Назад
Модная карта Москвы 4
16 февраля 2021
336

Модная карта Москвы 4

На очередной, зимней прогулке по модным уголкам столицы мы снова рассмотрим дома, в которых когда-то жили иконы стиля. Им, звездам, поклонники старались подражать в прическе, одежде, в манерах. Если в предыдущих материалах рассказ шел о королевах, запомнившихся неповторимыми образами, то сегодня — впервые за время существования рубрики — у нас появится и король.

Леди из элитной высотки

Высотка с адресом Котельническая набережная, 1/15 — без преувеличения, дом-эпоха, «город в городе». Это одна из реализованных в Москве сталинских «семи сестер», которая строилась в два временных отрезка: первый корпус появился в 1938-1940 годах, второй, с высотной частью, — в 1948-52-х. (Восьмилетний перерыв был связан с Великой Отечественной войной, с невозможностью осуществлять строительство дорогостоящих объектов). Авторы проекта, архитекторы Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский в середине 30-х годов приняли участие в соответствующем конкурсе на дом повышенной этажности в месте рядом со слиянием Яузы с Москвой-рекой и выиграли его. Строительство обоих корпусов велось ускоренными темпами. По данным из одних открытых источников, оно курировалось главой народного комиссариата внутренних дел СССР Лаврентием Берией, по свидетельствам из других — самим секретарем ЦК ВКП (б) Иосифом Сталиным.

IMG_9012.jpg

По уверениям некоторых москвоведов, точное количество квартир в доме всегда оставалось тайной: сначала по той причине, что существовало несколько апартаментов без номеров, в которых жили засекреченные агенты НКВД, а позже, в 1990-е, — из-за того, что так называемые новые русские массово скупали квартиры и то объединяли их несколько в одну, то, наоборот, разъединяли. Наиболее упоминаемые цифры таковы: изначально в высотке было 540 квартир, а в наши дни — около 700.

Это здание стало ярчайшим образцом сталинского ампира. Центральный корпус насчитывает 32 этажа, боковые — от 8 до10. Его высота вместе со шпилем составляет 176 метров. Нижние пять этажей облицованы розовым гранитом, остальная часть — керамическими блоками. Присутствуют типичные для указанного стиля масштабные украшения в виде скульптурных групп. В холле — барельефы и потолочные росписи.

Этот дом, став предтечей современных люксовых жилых комплексов, отличался уникальным для раннего советского периода уровнем обслуживания. Здесь специально для жильцов работали четыре магазина и служба быта, действовала парковка, было выделено специальное помещение для хранения колясок и велосипедов. С середины 1950-х в здании открылся кинотеатр «Знамя», который с 1966 года и по сей день известен как «Иллюзион».

Первые жильцы начали заселять этот знаменитый дом в 1953 году. Тогда и позже это были преимущественно государственные лица, деятели науки и искусства: актеры, писатели, поэты. Одной из первых обладательниц элитной квартиры стала народная артистка СССР Клара Лучко.

Возможно, те, кто знаком только с ее киновоплощениями, с трудом поверят в то, что эта красивая женщина была еще и продвинутой модницей. На экране Клара Степановна часто представала в образе веселых и душевных (или романтичных) тружениц. Однако в жизни она по праву носила звание иконы стиля, об этом знали даже ее зарубежные коллеги.

Визитной карточкой Лучко были шляпы и шляпки, она покупала их с юности, выкраивая деньги из стипендии. Большие, миниатюрные, с вуалетками, бутоньерками… Их объединяло то, что все они шли своей хозяйке. И, казалось бы, с головным убором можно не думать о совершенстве прически, однако у актрисы всегда была безупречная укладка. Ее локоны и волны зачастую вдохновляли поклонниц на незапланированный поход в салон.

Поражала Клара Степановна и нарядами: какие-то заказывала в ателье, какие-то создавала сама, перешивая вещи, купленные в комиссионках. Один из самых ярких ее туалетов — алое коктейльное платье с норковой накидкой. Его ей сшили в Общесоюзном доме моделей для поездки на Каннский кинофестиваль 1955 года. Платье впечатлило даже зарубежных звезд, в прессе его назвали «Красной бомбой». Сегодня оно хранится в коллекции историка моды Александра Васильева.

