Назад
Большое сердце Москвы
1 марта 2023
2300

Большое сердце Москвы

Столичное метро ежедневно перевозит миллионы горожан. Чтобы справляться с повышенной транспортной нагрузкой в мегаполисе, в дополнение к существующей Кольцевой линии задумали еще одну — больше и дальше от центра города. Первые идеи строительства БКЛ появились в 1985 году, однако из-за недостатка ресурсов и по ряду других причин к реализации проекта приступили лишь 25 лет спустя.

Самый масштабный инфраструктурный проект последнего десятилетия завершился раньше намеченного срока: движению по Большой кольцевой линии дан старт. Теперь пассажиры смогут значительно сэко­номить время в пути, остальные линии станут менее загруженными, существенно улучшится транспортная ситуация.

Подробности — в интервью заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва.

— Андрей Юрьевич, создание Большой кольцевой линии (БКЛ) является главным проектом столичного метростроения. Как вы оцениваете эффект от полного запуска движения?

— Как неоднократно заявлял Мэр Москвы Сергей Собянин, наша Большая кольцевая станет крупнейшим метрокольцом мира. Ввод БКЛ улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 миллиона человек, из которых 1,2 миллиона проживают в пешей доступности от новых станций. За счет появления многочисленных альтернативных маршрутов положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры метрополитена. На многих маршрутах экономия времени составит до 35-45 минут в день. На радиальных линиях станет свободнее до 22%, на Кольцевой — до 25%, а на основных вылетных магистралях города — в среднем на 5%.

Уже сегодня действующими станциями БКЛ по рабочим дням пользуются около 600 тысяч пассажиров. Больше всего пассажиров заходят на станцию «Каховская» — больше 76 тысяч человек и на «Савёловскую» — 56 тысяч. В результате на Кольцевой линии стало свободнее на 10%, Арбатско-Покровской — на 8%, Серпуховско-Тимирязевской — на 7%. Московское центральное кольцо (МЦК) разгрузилось на 4%.

Кроме того, при строительстве БКЛ закладывают технические решения, благодаря которым к ней можно будет присоединить новые радиусы метро, в том числе Рублёво-Архангельскую линию (на станции «Народное Ополчение»), Троицкую линию (на станции «Новаторская») и перспективную линию в Бирюлёве (на «Кленовом бульваре»). Сразу после запуска движения по линии со станций БКЛ пассажиры смогут сделать 47 пересадок на существующие и перспективные линии метро, МЦД, МЦК и железную дорогу.

И еще. БКЛ — это ведь не только более 70 километров и 31 станция. Для того, чтобы кольцо можно было безопасно эксплуатировать, чтобы обслуживать подвижной состав, ведь количество поездов в подземке после запуска БКЛ вырастет более чем вдвое, мы одно депо модернизировали и еще создаем два новых. А это несколько тысяч новых рабочих мест для москвичей.

— Строительство разделили на несколько участков. Расскажите, пожалуйста, про каждый из них.

— Проект был разделен на шесть участков, которые предполагалось реализовывать поэтапно. Первый, северо-западный, включал станции от «Делового центра» до «Савёловской» и был введен последовательно. Движение от «Делового центра» до «Петровского парка» было запущено 26 февраля 2018 года, а маршрут «Пет­ровский парк» — «Савёловская» открыли 30 декабря того же года. Далее занялись северо-восточным участком между «Савёловской» и «Нижегородской». Здесь было три пуска, а именно от «Нижегородской» до «Лефортова» (27 марта 2020 года), от «Лефортова» до «Электрозаводской» (31 декабря 2020) и от «Электрозаводской» до «Савёловской» (технический пуск состоялся 30 ноября 2022). На 2021 год пришлась реализация западного сектора БКЛ от станции «Хорошёвская» до станции «Кунцевская»: маршрут «Хорошёвская» — «Мнёвники» «поехал» 1 апреля, а «Мнёвники» — «Кунцевская» — 7 декабря. Кстати, в тот же день, в декабре 2021 года, успели пустить пассажиропоток по юго-западу БКЛ от «Кунцевской» до станции «Проспект Вернадского» и части юга: от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». Последняя была открыта после реконструкции, до этого станция входила в состав одноименной, самой короткой линии столичной подземки. Затем мы вплотную занялись обновлением двух оставшихся станций на бывшей ветке, «Варшавской» и «Каширской», закрыв здесь трафик почти на год. И 14 декабря 2022 года состоялся техпуск трассы «Каховская» — «Каширская». Немногим позже, 30 декабря, мы технически обкатали проезд от «Каширской» до «Нижегородской».

