Назад
Борис Петров: «Пока русские скачут, оркестр должен играть!»
1 марта 2023
5236

Борис Петров: «Пока русские скачут, оркестр должен играть!»

«Любовь к лошадям — заслуга отца. Он занимался лыжным спортом, а после тренировок шел на соседнюю базу, где находились конюшни, и здесь проводил все свободное время. Это была непередаваемая атмосфера, которую вы не почувствуете на наших конюшнях на ВДНХ, они слишком современные и чистые. А там заходишь и вдыхаешь полной грудью ароматы лошадей, навоза, сена и опилок — запах моей счастливой юности».

О мудрости всадников, королеве Елизавете II, единственном в стране Музее лошади и многом другом рассказывает генеральный директор Кремлевской школы верховой езды Борис Петров.

— В 1986 году отец впервые отвел меня на конюшню уже в «зрелом» 13-летнем возрасте и попросил тренера посадить на лошадь. Кобылу звали Находка, а впечатлений было как от полета в космос. Конечно, тут же стал упрашивать папу найти возможность устроить меня в детскую конную секцию. К моему счастью, был недобор мальчиков и меня взяли. Начинали с того, что учились чистить, седлать лошадей, а это дело непростое, особенно если ты не дотягиваешься даже до ушей коня. Поэтому приходилось придумывать разные хитрости. Животные были разные: своенравные, вредные, контактные, некоторые буквально издевались над детьми. Например, был у нас конь по кличке Робинзон. Заходишь к нему в денник, только накинешь уздечку на голову, он резко разворачивается, уздечка слетает, и через секунду ты зажат его крупом в дальнем углу. Перед лицом мощный зад лошади, пытаешься незаметно сместиться в сторону, а он за тобой, в другую — он туда же. Длиться это могло бесконечно долго.

Дальше начинались практические занятия на корде. Но для начала приходилось отстоять очередь, чтобы сесть на лошадь и показать тренеру, что ты достоин стать всадником и сможешь удержаться в седле, не испугаться и не упасть.

— Это был профессиональный уровень тренировки?

— Я бы сказал, специфический, но в то время такой подход был оправдан. Представьте, одна лошадь на группу из 30 человек. Начался естественный отбор: сначала отваливались те, у которых не хватило силы воли приходить на тренировку, потом те, кто не смог справиться со страхом. Некоторых отчисляли за неуспеваемость в школе. За 9 месяцев тренировок из 30 человек остались трое. В то время не было в доступе профессионального снаряжения и специальной одежды, как сейчас. Ездили в кирзовых сапогах, кому повезло, достали хромовые. Но вся эта непрофессиональная одежда не подходила для верховой езды, везде натирало, мяло, жало….

DSC_5914.jpg

Чтобы успеть на занятия, мне приходилось раньше уходить со школы. А тренировочные дни всегда попадали на урок химии, поэтому пришлось подтянуть ненавистную науку, чтобы преподаватель химии отпускала на 15 минут раньше. Я ехал на автобусе, потом на электричке, а дальше пешком через бескрайнее поле. Сначала занимался три раза в неделю, потом каждый день. Изначально я не собирался серьезно связывать свою жизнь с конным спортом. Искренне полагал, научусь ездить рысью и уйду. Научился. А потом пришло время делать галоп. Ну думаю, надо попробовать, что это вообще такое, научусь и дальше точно заниматься не имеет смысла. После галопа пришло время прыжков. Было очень страшно, но прыгать надо! Попробовал. Все себе отбил и ничего не понял. На преодоление препятствий отправляли одного за другим, как будто в космос запускали. Важно было не упасть, потому что за тобой летит уже следующий всадник. То есть, о безопасности в то время особо не заботились. Это сейчас к тренировкам подходят грамотно, на каждое занятие составляется план, наполненный подводящими упражнениями.

