Назад
Как промышленность города строит и архитектурные тренды диктует
14 октября 2022
3380

Как промышленность города строит и архитектурные тренды диктует

От слов об импортонезависимости и, как следствие, — необходимости наращивания индустриального и промышленного потенциала страны — к конкретным шагам. Президентом и Правительством Российской Федерации принят ряд мер по трансформации делового климата в стране. В их числе — план мероприятий («дорожная карта») «Реинжиниринг правил промышленного строительства».

Сегодня с экспертами поговорим об истории промышленной архитектуры, о том, меняются ли нормы и правила в промышленном строительстве и проектировании, какие меры поддержки в этом направлении принимаются на государственном уровне.

 

Функциональность против красоты?

По мнению историков, промышленная архитектура — довольно молодое направление. Некоторые указывают на возраст порядка 150 лет. Это время принято считать периодом индустриального расцвета, с 1910-1970 годов началось активное строительство промышленных зданий и сооружений.

Выдающимися архитекторами этого направления являются Петер Беренс и Вальтер Гропиус, чьи проекты считаются переходными к индустриальной эпохе. Немецкий архитектор Беренс признан не только отцом конструктивизма, но и пионером промышленного дизайна и новой промышленной архитектуры. В широком спектре его профессиональных интересов, наряду с частными домами, общественными сооружениями, место нашлось и проектированию павильонов промышленных выставок, административных зданий крупных предприятий, фабрик и промпостроек. Поддержал этот интерес и один из основоположников модернизма Вальтер Гропиус. Он поступил на работу в архитектурную мастерскую Петера Беренса, где, работая над промышленными объектами, начал активно знакомиться с современными методами строительства. Его первой серьезной работой стало проектирование завода «Фагус». Годом позже Гропиус и Майер участвуют в выставке Веркбунда в Кёльне, где представляют публике «Образцовую фабрику» — административно-фабричный корпус, главной особенностью которого стали лестничные башни-цилиндры из стекла. Новаторское здание имело громкий успех.

ZIL_2975.jpg

Это совсем краткий экскурс в историю. Если говорить о российской действительности, надо признать, что некоторые промышленные предприятия не только задавали тренд на функциональность, удобство без излишеств, но иногда и выступали градостроительным ядром отдельных городов.

Вернемся в современные реалии и предлагаем иллюстрацию того, что промышленная архитектура может быть очень яркой и интересной.


Завод — это красиво

А мусоросжигательный, как выяснилось, особенно. Некоторые из них и вовсе признанные «королевы красоты» среди промобъектов. Например, мусоросжигательный завод «Шпиттелау» в Вене авторства архитектора Фри­денср­а­йха Хундертвассера. В австрийской столице его имя ставят в один ряд с именами Моцарта и Климта. Дав вторую жизнь теплостанции, он создал национальную достопримечательность, похожую на сказочный дворец.

Еще один красивый завод спроектировал в Дании известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат. Здесь будут заниматься переработкой отходов и вырабатывать электричество и тепловую энергию. Помимо смелых футуристических решений, здание интересно и тем, что его можно считать пособием по производству энергии. Вот как поясняет свою идею сам Эгераат: «Ночью перфорированный и подсвеченный фасад превращает завод в мягко сияющий маяк, символически изображающий процесс производства энергии. Несколько раз в час искра света медленно превращается в горящее пламя, освещающее все здание целиком. Когда метафорический огонь угасает, здание становится похожим на тлеющие угли». Красиво и познавательно.

А еще на крыше мусоросжигательного завода можно устроить горнолыжный курорт. Так решили поступить в Копенгагене: на территории объекта и на его крыше решили проложить несколько горнолыжных трасс разной длины и разных уровней сложности. Вот уж действительно: «лед и пламень».

 

Знай наших!

