Назад
Когда профессия становится призванием
11 августа 2023
2936

Когда профессия становится призванием

Давно заметила, что у людей, которые нашли свое предназначение, особый свет в глазах. Им безусловно веришь, их безгранично уважаешь, рядом с ними хочется быть лучше, потому что понимаешь — перед тобой Профессионал с большой буквы. Наш герой из их числа, не зря за ним прочно закрепился статус легенды отрасли, и он по праву удостоен самых весомых и престижных наград. И еще: если бы в его биографии не было участия в строительстве БАМа, суровых 90-х, при встрече с ним я бы никогда не поверила, что за плечами героя нашей рубрики более 60 лет в строительстве.

Знакомьтесь: Ефим Владимирович Басин, Герой Социалистического труда, лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» трех степеней, Заслуженный строитель России. Прошел путь от рядового инженера до руководителя крупных строительных организаций Севера и Сибири, руководил строительными ведомствами: был министром строительства РФ, руководителем Госстроя России.

 

Его Величество Случай

Можно смело сказать, что с меня началась династия строителей. До меня строителей в семье не было. Получается, я эту традицию заложил: жена, сын и его жена, дочь и внук пошли по моему пути. И несмотря на то, что это очень сложная профессия, дети ее сами выбрали, потому что росли в этой атмосфере и видели результаты труда строителя. И я не то, чтобы не был против, я даже не представлял их в другой сфере.

Не скажу, что я мечтал о строительстве с детства. Хотя отчасти был знаком с этим трудом еще с юных лет: работал на стройке после седьмого класса, в бригаде строителей заработал свои первые часы, первый костюм. Представляете, это в 14-то лет! Но мечтал, как многие мальчишки, стать летчиком. Поэтому после окончания школы поехал поступать в Киевский авиационный институт.

Но здесь вмешался его величество случай. Пересадка была в городе Гомеле (Белоруссия), где я, выйдя из поезда, читаю объявление: «Белорусский институт инженеров транспорта приглашает абитуриентов», далее следует перечисление факультетов. Взгляд остановился на строчке: «Промышленное и гражданское строительство», и буквально стукнуло в голову — это мое! Я схожу с поезда, подаю документы в институт и поступаю на этот факультет.

И за 60 лет в этой профессии я ни разу не усомнился в правильности выбора. Получилось, что судьба с небес опустила меня на землю — от авиации до строительства (улыбается).

Был еще один случай, когда мой профессиональный путь мог сделать другой поворот. Поскольку в институте я был в республиканской сборной по академической гребле, тренер уговаривал продолжить карьеру в спорте, мы как раз готовились к Чемпионату СССР.

Я долго думал над предложением, но все же выбрал стройку, когда подошло время распределения. Кстати, это была очень хорошая практика использования специалистов по назначению. Согласитесь, если государство тратит деньги на обучение, на подготовку специалиста, почему не отдать свой долг и не отработать три года по распределению. Как правило, люди прикипают к месту и остаются надолго, как это было и у меня.

 

О трудовой дисциплине, наставниках и профессионалах

Хорошо помню свой первый рабочий день. В Ярославле, куда я приехал по распределению, меня отправили на строительство солебазы. Стройка располагалась на правом берегу Волги, рабочих на специальном катере доставляли на объект. Мой первый рабочий день подходил к концу, и я четко рассчитал, что в 17.15 должен отчалить катер: ведь люди после рабочего дня должны переодеться, сдать инструменты. К этому времени подхожу на берег и вижу, что катер уже на середине Волги. Мне не то, что обидно стало, меня это по-настоящему возмутило. Вот тогда я и оценил важность трудовой дисциплины и впервые потребовал ее четкого исполнения. Катер все же развернулся обратно. Откуда у меня смелость взялась, и несмотря на молодость я жестко поговорил с капитаном, посоветовал ему отчаливать строго по расписанию.

