Назад
Метро важен каждый метр
11 апреля 2022
952

Метро важен каждый метр

Подземка москвича всегда спасет: вызволит из пробки, работает, как часы. Но для этого необходимо расширять сеть станций, следить за существующими. Пять из девяти строящихся станций Большой кольцевой линии, которую все мы так ждем, находятся в работе у Мосметростроя — основоположника отечественного метростроения.

О том, какие еще проекты реализуются одной из старейших компаний, о перспективах реконструкции транспортных объектов и о секретах системы наставничества рассказал генеральный директор компании Сергей Жуков, а для нашей редакции — настоящий мэтр метро.

— АО «Мосметрострой» строит московскую подземку более 90 лет. Какие объекты, возведенные за все это время, можно назвать знаковыми?

— За эти десятилетия коллективом нашей организации были построены не только сотни станций метрополитена, но и объекты социального, промышленного и военного назначения. Они распределены по всей стране, за ее пределами. Это и «Детский мир» на Лубянке, и Олимпийская деревня-80, и стадион Лужники, а также бывшая военно-морская база в Балаклаве. Даже на строительство БАМа направлялись бригады метростроевцев. Как я уже отметил, среди реализованных Мосметростроем проектов есть международные. В их числе — Асуанский гидроузел в Египте, инженерные сооружения и тоннели в Джелалабаде, тоннель под проливом Босфор, железная дорога Тель-Авив — Иерусалим и еще десятки других крупных проектов по всему миру. В прошлом году мы поставили себе задачу поднять архивы, в итоге обнаружили более 220 непрофильных объектов, построенных метростроевцами. Информация о них изложена в книге «Неизвестный Метрострой», выпуск которой мы приурочили к 90-летнему юбилею компании. История быстро забывается, если вовремя ее не фиксировать в летописи организации. Наша задача — ее сохранить и приумножить.

RRS_7618.jpg

— Город ждет БКЛ, а ваша организация курирует «Сокольники», «Рижскую», «Марьину Рощу», а также реконструируемые «Варшавскую» и «Каширскую». Как проходят работы?

— Мэр города и руководство Стройкомплекса не раз официально заявляли, что северо-восточный участок БКЛ является одним из самых сложных в метростроении за последние десятилетия. Трудность работ обусловлена расположением станций — они находятся в зоне плотной городской застройки и в непосредственной близости с действующими объектами метрополитена. Еще одну каплю дегтя добавляет и оживленная транспортная развязка на поверхности, не говоря о сложной геологии: так, во время проходки горным способом водоприток на «Рижской» достигал свыше 200 кубометров в час. Сегодня на этой станции и на «Марьиной Роще» завершается гидроизоляция тоннелей, ведется бетонирование основных конструкций станционных комплексов, монтаж инженерных систем, на вестибюлях и пересадочных узлах идут архитектурно-отделочные работы. Куда больше готовность станции «Сокольники» — 90%. Она для нас имеет особое значение, поскольку именно в этом районе была открыта первая станция московского метрополитена. Этот исторический факт стал основой для создания ее архитектурно-художественного образа: путевые стены и потолок украшают плакаты с первопроходцами, инструментами и элементами тоннелепроходческого комплекса.

Мы продолжаем вести работы и на южном участке БКЛ, на станциях «Варшавская» и «Каширская». Они раньше были частью одной из самых коротких линий столичного метрополитена — Каховской. Одноименную с ней станцию мы запустили в конце прошлого года при участии Президента России Владимира Путина и Мэра Москвы Сергея Собянина в составе рекордного количества станций в истории современной России. На данный момент работы на «Варшавской» и «Каширской» находятся в активной фазе. Станции и вестибюли преображаются на глазах, но при этом исторические панно удалось гармонично вписать в обновленный облик. Для того, чтобы интегрированный участок мог справляться с существующими нагрузками, пришлось не только полностью модернизировать понизительную подстанцию, но и построить дополнительную.

RRS_6810.jpg

— Люблинско-Дмитровская линия не отстает от БКЛ. Там вы возводите станции «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». В чем их особенности?

— Продление Люблинско-Дмитровской линии — еще один большой проект Мосметростроя. Темпы строительства внушительные, есть, чем гордиться. Например, на данном маршруте впервые в истории отечественного метростроения одновременно завершили проходку три тоннелепроходческих механизированных комплекса в рамках одного участка. Протяженность всей подземной трассы составила 5,8 километра. Все щиты прошли под Дмитровским шоссе, а два из них — под охранной зоной первого маршрута Московских центральных диаметров рядом с платформами Марк и Лианозово. Два тоннелепроходческих комплекса (ТПМК) «Татьяна» и «Ирина» соединили «Лианозово» и «Физтех», а легендарный щит с неизменным именем «Клавдия» фирмы Lovat и вовсе пошел на рекорд, построив свой двенадцатый тоннель от оборотных тупиков за действующей «Селигерской» через будущую «Яхромскую». Во время проходки под крупными магистралями, в особенности под МКАД, мы организовывали мониторинг, поскольку важно было отследить, чтобы ТПМК прошли без деформаций и каких-либо подвижек. Единственная трудность, с которой мы столкнулись, — вынос инженерных коммуникаций из зоны строительства.

— Рассказать обо всем, с чем сталкивается метростроевец, не всегда бывает легко: порой лучше показать. Слышала, что есть планы открыть свою художественную галерею?