Лучко.jpg

На мемориальной доске, укрепленной на котельнической высотке, Клара Лучко запечатлена настоящей королевой стиля: в широкополой шляпе с розой, красиво драпированном платье и меховой накидке.

 

Королева элегантности жила в Трехпрудном переулке

Дом по адресу Трехпрудный переулок, 11/13, строение 1 в этом году отпразднует круглую дату — 110-летие со времени старта постройки. Вместе со строением 2, появившимся годом позже, они образуют часть большого комплекса, известного в Москве как «Волоцкие дома», бывшие доходные владения.

Строительство дома началось в 1911 году по заказу графского семейства Волоцких. Дворяне обратились к известному архитектору Нирнзее, создателю первых «небоскребов» Москвы, перешагнувших отметку в 8 этажей.

IMG_8824.jpg

Здание получилось интересным: возведенное в разгар эпохи модерна, оно практически лишено присущей этому стилю декоративности. Его отличает сдержанность, обусловленная четкими прямыми линиями, неброскость отделки. В то же время, глядя на приглушенную расцветку фасада, угловые башни, асимметрию, арочные окна и лепнину наверху, невольно вспоминаешь ар-нуво, один из последних больших стилей.

В 1917 году, сразу после Октябрьской революции, почти все квартиры были отданы под коммуналки. Однако жили здесь не только рабочие, но и представители творческой интеллигенции. Например, детский писатель Лазарь Лагин именно здесь создавал своего «Старика Хоттабыча», тут же трудилась над самоучителем английского языка лингвист Наталья Бонк.

Нам сегодня этот дом интересен в свете того, что в одной из его квартир до конца своих дней жила яркая, самобытная и невероятно стильная актриса, народная артистка СССР Людмила Гурченко. В отличие от Клары Степановны, она была изысканна и в жизни, и в фильмах. Кого бы ни играла – герцогиню, Маму-Козу, начальницу отдела кадров, официантку из привокзального ресторана — всегда носила костюм так, словно он был создан только для нее. И, думается, дело было не только в ее идеальной фигуре, но и в особом таланте заставить даже простенькую блузку, обычный фартучек работать на себя, соединившуюся с образом героини.

IMG_8813.jpg

А начался ее путь иконы стиля с фильма «Карнавальная ночь» режиссера Эльдара Рязанова, вышедшего в 1956 году. Тогда, 65 лет назад, героиня Людмилы Марковны, работница Дома культуры Леночка Крылова поразила советских женщин своей привлекательностью и обаянием, а еще двумя умопомрачительными платьями. Одно из них — белое в горошек, с облегающим верхом, бантиком у воротничка, короткими рукавами-фонариками и пышной юбкой. Другое — схожего силуэта, но черное, с длинными узкими рукавами, воротником-стойкой, дополненное белоснежной муфтой.

Советские женщины не сошли с ума, но, пожалуй, были близки к помешательству, копируя эти образы. Тысячи леночек в подобных платьях заполнили улицы городов. Именно после этого фильма советские власти стали смотреть на диоровский стиль new-look несколько иначе — более доброжелательно.

И, подчеркну, в каждом последующем фильме Людмила Марковна была необыкновенно органична в любом костюме. А уж как она блистала в жизни! Говорила, что ей нравится стиль ар-деко, что он, роскошный, эпатажный, очень идет ей — и была абсолютно права. В 1980-е частью ее образа стали модные жакеты с подплечниками, блузки с воротниками жабо, узкие короткие юбки.

Настоящая звезда не только покупала одежду: когда не было возможности найти что-то соответствующее ее утонченному вкусу, она шила вещи сама и украшала их так, что невозможно было отвести глаз. Любила драгоценности, необычные аксессуары — сумочки, шляпки, перчатки. Многое из этого сегодня можно увидеть в квартире-музее актрисы, который расположен в этом доме в Трехпрудном переулке. А на фасаде его висит памятная бронзовая доска в честь Людмилы Марковны, такая же оригинальная, какой была и эта легенда кино и стиля: обрамленное лентой старинное зеркало со шляпой и перчатками на полочке и с листом, на котором написано «В этом доме жила Людмила Гурченко».

