Назад
Кладовая шедевров
3 августа 2021
1040

Кладовая шедевров

Максим Горький писал: «Третьяковская галерея — это так же хорошо и значительно, как Художественный театр, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве». Ее справедливо называют «сокровищницей нации». О ней знают даже далекие от искусства люди. Почти у каждого туриста, приехавшего в Москву, этот музей в числе обязательных для посещения. Речь идет о Государственной Третьяковской галерее.

В юбилейный год мы поговорим об истории создания Третьяковки, ее основателе, архитектурных особенностях здания в Лаврушинском переулке и музейного комплекса в целом. И поскольку главные жители этого легендарного дома — картины — обозначим главы нашего повествования именами некоторых из них.

 

«Искушение»

Это название картины Николая Шильдера, получившего известность благодаря российскому купцу и меценату Павлу Михайловичу Третьякову. Но подробно мы поговорим не об этом шедевре, с ним стоит обязательно познакомиться, сходив (еще раз или впервые) в Третьяковку, а об искушении стать коллекционером живописных полотен. Обо всем по порядку.

Павел Михайлович родился в купеческой семье, получил домашнее образование. В его жизни все началось слишком рано. Свою первую коллекцию стал собирать еще в детстве: покупал гравюры, литографии в маленьких лавочках и на рынке. В 14 лет вместе с братом продолжил семейное дело. Всегда молчаливый и скромный — таким он был в глазах окружающих. Избегал балов и излишеств. Но обратной стороной скромности была широкая душа: он поддерживал училище глухонемых, организовал приют для вдов, сирот и неимущих художников, спонсировал экспедицию Миклухо-Маклая.

Настоящая страсть в душе купца и промышленника родилась в 1852 году во время поездки в Петербург. Более двух недель Павел Третьяков ходил по выставкам, театрам, галереям, полный восторга бродил в залах Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств. После этой поездки написал восторженное письмо матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, С. Розы и проч. и проч. Видел несчетное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

Этот культурный визит зародил в душе мануфактурщика серьезное искушение, сделав одним из главных смыслов его жизни коллекционирование художественных полотен.

Но вернемся к юбилейной дате. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел первые картины русских художников «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. И хотя к этому времени в коллекции Третьякова были работы зарубежных мастеров, но именно с этих двух картин и началось серьезное дело — коллекционирование русской живописи.

«От Вас крупное имя и дело останется», — сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову. Слова эти оказались пророческими. Купец, предприниматель, меценат на протяжении всей жизни собирал картины русских художников, чтобы передать уникальную коллекцию в дар родному городу.

 

«Вид в окрестностях…»

Если быть точным, то полное название картины художника Алексея Саврасова звучит так: «Вид в окрестностях Ораниен­баума», и она тоже часть собрания Государственной Третьяковской галереи. Думаю, имя картины — хороший повод обратиться к истории места и архитектурным особенностям здания музея.

Основное здание галереи находится в традиционно купеческом районе Москвы — Замоскворечье. Семья Третьяковых купила этот дом в Лаврушинском переулке в конце 1851 года. 1856 год можно считать годом основания галереи, когда Павел Михайлович приобрел первые картины, положившие начало знаменитому собранию. Непрерывные покупки картин привели Третьякова к тому, что его особняк уже не мог вместить их всех. И тогда он решил сделать большую пристройку с фасадом на Лаврушинский переулок (ныне главное здание музея). В 1874 году работы были закончены. Развесив картины в залах, Третьяков объявил об открытии галереи для посетителей. Это была его давняя мечта, и она сбылась! Но коллекционер не остановился на этом. В 1892 году он передал собрание своих картин и завещанную ему коллекцию брата в дар Москве. Более трех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры стали основой прославленной художественной галереи. Но не будем забегать вперед и пока более подробно поговорим именно о стройке, архитектуре и о том, как рождался музейный комплекс.

