Назад
Москва развивается и строится
13 июня 2023
6092

Москва развивается и строится

Строительный комплекс Москвы работает на благо города слаженно: темпы возведения и ввода объектов в эксплуатацию наглядно это демонстрируют. Какая динамика сейчас наблюдается в развитии транспортной инфраструктуры, жилья и социальных объектов?

Об этом нашему журналу рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

 

КОЛЬЦЕВОЙ ЭФФЕКТ

— Андрей Юрьевич, о сооружении самого масштабного проекта столичного метростроения — Большой кольцевой линии — мы с вами уже говорили. Может, вспомните интересные факты о строительстве БКЛ?

— Открытие Большого кольца московской подземки в марте этого года кардинально трансформировало транспортное обслуживание жителей Москвы и Московской области. БКЛ — это 70 километров путей с 31 станцией и тремя электродепо. Конечно, для реализации задуманного Стройкомплекс Москвы применял множество нестандартных решений. Посудите сами: чтобы проложить под землей более 83 километров однопутных и около 12 километров двухпутных тоннелей, в работу включили 33 тоннелепроходческих комплекса (четыре из них — это 10-метровые щиты-гиганты). Лишь небольшие участки подземных трасс, где невозможно было использовать крупногабаритную технику, строили горным способом, то есть вручную. Пути прокладывались под плотной жилой и промышленной застройкой, объектами культурного и исторического наследия, зелеными зонами, крупными автомобильными и железнодорожными магистралями, действующими линиями Московского метрополитена. Отмечу, что трасса линии имеет 23 пересечения с тоннелями радиальных линий метро, 19 пересечений с путями МЦД и МЦК, семь пересечений с руслами рек (Москва, Нищенка, Таракановка, Яуза). Многое в ходе работ делали в столице впервые.

ZIL_0174.jpg

К примеру, при строительстве станции «Нижегородская» использовали технологию top-down, когда подземная часть возводится сверху вниз от уровня земной поверхности. Станцию «Деловой центр» интегрировали в один из нижних этажей центрального ядра «Москва-Сити», чтобы исключить влияние метро на прочность высотных зданий, в основании путей смонтировали виброгасящие плиты, которые поглощают колебания от движения поездов. На станции «Текстильщики» впервые в истории московского метро головную часть 10-метрового щита весом 870 тонн опустили в монтажно-щитовую камеру в собранном виде: уникальную операцию выполняли с помощью портальной системы, которая может работать с весом почти 1200 тонн. Применение портальной системы позволило на месяц сократить срок монтажа тоннелепроходческого комплекса. Всего за 35 дней запустили 10-метровую «Победу»: щит проложил тоннели на участке от «Кленового бульвара» до «Каширской». Еще один рекорд, поставленный щитом, касался скорости проходки: так, щит «Лилия» за месяц прошел 500 погонных мет­ров при прокладке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ. Управлять всей техникой и координировать слаженность операций помог специально созданный центр управления проходкой. Он будет и дальше служить для строительства перспективных линий метрополитена.

— А что можно сказать про внут­реннее наполнение станций?

— Для каждой станции подобран уникальный архитектурный облик, причем шесть из них — в результате международных архитектурных конкурсов. При отделке использовались инновационные решения и около 10 видов натурального камня. Например, впервые в истории московского метро выбрали кварцевый агломерат. Этот очень прочный камень, ему можно задать любой цвет, так как он создается искусственным способом. Увидеть агломерат можно на станциях «Воронцовская» и «Новаторская». А для оформления вентиляционных киосков станции «Зюзино» архитекторы в качестве эксперимента впервые применили алюминиевые панели-хамелеоны, превратив стандартные конструкции в арт-объекты. При декорировании вестибюля «Нагатинского Затона» обратились к редкой технике интарсии по камню: в мраморе с помощью углублений, заполненных краской, создали изображения рыб, а на платформенном участке собрали мозаичные панно с гигантскими обитателями водоемов. На станции «Терехово» применили цифровую печать на бетоне — на колоннах станции появились силуэты человеческих фигур.