 

Дом Екатерины Третьей

Дом №9 на Тверской называют самым помпезным на этой улице из тех, что предназначены для жилья. В самом деле он, спроектированный в начале 40-х годов, а построенный уже в конце десятилетия, наделенный явными признаками сталинского ампира, массивен и представителен.

Дом был возведен по проекту архитектора Андрея Жукова, который известен еще как руководитель группы, создававшей архитектурно-парковый ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Что впечатляет при взгляде на это здание? Во-первых, выделение места пересечения Тверской и Брюсова переулка проездной аркой высотой в три этажа. На углу Тверской и другого переулка, Газетного, — сложная ордерная композиция, включающая в себя глубокие лоджии с проемами и аттик с гербом СССР.

Цокольный этаж отделан гранитом. По преданию, это был тот самый гранит, что немцы в 1941 году везли для строительства в Москве своего победного монумента. Но судьба и воля советских солдат распорядились по-другому: гранит стал украшением одного из самых масштабных домов главной улицы столицы.

IMG_8872.jpg

Это здание увешано памятными досками и табличками, как мало какое другое. Здесь жили выдающиеся ученые, в частности, физик-ядерщик Юлий Харитон, ученый-металловед Андрей Бочвар, генетик-селекционер Николай Турбин. Почти два десятка лет тут была квартира выдающегося флотоводца, Героя Советского Союза Николая Кузнецова. Эти стены помнят также актеров и режиссеров Олега Ефремова, Сергея Бондарчука, поэта Роберта Рождественского. И с 1949-го по 1960-й годы в этом доме проживала видный политический советский деятель, министр культуры СССР Екатерина Фурцева, которая тоже по праву внесена в список самых элегантных женщин своего времени.

Екатерина Алексеевна, уроженка Вышнего Волочка, член компартии с 1930 года (ей тогда было неполных 20), в середине 1950-х годов занимала пост первого секретаря Московского горкома КПСС. Говоря современным языком, она была мэром столицы. Это кресло было доверено ей главой государства Никитой Хрущевым, и неспроста: Фурцева была не только надежным соратником Никиты Сергеевича, но и умным, энергичным, организованным человеком, настоящим лидером. С 1960-й по 1974 год она возглавляла министерство культуры СССР.

Мнения о Фурцевой современников и историков весьма противоречивы, скорее всего, правы и те, кто критикует ее, и те, кто поминает добрым словом. В бытность министром она инициировала строительство многих знаковых объектов культуры, таких как Театр эстрады, Театр на Таганке, Государственный концертный зал «Россия». Те, кто любит книжный магазин «Москва», тоже могут мысленно поблагодарить Екатерину Алексеевну. Ее стараниями были организованы крупные творческие форумы и конкурсы, гастроли зарубежных звезд, поддержаны многие талантливые люди — Олег Ефремов, Юрий Григорович, Марк Захаров, Анатолий Эфрос.

Фурцева не только работала на все сто, но и выглядела. Всегда была в хорошей физической форме — благодаря природным данным и регулярным занятиям спортом. Поскольку занимала руководящие посты (к слову, ее нередко за глаза называли Екатериной Третьей, шутя приравнивая к двум российским императрицам), носила чаще всего строгие костюмы, которые заказывала в ателье и покупала в заграничных поездках. Волосы всегда безукоризненно уложены, на лице — сдержанный макияж. Первый секретарь столичного горкома партии, а затем министр олицетворяла собой женскую силу и влиятельность, поэтому другие руководительницы старались подражать ей.

Но надо сказать, Фурцева умела блеснуть и роскошным туалетом. Например, встречая зарубежных знаменитостей, она выходила к ним в изысканных платьях, отвечающих последнему слову моды. Примечательно, что именно на ее глазах случился тот памятный конфуз с участием Джины Лоллобриджиды и Элизабет Тейлор, явившихся в 1961 году на прием в Кремлевский дворец съездов в одинаковых платьях от Dior. Не только всемирно известные актрисы проявили выдержку и не выразили досады — советский министр тоже не повела бровью, общалась с обеими так, будто не заметила, что они (ужас для звезд!) выглядят словно близнецы.

