Назад
Москва. Река. Притяжение.
25 апреля 2019
3592

Москва. Река. Притяжение.

Москва-река и ее набережные в скором времени должны стать главной «парадной улицей» столицы, точками притяжения для жителей  и гостей города. Этот масштабный проект — в числе главных трендов градостроительной политики столицы. Тему активно обсуждают профессиональное сообщество и общественность.

Полновесное и разностороннее звучание она обрела на прошедшей в «Доме на Брестской» (2-я Брестская, дом 6) выставке «Москва-река», которая стала на несколько дней авторитетным форумом, где представители органов власти, бизнеса, архитектурного сообщества, активные граждане говорили о повышении роли Москвы-реки в жизни столицы.

К истокам

Точнее, к истории вопроса. Краткий исторический экскурс о строительстве и благоустройстве московских набережных провел Айрат Багаутдинов, руководитель образовательного проекта «Москва глазами инженера».

Первые набережные в Москве начали строить во второй половине 18 века. Берега Москвы-реки изначально укрепляли с помощью деревянных бревен, уже в конце столетия широко стал использоваться камень-песчаник. Потом вдоль московских набережных вымостили булыжником проезды. Но таких благоустроенных набережных в прошлом было немного, до 1917 года их общая длина не превышала четырех километров.


В разное время прибрежная территория в столице была и местом, где шла бойкая торговля, и популярным прогулочным маршрутом у московской знати, и «задним двором», и даже свалкой мусора (да, было и такое, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург, где как раз Нева выступила в роли «парадной» города).

Портом пяти морей главная водная артерия столицы стала гораздо позже.

Дотянуться до реки

Необходимость активного обсуждения повышения роли Москвы-реки в жизни столицы назрела давно. И это, как показал форум на 2-й Брестской, дискуссия не одного дня, поскольку тема многоаспектная и многослойная. Здесь и вопросы благоустройства столичных набережных, обеспечение безопасности, контроль экологической обстановки, развитие транспортной доступности и туризма, укрепление межрегиональных связей, реорганизация промзон, строительство новых мостов. Все это позволит считать Москву-реку не только местом, где можно прогуляться, с комфортом провести время и полюбоваться открывающимися с реки видами, но и использовать потенциал столичной водной артерии в гораздо большем объеме, чем это делается сейчас.


Как будут благоустраиваться прибрежные территории и какие приоритеты определяют архитекторы в реконструкции набережных? Идеями и опытом их реализации, лучшими практиками организации проектов на воде делились участники дискуссии.

По мнению представителей АБ «Остоженка», сегодня, обращаясь к Моск­ве-реке, мы должны вспомнить, что река в Москве это не только 80 километров основного русла и его набережные, но и 140 малых рек и ручьев, пронизывающих весь город. Даже самые дальние районы города могут «дотянуться» до реки через малые речки и пруды, которые являются частью зеленого каркаса города. Благополучие реки зависит от правильного использования потенциала всего речного бассейна.

Точки притяжения, секреты красоты и безопасности

Река в городе может обеспечить доступность прибрежных зон и дать новый импульс мобильности городской аудитории, возможность перейти от промышленной экономики к экономике впечатлений, организовать территории полезного досуга — об этом рассказала Анна Амвросова, ведущий аналитик и руководитель проектов Habidatum.

Главный архитектор ЦНИИП Минстроя России, руководитель мастерской «ПТАМ Виссарионова» Юрий Виссарионов представил концепцию благоустройства Нагатинской поймы. Благодаря органичному сочетанию зданий башенного типа и «ландшафтных» домов, зданий разной этажности, жилая застройка получит «живой» силуэт. Особенно бережно поддерживается тема планировочных изгибов — дуга благоустройства набережной усиливается овальными планами, которые подчеркивают дома-башни. Рекреа­ционная территория организована по принципу зрительного зала в театре. Этот «открытый театр» создадут жилые дома, общественно-деловые зоны и организованные территории.


Сделать интересными, привлекательными и удобными для маленьких горожан места отдыха рядом с Москвой-рекой предлагает Бюро «Чехарда». Опыт создания природных игровых площадок представители бюро презентовали в ходе работы выставки.

Ощутить близость к воде, спуститься к берегу и прикоснуться к реке — такая возможность, по мнению Дмитрия Селивохина, генерального директора архитектурного бюро «Народный архитектор», должна остаться у горожан. Команда «Народного архитектора» рассматривает реку в контексте городского парка, что позволяет подчеркнуть красоту воды и природного ландшафта, устроить удобные подходы и дорожки, раскрыть потенциал каждого уголка у воды. Примером может послужить реализованный бюро проект по благоустройству Малого Голицынского пруда в парке Горького, где точкой притяжения на воде стал лебединый домик.