Но я благодарен школе, которую прошел, она закалила волю и характер. Когда я начинал работу тренером, выстроил систему подводящих упражнений так, чтобы всадник научился ездить верхом, не заметив, как это произошло. Нельзя форсировать тренировочный процесс, тем более, если есть страх перед движением лошади. Важно строить его таким образом, чтобы человек понимал, каким будет следующий шаг, какие ощущения он испытает на следующих секундах, и тогда его тело и психика будут готовы.

В моем детстве такого подхода к тренировкам не было. Тогда, после первого прыжка я решил, что хочу научиться прыгать профессионально. Ну а когда начал немного понимать эту непростую науку — затянуло. Но после довольно активного периода спортивной жизни я понял, что вряд ли сделаю карьеру профессионального спортсмена. Это было хорошее время, счастливое детство на конюшне, в соревновательной обстановке, с друзьями, с которыми я до сих пор иду по жизни.

— Как же вы вернулись к лошадям и как родилась идея создания Кремлевской школы верховой езды?

— Вдохновителем этого возвращения стал мой друг, а ныне главный исполнительный директор Кремлевской школы верховой езды Сергей Бучнев. В 90-е он предложил «делать» бизнес по подготовке и продаже лошадей. Фирму зарегистрировали, выбрали красивое название «Magic Style». А дальше вопрос: где взять деньги на покупку лошадей? Начались поиски спонсоров в лице знакомых бизнесменов. На помощь пришли друзья. Деньги одолжил отец моего школьного друга Володи Попова. Молодые и неопытные, мы пришли к уважаемому человеку за деньгами, бизнес-план нарисовали на листе А4. Владимир Никитич посмеялся, но деньги нам выдал. Так были куплены первые лошади. Сделали трехцветные визитки, решили, что на электричке нам ездить уже нельзя, только на такси. Нужно отдать должное, все эти расходы мы заложили в бизнес-план, в том числе на сотрудников для ухода за четырьмя лошадьми.

Но, как часто случалось в 90-е, партнер, который должен был забрать лошадей, исчез. А как вы знаете, деньги имеют свойство заканчиваться. Сначала мы вспомнили, что сами умеем работать лошадей, уволили берейтора. Потом поняли, что и чистить животных умеем, уволили коноводов. Да и навоз убирать не зазорно, но до этого не дошло, конюхи у нас остались.

Нужно отдать должное упорству Сергея, потому что я растерялся и не понимал, что нам дальше делать. А Бучнев занял активную позицию, благодаря чему мы все-таки продали лошадей: одного в Америку и трех в Германию. Удалось отдать долг, сверху мы заработали 200 долларов. Прогуляли их в первую же ночь. А дальше мы организовали бизнес — оказывали услуги по содержанию лошадей частных коневладельцев.

TeaParty_004.jpg

Это были 90-е годы – лихие и интересные. Люди покупали лошадей, но подчас им было не до них. Кто-то был вынужден уехать за границу, кого-то закрутил водоворот дел, благодаря чему мы стали крупными коневладельцами и постепенно обзавелись целым «автопарком» этих лошадей.

В 1994 году мы первыми вышли на рынок с предложением индивидуального обучения. Одним из наших учеников стал Николай Александрович Цветков — создатель крупной финансовой корпорации, который пришел заниматься сам и привел своих дочерей Юлю и Вику. Ему настолько понравился наш подход к процессу, что он сказал: «Ребята, сохраните команду и отношение к делу, и мы с вами построим интересное будущее». Николай Александрович человек слова, сказал — сделал. В 2003 году мы переехали в собственный конноспортивный клуб в деревню Путилково. Конный клуб назвали «Chevaliers du Soleil».

Спустя 12 лет тренерской работы моя профессиональная жизнь изменилась. Николай Александрович сообщил, что пора брать бразды правления школой в свои руки. Для меня это было очень непростое решение. К тому времени у меня было большое количество учеников и планы по развитию различных направлений обучения. Но выбор был сделан, решение принято. КСК был переименован в «Русский конноспортивный клуб», а через некоторое время Цветков побывал в Великобритании и приехал воодушевленный их конными традициями. А через некоторое время произошла встреча двух удивительных, талантливых и мудрых людей.