Декабрь 2021 года знаменателен тем, что именно тогда мы полностью завершили проходку всех тоннелей на БКЛ. Всего в тоннелепроходке Большого кольца метро было задействовано 33 тоннелепроходческих щита: 29 шестиметровых и 4 десятиметровых ТПМК. В марте 2020 года Москва установила мировой рекорд по самому большому количеству одновременно работающих ТПМК на одном проекте: тогда в активном режиме находились 23 щита одновременно, большинство из них — на БКЛ.

Отмечу, что в общей сложности в ходе работ щиты 283 раза пересекли линии метро, 18 раз — объекты МЦК и Московского центрального диаметра (МЦД) и 7 — водные объекты. Каждая новая или реконструированная станция заслуживает особого внимания. Уверен, что их дизайн и техническое оснащение будут привлекать москвичей и гостей столицы не менее сильно, чем их фактическое назначение — улучшение транспортной доступности в столице.

— Заинтриговали. Рассмотрим все станции Большого кольца в подробностях? Начнем с первого пускового участка, включающего станции «Шелепиха», «Деловой центр», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Не забудем и про «Савёловскую».

— Конечно. Начнем с колонной трехпролетной станции мелкого заложения с одной островной платформой, названной в честь некогда расположенного на этом месте села Шелепиха (вошло в черту Москвы в начале прошлого века — прим. ред.) Платформы покрыты белым гранитом, стены украшает мрамор, потолки оформлены в черном и желтом цветах. Станция «Шелепиха» вошла в состав одноименного ТПУ (транспортно-пересадочного узла), обеспечивающего пересадку между БКЛ и МЦК в теплом контуре. Кроме того, организована пешеходная связь с платформой Тестовская Смоленского направления МЖД.

Соседняя остановка — «Деловой центр». В названии станции отражается функциональная особенность расположенного рядом центра «Москва-Сити», а в оформлении применены виброплиты, снижающие нагрузку на платформенную часть и снимающие вибрацию от движения с конструкций ТРЦ «Афимолл». Ограждения балконов и витражи сделаны из стекла, а колонны и потолок облицованы металлом. На потолке установлены голубые панели, символизирующие наличие пересадки на Филёвскую линию, а к северному балкону станции примыкают поперечные коридоры, ведущие к одно­именной станции Солнцевской линии.

Касаемо «Хорошёвской»: хотя метро в этом районе (земли которого когда-то принадлежали царскому двору, а места сам Иван Грозный окрестил как «Хорошёво») уже существовало, Таганско-Краснопресненскую ветку было необходимо частично разгрузить. Поэтому появилась отделанная фиолетовым мрамором и светло-серым гранитом станция БКЛ. В дизайне отражена история русского авангарда: восточный вестибюль посвящен супрематизму, западный — конструктивизму.

Метро «ЦСКА» же, хоть и «сосед» предыдущей остановки, выглядит иначе. Так как один из выходов выводит к Дворцу спорта «Мегаспорт» и сооружениям Цент­рального спортивного клуба Армии, в оформлении отражена символика легендарного спортивного клуба — тематика командных видов спорта, красно-синие цвета. Станция поможет болельщикам без труда добраться до спорткомплекса, а также обеспечивает доступность метро для жителей близлежащих домов.

Улучшить доступность района Аэро­порт помогла станция «Петровский парк». Метро «Динамо» тяжело справлялось с растущим количеством пассажиров, ведь Замоскворецкая линия обслуживает не только Москву, но и жителей северо-западных районов Подмосковья, которые пересаживаются на метро, приезжая в столицу на работу. Типовой для первой очереди проект «Петровского парка» разнообразили зеленой цветовой гаммой. Платформу отделали серым и черным гранитом, путевые стены и колонны — белым и зеленым мрамором. В дизайн станции вписаны изображения Петровского путевого дворца.

Завершает северо-западный участок БКЛ станция «Савёловская», которая была открыта несколько позже. Пилонная трехсводчатая станция с одной островной платформой, но уже глубокого заложения, построена под Савёловским вокзалом, вдоль Третьего транспортного кольца. Это одна из самых сложных станций БКЛ: она находится на глубине более 65 метров, что равно тому, чтобы спуститься под землю и построить там 20-этажный дом. На платформе пассажиры смогут увидеть «скелет» станции — тюбинги. Для пассажиров «Савёловская» станет своего рода музеем, ведь больше нигде в столице вы не увидите такого оформления станции метро. Эта идея уникальна в своем роде. Многие уже называют «Савёловскую» станцией в стиле loft. На полу — гранит, пилоны, а стены украшает сибирский камень.

