Назад
Как дороги умными становятся
9 октября 2023
3436

Как дороги умными становятся

Информационные технологии окружают нас повсюду, а интеллект становится привилегией не только людей. Теперь им все активнее пользуются и… автомобильные дороги.

Накануне профессионального праздника работников дорожной отрасли поговорим о том, какую дорогу сегодня можно назвать «умной», какие материалы и оборудование используются при их строительстве и оснащении, какие перспективы по внедрению интеллектуально-транспортных систем в нашей стране.

 

Замеряем IQ … у дорог

Как утверждают эксперты, дорожно-строительный комплекс является одним из активных потребителей информационных технологий. Этому способствует и ряд реализуемых государственных проектов таких, как «Умный город», «Интеллектуальные транспортные системы», «Безопасные и качественные дороги», «Беспилотные логистические коридоры», «Модернизация магистральной инфраструктуры».

Поговорим о том, как применяются интеллектуально-транспортные системы (ИТС) на дорогах страны. Действительно, «умных» дорог в России становится все больше. Напомним, два года назад Президент России Владимир Путин дал старт движению по последнему участку Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД). Тогда она была признана первой из «умных» дорог, оснащенной самыми современными ИТС. Она стала «пионером» среди дорог, где применили систему взимания платы «Свободный поток», которая позволяет осуществлять безостановочное движение под рамки фиксации проезда на платной автодороге. За этим последовал и ряд других проектов, где уровень дорожного «интеллекта» становился все выше, а использование системы «Свободный поток» приносит реальные результаты.

З1.jpg

Игорь Колмагоров, заместитель директора департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем Государственной компании «Автодор», констатирует: «На автомобильной дороге М-12 «Восток» применена самая современная, безбарьерная система взимания платы по технологии «Свободный поток», которая позволяет безостановочно проезжать под рамками контроля, а также предоставляет максимальный комфорт и безопасность нашим пользователям. При проезде под рамкой контроля антенны DCRC определяют наличие либо отсутствие транспондера, видеокамеры с функцией машинного зрения считывают номерной знак, а система классификации, состоящая из лазерных сканеров и камер подсчета осей, определяет классификацию транспортного средства. После этого начисляется стоимость проезда и формируется транзакция».

Он подтверждает: Государственная компания впервые применила данную технологию на Центральной кольцевой автомобильной дороге, которая показала себя максимально эффективной в части пропускной способности. На М-12 используется уже более современная и модернизированная ее версия, с более совершенным машинным зрением и системой распознавания государственных регистрационных знаков. «Нам известно о том, что интенсивность движения с каждым годом возрастает, и технология «Свободный поток» как раз позволяет обеспечивать потребность в растущей интенсивности проезда. При проезде под рамками взимания платы «Свободный поток» возможно проезжать с максимально разрешенной скоростью просто по правилам дорожного движения — это 110 километров в час. В случае сравнения с барьерной технологией взимания платы требуется все-таки приостанавливать движение транспортного средства до 20 километров в час. То есть эта технология позволяет намного быстрее проезжать под рамками контроля», — приводит реальные примеры Игорь Колмагоров.


Умным дорогам — умные технологии

Что особенно важно в современных реалиях — это широкое использование отечественных разработок.

Об импортозамещении и о том, каких результатов удалось достичь в части использования технологий при строительстве и оборудовании рассказал на открытии движения по М-12 от Москвы до Арзамаса Марсель Нигметзянов, заместитель генерального директора концерна «Телематика», генеральный директор компании «Единый оператор». «Я считаю, что этот год особенно значим для нас, потому что 100% созданного программно-аппаратного решения и применяемого на вновь вводившихся участках М-12 «Восток» разработаны оте­чественным концерном «Телематика». Весь программный аппаратный комплекс находится в отечественном реестре, мы полностью импортонезависимы», — отметил он и пояснил, что весь комплекс аппаратно-программных решений состоит из системы взимания платы «Свободный поток», системы управления дорожным движением, которая включает в себя подсистемы метеомониторинга и выявления инцидентов, видеоаналитики, выведения информации и доведения ее до пользователей. Также на «умной» трассе М-12 работают аварийные комиссары, которые оперативно реагируют на тот или иной инцидент и помогают людям на дороге. По словам Марселя Нигметзянова, эта дорога является одной из самых безопасных, потому что здесь широко используются программные и организационно-технические решения, а пользователи могут быть уверены в том, что они доедут быстро и с комфортом. Кроме того, вся информация, используемая в системе, находится в полностью защищенном от каких-либо внешних влияний контуре. Но главное, что благодаря технологиям снижается количество ДТП. По статистике, на участках, где используются системы управления дорожного движения (АСУДД), снижение происходит примерно в полтора-два раза.

DJI_0093.jpg

Российские дороги «умнее» и безопаснее делают также специалисты компании «ГЛОСАВ». Имея свой штат разработчиков аппаратных и программных средств, компания производит комплексы распознавания ГРНЗ, классификации ТС, камеры транспортной безопасности, которые широко используются при реализации проектов.

