Назад
30 июля 2020
80

Анна Яковлева: «Мы — ведомство с высоким уровнем цифровизации»

Анна Яковлева: «Мы — ведомство с высоким уровнем цифровизации»

В марте десятки предприятий и организаций Москвы перевели своих сотрудников на работу дистанционным способом. Ведь анализ ситуации как в зарубежных странах, так и в России показал, что лучшим средством замедления распространения коронавирусной инфекции является уменьшение количества социальных контактов. Мосгосэкспертиза не стала исключением.

Как эксперты справились со сложной ситуацией, изменится ли формат работы института строительной экспертизы после окончания пандемии, как помогает цифровизация и можно ли полностью заменить экспертную работу на машинный контроль — на эти и другие вопросы отвечает руководитель Мосгосэкспертизы Анна Яковлева.

— Анна Игоревна, недавний переход Москвы на удаленную работу в связи с эпидемией коронавируса изменил, практически перевернул жизнь каждого из нас. Скажите, пожалуйста, как Мосгосэкспертиза справилась с этим вызовом? Информационные системы Вашего ведомства работали в полном объеме?

— Да, Мосгосэкспертиза полностью перешла на удаленный режим работы в конце марта. Наш штатный состав и привлеченные специалисты оперативно научились взаимодействовать в дистанционном режиме, в том числе обмениваться данными и соблюдать сроки в неофисных условиях. В целом до 2020 года порядка 40% сотрудников имели полностью настроенный удаленный доступ к информационным ресурсам организации и городским информационным системам и им пользовались. Сейчас, разумеется,
100% коллектива успешно работают удаленно.

Не говоря уже о бизнес-процессах — мы смогли предложить своим партнерам сервис, позволяющий им не терять производственные мощности. Переводя
в 2013 году процедуру госэкспертизы в электронный вид, мы работали на опережение, понимая, что за электронными сервисами будущее. Весь наш менеджмент построен на том, что все, что мы делаем заранее, дает нам безусловное преимущество перед любыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, в сложившейся ситуации многие привычные процессы пришлось трансформировать, но это был для нас быстрый и безболезненный переход.

Поэтому, подводя итоги уже проделанной работы, с уверенностью могу сказать: наше ведомство не снизило темпы работы. Удаленная работа ведется в плановом режиме по всем объектам строительства.

— Будет ли проанализирован полученный опыт, иными словами, изменится ли формат работы института строительной экспертизы после окончания пандемии?

— Безусловно. В построении нашей работы уже есть существенные усовершенствования: мы полностью интегрировали в свою коммуникацию видеосвязь, которая раньше выступала только опцией, а также обучили партнеров пользоваться всеми функциями АИС «Экспертиза», позволив им оценить ее преимущества на новом уровне. Так, на постоянной основе все наши совещания проводятся в формате видеоконференций с использованием собственных технологических мощностей, таким же образом эксперты общаются с заявителями. И это оказалось очень удобно: демонстрация различных медиаданных, презентаций, разного рода файлов — и тут же их доработка, обсуждение.

Думаю, даже с переходом на обычный режим работы, мы оставим этот формат взаимодействия, а производственную систему — АИС «Экспертиза проектов» — вновь модернизируем с учетом новых вводных.

— С 2017 года проведение экспертизы проектно-сметной документации осуществляется исключительно в электронной форме. Несомненно, что такая современная форма полностью оправдала себя, но тем не менее: есть ли какие-то изменения, нововведения?

— Нас в целом можно назвать ведомством с высоким уровнем цифровизации. Уже упомянутая АИС «Экспертиза» позволяет загружать весь комплект необходимой документации в электронном виде, вносить замечания и изменения, отслеживать их, заполнять заявки на видеосвязь с экспертом. Кроме того, она содержит данные обо всех сотрудниках, участвующих в рассмотрении, а значит, у наших заявителей всегда есть возможность пообщаться с нужным специалистом. Система доступна и устойчиво работает круглосуточно. Поэтому принципиальных изменений в ней не требуется. И кроме того, с момента разработки АИС мы неоднократно и свое­временно ее модернизировали, закупили необходимое оборудование с запасом, обучили персонал и даже начали внедрение технологий информационного моделирования в свою работу. Все, что требуется на данном этапе, — следить за работой всех систем и своевременно их обновлять.

