Назад
Как построить небеса обетованные
10 февраля 2022
1900

Как построить небеса обетованные

Смелость идей, динамичные формы плюс немного провокации — смешать, но не взбалтывать. Австрийская архитектурная студия более чем с 50-летней историей формулирует свои принципы и миссию уже в названии: в переводе с немецкого оно означает «небесная архитектура» или даже «строительство небосводов».

Ее авторству принадлежит первое деконструктивистское здание в мире и множество культовых построек — кинотеатров, музеев, домов музыки, отелей, церквей, конференц-холлов и офисов во всем мире. Теперь основатель бюро Вольф д’Прикс взялся за Россию.

 

ТРИ ШАГА К УСПЕХУ

— Вольф, поделитесь: как вам удается сохранять частный подход к архитектуре, имея одно из самых больших архбюро в Европе?

— Задумывая Coop Himmelb(l)au в 1968 году в Вене вместе с Хельмутом Свицински и Майклом Хольцером, я не предполагал, что компания превратится в мультикультурную команду из 60 архитекторов из 15 стран, а наши офисы будут находиться в Вене, Пекине, Мельбурне и Москве. Теперь, когда я почти 55 лет работаю главным архитектором и более пятнадцати лет единолично возглавляю эту проектную студию, могу сказать, что наши проекты, известные новаторским подходом к архитектурному дизайну, реализованы как в странах Европы, так и Азии, даже Ближнего Востока. К наиболее знаковым причислю реконструкцию здания юридической конторы на улице Falkestrasse в Вене, ставшего первым образцом деконструктивизма в мире, многофункциональный киноцентр UFA Cinema Center в Дрездене, BMW Welt в Мюнхене, церковь Мартина Лютера в Хайнбурге, Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне и Центробанк Азербайджана в Баку, музей современного искусства MOCAPE в Шэньчжэне.

STX_1904_Render Energy Towers.jpg

Мы выступаем за то, чтобы архитектура была динамичной, многослойной и сложной. Coop Himmelb(l)au является экспертом в реализации сложных, отражающих дух времени проектов в области архитектуры, городского планирования, дизайна и искусства. Команда верит в то, что архитектура — это трехмерное выражение общества, она должна представлять собой портрет человечества и воплощать социальные, политические, культурные, энергетические и экономические аспекты. В то же время облик сооружения не должен сводиться только к функции. Неотъемлемой его частью должны быть культура, искусство, а также окружающая природа.

Кстати, об устойчивом развитии и экологии: в этом плане не нужно романтизировать ситуацию и сажать цветочки под окнами. Надо искать эффективные решения и способы борьбы с климатическими катастрофами! Это задача не только архитекторов, но и политиков. Вместо того, чтобы самостоятельно размышлять над решениями климатических проблем, архитекторы обязаны нанимать специалистов в этой сфере и работать в тандеме с ними. Отмечу, что абсолютно все наши проекты энергоинтеллектуальны и используют на 30 процентов меньше энергии, чем требуют строительные нормы. Получается, архитектура выступает в качестве прямого экономического стимула, и в скором будущем здания будут производить больше энергии, чем потреблять.

Устойчивое развитие включает три, а не два ингредиента, как думают многие: к набору «экономика + экология» добавляется культура. Ведь если здание не учитывает потребности общества, искусства, то оно перестает воплощать идеи заложенной в нем архитектуры! Задача специалиста — показывать направление общества в будущем, помогать выстроить путь культуры, а не оглядываться назад. Особенно это относится к молодым архитекторам, им нельзя бояться будущего. Если ты бежишь от будущего — ты ничем не лучше леммингов, которые спасаются от опасности. В нашей студии мы не хотим быть пугливыми зверьками.

P_0102_F002_DM.jpg

Раньше я часто сталкивался с недоверием: многие, посмотрев на проекты студии, говорили, что реализовать их просто невозможно. Теперь, когда построено множество зданий, люди верят. Но теперь они считают, что это слишком дорого. Раз за разом, проект за проектом, мы доказываем, что это не так. За последние 20 лет мы реализовали более 1,5 миллиона квадратных метров застройки бюджетом более пяти миллиардов евро.

 

ОТ ЮГА И ДО СЕВЕРА

— Расскажите о ваших планах на Россию.

— Среди текущих проектов — культурный центр в Кемерове, спортивно-концертный комплекс и парк SCA Arena в Санкт-Петербурге, а также Севастопольский оперно-музейный комплекс. Предлагаю поговорить о них как в общем, так и по отдельности.

