Назад
Комфорт москвичей в руках градостроителей
21 октября 2021
420

Комфорт москвичей в руках градостроителей

Современную Москву по праву можно назвать самой строящейся и динамично развивающейся столицей в Европе. Все градостроительные программы Правительства Москвы носят, в первую очередь, социальный характер. Их главная цель — превратить Москву в самый комфортный и удобный для жизни людей город планеты. Результат уже есть — Москва является одним из самых привлекательных мегаполисов мира.

В рейтинге международной компании BCG российская столица заняла третье место в мире по доле горожан, довольных качеством жизни, обогнав такие столицы, как Берлин, Париж, Сеул, Токио, Пекин, Сидней, Торонто и многие другие. Ключевые слагаемые комфортного мегаполиса: удобная транспортная сеть, самодостаточные городские районы, где, помимо комфортного жилья с благоустроенными дворами, есть вся необходимая инфраструктура и рабочие места, современные школа, детский сад, поликлиника рядом с домом, доступный спорт, культура и отдых, благоустроенные общественные пространства. Работа Стройкомплекса Москвы, по словам Мэра Сергея Собянина, локомотив развития нашей столицы. 2021 год еще не закончился, но итоги активной работы градостроителей уже можно подвести.

 

Столица создает уникальный транспортный каркас

Метро — приоритетное направление развития транспортной инфраструктуры города. За 10 лет протяженность московской подземки выросла в полтора раза: построено 123,3 километра линий, введено в строй 59 станций и 11 депо. С начала текущего года запущено 4,6 километра линий метро, 2 станции метро и 1 электродепо «Сокол», завершено строительство 17,5 километра линий. Планы стройкомплекса весьма амбициозны — за три года (2021-2023) планируется запустить 57,8 километра линий, открыть 24 станции и 3 депо.

В 2021 году ударными темпами идет строительство Большого кольца — крупнейшего в мире проекта в области метростроения. По протяженности БКЛ должна обогнать нынешнего «чемпиона» среди подземных колец — Вторую кольцевую линию Пекинского метро (70 против 57 километров).

«Помимо того, что с открытием БКЛ появятся альтернативные маршруты и комфортные пересадки, будет также создан контур для новых линий метро, которые можно объединить с Большим кольцом», — подчеркивает главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн.

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 километров от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри Кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры метро. По завершении проекта пассажиры смогут пересаживаться на 20 станций 11 других линий метро,
4 станции Московского центрального кольца, 6 станций Московских центральных диаметров Одинцово — Лобня и Нахабино — Подольск, 11 пересадок на линии железной дороги.

 

Замкнуть кольцо

Изначально завершить строительство Большого кольца планировалось до конца 2023 года, но Сергей Собянин поставил задачу замкнуть его уже в 2022-м году. Все силы и средства брошены на выполнение этой задачи: из 31 станции 12 уже доступны для пассажиров, еще 10 будут открыты до конца года. Как сообщил недавно
Сергей Собянин, общая строительная готовность кольца составляет 88%, в том числе завершена проходка 97% тоннелей.

1 апреля Мэр открыл для пассажиров две станции западного участка Большого кольца — «Народное Ополчение» и «Мневники». 11 сентября Сергей Собянин провел технический пуск западного участка Большой кольцевой линии, включающего в себя три станции — «Терехово», «Кунцевскую» и «Давыдково». «Станции практически готовы, остается завершить работы по монтажу оборудования, подключению отдельных систем, обкатке участка техническими поездами», — рассказал заместитель Мэра столицы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

ZIL_2262.jpg

16 сентября 2021 года градоначальник провел технический пуск юго-западного участка БКЛ: от станции «Давыдково» до станции «Проспект Вернадского», а 18 сентября — технический пуск южного участка Большой кольцевой линии метро от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская». «Обкатываются линии, начинаются пусконаладочные работы. И я надеюсь, что в скором времени поедут пассажиры», — отметил Мэр.

Запуск одновременно 10 станций — уникальный случай в истории метрополитена. «Большое кольцо построено уже на 88%. Главная задача сейчас — не снижать набранного темпа, чтобы уже в следующем году или начале 2023 года полностью завершить эту крупнейшую стройку в истории Московского метро», — подчеркнул Сергей Собянин.


Три важные буквы — МЦД

Строительством метро расширение сетки общественного транспорта не исчерпывается. Успех МЦК позволил воплотить в жизнь амбициозный проект — Московские центральные диаметры. Уже запущены МЦД-1 и МЦД-2, в активной стройке — МЦД-4. С начала года построено и реконструировано 3 остановочных пункта: Щукинская, Баковка и Внуково, впервые за 100 лет построен новый вокзал — «Восточный».