IMG_8849.jpg

В Москве есть еще одно знаковое здание, связанное с «Екатериной Третьей». Оно расположено по адресу Фрунзенская набережная, 50, в нем размещается библиотека, носящая имя этой, без преувеличения, выдающейся женщины. Дом был построен в середине 1950-х годов по проекту группы архитекторов, руководили которой Яков Белопольский и Евгений Стамо. Своей величественностью, линиями и декором он напоминает сталинскую высотку (по слухам, ее и хотели построить, но после отказались от этой идеи из-за плохого грунта). Дом из разряда элитных, здесь тоже жили деятели культуры и науки, многие из которых наверняка общались с Екатериной Фурцевой.

 

Советский неоклассицизм и советский Орфей

Дом на углу Леонтьевского и Елисеевского переулков (точный его адрес — Леонтьевский переулок, 14/11) весьма примечателен в архитектурном плане. В его основе — здание двухсотлетней давности, которое на протяжении этого времени перестраивалось пять, а то и более раз.

Очередная модернизация состоялась в 1930 году, тогда дом и обрел свой нынешний вид. «Советский неоклассицизм» — так специалисты определяют его стиль, обращая внимание на наличие пилястров, визуально объединяющих этажи со второго по пятый, отделку нижнего этажа рустом — каменными плитками в виде квадратов. Эту стилистику несколько нарушает эркер в угловой части, который словно прибыл из рубежа XIX-XX веков, эпохи модерна.

IMG_9108.jpg

Квартирами в этом доме владело и владеет немало знаменитостей, но главным образом он славен тем, что здесь с 1982-го по 2008 год жил певец, воистину золотой голос, актер, композитор, народный артист СССР Муслим Магомаев. «Орфей двадцатого века» — начертано на мемориальной доске, украшающей фасад.

Муслим Магометович был культовым артистом своего времени. Он исполнял оперные арии, эстрадные песни, озвучивал героев мульфильмов, играл на фортепьяно, сочинял музыку. Всесоюзная известность пришла к нему в 1963 году после выступления в Кремлевском дворце съездов на финальном концерте фестиваля азербайджанского искусства. Спустя полгода — сольный концерт в зале имени П. А.Чайковского, потом стажировка в «Ла Скала», гастроли по всему СССР, за границей…

Его не просто любили — обожали. За талант, красоту, обаяние. Женщины огромной страны готовы были носить его на руках, а мужчины уже, кажется, и не возмущались, признавая масштаб его личности и таланта. Разумеется, кто-то пытался перенять его стиль одежды. Магомаев на сцене всегда был невероятно элегантен, а вне ее — очень моден, художники по костюмам сравнивают его с Джеймсом Бондом, который даже в плавках выглядел представительно.

IMG_8878.jpg

Муслиму шли как классические костюмы, смокинги с галстуком-бабочкой, так и вельветовые пиджаки и брюки-клеш — тогдашние fashion-хиты. В сериале «Магомаев» есть эпизод, когда певец, чтобы спасти от тюрьмы знакомого, незаконно торгующего импортом, быстро, разом покупает у него много вещей, можно сказать, целый гардероб. Сотрудникам ОБХСС на допросе объясняет это тем, что ему нужно было достойно одеть своих музыкантов перед гастролями. Говорят, что такой случай действительно имел место. Большое сердце — это тоже про Муслима Магометовича, это было человеческой частью его великолепного стиля.

IMG_9066.jpg

Недалеко от дома, где жил Магомаев, стоит памятник ему, созданный скульп­тором Александром Рукавишниковым и архитектором Игорем Вознесенским. Он замечательный: певец запечатлен в строгом концертном костюме, и даже смокинг и классического покроя брюки не приглушают его темперамента, внутреннего огня. Дом, скульптура, живые цветы у постамента в любое время года — все это вместе стало своего рода монументом в честь кумира миллионов, ярчайшего явления в нашем искусстве.

Копировать ссылку
Автор материала: Жаннат Идрисова