При строительстве Большой кольцевой линии установлен еще один рекорд — эскалаторный. Самый длинный эскалатор в Москве появился на станции «Марьина Роща», его длина составляет 130 метров. Он на четыре метра длиннее прежнего рекордсмена — эскалатора на станции «Парк Победы».

Кстати, интеграция рекордного метрокольца в существующую сеть линий прошла успешно и продолжает дополняться переходами и пересадками. Так, в завершающей стадии находится возведение подземного коридора между станциями БКЛ и Арбатско-Покровской линии «Электрозаводская». Новый переход появится между станцией «Каховская» БКЛ и станцией «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Оформляется комфортный трансфер между станциями «Авиамоторная» Калининской и Большой кольцевой линий. Сооружают мостовой переход между станциями «Текстильщики» БКЛ и Таганско-Краснопресненской линии.

Более того, в трассировку Большого кольца заложены и дальнейшие связи с перспективными радиальными линиями — Бирюлёвской, Рублёво-Архангельской и Троицкой.

— В этом году развитие трех новых линий метро получило более наглядную картину, верно?

— Да. Метро придет в районы, где жители ждут его очень давно. Теперь есть вся градостроительная документация для Бирюлёвской линии метрополитена — утверждены проекты планировки 10 станций (от станции «ЗИЛ» до станции «Бирюлёво») общей протяженностью 22 километра, также готов проект еще одного электродепо. По проекту Рублёво-Архангельской линии, которая протянется на северо-запад столицы от станции БКЛ «Шелепиха», уже ведутся работы в рамках первого этапа: готовы два тоннеля. Троицкая линия, которая соединит округа Новой Москвы с платформами МЦК и радиальными ветками метро, тоже находится в процессе строительства. Всего на ней будет 17 станций. С БКЛ ее свяжет «Новаторская».

Развиваются не только новые ветки метро. В этом году протянем подземный маршрут до аэропорта «Внуково» — для этого сейчас активно продляем Солнцевскую линию. На станции «Аэропорт Внуково» заканчиваем строительство основных конструкций и проводим коммуникации. Украсим ее изображениями гражданских самолетов конструкторского бюро Туполева, чье имя носит аэропорт. Еще одна станция участка продления «желтой» ветки — «Пыхтино» — будет соединяться с конечной остановкой с помощью Ликовского метромоста, который станет двенадцатым подобным сооружением Москвы и вторым по протяженности (после Лужнецкого метромоста) через Москву-реку.

ZIL_0185.jpg

Подводя промежуточную черту по развитию метро, подытожу общей аналитикой: с 2011 года Правительство Москвы завершило строительство и реконструкцию 225 километров линий, 109 станций, четырех дополнительных вестибюлей, 11 электродепо метро и Московского центрального кольца (МЦК). Сеть Московского метрополитена выросла в 1,6 раза. Кроме того, совместно с ОАО «РЖД» введены в эксплуатацию линии наземного метро МЦД-1 и МЦД-2 — 132 километра путей и 62 станции. Таким образом, сделана колоссальная работа по улучшению качества жизни людей.

 

ДВИЖЕНИЕ В НЕДВИЖИМОСТИ

— Поговорим об еще одном направлении, нуждающемся в улучшении для жителей города: программе реновации жилищного фонда. Чем уже успел отметиться 2023 год в рамках ее реализации?

— Без преувеличений скажу, что объем расселенных домов по программе реновации относительно прошлого года удвоился. Если за аналогичный период 2022 года мы расселили 53 дома, то за пять месяцев текущего года завершено расселение 102 домов. Все жители получили современные квартиры в новостройках, возведенных по стандартам программы. Если быть точным, то с начала 2023 года на территории столицы достроили и ввели в эксплуатацию 21 дом, площадь этих квартир позволит переселить свыше 10 тысяч человек. Вовлекая городские пространства в будни современного мегаполиса, мы застраиваем как освободившиеся после сноса пятиэтажек земли — на данный момент сооружаются 78 строений — так и продолжаем работу и по поиску новых территорий для строительства. С января подобрали 22 участка под реновационную застройку.