— Анна Игоревна, знаю, что для заказчиков в Вашем ведомстве создан сервис «Личный кабинет заявителя», где можно в удаленном режиме пообщаться со специалистом, получить консультацию эксперта. А что еще?

— «Личный кабинет заявителя» создан для предоставления полного спектра наших негосударственных услуг — негосударственной экспертизы, консалтинга, технологического и ценового аудита, рейтингования и многого другого. Здесь, точно так же, как и в основной АИС, заказчики могут загрузить пакет документов, записаться к эксперту, получить консультацию, уточнить для себя справочную информацию или отследить ход рассмотрения документации. А для работы с заявителями по государственным услугам у нас есть прямая интеграция с сервисом госуслуг на mos.ru.

— BIM-офис Мосгосэкспертизы презентовал подсистему автоматической проверки цифровых моделей зданий на соответствие требованиям техрегламентов. Можно узнать подробности?

— Модуль был создан в рамках реализации плана мероприятий по обеспечению готовности Стройкомплекса Москвы к использованию технологий информационного моделирования объектов капитального строительства. С 2017 года Москомэкспертиза назначена куратором внедрения BIM в деятельность московского строительного комплекса, а Проектный офис на базе Мосгосэкспертизы — основным исполнителем работ.

В рамках этой деятельности была не только сформирована единая концепция работы с информационными моделями, но и созданы различные модули на базе единого информационного пространства. Помимо этого, были подготовлены методика расчета стоимости разработки информационной модели, различные классификаторы и требования, в том числе для проведения экспертизы проектов с BIM-моделью.

Модуль автоматической проверки стал важным шагом к созданию качественного и важного для экспертов инструмента. Благодаря ему обширный блок информации об объекте строительства за считанные минуты оценивается на соответствие тысячам показателей. Это относится в первую очередь к данным, которые можно представить в виде алгоритма: соответствия заданным значениям. В результате специалист получает сформированный отчет, где наглядно отражены возможные несовпадения с существующими нормами и показателями, на которые стоит обратить пристальное внимание, чтобы принять решение. Но нужно понимать, что полностью заменить экспертную работу на машинный контроль невозможно, работа эксперта будет необходима всегда. Модуль проверяет соответствие базовым нормам и требованиям, но в нашей практике гораздо больше таких норм, применение которых требует профессионального подхода и анализа, гибкого мышления.

— То есть модуль — это инструмент исключительно экспертов?

— Совсем нет. Модуль может быть также полезен и заявителям, ведь загружая данные в информационную систему Мосгосэкспертизы, еще до передачи данных экспертам, у застройщика будет возможность провести самостоятельную проверку и, в свою очередь, устранить возможные ошибки, повышая качество своей работы и учитывая полученный опыт в будущих проектах.  

На сегодняшний день BIM-технологии не являются чем-то футуристическим и недостижимым, интерес к информатизации и цифровизации проявляет все большее количество участников строительной сферы, применяя информационное моделирование в своей профессиональной деятельности.

— Знаю, что среди дополнительных услуг Мосгосэкспертизы есть такая новая услуга, как рейтингование. Расскажите, пожалуйста, о ней.

— Система независимой оценки и рейтингования компаний строительного сектора была создана на базе Мосгосэкспертизы в 2018 году. Это первый подобный опыт правительства Москвы, благодаря которому участники строительства могут получить информацию о надежности застройщика, а государство и бизнес-сообщество — оценить потенциального контрагента и удостовериться в его открытости и профессионализме.