Новое слово в российской промышленной архитектуре весьма полновесно зазвучало в ХХ веке, когда над проектами заводов и фабрик стали работать именитые архитекторы. В этом ряду и редевелопмент промышленных зон, который набирает обороты в Москве. «Ржавый пояс» столицы приобретает цивилизованные черты и становится точками притяжения жителей и гостей столицы. Новую жизнь получили фабрика «Красный Октябрь», «Большевик», ГЭС-2 — это лишь немногие, но яркие примеры новой жизни промки. Теперь обновленные объекты вносят свой вклад в развитие «индустрии впечатлений».poster_event_1953444.jpg

Кстати, топ красоты и яркой индивидуальности среди действующих российских предприятий по праву возглавляет цех «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода. Название нового производства связано с высотой над уровнем моря географической точки, где расположен цех, так что 239 — это самое высокое месторасположение подобного производства в трубной отрасли России. Промышленный объект уже сам по себе арт-инсталляция, вот уж где буйство красок! По информации ЧТПЗ, при строительстве и отделке этого цеха израсходовали более 70 тонн краски ярких цветов. Впечатляет и внутренний дизайн промышленного объекта. Здесь много цветовых акцентов, интересных решений и экологических материалов. А еще в цехе «Высота 239» разбит уникальный «сад камней». Так что интернет-портал о дизайне Novate.ru вполне заслуженно признал проект самым необычным современным заводом и включил его в число промышленных шедевров мира.

Надеемся, что к архитектурным шедеврам в скором времени можно будет отнести и индустриальные кластеры, которые активно развиваются в стране. Из самых известных примеров приведем инновационный кластер «Сколково»: и архитектура интересная, и индустриальных резидентов — 137.

 

Меры приняты: российской промке жить!

Эксперты все увереннее отмечают изменения, которые касаются прозрачности процедур, снятия административных барьеров в строительной отрасли в целом, в том числе и при возведении промышленных объектов.

Как поясняет Андрей Гулак, заместитель генерального директора ООО «Ди Би Си Консультантс», эти позитивные перемены произошли за последние пять лет. В их числе добавление в Градостроительный кодекс процедуры внесения изменений в проектную документацию без проведения экспертизы документации. Также упростился порядок получения градостроительных планов земельного участка, появилась возможность получения одного градостроительного плана на несколько смежных участков, порядок согласования специальных технических условий. Многие услуги были переведены в электронный формат, что также упростило их получение. Все эти изменения застройщики ощущают на своем кошельке, так как сроки выполнения отдельных задач и необходимые для этого ресурсы значительно сократились.

Слава.jpg

Ситуацию комментирует и генеральный директор ООО «Профит Констракшн» (входит в финансово-промышленную группу «Профит») Кирилл Смирнов: «Излишние и дублирующие нормы не вошли в новый перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985». Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru. Перечень сокращен в части требований, содержащих ссылки на документы добровольного применения, Роспотребнадзора и другие нормативные правовые акты, которые и так подлежат обязательному применению. В новом перечне также удалены нормы, применение которых носит рекомендательный характер. Кроме того, документ расширяет возможности применения новых материалов и конструкторских решений, исключая требования, ограничивающие их применение», — утверждает эксперт.

Как отмечал министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, «в 2020 году знаковым событием для отрасли стало сокращение обязательных требований в строительстве на 30%. В этом году сокращение барьеров в строительной отрасли продолжается». Количество требований, предъявляемых к сооружениям на стадии проектирования и строительства, станет меньше еще почти на четыре тысячи. Немаловажно, что актуализация списка проведена после анализа действующих нормативных технических документов и при активном участии представителей отрасли и экспертного сообщества. Ожидается, что новая версия стандартов поможет снять ограничения для инноваций в отрасли, сократить сроки и стоимость строительства. При этом сохраняются все необходимые требования к безопасности.

Работа по снижению регуляторной нагрузки в строительстве продолжается. По словам главы Правительства РФ Михаила Мишустина, «такой подход позволяет значительно сократить сроки возведения зданий и других объектов, а значит, снизить их стоимость, при этом без ущерба для безопасности».

 

Планы на улучшение

Несмотря на серьезную поддержку есть ряд моментов, которые требуют детальной проработки. О том, что простор для улучшения есть, говорит Андрей Гулак.