ZIL_7232 копия.jpg

До конца года для пассажиров откроют еще 6 станций — все на МЦД-4. Запустить МЦД-3 планируется в начале 2023 года, МЦД-4 — в 3 квартале 2023 года. По МЦД-5 идет проработка решений. МЦД позволит улучшить транспортную доступность почти 7 миллионов жителей 70 районов Москвы и 2,7 миллиона жителей 17 городов Подмосковья. По словам Андрея Бочкарёва, сегодня создается масштабная транспортная инфраструктура, интегрирующая железнодорожные пути с подземкой, создавая единый каркас скоростного внеуличного транспорта. С 2011 года построено и реконструировано более 350 километров путей, появились 42 новых станции, еще 40 платформ обновлены.

 

Дороги в будущее

По темпам прироста протяженности дорог Москва входит в ТОП-3 мегаполисов мира. Почти за 11 лет построено свыше 1000 километров дорог, а это 18% от существующей УДС. С начала года построено 65,2 километра дорог, 23 искусственных сооружения, 17 пешеходных переходов. В планах на 2 года — строительство 273 километров дорог, 88 искусственных сооружений и 51 пешеходный переход.

Ключевой проект — строительство системы хордовых магистралей. Северо-Западная хорда уже готова, на Северо-Восточной хорде запущено движение по 8 участкам, на Юго-Восточной хорде все 10 участков в строительстве, на Южной рокаде открыто движение по трем участкам.

ZIL_4456.jpg

«Любое строительство дорог, тем более такое стратегически важное, как создание хордовых магистралей, необходимо для дальнейшего функционирования мегаполиса. Скоростные трассы соединяют различные районы Москвы, что стимулирует город к развитию», — подчеркивает президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.

Продолжается формирование транспортного каркаса Новой Москвы — строятся поперечные связки — дорога «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» и дорога между Калужским и Варшавским шоссе от Троицка до «Остафьево» (МЦД-2).

Сейчас идет разработка концепции строительства дорог до 2030 года. В программе, предлагаемой к реализации в 2024-2030 годах, предусматривается строительство 555 километров дорог, 112 искусственных сооружений и 128 пешеходных переходов.

Концессионером возводится Северный дублер Кутузовского проспекта, который пройдет от платной дороги «Северный обход Одинцово» до ТТК. Его готовность — 18%.

 

Магистрали и мосты

Основная сложность новой магистрали в плотном прохождении вдоль железной дороги, поэтому проектировщики реализовали фактическое совмещение автомобильной магистрали и железнодорожной ветки, что позволило вписать масштабный объект в сложившуюся застройку.

Арочный мост через Москву-реку станет одним из ключевых элементов Северного дублера Кутузовского проспекта, строительство которого продолжается в столице. Он соединит Деловой центр «Москва-Сити» с противоположным берегом.

В настоящее время, строительная готовность моста составляет 44%. В частности, полностью готовы 10 опор, установлены 24 из 36 балок пролетного строения. Пролетное строение надвинуто на 132 из 191.

«Строительство Северного дублера Кутузовского проспекта идет в соответствии с графиком. Вдоль всей линии будущей магистрали работает 30 строительных площадок, на которых занято 608 рабочих, 101 инженерно-технический сотрудник, задействовано 106 единиц строительной техники», — отмечает директор реализующей проект СДКП «Новой концессионной компании» Денис Янев.

Движение по Северному дублеру Кутузовского проспекта планируется открыть в 2023 году. «Эта дорога станет первой платной трассой в России в черте города. Она пройдет от делового центра «Москва-Сити» до Молодогвардейской развязки на МКАД. Дублер станет продолжением платной дороги «Северный обход Одинцово», — рассказывает Андрей Бочкарёв.


Москва решает квартирный вопрос

В Москве отмечается беспрецедентный рост объемов недвижимости. «Мы сделали просто фантастический рывок. С начала года в столице построено и введено в эксплуатацию почти 9 миллионов квадратных метров. В этом году, несмотря ни на какие трудности, строители вновь бьют рекорды по объемам строительства недвижимости. План на 2021 год уже перевыполнен: в эксплуатацию введено 8,9 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе 4,3 миллиона «квадратов» жилья. Город комплексно развивает новые кварталы, создавая максимально комфортные условия для жизни, работы и отдыха москвичей. По оценкам специалистов компании PricewaterhouseCoopers (PwC), Москва занимает 4-е место по темпам строительства жилья среди мегаполисов, обогнав Нью-Йорк», — отмечает заммэра Андрей Бочкарёв.

ZIL_7538 копия.jpg

С каждым годом увеличиваются объемы ввода домов по реновации. «Программа реновации уникальна. Она имеет большой социальный эффект и направлена на улучшение жизни более миллиона москвичей… Многие уже ощутили социальную составляющую программы, переехав в новое, комфортное, более просторное жилье. Такого нет ни в одной стране мира, чтобы за переезд в новое жилье не нужно было доплачивать», — говорит президент НИУ МГСУ, председатель Общественного штаба по контролю за реализацией программы реновации Валерий Теличенко.