С тех пор соблюдение трудовой дисциплины для меня стало законом, и я это пронес через всю свою трудовую жизнь. А объект был действительно интересный.

На профессиональной лестнице я прошел все ступени: от мастера до замминистра союзного министерства и министра. И считаю это очень правильным: только в этом случае ты можешь представить себя на месте любого своего подчиненного, тебе не нужны советники, тебя не введут в заблуждение, и ты сможешь принимать объективные и правильные решения.

Мне везло на профессиональных людей. Я много лет проработал в министерстве транспортного строительства. Руководителями (за это время сменилось всего три министра) были очень солидные и авторитетные люди, как и само ведомство.

2A8O6568.jpg

Нередко случалось, что меня направляли на работу в подразделения, которые попадали в сложные ситуации. Приходилось принимать срочные меры и поправлять дела. Так произошло и с моим назначением в 1972 году в Печору начальником Печорстроя, территория деятельности которого была очень обширной. Нужно было почти два месяца, чтобы объехать, проплыть по рекам и облететь всю эту территорию. Меня назначили в сложный момент для организации, где были убытки, «захромал» коллектив. Я в 32 года менял на посту 59-летнего руководителя. И меня сразу предупредили: будет сложно — я шел на место авторитетного человека, мне это запомнилось, и я проявил особое внимание и осторожность.

И сделал очень важный вывод: нужно серьезно и бережно относиться к людям, на смену которым ты приходишь. Позже я добился присвоения своему предшественнику звания Заслуженного строителя России.

Считаю, что очень полезно прислушиваться к народному опыту. Поэтому я много учился у профессионалов, у бригадиров.

 

Строитель — это …

…прежде всего профессия, но для многих она становится призванием, как и в моем случае. За 60 лет работы я не могу представить себя на другом месте. Хотя в специфике транспортного строительства много сложностей, поскольку это кочевая жизнь. Порой работы приходится разворачивать буквально на пустом месте, как в случае со строительством железных и автомобильных дорог. В результате ты все время вынужден осваивать новые места, иногда безлюдные, особенно когда речь идет о таких просторах, как Крайний Север, Сибирь, Дальний Восток.

Так получилось, что у меня очень широкая география: я поработал в Центральной России, По­волжье, на Крайнем Севере, включая Ямал, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и юге страны.

Часто приходилось обустраи­вать территории, начинать практически с нуля, решать вопросы жилья для людей, вопросы соцкультбыта, медицины, организации питания, строительства школ и детсадов, думать об обустройстве и логистике.

Все это расширяло профе­с­сио­нальный кругозор, но и возлагало большую ответственность и дополнительные обязательства перед коллективами.

Для меня хороший строитель — это прежде всего созидатель, профессионал, ответственный за порученное дело. То есть в нашей профессии ответственность очень высока: перед коллективом, перед заказчиком. Это закон. И я не понимаю тех, кто допускает обманутых дольщиков, срывает сроки, бракоделит.

 

Престиж профессии

Серьезно подорвали престиж строителя именно случаи с обманутыми дольщиками, тяжелые 90-е годы, когда не было инвестиций и работы.

И нужно его срочно повышать, наша профессия этого достойна. Сейчас ситуация меняется. И меняется на самом высоком уровне. Президент страны с огромным уважением говорит о строительстве как о системообразующей отрасли, от которой зависят социальные и экономические успехи, развитие других отраслей. Мы видим, как увеличиваются инвестиции, выделяются средства на строительство и ремонт дорог, как ставятся рекорды по вводу жилья, например, в прошлом году введено 102,7 миллиона квадратных метров.

Сегодня многие задачи в отрасли оперативно решаются, это видно по ответственной работе вице-премьера Марата Хуснуллина, министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина, по тому, как правительство России работает буквально в ручном режиме над решением проблем отрасли. В столице Мэр Москвы Сергей Собянин лично объезжает стройки. Очень важно престиж поднимать за счет качества и количества строек, за счет поощрения людей.