— Как я отметил выше, история Московского метростроя куда богаче, чем мы сегодня о ней знаем. Безусловно, в ней, как и во всем, что касается созидательного труда, есть что-то самобытно красивое, местами поэтическое. Нередко мет­ростроение становилось способом, если можно так выразиться, для творческого самовыражения. Самый известный из них и часто используемый на популярных интернет-ресурсах — это серия картин Александра Самохвалова, посвященных метростроевкам. Менее растиражированными являются картины потрясающего художника Владимира Игошева, который с 1969 по 1972 год работал над картиной «Под землей. Метростроевцы». Дочь Владимира Наталья вспоминала, как отец собирался с первыми проблесками рассвета и уходил на стройку станций «Кузнецкий мост» и «Площадь Ногина» (сейчас — «Китай-город», прим. ред.). Там, еще до начала рабочей смены, он писал портреты проходчиков, чеканщиков, бригадиров, а со временем собрал целую галерею представителей метростроевских профессий. Картина с образом первопроходца Анисима Квачева еще при жизни художника была приобретена одним из немецких музеев, а фрагменты «Под землей. Метростроевцы» сегодня представлены в музее Мосметростроя. Там же можно увидеть работу скульптора Олега Яновского, посвященную метростроевцам.

И таких художников, к счастью, было много. Они вдохновлялись героическим трудом наших предшественников. Многие их работы сейчас находятся в музейных коллекциях. Тогда и возникло желание запечатлеть на полотне будни современных метростроевцев, которые по истечению столетий приумножили свое мастерство. Сегодня нами ведется поиск молодых художников. Ищем, кому интересна заданная тематика и кто готов к сотрудничеству.

— Ваша система наставничества в 2021 году признана лучшей среди корпораций строительной отрасли, а рядовые специалисты победили в конкурсе профессионального мастерства. В чем секрет успеха?

— Любая крупная компания рано или поздно переживает смену кадров. Я, как руководитель, задаю себе вопрос: как обучать новых сотрудников и вводить их в уже сложившийся коллектив с многолетней историей?

Ежегодно в Мосметрострой приходят молодые специалисты, большинство из них — на строительные площадки. Такая статистика радует, поскольку основа нашей компании — прежде всего инженерные и рабочие специальности. Старшие коллеги оказывают им большую поддержку, всегда готовы прийти на помощь и дать совет. В свою очередь руководители строительно-монтажных управлений стремятся создать максимально комфортные условия работы для молодых специалистов.

RRS_4889.jpg

Мы специально разработали «Положение о наставничестве» для быстрой адаптации и включения в работу вновь принятых сотрудников, а также качественного выполнения производственных задач. Кроме того, эта система способствует передаче сложившихся традиций и ценностей коллектива.

— А что есть помимо корпоративных инициатив?

— Благотворительность. Для меня это является неотъемлемой частью любого крупного бизнеса, выражение социальной ответственности компании и активной жизненной позиции. Особенно сейчас. Метростроевцы — это люди особого склада, всегда готовые на подвиги и самопожертвование ради благородного дела. Я даже определил для себя, что стремление помогать уже находится в ДНК метростроевцев. Мы всегда участвуем в благотворительных акциях в честь Дня защиты детей и преддверии Нового года (для подшефного детского дома). Неделю назад совместно с нашими дочерними компаниями осуществили сбор гуманитарной помощи для беженцев из Донецкой и Луганской народных республик. По итогу продуктов первой необходимости и одежды набралось на две грузовые машины. В пункте приема волонтеры были удивлены масштабам. Как высказался один них, «после такой помощи можно на сегодня прием закрывать». И для нас это не часть пиара, ни в коем случае. Такое отношение к жизни и окружающим было заложено еще первопроходцами, которые вопреки всему, а порой и во вред себе помогали тем, кто нуждался. Среди первых добровольцев, кто вызвался ликвидировать последствия аварии в Чернобыле и землетрясения в Армении, были метростроевцы. Сложно объяснить, но у организации особый дух, который притягивает людей, способных сопереживать и оказывать поддержку в трудные времена.

— Какие планы Мосметрострой имеет после завершения ключевых транспортных проектов?

— В Москве реализуется одна из крупнейших в мире программ по строительству метро, а параллельно с ней модернизируются действующие станции, которые служат горожанам десятки лет. На будущее закладываем как раз дальнейшую совместную работу с Московским метрополитеном. По аналогии с Филевской линией многие линии со временем нуждаются в капитальном ремонте, а где-то и в реконструкции. Например, старейшая Сокольническая линия, открытая в 1935 году. Подземные воды не щадят ни бетон, ни кирпич. Устарели и кабельные линии, а пропускная способность зачастую уже не соответствует увеличившемуся пассажиропотоку.

Благодаря работе над Владивостокским тоннелем, где были использованы технологии, позволяющие сделать реконструкцию быстрее и качественнее, мы отлично зарекомендовали себя в развитии сотрудничества с РЖД. У них большие планы по развитию Восточного полигона БАМ-2. Когда запустят эту ветку, начнется реконструкция первой, которую строили еще во времена моей юности. Кроме того, для нас открываются большие перспективы строительства в крупных российских городах, где принято решение о расширении метрополитенов. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону.

RRS_4913.jpg

— Как бы не менялась жизнь, у природы все одно, и в разгаре — весна. Чего бы вам хотелось пожелать в дальнейшем для себя, своих сотрудников?

— Добра, умения слышать и идти на компромисс. Эти качества всегда будут людям на благо, будь то работа или семья. Год очень сложный, для нас особенно, впереди открытие пяти станций. Желаю коллективу здоровья, терпения и трудолюбия. Я уверен, что вместе мы преодолеем все трудности и еще раз продемонстрируем силу воли и высокий профессионализм в достижении высокого результата.

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Кострова