Жизнь свела Николая Александровича с комендантом Московского Кремля Сергеем Дмитриевичем Хлебниковым, в подчинении которого было подразделение Кавалерийского почетного эскорта Президентского полка. Полк создавался в 60-х годах для съемок фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука. Фильм сняли, а лошадей и все хозяйство передали под шефство Минобороны. Планировали, что ребята и дальше будут сниматься в кино. После распада Советского Союза кино закончилось. Дальше ни заказов, ни обеспечения.

В 2002 году Владимир Владимирович Путин принимает решение о переводе тогда еще 11-го Кавалерийского полка в Федеральную службу охраны РФ. Так появилось новое подразделение в ФСО РФ — Кавалерийский почетный эскорт Президентского полка.

Еще некоторое время подразделение было не у дел, никто им не занимался. Инфраструктура и процессы оставались в плачевном состоянии. Лошади работали по пояс в грязи, само содержание было ужасным: конюшни не отапливались, животные стояли на глиняном полу, за эти годы в стойлах образовались ямы. Зимой, чтобы животные не замерзли, окна, щели и двери затыкались солдатскими одеялами и шинелями.

Вот в таком состоянии в 2004 году все это «счастье» упало на голову новому коменданту Московского Кремля Сергею Хлебникову. Всадникам удалось пошить красивые исторические мундиры. Лошадей привозили в Кремль, там отмывали, вычищали, и только тогда они выезжали на Красную площадь. Зритель аплодировал, а искушенным конникам смотреть на это было больно, потому что профессионализма в этих выступлениях было недостаточно. Тогда-то Цветков и вышел с предложением оказать содействие в создании современной конноспортивной инфраструктуры.

И в 2006 году была создана Автономная некоммерческая организация «Конноспортивный клуб «Кремлевская школа верховой езды»». Наш опыт и финансовые возможности Николая Александ­ровича позволили оказать содействие в создании проекта и подготовке лошадей и всадников.

photo_2022-06-02 00.19.11.jpg

Пока шло проектирование и строительство конного комплекса, мы взялись за подготовку личного состава. Для начала необходимо было привести в порядок работу с лошадьми и военнослужащими, чтобы на церемонии развода караулов они выглядели достойно звания всадников Президентского полка. Началась подготовка всадников. Было непросто, да и без травм там не обходилось...

— Расскажите об основных принципах подхода к тренировочному процессу лошади.

— Лошадь — живое существо, на них так же, как и на нас, влияют и погодные условия, самочувствие, как они провели день накануне. Если мы на тренировке нагрузили лошадь, нужно понимать, что на следующий день у нее будут болеть мышцы так же, как у человека, который позанимался в спортзале. У них так же выделяется молочная кислота, которая причиняет боль мышцам. Нужно быть мудрым всадником в построении тренировочного процесса, грамотно выстраивать нагрузку лошади.

— Какими качествами должен обладать хороший всадник?

— Как бы банально это не звучало, но он должен любить животных, понимать и чувствовать их. Человек по-разному выражает свои чувства: взглядом, жестом, словом, прикосновением. Лошадь покажет эмоции, потрогав вас носом, и не все смогут понять, что она вам хочет донести. А самый известный и понятный индикатор состояния лошади — уши. По их положению можно понять, в каком состоянии сейчас лошадь находится: оборонительном, агрессивном или спокойном. Человек, который умеет чувствовать, слышать и понимать животное, сможет стать хорошим всадником.

— Как Кремлевская школа верховой езды стала частью фестиваля «Спасская башня»?

