Назад
Без права на привилегию: топ-7 самых известных женщин-архитекторов
12 марта 2019
6080

Без права на привилегию: топ-7 самых известных женщин-архитекторов

Есть ряд мужских профессий, в которых женщинам добиться успеха не так-то легко. Долгое время к ним относилось занятие архитектурой. Этим объясняется тот факт, что информации о женщинах-архитекторах ничтожно мало. Но времена меняются. Сегодня все увереннее дамы заявляют о себе в этой сфере, а их творения вызывают большой интерес, поражают смелостью решений, чем — случается и такое — вызывают профессиональную зависть со стороны сильного пола. В преддверии 8 Марта представляем топ-7 женщин-архитекторов.

1. Заха Хадид (1950–2016)


Британский архитектор арабского происхождения (Заха родом из Ирака) совершенно справедливо лидирует по узнаваемости, степени признания, смелости и масштабности идей, географии реализации ее проектов. С выбором профессии Заха определилась уже в 11 лет. В 1972 году уехала в Лондон учиться, где и осталась жить и работать. Талантливую студентку известный голландский архитектор Рем Колхас называл «планетой на своей собственной орбите». Уже в 1980 году Заха Хадид открыла свое бюро Zaha Hadid Architects.

За ней закрепилось звание «королева кривой» за удивительную плавность линий ее объектов, которые напоминают космические сооружения. Архитектор сумела создать собственный бренд, знакомый не только профессионалам, но и массово узнаваемый. На протяжении всего творческого пути Заха не боялась экспериментировать. «Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне», — призналась в одном из интервью Заха.

Хадид стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию, удостоенной Королевской золотой медали RIBA и просто самой знаменитой женщиной-архитектором в истории. В 2012 году она признана дамой-командором Ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась в марте 2016 года, оставив после себя грандиозное наследие в виде десятков реализованных архитектурных проектов, коллекций мебели и предметов для дома, авторских коллекций ювелирных украшений и множества других проектов. Среди ее проектов: Национальный музей искусств XXI века в Риме, Центр Гейдара Алиева в Баку, Оперный театр в Гуанчжоу, Центр современного искусства в Цинциннати, комплекс зданий в Пекине Wangjing SOHO и многие другие.

2. Эйлин Грей (1878–1976)

За ней прочно закрепился имидж женщины-тайны, имя которой окутано слухами и легендами. Ирландка Эйлин Грей выросла в Лондоне и стала одной из первых женщин, принятых в лондонскую школу изобразительных искусств Slade. Позже переехала в Париж, где и продолжила свое обучение и там же начала карьеру. Поначалу Эйлин специализировалась на лакированной мебели. Работая над интерьером для парижской квартиры владелицы модного бутика, она создала знаменитое кресло Bibendum, ставшее иконой мебели 20-го века.

Знаковой стала реализация ее личного проекта — виллы Е 1027, над которым Эйлин работала совместно с румынским архитектором Жаном Бадовичи — предметом ее увлеченности. Странная аббревиатура легко объясняется: «Е» — первая буква имени Eileen, «10» — порядковый номер буквы «J», «2» — номер буквы «B» (эти буквы принадлежат Жану), а «7» — первая буква ее фамилии. Дом с белоснежными стенами, в который она вложила столько любви, в котором она мечтала укрыться от шумного мира, перестал быть ее крепостью во многом, как сообщают некоторые источники, благодаря Ле Корбюзье. Он поселился рядом с четой архитекторов и практически превратил семейное гнездышко Эйлин в архитектурный салон. Во время его визитов Эйлин старалась спрятаться, а на шумных сборищах архитекторов чувствовала себя неуютно. Дом настолько понравился архитектору, что он расписал несколько стен своими рисунками, по одной из версий, мало посчитавшись с мнением хозяйки. Однажды Эйлин собрала свою одежду и ушла, оставив Жану дом и всю мебель. С собой она захватила только столик Е 1027.

Эйлин Грей дожила до 98 лет. После войны она продолжила заниматься дизайном мебели и заключила контракт на производство ее кресла Bibendum и столика Е1027, а также других предметов мебели с английской компанией Aram Designs. 

3. Кадзуё Сэдзима (1956)


Японский архитектор начала свою карьеру в архитектурном бюро притцкеровского лауреата Тойо Ито в 1981 году. Позже она открыла свои бюро. Так, в 1995 году в партнерстве с Рюэ Нисидзавой Сэдзимой создано бюро SANAA. В 2010 году Кадзуё стала первой женщиной – куратором Венецианской архитектурной биеннале. И в этом же году они вместе со своим партнером по SANAA получают Притцкеровскую премию, по оценкам жюри главной архитектурной премии — за «кажущуюся простоту» своих построек.

