Назад
Дважды окольцованная
18 июня 2021
564

Дважды окольцованная

Ключевую роль в жизнедеятельности огромного мегаполиса играет метро как самый быстрый, удобный и популярный транспорт, выручающий в любых экстренных ситуациях. По результатам исследований ВЦИОМ, проведенных среди москвичей в конце прошлого года, на вопрос, каким общественным транспортом они преимущественно пользуются, 95,3% опрошенных назвали метро, а почти 35% сочли, что в большей степени улучшить транспортную ситуацию в Москве может именно подземка. По признанию мэра Москвы, ни одна встреча с жителями не обходится без разговора о дальнейшем строительстве метро. «Метро — это сердце Москвы, и чем крепче оно будет, тем здоровее будет и наш город», — подчеркивает Сергей Собянин. Поэтому и внимание подземке — особое.

За последние 10 лет российская столица по интенсивности строительства метро вырвалась на первое место в мире: с 2011 года в системе Московского метрополитена введено 179 километров подземных и наземных линий, 59 новых станций метро и 31 станция МЦК. Станции метро и МЦК в шаговой доступности получили более трех миллионов москвичей из 34 районов. Столь впечатляющих масштабов город не знал ни в нулевые, ни в 90-е годы, ни в советские времена.

В результате повысился коэффициент пешеходной доступности, а это ключевой показатель успешности развития любого мегаполиса. Выросла мобильность населения, миллионы москвичей стали экономить время в поездках, снизилась и нагрузка на улично-дорожную сеть. Существенную роль в этом сыграл и новый рельсовый пояс города — МЦК. Проект реализовали в 2016-м году, и уже сегодня ежедневный пассажиропоток железнодорожного кольца превосходит все расчетные ожидания: курсирующие по МЦК «Ласточки» перевозят более полумиллиона человек!


Метрокольцо: и круглое, и длинное

Воодушевленные успехом проекта, несколько лет назад столичные власти замахнулись на еще более грандиозный проект — сооружение еще одного кольца, но уже подземного, а именно — Большой кольцевой линии, которая бы соединила существующие и перспективные радиальные ветки на расстоянии до 10 километров от действующей кольцевой, разгрузив и ее, и пересадочные станции в центре, радикально изменила бы транспортную географию Москвы, благодаря чему пассажиры смогли выигрывать в поездках до получаса времени.

БКЛ обещает стать самым длинным в мире метрокольцом: 70 километров путей! По европейским масштабам это длина, сопоставимая с расстояниями между крупными городами ряда стран. Например, между Берном и Люцерном, между Амстердамом и Роттердамом. Со станций Большого кольца пассажиры смогут совершить 23 пересадки на другие линии метро, четыре — на МЦК, шесть — на уже действующие МЦД-1 и МЦД-2, 11 — на другие железнодорожные линии. Подобных проектов в истории московского метро еще не было. Да и в мире подземка с двумя кольцами, но меньшей протяженности, есть лишь у двух городов: Пекина (57 километров) и Мадрида (41 километр).

Если десять лет назад практическая реализация проекта БКЛ у многих скептиков еще вызывала сомнения, то сегодня их голоса смолкли: «фантастика» становится реальностью. 12 станций кольца уже принимают пассажиров, и популярность новых маршрутов только набирает обороты.

ZIL_2234.jpg

По первому участку БКЛ — от «Делового центра» до «Савеловской», с шестью станциями («Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА», «Петровский парк» и «Савеловская») — поезда начали курсировать еще в 2018 году. За два года маршрут доказал свою востребованность среди пассажиров, совершивших по нему десятки миллионов поездок. В марте 2020-го открылись «Лефортово» и «Авиамоторная», работающие пока в составе Некрасовской линии, а также кросс-платформенная «Нижегородская», с которой можно пересесть и на одноименную станцию МЦК. В декабре прошлого года ввели в эксплуатацию «Электрозаводскую», а 1 апреля 2021-го на западном участке БКЛ открылись «Мневники» и «Народное Ополчение».

Примечательно, что еще на стадии проектирования Большого кольца была заложена техническая возможность присоединять к ней, по необходимости, новые радиусы метро. Так, от станции «Новаторская» уже строится Троицкая линия в Новую Москву, от станции «Народное Ополчение» стартовала проходка будущей Рублево-Архангельской ветки, а от «Кленового бульвара» радиальную линию в скором времени начнут тянуть в Бирюлево.