Обновляются абсолютно все районы во всех округах столицы. 2023 год характеризуется, прежде всего, объемным вводом новых домов по программе реновации, так как в прошлые пару лет было выдано множество разрешений на их строительство. Работаем и далее: в проектирование только с начала года запущено почти 50 новых домов, получено положительное заключение Мосгосэкспертизы.

Напомню, что программа реализуется в ходе нескольких «волн». Первые новоселы переехали в феврале 2018 года. А сейчас в некоторых районах удается досрочно завершить первый этап переселения, который по плану длится до 2024 года, но мы уже имеем возможность переселить всех участников программы.

Формируя новую жилищную застройку, город учитывает и окружение. Как заявлял Мэр Москвы Сергей Собянин, на благоустройство смотрят в комплексе, чтобы жители любого возраста могли отдыхать и заниматься спортом в шаговой доступности от дома. Рядом с новостройками разместили больше 600 спортивных и детских площадок. Учитываем индивидуальную концепцию дворов. При общем вводе в 249 современных жилых строений было благоустроено 1,6 миллиона квадратных метров дворовых пространств!

Кроме того, на этапе ввода в эксплуатацию и передачу квартир жителям наша работа не заканчивается. Чтобы горожане могли получить ответы на интересующие их вопросы по заселению и другим связанным с программой реновации вопросам, специалисты Стройкомплекса Москвы проводят консультации через Общественный штаб по контролю за реализацией программы. Штаб обеспечивает взаимодействие жителей с органами исполнительной власти города Москвы и организациями, принимающими участие в реализации программы реновации, это наиболее востребованный канал связи с жителями. С начала года эксперты профильных ведомств ответили на более чем 23 тысячи обращений граждан. Механизм переселения, гарантии для участников программы, сроки переезда, увеличение количества стартовых площадок — эти и другие темы объясняются доступно, через доступные способы коммуникации. По горячей линии, электронной почте, в рамках личных приемов. Так, чтобы ни у кого не осталось непонятных моментов. Действует специальный суперсервис, который уведомляет об этапах переселения и помогает с правоустанавливающими документами. Онлайн-ресурсами пользуются около половины от общего числа горожан, чьи переезды по программе уже стартовали, но объемы все равно значительные. Свыше 720 тысяч уведомлений было направлено 48,5 тысячи участникам программы, и их количество будет только расти.

ZIL_0368.jpg

Уточню, что всего с момента старта программы реновации на сегодняшний день начато переселение порядка 115 тысяч жителей из 692 домов, 97,3 тысячи уже отпраздновали новоселье. Снесены 216 домов, 229 из 249 новостроек заселены, по 196 объектам ведется строительство, а 212 строений — в проектировании.

— Жилье в столице строилось активно всегда, городом и инвесторами. Расскажите, как обстоят дела с выполнением годового плана по вводу недвижимости?

— С начала года на территории столицы построено и введено в эксплуатацию 4,5 миллиона квадратных метров недвижимости различного назначения, включая 2,1 миллиона «квадратов» жилья. Несмотря на внешние влияния, рынок недвижимости в столице демонстрирует позитивную динамику: годовой план выполнен более чем наполовину (всего в планах на этот год — ввод порядка 8,5 миллионов квадратных метров недвижимости — прим. ред.). Значительная часть введенных в эксплуатацию объектов была построена за счет частных инвестиций, что говорит о высокой привлекательности рынка столичной недвижимости. Во многом это объясняется теми мерами поддержки, которые были приняты федеральным правительством и Правительством Москвы. Строительство недвижимости и жилья отвечает решению задач, поставленных национальным проектом «Жилье и городская среда», который инициировал Президент РФ Владимир Путин. Основной целевой показатель, напомню, заключается в обеспечении ежегодного ввода в эксплуатацию 120 миллионов квадратных метров жилья и улучшении жилищных условий 5 миллионов семей ежегодно. Выполнение плановых показателей станет проще с применением технологий информационного моделирования (ТИМ), в том числе на базе отечественного программного обеспечения. Около 200 разных объектов в городе проектируются и возводятся с использованием ТИМ, в том числе и по программе реновации, кстати. Благодаря информационной модели объекта можно оптимизировать инвестиционно-строительный цикл, сделав его прозрачным и понятным, а также снизить сметные расходы и эксплуатационные затраты.