— Северо-восточный участок Большого метрокольца вместил «Авиамоторную», «Лефортово», «Электрозаводскую», «Сокольники», «Рижскую» и «Марьину Рощу». Чем отмечен он?

— Самый сложный участок. В частности, «Рижская» и «Марьина Роща» расположились на больших глубинах. Специалисты горным способом разрабатывали породу, закрепляли несущие конструкции, монтировали конструкции станций, эскалаторы.

Стоит отдельно отметить «Нижегородскую» — кроссплатформенную станцию, на базе которой создан крупнейший ТПУ всей России и Европы. Важно было запустить работу объекта как можно раньше, поэтому вместе со станциями «Авиамоторная», «Лефортово» и «Электрозаводская» она начала работу в составе Некрасовской линии, которые впоследствии тоже перейдут с розовой ветки на БКЛ. В дизайне «Нижегородской» отражен образ популярной игры-конструктора. Станцию поделили на части с помощью цвета, что послужит пассажирам удобной навигационной системой. Концепция подчеркнута простыми формами и большими однообъемными цветными элементами, которые создают настроение всего подземного пространства станции. В отделке применили современные материалы, в том числе крупноформатный серый керамогранит, металлокерамические и керамогранитные панели желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов. Свет сделали прямым и отраженным.

В интерьерах станции «Авиамоторная» отражена авиационная тематика, на которую архитекторов вдохновило название станции. Форму деталей самолета повторяют колонны и светильники на платформе, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков. Необычно оформлен и потолок платформы: на нем изобразили облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитируют множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия.

Путевые стены выполнили из нержавеющей стали, пол — из натурального камня, а потолок — из алюминия. В оформлении преобладают лаконичные и сдержанные черные, серые и белые тона.

«Лефортово» — еще одна из шести станций северо-восточного участка Большой кольцевой линии. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают пассажирам о богатом историческом наследии района, в честь которого станция получила свое название. Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец. В отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фиб­робетон и алюминиевые панели. Стены вестибюля украсило черно-белое декоративное панно со зданием дворца, отражающееся в водной глади реки Яузы. В кассовом зале разместилась художественная композиция, посвященная первому владельцу дворца Францу Лефорту.

Станция «Электрозаводская» решена в стиле хай-тек. На одной из путевых стен станции, напротив пешеходной галереи, размещено масштабное историческое панно «Битва героев», на котором запечатлен собирательный образ защитника Древней Руси. Панно выполнено на стекле в технике многоцветной печати.

Далее мы вели работу над участком с тремя объектами. «Сокольники» БКЛ смогут погрузить вас в эпоху метростроения первой очереди, «Рижская» удивит порталами-арками, а «Марьина Роща» — огромными металлическими шарами вестибюля и «пузатыми» мраморными колоннами на платформе, кроме этого еще и самым длинным эскалатором метро — 130 метров!

— Поговорим про западный, юго-западный и южный участки БКЛ: «Народное Ополчение», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевскую», «Давыдково», «Аминьевскую», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторскую», «Воронцовскую», «Зюзино» и «Каховскую».

— Первые две станции открылись 1 апреля 2021 года. Интерьеры «Народного Ополчения» разделены на зоны с помощью рисунков, выполненных ультрафиолетовой печатью на алюминиевых панелях. Их тема — народное ополчение Москвы 1612, 1812, 1941 годов. Темно-серый цвет пола из отечественного гранита «Сибирский» контрастирует с цветом стен, облицованных алюминиевыми панелями. Шлифованная поверхность колонн из нержавеющей стали органично выделяется на фоне матовых панелей, часть потолка отделана горизонтальной алюминиевой рейкой в пассажирских зонах вестибюлей и платформы.