 

А на вершинах холмов — цветы невиданной красы

Немаловажное значение при проектировании БКЛ придают и оформлению новых станций. Да и как иначе? Московское метро, считающееся одним из самых красивых в мире, должно держать свою марку. Поэтому новые станции второго кольца (как, впрочем, и те, что в последнее время построены и строятся на радиальных линиях) отличаются индивидуальным дизайном, имеют собственное лицо, свой стиль. К разработке проектов архитектурного облика станций столичный стройкомплекс привлекает лучшие архитектурные и дизайнерские бюро России и других стран. Так, яркой деталью интерьера станции «Новаторская» станет необычный «пламенеющий» потолок, а на «Сокольниках» «вырастет» «техногенный лес» как символичная привязка к расположенному рядом знаменитому столичному парку. Оригинальные архитектурные и дизайнерские решения, уже воплощенные на новых станциях, не остаются незамеченными пассажирами, привлекают внимание фотографов. Например, станция ЦСКА, где воплощены оригинальные архитектурные решения: два ее вестибюля визуально представляют собой приподнятые участки поверхности земли — холмы, на «вершинах» которых высажены газоны с травой и цветами. В итоге получилась оригинальная смотровая площадка на крыше вестибюля, с которой открывается отличная панорама нового жилого микрорайона Москвы с интересной архитектурой.

ZIL_1472.jpg

А некоторые реализованные проекты уже даже отмечены наградами и призами на международном уровне. Так, проект станции БКЛ «Савеловская», отличительной особенностью которой являются чугунные тюбинги, создающие контраст с остальной отделкой, завоевал серебряную медаль на международном архитектурном фестивале «Зодчество-2020» в номинации «Промышленная архитектура и инфраструктурные объекты». А станция БКЛ «Авиамоторная» в конце прошлого года была удостоена специального приза Международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» в номинации «За создание транспортного объекта высокой художественной ценности». На этот престижный конкурс поступило 744 проекта от архитекторов из 59 стран мира, а в одной номинации с «Авиамоторной» соревновались такие уникальные проекты, как автомагистраль в Индии и часовня в Японии. В итоге московский проект был признан лучшим. Жюри по достоинству оценило оформление станции, посвященной авиации: повторяющие форму деталей самолета колонны и светильники, изображенный на потолке облачный шлейф, который оставляют пролетающие воздушные суда.

 

Замкнуть досрочно!

Изначально замкнуть Большое кольцо планировалось лишь к концу 2023 года, но мэр Москвы Сергей Собянин, учитывая важность этой линии для города и москвичей, поставил цель завершить проект досрочно — уже в 2022-м. Для ускорения работ были выделены и дополнительные средства из столичного бюджета. На сегодняшний день пройдено 95% всех тоннелей БКЛ, осталось проложить порядка пяти километров. Общая же строительная готовность кольца оценивается на уровне 75%. Работы кипят на всех участках, строители трудятся круглосуточно, в несколько смен. До конца этого года метростроители планируют ввести еще девять станций: «Терехово» и «Кунцевскую» в составе западного участка, «Аминьевскую», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и «Давыдково» на юго-западном отрезке БКЛ и «Зюзино», «Калужскую» и «Новаторскую» — на южном. Завершится и реконструкция существующей станции «Каховская» зеленой ветки, которая будет интегрирована в БКЛ. Таким образом, из тридцати одной станции БКЛ к концу этого года пассажиры смогут пользоваться уже двадцатью двумя.

ZIL_2231.jpg

На данный момент готовность десяти пусковых станций, планируемых к вводу во втором полугодии 2021 года, составляет 70%. Сооружены основные монолитные конструкции, продолжаются архитектурно-отделочные работы. На станциях западного участка «Кунцевская» и «Терехово» выполняется устройство пересадки и пешеходных переходов, ведется монтаж инженерных систем, осуществляется отделка. На станции «Кунцевская» соединятся Филевская и Арбатско-Покровская линии метро, а также МЦД и наземный транспорт. Таким образом, здесь будет сформирован крупный транспортно-пересадочный узел. Открытие движения поездов по всему западному участку, на котором две станции — «Народное Ополчение» и «Мневники» — уже работают, а строительство еще двух — «Терехово» и «Кунцевской» — завершается, обеспечит новыми маршрутами жителей районов Хорошево-Мневники и Кунцево.

 

Проходки, монтажи, отделка

Между станциями «Давыдково» и переходной камерой у станции «Аминьевская» недавно завершил проходку десятиметровый щит «Надежда», пройдя участок более 1360 метров. На обеих станциях сейчас производится архитектурная отделка вестибюлей, служебных помещений и платформенных участков станционных комплексов. Кроме того, на «Аминьевской» выполнен монтаж эскалаторов. На «Проспекте Вернадского» сооружают наружные вентиляционные ветки, монолитные конструкции вентиляционных киосков и пешеходных выходов, а на «Мичуринском проспекте» продолжаются отделка служебных помещений и монтаж инженерных систем. Ведутся и подготовительные работы к монтажу эскалаторов, а на тягово-понизительной подстанции монтируется силовое оборудование, идет подготовка к подаче напряжения. На станциях «Зюзино», «Воронцовская» и «Новаторская» осуществляется монтаж оборудования и инженерных систем — трубопроводов и воздухопроводов. Продолжаются и работы на станции «Каховская» Каховской линии — первой ветки метро, реконструируемой в таком большом объеме. На сегодняшний день ее готовность составляет 70%. На станции завершается монтаж основных конструкций вестибюля и пересадки. В продвинутой стадии находятся и архитектурно-отделочные работы платформы и помещений. На этой же линии реконструируются еще две станции — «Каширская» и «Варшавская»: первая готова на 40%, вторая — на 30%. Все работы на них будут закончены в будущем году — как и на семи остальных станциях БКЛ, планируемых к вводу в 2022-м. Это четыре станции восточного («Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики») и три — северо-восточного («Марьина Роща», «Сокольники» и «Рижская») участков Большого кольца. Именно на них в будущем году столичные метростроители и сосредоточат основные силы.

«Стена в грунте»

Готовность восточного участка БКЛ оценивается в настоящее время на уровне 40%. Ведется проходка 10-метровым щитом «Виктория» очень сложного участка между «Нагатинским Затоном» и «Печатниками». Работы осложняются тем, что трасса проходит под Нагатинским затоном и руслом Москвы-реки с водонасыщенными песками. Самый сложный отрезок щит уже успешно преодолел и продолжает работу в штатном режиме. На всех четырех станциях восточного участка продолжаются монолитные работы. Так, на станции «Нагатинский Затон» закончили устройство «стены в грунте» и подготовили территорию и котлован, на «Кленовом бульваре» выполняются работы по устройству ограждающей конструкции, строители приступили к сооружению внутренних стен и перегородок, идет отделка платформенного участка. На станции «Текстильщики» монтируются конструкции для прокладки инженерных коммуникаций.

ZIL_4556.jpg

Самым сложным участком БКЛ является северо-восточный, поскольку строительство станций там ведется на большой глубине. Например, станция «Марьина Роща» станет самой глубокой на БКЛ (74 метра) и второй по глубине в московской подземке (глубже только «Парк Победы» — 84 метра). А эскалаторы, металлоконструкции которых уже смонтировали, станут самыми длинными в метро: по 130 метров — на 3 метра длиннее, чем на «Парке Победы». В рамках строительства «Марьиной Рощи» сейчас сооружают пересадочный узел на одноименную станцию Люблинско-Дмитровской линии. Завершили горным способом строительство малого наклонного хода длиной 25 метров, который свяжет станции. Приступили к самому ответственному этапу стройки — раскрытию проемов между центральным и двумя боковыми залами.

 

Изюминка для «Сокольников»

На расположенной под площадью у Рижского вокзала станции глубокого заложения «Рижская», с которой можно будет сделать пересадку на оранжевую ветку, завершено устройство основных конструкций вестибюля. Осталось выполнить один проем под монтаж эскалаторного оборудования. Эскалаторы здесь будут длиной 84 метра. Тоже немало! Начать их установку планируют уже в августе. На станции сейчас также идут косметические и архитектурно-отделочные работы.

Почти на 60% готова станция «Сокольники». Здесь завершается возведение монолитных железобетонных конструкций в зоне пересадки на одноименную станцию Сокольнической линии, ведутся архитектурно-отделочные работы, монтаж оборудования и инженерных систем, завершена установка эскалаторов. Строительство данной станции осложняется ее размещением в зоне очень плотной жилой застройки и близостью к существующей одноименной станции красной ветки, которая является памятником архитектуры. Расположен здесь и узел внешних инженерных коммуникаций, что потребовало уже на стадии подготовки к стройке уделить особое внимание выносу коммуникаций, устройству ограждений, а также современным методам строительства перегонных тоннелей и притоннельных сооружений. Для этого при проходке использовали модернизированное оборудование для мониторинга воздействия на действующую станцию «Сокольники» и городскую застройку. Кстати, у станции «Сокольники» БКЛ будет и своя изюминка: особенностью пассажирской зоны станет кольцевой балкон для подъема с платформы и дополнительные эскалаторы, которые позволят избежать пересечения пассажиропотоков входа-выхода и пересадки, а также обеспечат необходимую пропускную способность станции, которая будет обслуживать более 310 тысяч человек в сутки.

ZIL_2264.jpg

Словом, работы на всех строящихся участках Большой кольцевой линии вовсю кипят, и уже в 2022-м подземная Москва будет «окольцована» дважды. По самой длинной в мире кольцевой ветке побегут поезда с пассажирами, в метро станет свободнее, заторов на дорогах — меньше, а москвичей, экономящих время, еще больше.

Копировать ссылку
Автор материала: Иван Белов
Читайте также