Назад
Бестиарий на Чистых
21 октября 2021
336

Бестиарий на Чистых

Недавно пересматривала «Покровские ворота». Не просто так, а со значением: прочитала, что мой сегодняшний герой в этом фильме «снимался». И точно — в сцене, когда Людочка и Хоботов садятся в трамвай, на заднем плане вырисовываются очертания этого дома. Впрочем, советский кинематограф подобные нестандартные дома просто обожал: именно из его подъезда выходит главная героиня фильма «Подкидыш» Наташа. А вот российские режиссеры к нему, получается, равнодушны, потому что в популярных сериалах все больше мелькают равнодушные башни «Москва-Сити» да Большой Москворецкий мост. Жаль — мне кажется, что дом на Чистопрудном бульваре, 14, строение 3 практически самый кинематографичный в Москве.

Гуляя по Чистопрудному бульвару, невозможно не заметить бирюзовое здание с необычными белыми узорами, один из самых богатых по декору московских домов — это так называемый в народе «Дом со зверями». На фасаде красуются совы и утки, грифоны, драконы, львы, химеры. У этого дома несколько «отцов», потому что в данном случае художник по декору ничуть не меньше вложил в свое детище, чем архитектор. С художника, пожалуй, и начнем.

IMG_2892.jpg

Скань и филигрань

Сергей Иванович Вашков родился в Сергиевом Посаде, учился в Императорском Строгановском училище технического рисования. В 22 года его назначили художественным руководителем фабрики Оловяшниковых, знаменитых производителей церковной утвари, парчи и красок. Несколько лет спустя основал художественный журнал «Светильник», был штатным преподавателем Строгановского училища. В 1911 году вышло фундаментальное издание «Религиозное искусство», в котором были собраны фотографии предметов, выполненных по рисункам Сергея Ивановича. К наиболее значительным произведениям художника в этом жанре, по мнению ряда искусствоведов, относятся гробница Преподобного Павла Обнорского в Вологде, гробницы Святого Гермогена в Московском Кремле, надгробия Карнеевых и Зыбина в Москве. Вашков создал свой самобытный художественный язык, в котором сочетались древнерусские и древнехристианские мотивы, а в своих работах использовал скань, филигрань, чеканку, резьбу по дереву, финифть и другие традиционные техники, причем сочетал их оригинальными способами. Это художник эпохи модерна всегда считал себя учеником Врубеля, хотя в прямом смысле этого слова его учеником не был, и Васнецова, своего непосредственного преподавателя. Вашкова восхищало и древнерусское зодчество, вершиной которого являлся Дмитриевский собор во Владимире, возведенный в 1190-е годы. Барельефы, украшавшие его, стали прототипами мифических животных, поселившихся на фасаде дома на Чистых прудах. Иными словами, он создает самостоятельное художественное произведение с еще более сказочными и фантастическими зверями и расширяет средневековый бестиарий, который был изображен на церквях во Владимире и окрестностях.

 

Дом для прихожан

Но это не простое копирование древнерусских мотивов, а очень тонкая стилизация в духе 1900-х годов, с позиции опять же эпохи модерна. Кроме того, барельефы на доме гротескно увеличены, нарочито укрупнены по сравнению с владимирскими.

Вообще, дом на Чистопрудном был задуман как доходный дом при церкви Троицы на Грязях. Часть квартир предполагали отдать прихожанам, нуждающимся в жилье, а остальные квартиры — сдавать. На вырученные деньги община планировала содержать церковно-приходскую школу и помогать малоимущим. Деньги на строительство выделила церковь (если точнее, все те же купцы Оловянишниковы как на благотворительный проект), и в 1908–1909 годах красавец-дом был построен. Дом был четырехэтажным, с удивительной оградой на крыше, балкончиками и красивейшими воротами. Сергей Вашков, кстати, тоже жил в этом доме: он получил здесь квартиру за свою уникальную работу.