Смотрите: функция здания театра одинакова что в Сибири, что в Крыму. Когда ты проектируешь зрелищный объект, то всегда берешь за основу пространство главного зала и «нанизываешь» на него обслуживающие помещения. Мы начинаем планировать здание изнутри — сначала разрабатываем наполнение, придумываем, как дать посетителям новое впечатление. Дальше дело за визуальным языком, но и тут наши объекты почти неизменны, мы сохраняем свою идентичность вне зависимости от места проектирования. Скажете, ну и скука — функция здания не занимает первое место в списке того, что для нас важно в проектировании, да и внешний облик схож… Но я вас уверяю: когда вы увидите, что потребности этих объектов решены превосходно, то измените свое мнение. Этими проектами я очень горд.

— Начнем отдельный разговор с десятиэтажного культурного центра в Кемерове?

— Пожалуй, да. Этот проект призван показать, что в холодной Сибири есть место искусству. Он объединяет сразу несколько культурных институций: театр, музей, художественный центр и общественное пространство. Комплекс станет представительством Мариинского театра и расположится между Советским и Притомским проспектами, вписываясь в ландшафт русла реки Искитимки.

Музейно-театральный комплекс — это открытая и прозрачная структура, доступная для гостей и жителей Кемерова. С остальной городской застройкой его будет соединять обширная сеть общественных променадов и площадей, а также обновленная набережная. Здание образует узнаваемый ансамбль из четырех функциональных элементов. Изящное летающее «театральное облако» и два «кристалла» (музей и художественный центр) окружают круглосуточное фойе. Все элементы «лежат» на общем постаменте. Приподнятое над уровнем земли общественное пространство не только распределяет поток посетителей между различными элементами комплекса, но и действует как место встречи для горожан. Выставки в фойе, мероприятия разного характера и ресторан окружат «сердце» строения: зрительный зал на 950 посетителей. Дополнительные функциональные зоны, такие как офисы, VIP-залы и репетиционные, организованы в Облаке.

P_0825_F02_DM.jpg

С внешней стороны объект частично застеклен и предлагает захватывающий вид на окрестности. Цоколь здания простирается по всему участку, и, из-за разницы в высоте уровня земли, образует террасы. А еще рядом с музейно-театральным комп­лексом расположится отель — самая высокая постройка в Сибири. Высота башни составит 140 метров.

— Также сейчас в процессе реализации находится несколько проектов студии в Севастополе, не так ли?

— Севастополь — прекрасный город, он как нельзя лучше подходит для расположения в нем культурных учреждений. Изначально нам заказали два отдельных проекта — оперы и музея — но мы проанализировали ситуацию и решили, что будет гораздо лучше создать единый культурный комплекс. Coop Himmelb(l)au разработала планы театра оперы, академии балета и художественного музея. Все они расположатся на мысе Хрустальном, в центре Культурного квартала.

Касаемо первого объекта скажу, что он станет частью одного из четырех федеральных культурно-образовательных комплексов, призванных создать единое культурное пространство на территории России, обеспечить доступ зрителей к общемировым и национальным культурным ценностям, развить творческий потенциал подрастающего поколения. Открытие запланировано на 2023 год. Его основная сцена будет рассчитана на 1100 мест, малая — на 200. Форму здания можно представить как волну или как чайку, но свое начало она ведет из движения невесомого прыжка танцовщика, полифонизма музыкального произведения и драмы оперного спектакля. Крыша — это широкопролетная парящая форма, благодаря которой театр виден издалека. Она отражает музыкальное измерение здания и служит убежищем как для внутренних помещений, так и для открытой террасы, что ведет к берегу моря. Узорчатая перфорация над фойе и рестораном пропускает солнечный свет, а лампы в пространстве лобби вдохновлены формой гроздей крымского винограда. Зал оперы оформлен деревянными элементами — не только потому, что это идеальное акустическое решение, но и для создания радушной и теплой атмосферы. «Сердце» проекта, как жемчужина устрицы, находится в центре комплекса: это аудитория на 1100 посетителей, включающая сценическую башню. Дополнительные помещения (офисы, VIP-залы и репетиционные) расположены в кольцеобразной конструкции под названием «Зажим». Он охватывает аудиторию, а также функционально связан с ней. Территория, интегрированная в существующий ландшафт и образующая единое целое с прилегающим к нему мемориалом (Севастопольский памятник солдату и матросу — прим. ред.), придумывалась как просторная локация, где можно свободно перемещаться. Общественное пространство полностью застеклено снаружи и открывает очень красивый вид на Черное море, а также на сам монумент. Мне очень он нравится: для меня это не милитаристский образ, а символ взгляда, направленного в будущее. Наш проект именно об этом.

