и оптимальности принятых решений. Кроме того, в рамках экспертизы производится оценка ценовых показателей, которая ежегодно становится залогом многомиллиардной экономии. Это важно не только для проектов, которые реализуются за счет бюджета, но и для инвесторов: возможность оптимизировать смету без потери в качестве и изменения концепции будущего объекта — полезное преимущество даже не в кризисное время.

ZIL_2851.jpg

— «На Руси лечить, учить и строить всяк может!» — такова внутренняя убежденность российского обывателя. Что же такое — специальные знания строительного эксперта? Кто устанавливает критерии личностных качеств строительного эксперта?

— Мне кажется, что сейчас высококвалифицированные специалисты в любой отрасли — это огромная ценность как для работодателя, так и для потребителя. И по логике любого разумного человека, с ответственностью квалификация должна расти. Тем более, что мы не строим, а контролируем проектную часть работы. Это еще на несколько ступеней выше по шкале ответственности, а значит — требования самые жесткие.

В своем взгляде на этические аспекты нашей работы мы согласны с требованиями Модельного кодекса профессиональной этики экспертов, утвержденного по итогам Всероссийского совещания организаций госэкспертизы в 2018 году. Так, для Мосгосэкспертизы эксперт — это профессионал высокого класса, который должен обладать профильным высшим образованием и значительным опытом проектной работы. Приветствуется постоянное повышение квалификации и безукоризненное прохождение каждой переаттестации на право проведения экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и подготовку заключений. Но интеллектуальные качества — ум, внимательность и широкий профессиональный кругозор специалистов — это далеко не все. В работе эксперта не менее важны его честность и добросовестность, принципиальность и объективность, уровень воспитания и коммуникабельность. Без этих качеств на совесть выполнять работу подобной сложности просто невозможно.

В Мосгосэкспертизе профессиональный потенциал экспертов подтверждается не только аттестацией Минстроя России, но и тем, что за годы работы в судебном порядке не было оспорено ни одно выданное заключение.

— Зачем была создана АИС «Экспертиза проектов», как она работает?

— Основная производственная система Мосгосэкспертизы — АИС «Экспертиза проектов», интегрированная с сервисами оказания государственных услуг на портале mos.ru, стала инструментом, решившим задачу автоматизации внутренних процессов и позволившим существенно упростить процесс взаимодействия с заявителями. Посредством системы происходит загрузка необходимого комплекта документации, внесение замечаний и изменений и их отслеживание, а также формируются заявки на консультации экспертов.

Аналогичный функционал создан и для негосударственных услуг, таких как технологический и ценовой аудит, консалтинг, рейтингование и негосударственная экспертиза. Благодаря сервису «Личный кабинет заявителя» заказчики так же могут взаимодействовать с нашими сотрудниками и получать необходимую справочную информацию.

И мы не останавливаемся на достигнутом: продолжается модернизация наших информационных сервисов, с учетом пожеланий и потребностей как экспертов, так и заявителей, разрабатываются обновления, проходит обучение пользователей.

— Экспертиза является обязательной услугой, но Мосгосэкспертиза предоставляет и консалтинговые услуги — популярны ли они?

— Безусловно. В том числе, в силу ограничений, связанных с эпидемической обстановкой, многие девелоперы постарались оптимизировать прохождение экспертизы, чтобы не рисковать сроками из-за возможного повторного прохождения, необходимости исправления документации. В подавляющем большинстве случаев рекомендации, выданные в рамках консультационных услуг, позволяют заказчику получить положительное заключение уже при первом прохождении экспертизы.

Например, в рамках консультационных услуг у инвестора появляется возможность усовершенствовать проект, обсудив с экспертами не только его соответствие нормативам, но и техническую, технологическую, экономическую эффективность. Практика оказания консультационных услуг используется также и на федеральном уровне, организациями государственной экспертизы в других регионах.

— Сегодня без технологий информационного моделирования, BIM-технологий, никуда. Мы часто берем интервью у иностранных архитекторов, все они отмечают, что российский BIM находится пока в начале пути. Какие шаги необходимо предпринять для исправления ситуации, как Вы считаете?

— Отчасти это так, но уже проделана большая работа на пути повсеместного применения информационных технологий в строительстве. Наша организация внесла в это заметный вклад: за четыре года нашим BIM-офисом были разработаны концепция внедрения BIM в Стройкомплекс Москвы, система классификаторов и требования к BIM-моделям, методики расчета стоимости разработки BIM-модели объектов непроизводственного назначения и линейных объектов. На базе учебного центра Мосгосэкспертизы проведено обучение более 700 сотрудников Стройкомплекса Москвы по работе с BIM.

Также было создано специальное программное обеспечение для работы с BIM-моделями, позволяющее проводить автопроверку модели на соответствие установленным требованиям меньше, чем за минуту. В его функционал также входят формирование BIM-модели для ее проверки в Мосгосэкспертизе, просмотр модели и создание замечаний к ней.

Как и мои коллеги, я придерживаюсь мнения, что Россия идет по своему собственному пути в вопросе внедрения в строительство BIM-технологий, который учитывает как опыт других стран, так и свою специфику.

BIM.jpg

Сейчас для дальнейшего развития технологий информационного моделирования на всем жизненном цикле объектов в Москве, в частности, и в стране в целом, требуется качественно проработать нормативно-правовую базу уже на федеральном уровне.

— Ноу-хау Мосгосэкспертизы — модуль автоматической проверки. Популярен ли он?

— Модуль автопроверки сейчас может использоваться как мера дополнительной оценки BIM-модели на первом этапе рассмотрения. Для этого часть показателей, содержащихся в сводах правил, оцифровали и представили в виде алгоритма, с помощью которого компьютер может провести сравнительный анализ модели и сформировать отчет об ошибках.

В перспективе мы будем продолжать нашу работу, впереди разработка требований к информационным моделям линейных объектов и, конечно, совершенствование программного обеспечения. До конца этого года будут рассмотрены более десятка «пилотных» BIM-моделей.

— Чего в итоге Мосгосэкспертизе удалось добиться за этот год и что пришлось перенести на будущее?

— Перед нашей организацией всегда стоит одна генеральная цель — достойно выполнять свою работу, следить за качеством проектов, планируемых к реализации в столице. Ее невозможно «перенести» или «отменить». Поэтому, по моему мнению, особенно ценно, что в этом году несмотря на все сложности, с которыми столкнулся наш мир, мы продолжили работать в том же темпе, с тем же вниманием и тем же хорошим результатом, что и всегда. Для меня и моих коллег важно, что мы смогли быстро адаптироваться к изменениям, которые никто не мог предвидеть. Это наше главное достижение в этом году, благодаря которому мы смогли по-новому посмотреть на свою работу и ее организацию, определить для себя точки роста, которые будем развивать в ближайшее время для того, чтобы предоставлять лучший сервис для своих партнеров и обеспечивать высокое качество реализуемых в городе проектов.

Копировать ссылку