Уделяется большое внимание подготовке кадров. Возможно с детства растить строителей, со школьной скамьи и не получится. Хотя есть и такие примеры. Например, я как член Общественного совета при Минстрое, при котором создан молодежный совет «Я – строитель будущего», потрясен отношением, знаниями, желанием работать, предложениями совсем юных ребят, они порой высказывают очень дельные предложения по градостроительству.

Надеюсь, что программа «Профессионалитет» принесет плоды, она стартовала в России для подготовки кадров в средних специальных учреждениях. Ее цель — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, обеспечить страну рабочими руками, кад­рами среднего звена.

Это пойдет на пользу и отрасли, и экономике страны в целом. По моим подсчетам, сегодня в отрасли не хватает порядка 100 тысяч инженерных кадров и где-то 300-500 тысяч рабочих. При этом почти половина выпускников наших училищ не остаются в профессии, растворяются в более легких профессиях. Программа поможет связать работодателя и своих будущих сотрудников, повысить ответственность обеих сторон.

 

«Мы строим БАМ, БАМ строит нас»

В моей жизни было много знаковых и важных строек. Из особо выдающихся назову строительство Нефтеналивного терминала порта Козьмино в Находке, на Дальнем Востоке. Его мощность 150 миллионов тонн нефти в год, заказчиком выступила компания «Рос­нефть». Объект был построен за 15 месяцев, освоено 25 миллиардов рублей, это колоссальная стройка! Это действительно сложный проект, потому что строительство велось в Тихом океане, со сложной логистикой, нужно было перевезти технику и более трех тысяч человек. Принимал объект Президент России Владимир Путин, который дал ему высокую оценку.

Ну и конечно, в этом ряду и БАМ. И я не жалею об этом опыте, напротив, горжусь им, к этому времени я свой «маленький БАМ» уже прошел на Севере, только еще в более сложных условиях.

Байкало-Амурская магистраль — это великая стройка. Она буквально затягивала людей, здесь был удивительный настрой, сюда ехала молодежь, которая в основном и создавала костяк всей стройки, было особое внимание руководства страны к этому объекту. Чем эта стройка отличалась от многих других? Люди туда ехали не только за деньгами, туманом и запахом тайги.

На БАМ ехали прикоснуться к большому делу. Это была важная работа на будущее страны, и даже те сложности, которых было в избытке, работали на становление самого человека, его личности, закаляли характер.

Это воспитывало колоссальный патриотизм, люди видели, что они строят будущее, и что еще очень важно — это чувство интернационализма. Все союзные республики, крупные области и города направляли своих посланцев на строительство отдельных поселков. Были выполнены очень серьезные объемы. Построено 4400 километров ж/д главных путей, отсыпано 570 миллионов кубометров земполотна: это сравнимо с тем, если представить земной шар и по экватору отсыпать пояс шириной девять метров и высотой 1,5 метра. Возведены 2200 мостов, в том числе через такие крупные реки, как Лена, Амур, Витим, восемь тоннелей протяженностью 31 километр. Были построены в тайге с нуля 50 новых поселков. Их возводили шефские республики с соответствующим национальным и архитектурным колоритом. Поэтому легко можно отличить армянскую Таюру от Нии-Грузинской или такие станции с азербайджанскими узорами, как Улькан и Ангоя.

Здесь кипела могучая молодежная энергия, когда несмотря на сложности, все легко преодолевалось. После трудового дня, который мог иногда длиться 12 часов, бамовцы собирались на репетиции, ставили спектакли. За успехами великой стройки следила вся страна: достаточно вспомнить о звездных бригадах Александра Бондаря и Ивана Варшавского, как ждали того момента, когда они сомкнут рельсы БАМа.

БАМ впитывал эту энергию и обязывал ее отдавать. Не случайно один из главных лозунгов звучал так: «Мы строим БАМ, БАМ строит нас». Престиж бамовца действительно был высок. Поэтому и возникшее «БАМовское содружество» так крепко. Объединение зародилось еще в 1999 году, к 25-летию БАМа, сначала это была региональная организация, затем она расширилась до всероссийского масштаба.