1411464279437ILR321.jpg

«При строительстве объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, проводится экологический надзор Росприроднадзором. При этом Ростехнадзор также включает в себя экологический надзор. Таким образом, вместо одного государственного органа надзор ведется двумя. Следует пересмотреть перечень случаев, когда проектная документация должна получать заключение Главгосэкспертизы. Сейчас никого не удивишь зданиями высотой или с пролетом более 100 метров, консолями более 20 метров или заглублением более 15 метров. В текущей редакции Градостроительного кодекса такие объекты считаются «уникальными». В итоге Главгосэкспертиза завалена работой, а для застройщика цикл проектирования увеличивается минимум на три-четыре месяца, что сказывается на финансовых моделях проектов. Необходимо рассмотреть расширение перечня и упрощение процедур для подготовительных работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта. В текущей редакции присутствует шпунтовое ограждение, но не упомянуто ограждение из буросекущих свай, ограждение типа «стена в грунте». Эти виды работ широко применяются при строительстве зданий с подземной частью. Выполнение таких работ практически всегда лежит на критическом пути проекта. Их более раннее начало могло бы сократить срок реализации проекта до года с соответствующей экономией в связи с сокращением затрат на строительство и более быстрым началом коммерческой эксплуатации объекта», — отмечает Андрей Игоревич.

 

Промышленная арифметика

Леонид Лазуткин, генеральный директор EVRAZ STEEL BOXМ (Москва), говорит о том, что в текущих условиях важной мерой государственной поддержки строительства является участие в софинансировании. Ссылаясь на министра финансов Силуанова, эксперт обращает внимание, что в этом году на промышленную ипотеку выделяется до одного миллиарда рублей.

«Если мы говорим о строительстве небольшого здания в 50 миллионов рублей, то один миллиард — это всего лишь 20 зданий. Для сравнения: по данным ВТБ на ипотеку в жилищном секторе только за восемь месяцев выделено 2,5 триллиона рублей, — начинает подсчеты эксперт. — Мы видим, что средств, выделяемых на промышленную ипотеку, явно недостаточно и необходимо увеличивать объемы финансирования. Что еще было бы интересно развивать в качестве мер финансовой поддержки — это возможность организации лизинга при строительстве зданий. Лизинговая схема активно используется при финансировании строительства за рубежом. В России таких компаний единицы. Активно используется лизинг при покупке строительного оборудования, но мало кто знает, что есть возможность задействовать его для финансирования быстровозводимых зданий. Необходимо расширять данный инструмент: увеличивать количество компаний, занимающихся лизингом, больше знакомить инвесторов МСБ (малого и среднего бизнеса) с данной схемой и объяснять преимущества данного инструмента».

Итог дискуссии подводит Владимир Соколов, генеральный директор ООО «Дмитровский металлургический комбинат». «В связи с тем, что «дорожная карта» трансформации делового климата в сфере промышленного строительства, утвержденная Правительством РФ, включает в себя инициативы, поступившие непосредственно от представителей данного сегмента, поэтому реализация более 37 мероприятий создаст регуляторные условия для стимуляции отрасли и устранит те препятствия, с которыми сталкивается бизнес. «Дорожная карта», как и другие меры поддержки строительства жилой и производственной недвижимости в условиях санкционного давления, такие, как упрощение разработки строительной документации и льготная аренда земли, позволят девелоперам сохранить высокие объемы сдачи объектов в эксплуатацию», — прогнозирует Владимир Соколов.

Ссылаясь на данные Правительства Москвы, эксперт отмечает, что спрос на промышленное строительство среди застройщиков в 2022 году вырос в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. Основной предпосылкой для этого стал рост объемов импортозамещения как в столице, так и в регионах РФ. Например, в текущем году по-прежнему актуально создание индустриальных технопарков и промышленных кластеров, один из которых в 2022 году будет построен в Северном районе Москвы на 14 гектаров, а ввод в эксплуатацию авиастроительного кластера в Хабаровском крае станет базой для будущего промышленного кластера под импортозамещение на Дальнем Востоке. Строительство или проектировка промышленных кластеров ведутся в 38 субъектах РФ, что говорит о их востребованности не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в республиках, областях и краях нашей страны.

97651.jpg

«После обострения геополитической ситуации сегмент промышленного строительства также попал в турбулентность, как и другие отрасли экономики России. Несмотря на то, что в большинстве необходимых технологий девелоперы не зависят от импорта, но в части некоторого оборудования могут возникнуть трудности. Например, может сформироваться дефицит ключевого энергетического оборудования, аналогов которого пока нет на российском и азиатском рынке, трудности с гарантийным обслуживанием роботизированной техники, удорожание импортных строительных материалов. Однако промышленное строительство и рост спроса на такие объекты говорит о том, что в скором времени импортозамещение позволит нивелировать данные риски», — резюмирует спикер.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Черкасова