IMG_2924.jpg

Что касается архитекторов, то непосредственное отношение к строительству имели два человека. Это русские архитекторы польского происхождения Лев Кравецкий и Петр Микини. Некоторые источники добавляют обидное слово «малоизвестные». Они в то время построили ряд доходных домов в Москве, например, дом Плевако на Новинском бульваре. Микини в основном выступал в качестве строителя зданий по проектам и в соавторстве с другими архитекторами являлся председателем Общества благоустройства поселка Горки, владел доходным домом в Кривоколенном переулке. Его судьба после революции 1917 года неизвестна: говорят, что он был расстрелян большевиками. Кравецкий же сначала работал чертежником архитектурного отдела городской чертёжной по исполнению частных заказов, дослужился до заведующего. Входил в состав руководства вновь созданного Профессионального союза зодчих. Обстоятельства и дата смерти неизвестны.

 

Неизвестный Топаз

Есть и третий архитектор. Это Борис Топаз, человек, который в 1945 году перестраивал дом: к существующим пяти этажам добавил три, убрал балконы на втором этаже и часть барельефов наверху. Кроме этого, не сохранились ворота во двор, в чугунном литье которых также были весьма своеобразно использованы растительные мотивы, а рядом с калиткой помещался массивный стилизованный под древность фонарь. Впрочем, эксперты считают, что перестройка была абсолютно гуманная: рельефы, имеющие такой религиозный прототип, в стране победившего социализма вряд ли были бы позитивно восприняты. О Топазе удалось узнать два факта: именно он выполнил первоначальный проект бассейна «Чайка». Это раз. Два: в 1943 году старший лейтенант Борис Львович Топаз был награжден орденом Красной Звезды.

IMG_2917.jpg

 

Яйца для прочности

И еще немного фактов про непосредственно сам дом-«зверинец». До 1920-х на первом этаже располагалась кондитерская. После революции и национализации здания первые этажи отвели под магазины, а верхние оставили жилыми. Поскольку здание строилось еще при царе, ходят слухи, что для укладки кирпичей в состав бетонной смеси входил натуральный яичный белок. Для прочности, так сказать.

Еще одна интересная архитектурная деталь дома — это черная лестница, которая находится с противоположной стороны от парадного входа. Наверное, она предназначалась для прислуги. Сейчас по ней никто не ходит, и она закрыта.

Раньше во всех квартирах в доме стояли настоящие двери из дуба. Они были прочными и тяжелыми, а входные были просто гигантских размеров: двустворчатые и с резьбой. Чтобы поставить дверную ручку или замок, тоже требовалось много усилий, потому что дуб — твердая порода дерева. Сейчас двери заменили на железные.

 

Срочно нужны деньги

А можно ли купить квартиру в этом доме? Легко. Только надо иметь лишние миллионов 60-70. Например, видовая квартира с отделкой общей площадью 80 «квадратов»: кухня-столовая, просторная гостиная, мастер-спальня с собственной гардеробной с окном (10,9 м²) и выходом на видовой балкон, ванная комната. Цена — 66 миллионов. А вот четырехкомнатная квартира на четвертом же этаже, 148 м². Естественно, дизайнерский ремонт и интересная приписка — «квартира входит в 100 самых интересных проектов городских квартир». За отдельную плату можно приобрести гараж. Цена вопроса — 115 миллионов рублей.

Поскольку дом является объектом культурного наследия регионального значения, уход за ним соответствующий.


Промоют и заменят

Скоро «Дом со зверями» ждет ремонт. Уже согласована проектная документация. По словам председателя Москомэкспертизы Валерия Леонова, «фасады промоют, отремонтируют кирпичную кладку стен и знаменитые лепные декоративные элементы. В местах повреждения стены обработают защитными препаратами. Заменят отливы на балконах, уложат новую плитку, очистят от коррозии и окраски ограждения и другие металлические элементы». В здании будет обновлена проводка и система водоснабжения. Рабочие отремонтируют чердак и заменят кровлю. В подъездах приведут в порядок полы вестибюлей и лестничных площадок, сами лестницы и перила, а также заменят почтовые ящики.

IMG_2927.jpg

Пусть сказочный и один из самых неформатных домов Москвы живет еще долгие годы.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова