Город для людей
14 апреля 2023
3364

Город для людей

Москва развивается комплексно и сбалансированно: столичные территории имеют высокую транспортную доступность, а жилые районы обеспечиваются объектами здравоохранения и спорта.

О значимых мегапроектах, влияние которых оценят миллионы москвичей, а также о планируемых к вводу в 2023 году социальных объектах в интервью нашим читателям рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

— Андрей Юрьевич, как на Москву повлиял запуск Большой кольцевой линии метро, состоявшийся 1 марта 2023 года?

— Эффект от открытия движения по БКЛ стал заметен с первых часов работы линии, и потенциал ключевого транспортного мегапроекта последних десятилетий лишь только начинает разворачиваться. Отмечу, что Большое кольцо метро — это самый крупный и сложный проект в истории метростроения не только для России, но и всего мира. Напомню, старт движению поездов по БКЛ лично дали Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин, и теперь самая длинная в мире подземная кольцевая линия протяженностью 70 километров принимает пассажиров на 31 станции. Большая кольцевая линия улучшает транспортное обслуживание 34 районов Москвы, а в них проживают 3,3 миллиона человек (из которых порядка 1,2 миллиона — в шаговой доступности от новых станций). Большое кольцо соединило существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволяет разгрузить ее почти на 25%. Свободнее становится и на пересадочных станциях внутри Кольцевой, и на радиальных ветках в целом. Таким образом, за счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов поездок положительный эффект от ввода БКЛ уже сейчас почувствовало большинство пассажиров метрополитена. На многих маршрутах экономия времени при ежедневных поездках составляет до 35-45 минут. За счет отказа от части поездок на личном автомобиле в пользу метро снизится и нагрузка на ТТК и вылетные магистрали — в среднем до 15%. Кроме того, районы, через которые проходит БКЛ, получили мощный стимул к развитию. Только за время строительства кольца инвесторы вложили в развитие этих территорий порядка 5 триллионов рублей. Здесь строится жилье, инфраструктура, создаются новые рабочие места, количество которых к 2030 году достигнет 400 тысяч.

ZIL_0227.jpg

Кстати, строительство БКЛ велось 10 лет. Это немного, учитывая гигантские масштабы. Так, в разное время тоннели прокладывали 33 щита, а отдельные участки строили параллельно, последовательно вводя их друг за другом. Только на стройплощадках во время пиковой нагрузки трудились до 25 тысяч человек. Большой вклад в проект внесли архитекторы, инженеры, дизайнеры. И каждая, абсолютно каждая станция — построенная или реконструированная — имеет свое лицо и неповторимый стиль.

— Как сообщил глава города, система рельсового транспорта в 2023 году пополнится еще двумя маршрутами Московских центральных диаметров — МЦД-3 и МЦД-4. Что дадут жителям они?

— Сергей Семенович Собянин отмечал, что с вводом Большой кольцевой линии в Москве теперь 355 станций рельсового транспорта. Ранее он поставил задачу — сформировать в столице единую взаимоувязанную транспортную систему. Метро, железная дорога, крупные дорожные магистрали. МЦД, по сути, образует линии наземного метро. Диаметры проходят через всю Москву, а пригородные поезда, пересекающие по ним город, не делают конечных остановок на вокзалах, что позволяет пассажирам быстрее добираться из пригородов до разных точек столицы и наоборот — из Москвы в пригород. Благодаря сквозным «коридорам» железная дорога превратилась в полноценный городской транспорт, чего прежде в Москве не было. Первыми двумя диаметрами (МЦД-1 Лобня-Одинцово и МЦД-2 Нахабино-Подольск) за три с небольшим года воспользовались уже более 500 миллионов пассажиров. Время в пути для пассажиров с одного конца Москвы на другой сократилось в 1,5-2 раза. МЦД обеспечивает быстрые и удобные пересадки на метро и МЦК.

В этом году мы запустим еще два диаметра: МЦД-3 и МЦД-4. Сейчас мы ведем там масштабные работы. Так, в этом году после реконструкции открыли платформы Лесной городок и Очаково на МЦД-4. Проводим реконструкцию станции Крюково на будущем МЦД-3, где будет крупный железнодорожный вокзал. Продолжаем сооружать соединительную ветвь между Киевским и Смоленским направлениями МЖД, а также реконструировать Митьковскую соединительную ветвь между Октябрьской железной дорогой и Казанским направлением МЖД. Кроме того, МЦД-3 Зеленоград-Раменское и МЦД-4 Апрелевка-Железнодорожный дополнит пятый маршрут МЦД, проект которого параллельно разрабатывается на маршруте от Пушкина до Домодедова.

Системная работа по развитию интегрированной транспортной инфраструктуры Москвы — это инвестиции в будущее.

— Достойный фундамент в качественно лучшую жизнь в мегаполисе закладывается современной инфраструктурой здравоохранения. Какие крупные объекты планируете сдать в 2023 году?

— Реализуемая сегодня программа модернизации объектов здравоохранения — самая масштабная за всю историю города. По новому московскому стандарту обновляют существующие и создают новые медицинские объекты — ориентация на пациента, безбарьерная среда, разделение потоков посетителей в целях повышения скорости и безопасности оказания медицинской помощи, передовое оборудование. В 2023 году работа в данном направлении продолжится: поликлиники для детей и взрослых строятся по всей Москве, реконструируются амбулаторные корпуса. В 2023 планируем ввести в эксплуатацию и более крупные объекты здравоохранения: например, лечебно-
диагностические комплексы в МКНЦ имени Логинова.

ZIL_9253.jpg

Уже в начале этого года мы открыли современный скоропомощной комплекс НИИ имени Склифосовского. В строительстве находятся более 30 объектов, и один из них находится в завершающей стадии — первая инфекционная клиническая больница (ИКБ №1) на Волоколамском шоссе. Мы сдадим комплекс из трех корпусов площадью 96,5 тысячи квадратных метров в этом году, и в результате в районе Покровское-Стрешнево на северо-западе столицы заработает новое лечебно-­диагностическое учреждение, которое сможет вместить до 996 койко-мест, 546 из которых будут надежно изолировать пациентов (мельцеровские боксы). Напомню, что строительство объекта стартовало в 2020 году. При проектировании использовали технологии информационного моделирования (ТИМ).

Согласно проекту, в центральном четырехэтажном корпусе разместится центр по лечению хронических вирусных гепатитов с дневным стационаром, где окажут помощь пациентам с инфекционными заболеваниями печени. Мощный реанимационный блок тяжелобольных, а также дневной стационар разместятся на втором этаже. Для экстренного лечения осложнений, вызванных инфекционными заболеваниями, оборудуют гинекологические и оториноларингологические операционные. Третий этаж центрального корпуса отдадут под работу профильных кафедр трех медицинских вузов (МГМСУ имени Евдокимова, РНИМУ имени Пирогова, РУДН), а также клинического отдела НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи. Кроме того, здесь оборудуют лабораторию четвертого уровня безопасности (BSL-4). При необходимости она сможет работать с наиболее опасными биологическими материалами (холера, чума или сибирская язва), а анализ заболеваний будет проводиться в отдельном блоке. В сутки здесь смогут проводить до 15 тысяч исследований. Это первая лаборатория подобного рода в системе здравоохранения Москвы.

Семиэтажный южный корпус вместит детские и взрослые инфекционные отделения с оборудованием последнего поколения. Здесь организуют лабораторию для диагностики самых опасных инфекционных болезней первой и второй группы. Чтобы избежать распространения болезней внутри больницы, пациенты с разными инфекциями будут размещены в одноместных мельцеровских блоках, обеспеченных всем необходимым для комфортного пребывания больных — от душевых до телевизора.

Северный корпус на семь этажей будет включать инфекционный акушерский блок с отделением неонатологии.

Еще раз подчеркну, что обследования в новом комплексе ИКБ №1 организуют по принципу «врач к пациенту», когда большинство консультаций, осмотров и анализов проводится у постели больного. Для безопасности персонала и пациентов установят специальное оборудование, которое будет поддерживать необходимый уровень чистоты воздуха. Планировка больницы учитывает требования эпидемиологической безопасности — здесь организуют «зеленые» и «красные» зоны, а на выезде из комплекса построят станцию санитарной обработки транспорта. Для учреждения закуплена новейшая медицинская техника — аппараты КТ, МРТ, УЗИ, передвижные рентген-аппараты. Это позволит проводить лечение и диагностику инфекционных заболеваний без транспортировки пациента в другие стационары.

ZIL_9259.jpg

Как сказал Мэр Москвы, по сути дела, возводится новая больница, которая будет оснащена передовым операционным и диагностическим оборудованием. Уже в августе мы закончим строительство и введем ее в эксплуатацию. Надеемся, что в сентябре комплекс примет первых пациентов.

Вообще медицинское строительство в столице сейчас переживает настоящий бум — за последние 11 лет в Москве построено почти 130 поликлиник, станций скорой помощи и больничных корпусов. В настоящее время строится еще несколько десятков объектов здравоохранения, в том числе три суперсовременных флагманских центра на базе больниц. Это центры на базе больниц имени С. П. Боткина, № 15 имени О. М. Филатова, а также имени В. М. Буянова. Все три центра будут возведены уже в этом году.

— Высокими темпами в Москве создаются и спортивные объекты. Что в планах на 2023?

— Мы собираемся завершить строительство около 20 спортивных объектов. Один из крупных планируемых к открытию в этом году — ледовый дворец «Кристалл» в Лужниках. Примечательно, что раньше там был старый каток, а теперь это фактически полноценный ледовый дворец с расширенной спортивной инфраструктурой для любителей хоккея и фигурного катания.

Намерены ввести и такой крупный объект, как дворец спорта «Некрасовка». Одноименный район на юго-востоке столицы развивается быстрыми темпами: активно строится жилье, формируется транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Здесь будут востребованы социальные и спортивные объекты. Дворец спорта, который как раз создается на базе ТПУ «Некрасовка», станет одним из самых крупных спортивных учреждений района, точкой притяжения для местных жителей.

ZIL_2099.jpg

Площадь трехэтажного здания с подземным этажом превышает 21 тысячу квадратных метров. Профессионалы и любители смогут заниматься здесь 12 видами спорта. Для посетителей оборудуют плавательный бассейн на восемь дорожек с трибунами на 150 зрителей, залом подготовительных занятий (включая тренажеры для сухого плавания), тренерскими, раздевалками, массажным и медицинским кабинетами, сауной, лабораторией химического анализа воды. Для обучения детей в возрасте от 7 до 10 лет плаванию обустроят малый бассейн. На ледовой арене размером 30 на 60 метров оборудуют трибуну на 500 зрителей, зону заточки коньков и индивидуальной подгонки клюшек, организуют судейскую и тренерскую, раздевалки и медпункт. Каток будет использоваться не только для соревнований и тренировок по хоккею и фигурному катанию. Здесь также будут организованы сеансы массового катания для всех желающих.

Также здесь появятся гимнастический и хореографический залы, зал единоборств с двумя коврами, а также для занятий скалолазанием и экстремальными видами спорта со скалодромом, каркасным скейт­парком, имитирующим препятствия городской среды и другие объекты. Помимо этого, организуют шахматный клуб с зонами для проведения соревнований, учебными классами и тренерской. На прилегающей территории разместятся площадки для занятий на уличных тренажерах, разных игр, а также атлетическая дорожка. Для работников и посетителей обустроят конференц-зал и кафе. Рядом с учреждением оборудуют парковку на 148 машин, где смогут останавливаться автобусы, перевозящие группы спортсменов. Открытие Дворца запланировано на 2023 год.

Более того, уже совсем скоро начнет свою работу академия спорта «Динамо», реконструкция которой сейчас завершается инвестором. Таким образом всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» 18 апреля отпразднует 100-летний юбилей, и в стенах нового трехэтажного сооружения начнут работу детско-юношеские секции. Можно будет заниматься хоккеем, футболом, волейболом, гандболом, баскетболом, хореографией, а также восстанавливать силы в инфракрасных саунах и на массаже. Эксплуатируемая кровля здания связывает парковый комплекс с офисно-жилой застройкой и сохраняет существующие пешеходные маршруты района. Прилегающая территория благоустроена: высажены деревья, газон, сформировано асфальтобетонное дорожное покрытие и выполнено мощение тротуарной плиткой. Рядом будет организован наземный паркинг на 100 машиномест.

Хотелось бы подытожить, что Москва интенсивно развивает свою «спортивную карту», добавляя на нее и модернизированные, и новые точки. В этом принимают участие как инвесторы, так и власти столицы. Таким образом, москвичи получат необходимую для поддержания формы и физического здоровья сеть оздоровительных комплексов, а город — значимые объекты.

— Москва становится ближе к человеку?

— Концепция, сформулированная ­Мэром Москвы Сергеем Собяниным еще в конце 2010 года, продолжает реализовываться и приносить свои плоды. Да, столица становится ближе к человеку: появляются альтернативные транспортные маршруты в шаговой доступности, разгружаются существующие линии и дорожные магистрали. Люди могут экономить время в пути и тратить его на что-то более ценное — общение с близкими, хобби, учебу, быстрее добираться на работу. Сбалансированное планирование жилой застройки, в частности и по программе реновации, позволяет жителям города получить не только новое качество жизни, но и лучшие условия обслуживания в поликлиниках, школах, детских садах. Появилась возможность найти нужный спортивный объект в зоне ближайшей досягаемости, и эти опции будут расширяться и дальше. Многие московские районы получили «вторую жизнь», превратившись из промзон в активно развиваемые земли с высоким экономическим потенциалом.

В этом нельзя не подчеркнуть роль Большой кольцевой линии метро, которая еще только разворачивает свой потенциал и последующие несколько лет будет динамично демонстрировать положительные показатели от ее реализации. Вскоре этой динамике поспособствуют Московские центральные диаметры, расширяющие свою сеть еще двумя транспортными железнодорожными артериями.

63623b9b5fdf3b2209476534-1900x.jpg

Как итог — мегапроекты, реализуемые в столице, становятся настоящими драйверами развития Москвы. Нельзя переоценить их ключевое значение для миллионов горожан.

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Михеева