Согласитесь, ярких и интересных идей много, тем более что в планах города — создание парков у воды, строительство набережных на месте промзон.

В ходе благоустройства водной артерии будет совершенствоваться и система обеспечения безопасности на водных объектах. Об этом рассказали специалисты Департамента гражданской обороны, ЧС и пожарной безопасности Москвы в рамках панельной дискуссии «Москва-река как интеграционная артерия».

Дом на воде

А еще футбольное поле, СПА-салон, кинотеатр, плавучие набережные, отели, хаусботы, торговые центры и многое другое можно разместить в водной акватории Москвы-реки.

Ориентиром может послужить международный опыт. В Европе домов на воде гораздо больше, чем в России: в таких странах, как Германия или Нидерланды речные участки значительно дешевле, чем земля, поэтому многие предпочитают селиться на воде. Подобная жилая недвижимость весьма популярна и во Франции.

Плавучий дом, конечно, не гарантирует прописку (его можно зарегистрировать в Государственной инспекции по маломерным суднам как плавсредство), но вот получение ярких впечатлений и прекрасное времяпровождение — совершенно точно!

Кроме того, европейский формат объектов на воде можно рассматривать как импульс для создания новой туристической инфраструктуры.

Дискуссия затронула обсуждение проектов, которые реализованы или планируется осуществить не только на Москве-реке, но и на российских водных пространствах.

На кабриолете по Москве-реке

Уже нынешней весной водной акватории обещают добавить красок. С открытием навигации по столичной водной артерии начнут курсировать «речные кабриолеты», как окрестили новые суда владельцы вод­ных транспортных средств. Ряды водной флотилии пополнились десятью новыми речными трамвайчиками, в каждом из которых — по 44 пассажирских места. Их отличает яркая раскраска — каждый трамвайчик имеет свой оригинальный цвет. А самая главная «изюминка» новых судов — стеклянная телескопическая крыша. В хорошую погоду она может отодвигаться (по принципу крыши в кабриолетах), открывая лучший обзор на столичные достопримечательности, выходящие к реке.


По мнению экспертов, выступавших в сессиях деловой программы выставки, круизное направление — один из самых перспективных векторов развития водной артерии столицы. Пока, по словам Владимира Маркина, заместителя руководителя по инвестициям и развитию ФГБУ «Канала им. Москвы», транспортный потенциал Москвы-реки используется лишь на 50 процентов.

Препятствий два: устаревший флот и недостаточное количество причалов. Впрочем, программа благоустройства набережных Москвы-реки предполагает строительство более двух десятков новых причалов и реконструкцию существующих. А с выходом на маршруты разноцветных трамвайчиков продолжится процесс обновления речного транспорта.

Опыт соучастия: обсуждаем, спорим, решаем

Содержание выставки «Москва-река» во многом определило голосование в проекте «Активный гражданин», участие в котором приняло порядка 200 тысяч респондентов. Самые интересные предложения и легли в основу выставки «Москва-река». Так, по словам организаторов мероприятия, большинство из них отдали свой голос за тему «Реорганизация промзон, прилегающих к Москве-реке». Поэтому итоги голосования в «Активном гражданине» были реализованы в виде отдельной сессии. Приглашенные эксперты наряду с общественниками представили свое видение, какие преобразования произойдут на этих территориях.

«Дом на Брестской» в последнее время все увереннее подтверждает статус эффективной коммуникационной площадки. Здесь у «открытого микрофона» — представители власти и профессионального строительного сообщества, инвесторы и активные граждане. К слову, позиция последних не только все чаще бывает услышанной, но и ложится в основу многих архитектурных проектов.

Опыт соучастного проектирования используют многие архбюро. Принципы совместного проектирования презентовала компания ARTEZA, представители которой рассказали на форуме об особенностях проектирования городских набережных на примере Филевской поймы. Здесь появятся организованные территории для активного отдыха (велосипедные и беговые дорожки), смотровые площадки, разноуровневые зоны отдыха с деревянными настилами и навесами, ландшафтный сад, открытые навесы — место для тихого и спокойного времяпровождения. При подготовке своего проекта компания проводила встречи с жителями, совместно с ними обсуждали концепции и учитывали их пожелания при формировании концепции.

Подтверждением важности учета общественного мнения поделилась Инициативная группа «За Филевскую пойму» — яркий пример того, как работа с городскими комьюнити помогает реализации важных градостроительных проектов.

Продолжение следует

Выставка стала прологом актуальной темы Москвы-реки, продемонстрировала готовность к диалогу, дала возможность подискутировать, найти точки коммуникации, узнать о международной и российской практике организации проектов на воде.

Продолжение обязательно последует. А первые шаги к преображению прибрежных территорий можно будет наблюдать уже нынешней весной и летом.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Черкасова