Впервые оказавшись в Лаврушинском переулке, 10, поймала себя на мысли, будто стою перед ажурным теремом из русской сказки. Да, в оформлении фасада главного здания и сказочные мотивы «читаются», и русский кокошник угадывается. Объяснение тому есть: автор проекта — мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Михайлович Васнецов, по рисунку которого и построен главный фасад. Помните, в Третьяковке зал с его сказочными полотнами — «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри», «Аленушка»? Отсюда, как вы догадались, и древнерусские мотивы, и архитектурные заимствования у зодчих того времени. Все это проглядывается в характере выдвинутого вперед входа, в порталах, наличниках окон фасада, в очертании центральной части и убранстве в виде декоративного кокошника, в котором размещен барельеф герба Москвы.

196.jpg

Так вот, после смерти мецената в перестроенном доме, где раньше жила его семья, на первом этаже разместили библиотеку Павла Михайловича, помещение для продажи каталогов и фотографий с картин галереи, гардероб, контору и прочие службы. В мае 1900 года на заседании Совета галереи в присутствии художников Васнецова, Поленова и ряда московских архитекторов, была высказана мысль о том, чтобы фасад галереи построили в «русском стиле». Эта работа и была поручена Виктору Михайловичу. Возведение нового фасада началось в 1902 году и было закончено в 1904. Васнецовский фасад стал эмблемой Третьяковской галереи.

По мнению историков архитектуры, сквозь «наряд» русского стиля пробиваются элементы нового рационального понимания архитектурного организма здания: «объем входной части Третьяковской галереи достаточно ясен, заметно возросла роль гладких плоскостей стен, общественный характер здания отчетливо выявлен». И этому тоже есть объяснение: более поздняя пристройка к Третьяковской галерее (с правой стороны) нескольких залов впоследствии была сделана по проекту Алексея Щусева, хотя и в близких к васнецовским формам.

Следующий этап преобразований начался 2 апреля 1913 года, когда Московская городская дума избрала попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря, видного художника, архитектора и историка искусства. Главное, чем ознаменовалась деятельность Игоря Эммануиловича, — реформы, превратившие Третьяковскую галерею в музей европейского типа с экспозицией, упорядоченной по хронологическому принципу. В начале декабря 1913 года, к пятнадцатой годовщине смерти основателя галереи, реформированный музей был открыт для публики.

312a8824735947f0a71fc38ee55e.jpg

Революционные преобразования случились и 3 июня 1918 года — Совнарком издал декрет, который объявлял Третьяковскую галерею государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики. С этого момента музей стал называться Государственной Третьяковской галереей. После национализации Игорь Грабарь был назначен уже директором галереи. За первые годы советской власти коллекция увеличилась почти на 50% за счет многочисленных поступлений из Государственного музейного фонда. В связи с увеличением фондов многие экспозиционные залы были отданы под запасник для картин.

Академик архитектуры Алексей Викторович Щусев, ставший директором в 1926 году, много сделал для расширения имеющегося помещения и пристройки нового. В 1927 году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом Соколикова). После перестройки в 1928 году он превратился в служебное здание, где разместилась администрация, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. К галерее это здание присоединялось специальной пристройкой. В 1929 году Третьяковка была электрифицирована (до этого она была открыта для посетителей лишь в дневное время).

 

«Явление Христа народу»

Как вы уже догадались, речь пойдет о картине Александра Иванова. И, конечно же, в привязке к одному из зданий музейного комплекса — храму Святителя Николая в Толмачах. Здание закрытой в 1929 году церкви в 1932 было передано галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже его соединили с экспозиционными залами новым двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)». Построили также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы, что обеспечило непрерывность обзора. Подобные строительные перемены увеличили экспозиционную площадь музея, и началась работа над созданием новой концепции размещения произведений.