Среди значимых проектов SANAA можно выделить Новый музей современного искусства в Нью-Йорке в виде полупрозрачной башни со сдвинутыми объемами, школу дизайна в германском Эссене, Стеклянный павильон художественного музея Толедо в американском Огайо. К одним из лучших объектов бюро также стоит отнести и учебный центр Rolex в Лозанне, буквально растекшийся по поверхности земли, функциональные зоны которого разделяются искусственными холмами и долинами.

Кадзуё Сэдзиме удалось найти свое место на мужской территории. В одном из интервью она объясняет это тем, что сама природа дала женщине право заниматься архитектурой: «Разве женщина самой природой не предназначена быть архитектором? Она сама, ее тело — первый дом любого человека». 

4. Лина Бо Барди (1914 – 1992)


Бразильский архитектор итальянского происхождения Ачилина Бо, позже ставшая Линой Бо Барди, родилась в Риме. В ее творческой биографии — собственная архитектурная практика в Милане, работа с Джо Понти — крестным отцом итальянского дизайна.

Признание в качестве выдающегося архитектора к Лине пришло не сразу. Ее сооружения часто шокировали публику, а дизайн всегда опережал свое время. Зато сейчас здания по-прежнему выглядят современными, а ее труды и биографию изучают миллионы последователей по всему миру. Лина прожила долгую насыщенную жизнь и оставила яркий след в архитектурном мире. Среди ее известных работ — стеклянный дом (Glass House), ставший впоследствии музеем архитектора, художественный музей в Сан-Паулу, Культурный центр SESC Pompeia, новаторский театр Teatro Oficina. 

5. Одиль Декк (1955)


Француженка-бунтарь, неординарная Одиль Декк давно зарекомендовала себя в профессии, создала собственную архитектурную школу и еще в 90-е годы получила «Золотого Льва» венецианского биеннале за вклад в развитие мировой архитектуры.

Работу архитектора отличают необычные формы и высокие технологии. Она — одна из немногих женщин, добившихся успеха в традиционно мужской профессии. Название архитектурного бюро ODBC, которое возглавляет архитектор, складывается из имен его создателей — Одиль Декк и Бенуа Корнетт. Их связывали и архитектура, и общие увлечения, и любовь. После гибели Бенуа в автокатастрофе, Одиль руководит бюро одна, продолжая развивать их метод «гипернапряжения» (hyper-tension).

В центре интересов Одиль всегда были и остаются динамика, движение. Ее объекты подтверждают, что с пространством можно работать как с пластичным материалом. «Я сама не статична, а потому строю так, чтобы человек совершал свое небольшое путешествие, находясь внутри моих зданий», — так архитектор объясняет свое творчество.

В число самых известных ее работ входят Музей современного искусства MACRO в Италии, на его реализацию потребовалось целых десять лет. Зато его открытие привлекло внимание всего мира. В самом центре города-памятника возник симбиоз исторических строений и ультрасовременной архитектуры с яркими и контрастными решениями. К числу знаковых проектов Одиль Декк также можно отнести здание FRAC (фонда современного искусства во Франции) и ресторан «Фантом» в здании парижского «Гранд-Опера».

6. Гаэ Ауленти (1927-2012)


Выбрать профессию итальянку Гаэ Ауленти подтолкнул дух противоречия — она выбрала архитектуру в противовес родителям. Между тем это не помешало ей сделать успешную карьеру и оставить после себя большое наследие.

Она прославилась в мире проектами реконструкций самых знаменитых музеев: Национального музея искусств в Париже (Музей Орсе), Музея современного искусства в Центре Помпиду в Париже, венецианского Палаццо Грасси, Национального музея искусства Каталонии в Барселоне и др.  В Риме занималась реконструкцией папских конюшен при Квиринальском дворце.

За свою работу она была удостоена звания кавалера французского ордена Почетного легиона. Площадь Гаэ Ауленти в Милане названа в честь архитектора. «Занимаясь архитектурой, женщины не должны думать о себе, как о слабом меньшинстве. Минута слабости — и вы будете парализованы как профессионал. Чтобы не создавать себе самой проблемы, очень важно помнить об этом», — согласитесь, ценное руководство для дам-архитекторов от знаменитой Гаэ Ауленти.

7. Джейн Дрю (1911-1996)


Британка Джейн Дрю — первая женщина-профессор Гарварда и не менее влиятельного Массачусетского технологического института, дама-командор ордена Британской империи. Ее карьера стала примером для других. Ее имя носит премия Jane Drew Prize, созданная в 1998 году. Награда ежегодно присуждается «архитектору, который благодаря своей практике и приверженности профессии превосходит репутацию других женщин в архитектуре».

Джейн Дрю называют мастером тропического модернизма. В 1946 году вместе с мужем Максвеллом Фраем основала в Лондоне фирму «Фрай, Дрю и партнеры», специализировавшуюся на крупномасштабном проектировании для тропических стран. Среди многочисленных спроектированных ими для тропического климата зданий — университет в Ибадане (Нигерия). Известности Дрю и Фраю добавила их совместная работа в Чандигархе (Индия) под руководством Ле Корбюзье. 

Копировать ссылку