Дизайн «Мнёвников» выбран в ходе архитектурного конкурса, кстати, на шести станциях БКЛ дизайн разработан победителями открытых международных архитектурных конкурсов. Они проводятся по инициативе Мэра Москвы Сергея Собянина с 2014 года, их организатором выступает генеральный проектировщик и генеральный подрядчик строительства новых станций московского метро — Группа компаний «Мосинжпроект». Особенностью в решении пассажирских зон станции «Мнёвники» является частичное повышение высоты главного вестибюля с формированием атриума с естественным освещением. Контраст достигается как за счет цветов — красное-серое, так и за счет фактур — глянцевая красная и матовая «бетонная». Основное цветовое решение станции сдержанное и строится на применении в облицовке стен и потолков материалов с имитацией бетонных поверхностей. Пол имеет однородное покрытие из светлого серого гранита.

Далее рассмотрим самый крупный участок в истории столичного метро, одновременно открытый для пассажиров. Заработали десять станций: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино», а также одна реконструированная станция — «Каховская». Особенностью линии от «Мнёвников» до «Давыдкова» является двухпутный тоннель, который пройден с помощью тоннелепроходческих щитов диаметром 10 метров с именами «Надежда» и «Лилия». От станции «Давыдково» до «Каховской» проходка выполнена по традиционной для столичного метро технологии — с устройством двух однопутных тоннелей щитами диаметром 6 метров. Функционирование десяти новых станций западного, юго-западного и южного участков БКЛ метро поддерживают около 550 инженерных систем. Они обеспечивают надлежащую работу станционных комплексов и их должную интеграцию в систему метрополитена, а также необходимый уровень транспортной безопасности. Для отделки станций применялись как натуральные, так и искусственные материалы. Некоторые из них — например, кварцевый агломерат и алюминиевые панели-хамелеоны — использованы впервые в истории московского метростроения.

Так, дизайн-проект «Терехово» также разработан архбюро-победителем открытого архитектурного конкурса, здесь впервые в метрополитене применен современный материал — стеклофибробетон. «Кунцевская» — колонная, трехпролетная с двумя береговыми платформами и вестибюлями станция, очень фундаментальная. «Давыдково» — дань признательности российским спасателям, ведь рядом расположена база МЧС России. «Аминьевскую» отличают мягкие «волны-барханы» на потолке платформы, созданные металлическими рейками, и «облака» точечных светильников. «Мичуринский проспект» выполнен в стилистике традиционной культуры Китая и символизирует российско-китайскую дружбу. На «Проспекте Вернадского» пассажиры могут полюбоваться теплым монохромом отделки потолка, пола, колонн и яркой оранжевой темой путевой стены. Главный акцент «Новаторской» — подвесной потолок, выложенный разноформатными панелями из триплекса с пленкой оранжевого цвета трех оттенков. А потолок «Воронцовской» напомнит вам Млечный Путь. В дизайне «Зюзина» использовались серый, черный и желтый цвета, путевые стены отделаны алюминиевыми панелями, потолок здесь напоминает пчелиные соты.

Исторический облик «Каховской» был сохранен во время реконструкции. Специалисты модернизировали инфраструктуру, обновили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы.

— От бывшей Каховской ветки осталось всего две станции — «Варшавская» и «Каширская».

— Над этими станциями в ходе реконструкции пришлось хорошо поработать. Сохранить исторические панно, обновить инфраструктуру, переложить пути. По сути дела, это новые станции, новые тоннели, которые на 80% перестроены, оснащены новыми технологиями, интегрированы в Большую кольцевую линию метро.

— На «десерт» оставили самый оцифрованный участок БКЛ. В него вошли четыре станции: «Нагатинский Затон», «Печатники», «Кленовый бульвар» и «Текстильщики».

— Да, для каждой станции создавалась единая 3D-модель, которая содержит в себе также атрибутивную информацию для каждого ее элемента. Благодаря этому удалось заблаговременно выявить и устранить более 30 тысяч коллизий! Цифровизация позволяет постепенно отказаться от использования бумажных чертежей, смет и других документов.

Поговорим о том, что элементы технологий информационного моделирования дают в плане визуализации. Так, «Текстильщики» будут олицетворять собой свое название с помощью ассоциации с ткацким станком, вызываемой специальным освещением. «Печатники» можно будет распознать по колоннам и скамейкам в форме буквы «П». «Нагатинский Затон» удивит разнообразием обитающих в акватории Москвы-реки рыб, а оформление «Кленового бульвара» отсылает к расположенному неподалеку дворцу царя Алексея Михайловича в Коломенском.

— Остался последний вопрос. Итак, БКЛ открыта, что дальше?

— Теперь миллионы горожан почувствуют улучшение транспортной ситуации в столице. А Москва, в свою очередь, получит второе, большое «сердце».

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Кострова