W_1814_R05.jpg

Еще один проект — это Севастопольская балетная академия. Ее характеризуют множество хорошо освещенных залов, которые будут использоваться в качестве репетиционных для танцоров, а также общежитие для студентов. Здание находится в процессе строительства. Рядом Coop Himmelb(l)au реализует проект художественного музея. Сооружение задумано как городское место встречи, отвечающее визуальному языку настоящего и будущего города. Его архитектурные элементы пространственно связаны через вертикальное фойе, что дает возможность ориентироваться и свободно перемещаться как посетителям, так и персоналу. Все выставочные площади размещены в «облаке», оно расположено на восемь метров выше Музейной площади. Попасть туда можно через лобби у главного входа. Сам вестибюль — это прозрачная и привлекающая внимание часть здания. Здесь расположены различные функциональные элементы: кассы, справочная, раздевалки и санузлы, круглосуточный пункт охраны. Цоколь тщательно вписан в ландшафт с учетом топографических условий и отвечает всем функциональным требованиям. Там размещены мультиплексная зона, хранилище и реставрационный центр. Креативный центр и служебные помещения организовали на втором уровне.

В общем, Севастопольский музейный комплекс будет богат на интересности для общества. Большая площадь станет местом, где смогут собраться ценители искусства, и также выступит зоной для проведения фестивалей и мероприятий. Культурные здания разработаны и задуманы как ансамбль, и в то же время каждое из них имеет свою индивидуальность и отличительные черты.

 

САЛЮТ, ПИТЕР

— А что вы можете сказать про санкт-петербургский спортивный комплекс, над которым тоже работаете?

— Два года назад студия выиграла конкурс на его проектирование, еще было поручено спланировать прилегающий парк. Сейчас проект находится в процессе строительства. Хоккейный стадион на 23 206 мест заменит собой снесенный СКК и будет возведен с учетом проекта компании «Горка», ранее утвержденного градостроительным советом Санкт-Петербурга.

sca-arena-st.petersburg-russia-coop-himmelblau-05.jpg

Нас вообще восхищают российские архитекторы, особенно 20х-30х годов. Поэтому в проекте мы решили цитировать некоторые элементы архитектуры того времени, переведя их на современный визуальный язык. Так, одним из моих любимых художников и архитекторов является Эль Лисицкий. Его влияние в этом проекте заметно. Также учли русскую культуру фигурного катания: ей посвящено оформление небольших павильонов вокруг основного здания. Продолжая тематику внешнего облика, расскажу о крыше арены. Она будет в форме приплюснутого купола, который дополнят солнечные батареи и светодиодный экран над главным входом. Проекции будут хорошо видны с большого расстояния. Рассмотреть что-то интересное как раз получится, гуляя по парку.

В нем предусмотрены площадки для мероприятий и занятий спортом, придуманы две категории дорожных сетей. Первая — это прямые оси, которые соединяют важные точки и позволяют быстро перемещаться между объектами (кстати, векторы этих путей тоже вдохновлены работой Эля Лисицкого и символизируют силу и энергию). Вторая — извилистые тропинки, приглашающие прогуляться. В эти маршруты встроены различные зоны для занятий спортом и досуга. Найдутся павильоны с кофейнями, кафе и ресторанами, а также зеленые зоны. Ряды деревьев расположены в шахматном порядке, чтобы защитить посетителей парка от ветра. Ну, и уточню, конечно, общую площадь пространства: она составляет более 300 тысяч квадратных метров.

2015_SCCP_R15.jpg

Крупной рекреационной зоне нужно зонирование. Студия предложила свой вариант. «Детский мир» оснащен игровым комплексом, песочницами, горками, качелями и другим игровым оборудованием. «Ледяной мир» представляет собой фестивальную площадку с катком. «Спортивная зона» развлечет площадками для игровых видов спорта и местами для тренировок. «Городской островок» включает зоны для активного отдыха: тут могут быть реализованы скейтпарк, зоны с тренажерами, зоны для скалолазания и так далее. Также будут возведены мобильные и стационарные трибуны, спортивный павильон, административно-технические помещения.

— Звучит многообещающе! Надеемся, что все эти работы займут достойное место не только в портфолио вашей компании, но и в вашем сердце.

— Лично я считаю, что самый лучший проект — всегда следующий! Хотя пока что наилюбимейшим моим детищем остается музей Musée des Confluences в Лионе, на втором месте — музей MOCAPE в Китае. А на третьем, когда проект достигнет реализации, точно будет Севастопольский комплекс.

Однако у любого архитектора должна быть мечта. Знаете, какая у меня? Хочу построить висящий над землей дом, который ничто не будет поддерживать.  

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Кострова