Дома строятся по индивидуальным проектам, квартиры сдаются с улучшенной отделкой, с безопасными дворами и инфраструктурой в шаговом доступе. В утвержденную 1 августа 2017 года программу реновации включено 5176 домов: 16,4 миллиона «квадратов», 1 миллион москвичей, проживающих в 350 тысячах квартир должны быть переселены. На сегодняшний момент новое жилье уже получили более 39 тысяч человек. Построено 145 домов «мощностью» 1,9 миллиона «квадратов», 299 домов строятся и проектируются, почти 48 тысяч человек в стадии переселения.

«Программа реновации активно реализуется во всех округах столицы. Уже введены в эксплуатацию 145 домов,
из которых 113 площадью более 1,5 миллиона квадратных метров переданы под заселение. В ближайшее время стартует очередная волна переселения: общее количество заселяемых новостроек возрастет до 126», — заявляет Андрей Бочкарёв.

«На ближайшие 3 года перед нами стоит задача увеличивать темпы и объемы строительства жилья по реновации, чтобы обеспечить новыми квартирами 120
тысяч участников программы», — отмечают в столичном стройкомплексе.


Что показывает карта?

Несмотря на кризис, вызванный пандемией, количество обманутых дольщиков и проблемных объектов сокращается.

Если в конце 2019 года, до пандемии, в «Дорожной карте» насчитывалось 34 проблемных объекта, то сейчас 30 объектов. С 2011 года жилье обрели более 20
тысяч обманутых дольщиков. С начала года три тысячи дольщиков восстановлены в правах. 22 дома введены в эксплуатацию. Решить проблемы всех московских дольщиков планируется до 2023 года.

Глава Строительного комплекса подчеркивает, что Правительство Москвы предпринимает все возможные шаги для защиты и восстановления прав дольщиков, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков. «С начала этого года уже достроено 22 жилых корпуса, что позволило восстановить в правах 3195 дольщиков. Еще 25 объектов в столице готовятся к передаче дольщикам», — уточняет Андрей Бочкарёв.

 

Город, удобный для всех

Сегодня в столице реализуют не только мегапроекты в области транспорта и обновления фонда недвижимости, но и строят социальные объекты, создают рабочие места в пешей доступности.

За 9 месяцев 2021 года уже введено в эксплуатацию более 58 социальных объектов, в том числе 17 детских садов, 17 школ, 5 объектов здравоохранения, 15 спортивных объектов и 4 объекта культуры. Москва опережает Нью-Йорк и Лондон по показателю пешеходной доступности школ и детских садов, они стали ближе к горожанам уже в 75% районов столицы. За 2 года в планах построить еще 269 социальных объектов.

Сегодня у родителей уже не стоит вопрос, как пристроить малыша в детский сад, и кто будет возить его в школу, потому что рядом с домом не хватило мест. Так, введенные 34 объекта образования — это целых 11 тысяч мест в школах и 3,3 тысячи мест в дошкольных учреждениях.

Рекорд по вводу образовательных учреждений был установлен в Новой Москве: в строй введено 18 образовательных объектов. Андрей Бочкарёв с гордостью подчеркивает, что среди них — три школы-гиганта, каждая из которых может вместить более тысячи учащихся. Так, на улице Сосенский стан в поселке Коммунарка открыта школа на 1100 мест. Благодаря частным инвесторам построены школа на 1300 мест в районе деревни Николо-Хованское и образовательно-спортивный центр «Самбо-70», рассчитанный на 1125 учеников.

«По результатам независимого исследования компании BCG разнообразие видов досуга в столице за последние годы в среднем выросло на 26%. Рост этого показателя зафиксирован в 90% районов, а в лидерах роста — Новая Москва и центр», — рассказывает Андрей Бочкарёв. Так, в настоящее время уже завершены работы по реконструкции и строительству таких объектов как дом культуры «ГЭС-2», новая сцена театра «Уголок дедушки Дурова», Детский музыкальный театр юного актёра, а также Детская школа искусств им. М. И. Глинки.

«Работа по строительству объектов культуры и расширению возможностей для проведения досуга в городе будет продолжена. Так, до конца 2023 года будут проведены работы по реконструкции и строительству 21 здания для учреждений культуры и искусства», — добавляет Андрей Бочкарёв.

 

Сохранить здоровье

Москва наращивает темпы строительства медицинских объектов, чтобы город был готов к любым вызовам в будущем. Знаковым событием в этом году стало открытие нового детского инфекционного корпуса на 100 коек в Коммунарке. Как сказал при посещении больницы Мэр столицы Сергей Собянин, она построена по самым современным стандартам оказания медицинской помощи и будет принимать детей с инфекционными заболеваниями со всей Москвы. В новом корпусе будут работать 230 человек, в том числе 80 врачей, 100 сотрудников среднего медицинского персонала и 50 сотрудников прочего персонала.