В 1936 году завершилось строительство нового двухэтажного корпуса с северной стороны основного здания. Сооруженный по проекту архитектора Щусева, мастерски соотнесенный с исторической частью и васнецовским фасадом, «щусевский корпус» органично вошел в панораму Лаврушинского переулка. Его просторные залы (четыре — в верхнем этаже и четыре — в нижнем) сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.

 

«Фашист пролетел»

Да, мы о трагичном для всей страны и для Третьяковки времени — о войне. И начнем с картины Аркадия Пластова. Это полотно висело в 1943 году на стене зала, где проходила Тегеранская конференция и где заседали главы государств. Драматичная работа, глядя на которую осознаешь весь ужас и трагедию войны, от которой невольно бегут мурашки по коже. Не исключено, что подобные эмоции испытали Черчилль и Рузвельт, когда принималось решение об открытии второго фронта. Художник написал ее в 1942 году, когда шла тяжелая кровопролитная война, не щадившая ни солдат, ни мирное население. Не пощадила она и Третьяковскую галерею.

С первых недель Великой Отечественной войны в музее началась подготовка к эвакуации экспозиции. Впервые за всю историю Третьяковки картины были сняты со стен, освобождены от рам и подрамников, в залах на валы накатывали полотна, упаковывали их в ящики. И в середине лета с Казанского вокзала в Новосибирск отправился эшелон с экспонатами Третьяковской галереи (первой очереди) и других музеев.

В конце июля-начале августа в Москве усилились бомбардировки. В ночь с 11 на 12 августа 1941 года в результате налетов немецкой авиации две фугасные бомбы упали на здание. В нескольких местах был разрушен стеклянный потолок, рухнуло межэтажное перекрытие верхнего зала № 6 и нижнего № 49. Пострадал главный вход. В гардеробе подвального этажа разбило пол. Вышли из строя отопительная и вентиляционная системы. Несколько месяцев спустя на территорию Третьяковки упала еще одна фугасная бомба. Разрушился двухэтажный жилой дом сотрудников, пострадал музейный гараж. Все это ускорило отправку в тыл второй очереди художественных произведений. В середине августа огромная баржа с экспонатами отплыла от Речного вокзала Москвы и почти сразу же попала в зону воздушного боя. Поврежденную крышу баржи починили только в Горьком (ныне Нижний Новгород). Далее маршрут лежал вверх по Каме в Пермь.

Здание в Лаврушинском переулке опустело. В первые дни войны многие сотрудники галереи ушли на фронт или в народное ополчение. В связи с эвакуацией фондов штат значительно сократили. В залах было холодно, гулял ветер, в щели залетал снег. В таких условиях становилось крайне тяжело хранить экспонаты. В ноябре 1941 года состоялась третья очередь вывоза художественных произведений в Новосибирск. А в Москве небольшой коллектив Третьяковки продолжал хранить оставшиеся экспонаты, а также художественные рамы и подрамники от вывезенных картин. Уже к концу тяжелого 1941 года началась подготовка выставки «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны», она прошла в залах Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина.

В 1942 году началось восстановление здания галереи. В отремонтированных залах открыли первую всесоюзную выставку «Великая Отечественная война». В том же году отметили большую дату в жизни музея — 50-летие со дня передачи Павлом Третьяковым своей коллекции городу Москве. В течение 1942–1944 годов продолжали ремонт галереи. За это время в ее залах было устроено девять выставок.

Война уходила на запад. И уже с 1943 года вывезенные коллекции стали готовить к возвращению в Москву. 9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации. Уникальные грузы из Новосибирска и Молотова (Перми) вернулись в Лаврушинский переулок.

 

«Всюду жизнь»

Так называется полотно Николая Ярошенко. И Третьяковка в годы войны своим мужественным примером это доказала особенно ярко. Ведь идея картины — человечность, сохраненная в нечеловеческих условиях. «Как много она говорит сердцу», — сказал о картине Лев Толстой. И эти слова можно адресовать в целом и легендарному музейному комплексу.