— В 2007 году нам предложили принять участие в фестивале «Спасская башня», тогда он назывался «Кремлевская зоря», а выступить должны были юные всадники на пони. Ни одного из учеников, которые занимаются на платной основе, мы отправить не могли. Во-первых, это небезопасно. Во-вторых, нет понимания, как это вообще должно выглядеть. Пришел вечером домой, рассказал об этой истории своему 11-летнему сыну Павлу, который с удовольствием согласился на такую авантюру. Оставалось найти второго ребенка. Я позвонил офицеру Кавалерийского почетного эскорта Президентского полка Владимиру Виноградову, чтобы он предложил выступить своему сыну Вовке. Ну какой мальчишка от такого откажется?

В Кремле еще конюшни не было, и мы привозили лошадей из Путилкова. В 8 утра мальчишки уже стояли на стилобате у Мавзолея. Репетиции длились по 8 часов, в течение которых мальчишки не слезали со своих лошадей. Я очень переживал, говорю генералу: «Товарищ генерал, дети сейчас сотрутся по уши о вашу брусчатку». Что удивительно, сами парни ни разу не пожаловались. В таком режиме мы прожили 2 недели. После финального выступления Пашка с Вовкой заехали за Мавзолей, и я увидел в их глазах настоящие мужские слезы счастья. Позже мы приняли решение о создании детской группы конного церемониала.

Это были наши первые шаги на Красной площади. С тех пор я начал бредить идеей сделать главную площадь страны конной. В это время мы познакомились с Павлом Поляковым. Паша — человек с сумасшедшей энергией. Парень из хутора в Волгоградской области, который в 33 года вспомнил, что у него казачьи корни. Он стал изучать казачество, дошел до джигитовки и понял, что хочет быть джигитом. У него в хозяйстве имелся конь по кличке Бандит, на котором Пашка пахал огород и запрягал в телегу. Он начал на нем джигитовать у себя в деревне и с этим Бандитом приехал в Москву. Немного позанимавшись, Паша привлек к работе ребят из Волгограда. Они жили в спартанских условиях, тренировались в КСК «Созидатель» под руководством легендарного Сергея Владимировича Калинина. Именно они стали одними из первых людей, давших начало развитию джигитовки как вида спорта.

Спустя некоторое время мы объединили наши усилия, ребята вошли в команду Кремлевской школы верховой езды. Для меня самым главным было организовать ребят. Они привыкли к определенной свободе и достижению результата своей молодецкой удалью, а тут их загнали в систему. Я приходил утром, занимался вместе с ними в зале, показывал различные способы физической подготовки. Позже я привлек друзей для тренировки всадников, которые были лучшими в других важных дисциплинах: фланкировка, фехтование, гимнастика.

Это было очень активное время, год за два шел. В 2010 году благодаря смелому решению Сергея Дмитриевича Хлебникова, мы впервые в истории Красной площади создали конный манеж, на который в рамках фестиваля «Спасская башня» вышли всадники Кремлевской школы верховой езды.

— Как вы попали на юбилей Елизаветы II?

— Благодаря фестивалю, у меня появилось много новых знакомых, связанных с конным миром. В те годы мы со всеми дружили, представители конного мира Европы стремились попасть в Россию. Одним из таких людей был Мелвилл Джеймсон — организатор конных шоу Ее Величества Елизаветы II. После одного из наших выступлений на «Спасской башне» он предложил принять участие в конных представлениях Великобритании. Я ответил: «Джеймсон, снимаю шляпу, очень хочу, но далеко ехать». Через год он был более настойчив, и нас пригласили на бриллиантовый юбилей правления Ее Величества Елизаветы II, на который съезжались лучшие конные коллективы мира. Россию представляла Кремлевская школа верховой езды.

Несмотря на то, что туманный Альбион встречал нас дождем, организация мероприятия была на высшем уровне. У нас есть традиция: когда приезжаем с командой в новое место, над конюшней с нашими животными поднимаем флаг России. Водружение символа нашей страны вызвало небывалый интерес публики. За годы существования Кремлевской школы верховой езды флаг России гордо развевался и в Германии, и во Франции, и в Швейцарии.