Еще один знаковый объект — терапевтический корпус израильской клиники «Хадасса» на территории медкластера в Сколкове, который готовится принять пациентов. Сейчас там устанавливают оборудование и набирают медперсонал, в том числе специалистов «Хадасса» из Израиля. Площадь семиэтажного здания — 25 тысяч квадратных метров. И хотя здесь всего 63 койки, это полноценный стационар с отделениями хирургии, онкологии, лучевой терапии и диагностики, а также радионуклидной диагностики. Большинство процедур будет проводиться амбулаторно.

ZIL_0216.jpg

К 2024 году планируется построить 74 медучреждения, в том числе 4 скоропо­мощных комплекса на базе крупных больниц.

Известно, что здоровье легче сохранить, чем восстановить. Градостроители это знают и строят необходимые для горожан бассейны, спортивные залы, ледовые арены. Среди наиболее значимых сооружений, которые сейчас возводятся, глава Стройкомплекса назвал Международный центр самбо, центр бокса и ледовый комплекс «Кристалл» на территории Лужников, спортивный центр ЦСКА на Ходынском поле и ряд других.


Новая Москва — один из драйверов развития столицы

«Новая Москва постепенно отходит от образа «отдаленной территории с доступным жильем», где приобретают недвижимость исключительно те, кому не хватило денег на вариант в границах «старой» Москвы. За счет развития социальной и транспортной инфраструктуры, а также благоприятной экологической обстановки комфортность в новых районах сопоставима со многими районами внутри МКАД», — определяет концепцию Новой Москвы управляющий директор компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE) Надежда Коркка.

Активно развивающиеся новые территории города — ТИНАО и Мневниковская пойма. На территории поймы активно строится транспортный каркас: на базе двух станций метро «Мнёвники» и «Терехово» будут созданы транспортно-пересадочные узлы. Выбраны победители конкурса на разработку архитектурно-градостроительных концепций мостов в Мнёвниковской пойме. Им стал АО «Мосинжпроект» в консорциуме с участием отечественных и зарубежных архитектурных бюро. На территории поймы будет построено 1,6 миллиона «квадратов» жилья, школа на 2700 мест и ДОУ на 1150 мест. Здесь также появится спортивный кластер, который по масштабу не будет уступать «Лужникам». К 2025 году на территории возведут многофункциональный парк. Андрей Бочкарёв говорит, что за текущий и два следующих года в новых округах планируется построить еще 11 миллионов «квадратов» недвижимости, включая более сотни самых разных социальных объектов:

— Важной составляющей всех проектов является создание рабочих мест в шаговой доступности от жилых кварталов. В настоящее время на территории Новой Москвы с момента присоединения создано 255 тысяч рабочих мест.

 

Из промзон в зоны комфорта

Одной из ключевых «точек роста» столицы остается программа реорганизации промышленных территорий. Большинство из них прекратили производство много лет назад и превратились в хаотичные склады и свалки. Сегодня это хороший резерв для строительства недвижимости и жилья в границах «старой» Москвы, а также возможность вернуть территории в пользование горожан.

«За десять лет в Москве ввели порядка 41 миллиона «квадратов» жилья, при этом около 19,2 миллиона квадратных метров было введено на бывших промышленных территориях, которые являются основным резервом градостроительного развития столицы. Сейчас в Москве в процессе реорганизации находятся 129 производственных и промышленных зон», — отметил Андрей Бочкарёв.

Значимый вклад в реализацию проектов комплексного развития вносят московские девелоперы, создавая действительно комфортные современные кварталы с яркой архитектурной составляющей. А благодаря консолидации усилий со стороны бизнеса и власти удается добиться правильного баланса между объектами социальной, коммерческой, транспортной инфраструктуры и новым объемом жилого строительства.

ZIL_6894.jpg

В качестве успешных примеров реорганизации можно назвать территории бывших заводов ЗИЛ и «Серп и Молот». Активно ведется реорганизация промзоны «Октябрьское Поле», постепенно преображается промзона «Грайвороново», современный многофункциональный район планируют создать на территории «Южного порта» и т.д.

«Нашим ключевым проектом является комплексный редевелопмент бывшей промышленной территории «Октябрьское поле», который мы реализуем с 2015 года. В новом квартале возводится жилье, поликлиника, школа, детские сады, проводится благоустройство, создаются рабочие места — квартал будет обеспечен всем необходимым для комфортной жизни москвичей», — подчеркивает генеральный директор компании «РГ – Девелопмент» Татьяна Тихонова.

Копировать ссылку
Автор материала: Иван Белов