 

Памятнику быть!

Сейчас мы серьезно готовимся к 50-летию БАМа. Я обратился к Президенту, чтобы отметить эту дату, и очень благодарен, что Владимир Владимирович сразу поддержал: был подписан Указ о юбилейной медали, создан оргкомитет, руководителем которого назначен Марат Хуснуллин.

Запланирован ряд больших мероприятий, в том числе в Кремле и празднование в Тынде. В рамках подготовки к ним я попросил, чтобы регионы обратили особое внимание на переселение из ветхого жилья бамовцев. Будет хороший праздник, и к нему мы серьезно готовимся.

Всероссийский конкурс на выбор лучшей концепции памятника «Строители БАМа» — тоже часть подготовки к этой дате. В нем приняли участие 30 коллективов, жюри отобрало пятерых. И надо сказать, что обсуждение было жарким, но выбраны достойные победители. После доработки памятники появятся в пяти городах вместо трех, как планировалось ранее.

Важно, чтобы они отображали дух стройки, участие молодежи, подчеркивали, что это народная стройка, нацеленная на будущее страны.

Убежден, что памятники должны быть. Это дань бамовцам даже за те переживания, которые они испытали после незаслуженной критики. К счастью, сегодня мы видим, что БАМ нужен, что руководством страны уделяется внимание его развитию, особенно в условиях переориентирования грузопотока с запада на восток. Так, ставится задача к 2024 году увеличить грузопотоки по БАМу и Трансибу в 1,5 раза до 180 миллионов тонн, а к 2030-му — в два раза. Это серьезные задачи, которые, я уверен, будут выполнены.

Поэтому памятник «Строители БАМа» — это своего рода реабилитация великой стройки, это дань уважения людям, отдавшим если не жизнь, то большие силы на ее создание.

 

Стройке жить, или Оценка профессионала

Строительная отрасль действительно выглядит более устойчивой на фоне многих других. Это показал еще опыт перехода на рыночные условия. Строители одни из первых, да, болезненно, да, с потерями, уверенно встали на новые экономические рельсы в тяжелые 90-е годы.

Сегодня надо отдать должное Президенту и Правительству страны, которые уделяют много внимания вопросам отрасли. Я благодарен, прежде всего, за льготную ипотеку, этот механизм серьезно поддержал жилищное строительство. Благодарен за те инвестиции, которые наконец пошли в дорожное строительство, а это и рабочие места, и поддержка экономики. Многие меры были приняты в режиме ручного управления, и все они способствовали не только выживанию, но и развитию.

В результате мы из кризиса вышли даже более окрепшими и с новыми задачами. А задачи действительно серьезные. Это прежде всего 120 миллионов квадратных метров жилья в год, это улучшение жилищных условий пяти миллионов граждан в год, это строительство федеральных и регио­нальных дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, создание комфортной среды проживания. Они выполняются и обеспечиваются инвестициями. Пошли, благодаря ипотеке, большие вложения со стороны населения в жилищное строительство, сегодня 94% средств на жилье — это средства населения, такого никогда не было. Инфраструктурные облигации, программы типа «Стимул» позволяют развиваться коммунальному хозяйству.

 

На повестке дня

Моя личная повестка звучит в унисон с отраслевой, с общепрофессиональными задачами. Я продолжаю работу в Торгово-промышленной палате в профильном комитете, коллегии Министерства строительства и ЖКХ, Общественном Совете при Минстрое России, где возглавляю комиссию по кадрам и образованию, в Президиуме РААСН, Российском Союзе строителей, Экспертном совете при Госдуме РФ.

Горжусь тем, что удалось объединить усилия разных общественных организаций и выступать сегодня единым фронтом, решая серьезные задачи, добиваясь весомых успехов.