В Англии Кремлёвскую школу ждали и всегда встречали овациями. Еще на репетициях режиссер, посмотрев выступление, понял, что после русских там делать нечего, и нас поставили в финал шоу. Единственное неудобство заключалось в том, что был лимит по времени на выступление каждого коллектива. На первом выходе оркестр закончил играть до того, как мы закончили выступать, и финальная проездка большой пирамиды с флагами Великобритании и России выезжала в тишине. Но трибуны буквально взорвались аплодисментами, и это было даже круче, чем музыкальное сопровождение. На подведении итогов первого дня выступления было дано указание: пока русские скачут, оркестр должен играть!

— А как Кремлёвская школа верховой езды оказалась на ВДНХ?

— В 2014 году я прогуливался по ВДНХ и обратил внимание на состояние зданий «Коневодство». На тот момент в России многие исторические здания находились в плачевном состоянии, но лично для меня была важна именно эта тема. Особенно меня потрясла запущенность круглого манежа павильона №42. Мне захотелось все это вычистить, вдохнуть в эти павильоны новую жизнь и написать новую историю.

30 мая я поделился своей идеей с Сергеем Дмитриевичем Хлебниковым, он позвонил в аппарат Сергея Семеновича Собянина и сообщил мне, что 12 июня Мэр будет на ВДНХ и нам необходимо презентовать ему идею проекта. На тот момент мы не могли продемонстрировать наши навыки в искусстве верховой езды. Там, где находится Выводной круг, было поле, заросшее бурьяном, травой, настоящая свалка мусора. Сергей Дмитриевич справедливо напомнил, что в Чечне мы постелили поле за 2 дня. Так что глаза боятся, а руки делают. 12 дней мы работали 24 часа в сутки, не прерываясь ни на секунду. Быстро нашли компанию, которая ввязалась в эту авантюру и за 12 дней превратила свалку в профессиональную конную площадку по всем европейским стандартам. Кроме создания инфраструктуры, мы подготовили программу. Выступали всадники, Кавалерийский почетный эскорт президентского полка и друзья-спортсмены, которые организовали свое шоу. После того, как Сергей Семенович одобрил план, мы приступили к формированию технического задания, проектированию, разработке и защите проекта, поиску финансирования на строительство. Таким образом пришли к сегодняшнему дню. Это был очень долгий и тернистый путь.

В 2022 году наши лошади зашли в конюшни Центра национальных конных традиций. Мы смогли вдохнуть жизнь в эти павильоны. Благодаря поддержке Правительства Москвы, в Центре национальных конных традиций созданы самые лучшие условия для содержания лошадей. Сохраняя исторический облик зданий, мы создали современные комфортные конюшни с прекрасным микроклиматом. Для животных важны не только вода и питание, но и климат. В наших конюшнях организована циркуляция воздуха таким образом, что летом здесь всегда прохладно, а зимой тепло. Животным подается чистейшая вода и сбалансированное питание. Особое внимание на конюшнях уделяется гигиене, поэтому в конюшнях нет резких запахов. Опилки убираются раз в 1,5-2 часа. В течение дня конюхи пылесосят и проводят влажную уборку. В каждом крыле конюшен есть мойка и солярий для лошади.

Мы все очень ждали, когда над 42 павильоном появится вывеска «Центр национальных традиций». Теперь наша цель — идти вперед и привлекать людей к традициям верховой езды как составляющей российской культуры. У нас есть четыре направления деятельности: мы работаем на конный спорт, образование, культуру верховой езды и на всю отрасль коневодства. Я верю в этот проект!

Спустя более 40 лет в историческом круглом манеже состоялась первая выводка-демонстрация лучших представителей породы Орловский рысак. Сезон 2022 года был жарким: 48 конных мероприятий, более 300 000 тысяч зрителей посетили наши мероприятия.