Спустя всего неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея была вновь открыта. С раннего утра огромная толпа заполонила Лаврушинский переулок. В числе гостей — военные, дипломаты, ведущие ученые, писатели, артисты и художники. После возвращения из эвакуации Третьяковская галерея оказалась первой среди центральных музеев, распахнувшей свои двери перед благодарной публикой.

Жизнь, настоящая, яркая, насыщенная, возвратилась в послевоенные годы. В мае 1956 года широко отмечалось 100-летие Третьяковской галереи. В связи с юбилеем (в 1955–1957 годах) достроили зал художника Иванова. К середине 1980-х годов возросшее количество посетителей, экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. И началась грандиозная реконструкция Третьяковской галереи, ее во многом связывают с именем директора Юрия Константиновича Королева. Эта работа предусматривала создание крупного музейного комплекса. Строительные работы в Лаврушинском переулке были начаты в 1983 году.

Через два года введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году приступили к реконструкции основного здания. Произведения, находившиеся в экспозиции и запасниках, были перевезены в специально оборудованный депозитарий или в здание на Крымском Валу. Авторы проекта реконструкции старого здания галереи (архитекторы Игорь Виноградский, Геннадий Астафьев, Борис Климов) своей главной задачей считали сохранение исторически сложившегося ансамбля Третьяковки. В центре комплекса — основной дом и так называемый «щусевский корпус», расширенные за счет застройки двух внутренних дворов. В этих зданиях разместилась основная экспозиция.

В 1989 году построен еще один новый корпус. Он расположился с южной стороны основного здания и предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии, а также большой части инженерных систем и служб, поэтому и получил название «Инженерный корпус».

Принципиальной особенностью плана реконструкции можно считать включение в музейный ансамбль храма Святителя Николая в Толмачах (памятник архитектуры XVII века) после его восстановления и освящения. Он был утвержден в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. Строительство в Лаврушинском переулке заняло почти десять долгих лет: с 1985 по 1995 год.

За успешное выполнение этого задания в 1995 году Королев (посмертно) и авторский коллектив были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

 

«Неизвестная»

Поговорим не только о картине Ивана Крамского, а еще о неизвестной Третьяковке, ее завтрашнем дне. Кстати, к числу малоизвестных фактов можно отнести и тот, что это полотно не сразу стало достоянием галереи. Несмотря на то, что Крамской говорил о Павле Третьякове как о человеке с дьявольским чутьем, именно его главный шедевр коллекционер и не заметил. Портрет молодой женщины попал в коллекцию музея уже после смерти Третьякова. Сам же меценат считал эту работу художника излишне красивой.

DSC02557.jpg

Ну и теперь о пока еще неизвестной Третьяковке, точнее о новом корпусе, который еще на рендерах, чертежах и в строительных лесах. Но немного терпения — и уже ставшее привычным строительное ограждение на Кадашевской набережной уберут. Сейчас здесь эпицентр строительства — возводится новый корпус, который станет частью музейного квартала. Современное здание будет хорошо просматриваться со многих точек Москвы, в том числе с набережной и со стороны Кремля. Одна из задач, которая стояла перед архитекторами, — новый корпус должен гармонично вписаться в окружающую застройку, отразив исторические черты Третьяковки. Итогом архитектурного конкурса, долгих споров и консультаций стало уникальное фасадное решение. Основу фасадов составит облицовка из клинкерного кирпича. Огромные оконные проемы будут представлять собой витражи из репродукций известных картин, экспонируемых в Третьяковской галерее. Светопрозрачные изображения нанесут на стекло специальными красками термическим способом, в ночное время предусмотрена подсветка здания. Таким образом, Третьяковская галерея фактически станет работать круглосуточно — шедевры можно будет увидеть в любое время.

А мы приглашаем прогуляться в окрестностях музейного квартала, оценить архитектурные особенности зданий и непременно заглянуть в любимую Третьяковку, тем самым поздравив ее с юбилеем.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Федотова