Второй по важности категорией недвижимости после жилья являются социальные объекты. 37 объектов уже построили с начала 2023 года: введенные учреждения расположены в разных районах вблизи от новых или уже сформированных жилых кварталов. Факт, что за первые четыре месяца года подготовлено 29 градостроительных плана земельных участков (ГПЗУ) для строительства соцобъектов. Все они будут построены за счет города. Москва продолжает активно развивать социальную инфраструктуру, возводя детские сады и школы. Оформление ГПЗУ — один из первых этапов реализации проектов, и подготовка и выдача такого количества планов за четыре месяца — хороший показатель.

Отличительно то, что инвесторы, планируя свою застройку, заключают с городом специальные договора для обеспечения своих проектов школами и детскими садами. С момента действия такого механизма подписано 76 договоров, по которым городу будет передано 142 образовательных объекта на 55 тысяч мест, из них 60 школ почти на 38 тысяч мест и 82 детских сада на 17 тысяч мест. С начала этого года оформлено 30 договоров на 53 образовательных учреждения, в которых бюджетными местами будет обеспечено свыше 18 тысяч детей. В течение года, безусловно, появятся новые инвесторы, готовые строить соцобъекты для города, а «передовики» пополнят свой список новыми объектами.

Спортивная «карта» Москвы пополняется качественными площадками: теперь ее дополнили семь точек. Один из крупнейших — новый корпус «МССУОР» № 4 имени А.Я. Гомельского в районе Бибирево. Среди новых объектов — академия спорта «Динамо» в районе Аэропорт, ледовый дворец «Кристалл» в «Лужниках», спортивно-оздоровительный комплекс с гостиницей «Спартак-волейбол» в районе Ясенево, многофункциональный комплекс в Митине, физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) в Ново-Переделкине и ФОК с бассейном в Новокосине. Завершена комплексная реконструкция стадиона «Москвич». Все это не может не радовать: в этом году московский спорт отмечает 100-летие, и в городе создается современная система физического воспитания и спортивной подготовки.

ZIL_0359.jpg

Медицинская система пополняется качественными поликлиниками: сейчас строятся девять объектов по новому стандарту, некоторые из них входят в проекты планировки территорий по реновации. Флагманские центры — всего в городе будет их будет шесть, два уже работают (в НИИ скорой помощи имени Склифосовского и ГКБ имени Вересаева), продолжается реконструкция одного и строительство еще трех — реализуются в рамках госпрограммы «Столичное здравоохранение». Уже работающие клиники оснащаются современным оборудованием.

В основе каждого разрабатываемого в Москве проекта заложена человекоцент­ричность. Все объекты возводятся для людей, которым прежде всего важен комфорт.

 

НА ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ

— Комфорт проживания в мегаполисе немыслим без развития транспортных дорожных связей. Какие проекты отметите в части развития уличной сети?

— Темпы строительства и реконструкции дорог в столице в этом году будут сохранены. Всего введем не менее 90 километров дорог. Полностью запустим движение по Московскому скоростному диаметру. Основное направление уже работает, а далее строители двигаются на соединение со смежными строящимися участками. И, как отметил глава города Сергей Собянин, хотя изначально весь южный участок хотели запустить одновременно где-то в сентябре, он будет построен раньше.

ZIL_3772.jpg

Если это будет целесообразно, запустим его отдельным пусковым комплексом уже летом. Откроют движение транспорта на участках МСД от Шоссейной улицы до улицы Полбина и от улицы Полбина до Курьяновского бульвара. Завершим работы на Южной рокаде, строительную готовность которой можно оценить на 70%. По-новому «развяжем» МКАД: осталось реконструировать три пересечения с вылетными магистралями.

Каждый объект имеет свою специфику, сроки, сложности. Двигаясь поэтапно и слаженно, мы нажмем на «пуск» вовремя.

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Кострова