На сегодняшний день важность рейтингования закреплена в постановлении правительства «О системе закупок города Москвы», в соответствии с которым результат оценки становится одним из оснований для выбора подрядчика при исполнении госзаказов.

Система оценки включает 25 критериев и 43 показателя, по каждому из которых есть своя методика. Специалисты Мосгос­экспертизы проводят оценку организации по направлениям корпоративного управления, финансовой стабильности и деловой активности, учитывают стратегические и операционные проектные риски, уровень деловой репутации и производительную эффективность. В итоге компания получает оценку, которая может варьироваться в диапазоне от A1 («наивысший уровень надежности») до F2 («крайне низкий уровень надежности»)

— Зачем потребовалось рейтингование?

— Появление такой услуги обусловлено необходимостью: столичный строительный сектор является одним из самых динамичных во всем мире — за последние годы только в Москве возвели огромное количество объектов, уникальность и качество которых можно оценивать на мировом уровне. Реализуются масштабные программы развития жилого фонда, создаются объекты образования, спорта, социальные и культурные, в том числе за счет инвесторов. В связи с этим, возникла необходимость создания дополнительных мер не только по мониторингу компаний строительного сектора, но и по защите будущих потребителей. Таким образом, появляется возможность исключить из деловых отношений недобросовестные компании: люди получают информацию для защиты собственных интересов и возможность безопаснее вкладывать свои финансы.

— Полезной дополнительной опцией для застройщиков является консалтинг от экспертов Вашего ведомства. Это смежная с экспертизой услуга?

— Консалтинг является самостоятельной, но смежной с экспертизой проектной документации негосударственной услугой, оказываемой сотрудниками нашей организации для застройщиков. В результате еще на этапе предварительной оценки проект выверяется не только на соблюдение требований федерального и регионального законодательства, но и на соответствие задачам, поставленным перед самой компанией. Для нас важно создать условия, при которых заявители будут создавать объекты на высочайшем уровне, при этом комфортно и быстро получая оценку своей деятельности — заключение экспертизы.

В рамках этой услуги осуществляется взаимодействие застройщика и экспертной организации еще на этапе разработки проекта, в результате чего экспертами могут быть даны возможные рекомендации, не только в рамках соответствия строительным правилам и регламентам, но и объективные с точки зрения экономики строительства.

По статистике, проекты, прошедшие предварительный этап проверки проектной документации, чаще получают положительное заключение экспертизы уже в рамках первого рассмотрения, ведь все возможные недочеты были отработаны ранее. Заявителям не требуется дополнительное время на внесение изменений в архитектурную, конструктивную части, сметную документацию или другие разделы, а значит, тем быстрее и легче проходит согласование. Чем быстрее проходят все остальные этапы согласования, тем быстрее начинается строительство.

— И последний вопрос. Правда ли, что что за годы работы Мосгос­экспертизы ни одно заключение не было оспорено в судебном порядке?

— Да, это так. И это очередное подтверждение профессионального потенциала сотрудников Мосгосэкспертизы. За плечами наших экспертов колоссальное количество сложнейших объектов: Олимпийский комп­лекс «Лужники», парк «Зарядье», десятки станций Московского метрополитена, Северо-Восточная, Северо-Западная хорды, Южная рокада, реконструкция развязок с МКАД и многое другое. На экспертах лежит большая ответственность, ведь ежегодно в столице возводятся сотни жилых домов, образовательных учреждений, социальных, культурных, медицинских объектов, производственных строений, которые не только должны соответствовать нормам качества и безопасности, но и иметь адекватные сметные показатели.

Каждый из прошедших через Мосгос­экспертизу объектов становится ценным опытом и запоминающейся частью профессионального развития наших сотрудников: мы стремимся использовать это преимущество на благо не только наших партнеров, но и всех жителей города.

 

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова
Интервью
Экспертиза
Копировать ссылку