2023 год мы начали с открытия единственного в России интерактивного Музея лошади. Современный подход и мультимедийное оснащение делают музей уникальным. Даже если вы ничего не знали о лошадях, пройдя 8 выставочных залов, обретете практически энциклопедические знания. Экскурсионная программа знакомит гостей с этапами эволюции лошадей, позволит попасть в конюшенную мастерскую и познакомиться с профессиями, связанными с конным миром, и узнать их особенности. Вы пройдете через уникальный по своему масштабу зал «Кавалерия сквозь века», где узнаете о взаимодействии человека и лошади как боевого товарища и попадете на вернисаж репродукций популярных картин. Все залы музея оснащены передовыми мультимедийными технологиями, которые позволяют переносить гостей на много веков назад и создавать эффект присутствия. В реальном времени можно наблюдать, как изменялась лошадь от возникновения ее прародителя до одомашнивания. Прикоснуться к инструментам шорника, кузнеца, ветеринара. Здесь можно даже выйти в поле с конем в виртуальном пространстве, чтобы сделать памятный снимок. Эксклюзивной особенностью музея ЦНКТ на ВДНХ является мультимедийный зал, посвященный мировым школам верховой езды, которые находятся под охраной ЮНЕСКО.

— А в исторический конный манеж вам удалось вдохнуть новую жизнь?

— Конечно! Сейчас это удивительно красивое пространство, оснащенное современным оборудованием, позволяющее организовывать театрализованные представления, где главным действующим лицом является ее величество лошадь! К новому сезону мы готовим программы Конного театра Кремлевской школы верховой езды.

— Что сейчас нужно Кремлевской школе верховой езды и Центру национальных конных традиций для дальнейшего развития?

— Загородная база для подготовки лошадей. ЦНКТ — это все-таки витрина, центральная площадка. ВДНХ — шикарное место для привлечения большого количества зрителей, которые смогут познакомиться с нашим национальным конным искусством и спортом. Но это не база, где можно осуществлять качественную подготовку. Все-таки лошадь — это природа, и от этого никуда не денешься. Животные должны жить в других условиях. Им нужно больше солнца, зеленая трава, выпас и только тогда можно сохранить здоровое поголовье лошадей. Для этого нам нужны ресурсы, и мы их ищем. Загородная база расширит возможности, и мы сможем работать не только на площадке Центра национальных конных традиций, но и по всей Москве. Столица сейчас очень активно развивается, в том числе парковая система и ее нужно наполнять качественными процессами. При наличии определенных условий мы сможем увеличить и поголовье лошадей, подумать о разведении и сохранении национальных пород лошадей, демонстрируя наше конное достояние в любой туристической точке Москвы.

4.jpg

Сейчас мы работаем над дополнительными площадками на ВДНХ. В этом году планируется приступить к строительству большого крытого манежа для круглогодичного функционирования Центра национальных конных традиций. Пока большую часть лошадей приходится перевозить на «зимние квартиры», на базы, где есть крытые манежи для тренировок.

В прошлом году мы возводили сезонные трибуны на полторы тысячи посадочных мест, но они не смогли вместить всех желающих посетить мероприятия. На все 6 входов выстраивались очереди, люди готовы были ждать своего места, чтобы стать свидетелями выступления Конного театра и всадников нашей Кремлевской школы.

На данный момент мы уже сформулировали концепцию и проработали эскизный план полноценного современного трибунного комплекса, с комфортными условиями для наших гостей. Надеемся, что руководство города поддержит предложение, и открытие площадки Центра национальных конных традиций станет местом притяжения для еще большего количества зрителей, желающих познакомиться с традициями, спортом и красотой конного мира.

— Конфуцию приписывается цитата «Выбери себе работу по душе и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Это про вас?

— Я не работал ни одного дня. Я этим живу и благодарен судьбе, что она позволяет мне это делать.

Копировать ссылку
Автор материала: Екатерина Бойко