Одни из последних проектов компании — строительство автоматизированной системы управления дорожного движения (АСУДД) на дороге М4 «Дон» участок км 1036 – км1072 (обход г. Аксая) Ростовской области и участок км 633 - км 715 (обход с. Лосево и г. Павловск) Воронежской области. В рамках реализации вышеуказанных проектов специалистами компании выполнена поставка и настройка производимого ими оборудования и программного обеспечения, реализованы автоматические сценарии управления дорожным движением на магистрали с целью сокращения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), оптимизации скоростного режима, в том числе с учетом проводимых плановых и внеплановых ремонтных работ.

Программное обеспечение, разработанное специалистами компании, осуществляет контроль объектов критической инфраструктуры и в автоматическом режиме информирует оператора о событиях. «Установленные видеоконтроллеры (ВК) и программное обеспечение Glosav Pro позволяют осуществлять мониторинг за дорожной обстановкой, выявлять инциденты и ДТП. Поставленные ВК являются отечественным продуктом, их производство полностью локализовано: от печатных плат до разработки специализированного программного обеспечения видеоаналитики. Все это авторская разработка инженерной группы ООО «ГЛОСАВ», — рассказывает генеральный директор компании Алексей Сучков. — Получаемое с видеокамер изображение выводится в диспетчерской на видео­стену, алгоритмы вывода изображения настроены в зависимости от возникающих событий, что позволяет оператору АСУДД оперативно отрабатывать внештатные ситуации. Наши разработки добавляют интеллектуальную составляющую, делая дороги «умнее» и безопаснее».

_DSC6672.jpg

Кроме того, компания оказывает услуги мониторинга транспорта на базе технологии ГЛОНАСС/GPS, предоставляя пользователю полную информацию о движении транспортного средства, расходе топлива, времени работы транспортного средства и соблюдению режимов труда и отдыха водителем.

 

Найти отличия

Итак, вслед за экспертами принимаем тот факт, что дороги становятся умнее. Попробуем выяснить, существуют ли отличия у «умной» дороги в городе и «умных» магистральных трасс. Дмитрий Ставский, руководитель московского офиса Simetra, отмечает, что отличия есть и обусловлены они скоростью и интенсивностью движения, а также разной пропускной способностью. «Улично-дорожная сеть в городе постоянно соприкасается с пешеходными потоками и дорожками для велосипедов. На дорогах можно встретить не только пешеходов, общественный и личный транспорт, но и средства индивидуальной мобильности: сегвеи, самокаты. Поэтому участники дорожного движения должны быть очень внимательны, это напрямую влияет на безопасность. Все это отражается и на технической оснащенности такой дороги: к примеру, нужна подсветка пешеходных переходов, «умные» остановки, детекторы, определяющие состав транспортного потока, компоненты систем автоматизированного управления светофорными объектами. А еще «умные» светофоры, понимающие степень загрузки перекрестков и способные с помощью специального ПО и контроллеров обмениваться друг с другом информацией для работы в адаптивном режиме. Магистральные трассы предполагают большие скорости движения, к таким дорогам предъявляются другие требования. Например, важную роль играет система метеообеспечения, которая через табло и знаки переменной информации может транслировать информацию о туманности, гололедице и так далее. Опираясь на эту информацию, оператор дороги может оперативно менять скоростной режим для участников движения. Важным компонентом «умной» магистрали являются фото- и видеокамеры, системы оповещения о проведении дорожных работ или ДТП, системы автоматического весогабаритного контроля».

Свое мнение приводит гендиректор MedMab Юлия Манн, эксперт по безопасности на транспорте и цифровой медицине. Она считает, что городские «умные» дороги могут иметь более сложную инфраструктуру из-за большой плотности населения и более сложных дорожных маршрутов. Они могут включать в себя разветвленные системы управления движением, системы парковки, дополнительные элементы безопасности для пешеходов и велосипедистов, а также учет потока пассажирского транспорта, такого как автобусы и трамваи.


Заглянуть в будущее

Эксперты делают ставку на то, что в будущем «умные» дороги будут все более интегрированы с интеллектуальными системами беспилотных автомобилей. Это позволит автомобилям взаимодействовать с инфраструктурой дороги, получать команды и помощь в навигации. «Это важный шаг в направлении автономной мобильности и улучшения безопасности на дорогах. Дорожная инфраструктура будет способна обмениваться данными с обычными автомобилями, которые оснащены устройствами V2X. Это позволит собирать информацию о дорожной обстановке и транспортных потоках от большого числа автомобилей и использовать эту информацию для оптимизации движения», — убеждена Юлия Манн.

IVN_7733.jpg

Уже сейчас «умные» дороги показывают снижение аварийности и ускорение реагирования на нештатные ситуации, что делает дорожное движение более безопасным. В будущем, с дальнейшим развитием технологий и систем управления, можно ожидать еще большего улучшения безопасности на дорогах. Проекты по созданию «умных» дорог, подобные ЦКАД, трассам М-11 «Нева», М-12 могут служить примерами для расширения такой инфраструктуры на других дорожных артериях страны. Это позволит улучшить качество и эффективность дорожно-транспортной сети в целом.

 

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Черкасова