Один из важнейших вопросов — это развитие малоэтажного строительства. Во время пандемии люди особенно оценили, что такое свой дом с землей. По опросам ВЦИОМ, порядка 73% людей подтвердили, что хотят жить в отдельном доме. Сегодня есть определенные успехи в развитии ИЖС. Раньше в программе «Жилье и городская среда» был предусмотрен к 2030 году ввод 80 миллионов квадратных метров МКД, и лишь 40 миллионов приходилось на ИЖС, всего 1/3. Сейчас доля ИЖС достигла уже 60% — это значит, что мы на правильном пути. Мы многого добились, благодаря поддержке руководства страны: раньше ипотека не распространялась на ИЖС, здесь 214-й закон по дольщикам и эскроу-счетам не работал. Сегодня все преференции, которые были приняты для МКД, распространяются и на ИЖС. И если раньше в ипотеке доля ИЖС была 1-2%, сейчас более 10%. Принято положительное решение по ипотеке для застройщика хозспособом. Мы продолжаем работать над законодательством, чтобы оно способствовало развитию ИЖС. И в этом году уже пятый раз проводим международный форум «Малоэтажная Россия».

Второе — это повышение престижа профессии строителя и решение кадрового потенциала. Стоит задача усилить учреждения среднего профессионального образования, опираться на отечественного кадрового рабочего. Я один из первых заговорил о том, что Болонская система образования вредит: мы выпускаем недоинженеров после четырех лет учебы. И при поддержке Президента сегодня мы делаем упор на специалитет.

Одной из серьезных проблем остается ценообразование. Очень тревожат вопросы сметной стоимости, зачастую цены у нас растут не по объективным экономическим причинам, а только потому, что спрос появляется. Работаем над тем, чтобы отрасль перешла на ресурсный метод, пока апробируем индексно-ресурсный метод, хоть и туго, но работа идет. Это сложный вопрос, но его необходимо решать.

 

Москва меняется

Москва — прекрасный город, и он становится с каждым днем все лучше. Сегодня Мэр Москвы Сергей Собянин делает очень много для развития города.

Активно развивается транспортное строительство: метро в Москве строится небывалыми темпами, появляются современные дорожные развязки. Облагораживаются фасады, благоустраиваются площади и зоны отдыха. Очень важно, что стали обращать серьезное внимание на создание рабочих мест, на технологические центры. Особая благодарность за реконструкцию ВДНХ, что эти красоты вернули людям.

И сегодня Москвой по праву можно гордиться. Так что столице может позавидовать любой город, но я уверен, доживем до того, что так же активно будут развиваться средние и малые города.

ZIL_2720.jpg

 

С Днем строителя!

Хотелось бы поздравить всех с профессиональным праздником — Днем строителя. Хочу пожелать всем здоровья, благополучия семьям, стабильной загрузки всех строительных организаций и мирного неба над головой.

 

Вместо послесловия…

Честно признаюсь: во время интервью не могла оторваться от живого взгляда с молодым блеском в глазах, восхищалась завидной выправкой и неподдельным интересом к жизни моего собеседника. И когда журналист закончил работу, не смогла сдержать женское любопытство и задала вопрос о секрете молодости. Мой герой уверил: секретов нет. Помогает спортивная закалка, особенности характера, поддержка семьи и работа. Много работы. Любимой работы. А еще чувство необходимости и ценность общения с людьми. Пока ты нужен, востребован — нужно действовать, считает Ефим Владимирович. Он честно признается: «Я искренне болею за отрасль: ей отдано так много сил, так много лет, что хочется, чтобы она развивалась, приносила людям и счастье, и пользу. Мне и многим другим строителям не стыдно оглянуться назад, мы можем смело и прямо смотреть людям в глаза, потому что на земле оставили много полезного, и этим мы обязаны нашей профессии — профессии созидателя».

Это как в песне бамовцев: «А все, что построено, все людям останется».

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Черкасова