Несмотря на то, что Москве уже 876 лет, наш город с возрастом становится все более современным и комфортным, поэтому и подарки ко Дню города соответствующие. Всего за несколько дней в Москве открыли новую трассу, которая соединяет Троицк и Щербинку, пять новых станций метро, целую линию МЦД-4 из 36 станций, вылетную автомагистраль Проспект Багратиона (платный дублер Кутузовского проспекта от Сити до МКАД) и финальный, южный участок Московского скоростного диаметра!
О настоящем подвиге столичных строителей нашему изданию рассказывает заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
— Андрей Юрьевич, разрешите воспользоваться служебным положением и поблагодарить и Правительство Москвы, и весь Стройкомплекс за МЦД-4 не только как главный редактор, но как пассажир!
— 11 лет назад Сергей Семенович Собянин сказал: «Мы будем строить лучший город Земли». И начали именно с транспорта: была задача не только построить новые станции метро, сделать железные дороги частью городского транспорта, но и чтобы в итоге каждый человек мог экономить время, которое он должен потратить на дорогу до работы, на себя, свой досуг, личную жизнь.
Скажу откровенно: МЦД-4 стал самым сложным диаметром с точки зрения строительства. Это и самый протяженный диаметр столицы. Он связал семь центральных вокзалов города, в том числе Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савёловский, Рижский и Белорусский. Работали в кратчайшие сроки в тяжелых условиях. Для его открытия необходимо было связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги — Калужское и Нижегородское, пройдя при этом через Белорусское, Рижское и Курское направления МЖД. Для решения этой задачи на нескольких участках диаметра провели гигантские по объему работы.
— Например?
— Например, реконструировали участок Москва-Пассажирская-Курская — Площадь Трех Вокзалов, участок Москва-Пассажирская-Курская — Карачарово со строительством дополнительных главных путей. Это и строительство третьего и четвертого главных путей на участке Площадь Трех Вокзалов (Каланчевская) — Марьина Роща. Всего построили 100 километров новых главных и реконструировали 54 километра существующих железнодорожных путей, рядом со станциями Железнодорожная и Солнечная возвели два парка отстоя и экипировки поездов, где может разместиться 17 составов. Наши специалисты построили восемь железнодорожных мостов через реки Незнайку, Сетунь, Москву и Яузу, пять железнодорожных эстакад, больше 40 других искусственных сооружений и путепроводов. В ходе работ отсыпали 4570 тысяч кубометров земляного полотна, смонтировали более 380 километров контактной сети и 169 стрелочных переводов, построили и реконструировали девять тяговых подстанций, проложили свыше 1360 километров инженерных сетей и переустроили более 490 километров инженерных коммуникаций. В пиковые этапы строительства на площадках работали одновременно 3,5 тысячи специалистов.
И важно отметить, что эти сложнейшие работы в условиях плотной городской застройки проводились без остановки движения автомобильных потоков, поездов МЦК, действующих линий метро, МЦД-1 и МЦД-2.
— На МЦД-4 — самое большое количество пересадочных станций?
— Да, пассажирам доступно 38 вариантов пересадок на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и другие диаметры. Кроме того, мы построили комфортные московские городские вокзалы, которых на новом диаметре разместилось больше всего среди других линий наземного метро — 24. Все они соответствуют новому стандарту московского транспорта. Все ключевые преимущества МЦД-4 называть не буду, скажу лишь, что его открытие улучшило транспортное обслуживание свыше 20 районов Москвы. Столица стала ближе для жителей подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного (Балашиха) и других близлежащих населенных пунктов.
Но надо сказать, что мы не забываем про Московские центральные диаметры, которые уже ввели в строй. Например, сейчас завершается сооружение основных конструкций подземного пешеходного перехода через пути второго Московского центрального диаметра (МЦД-2) в районе Царицыно. Подземный переход в районе улицы Медиков будет готов в следующем году. Сейчас заканчивается сооружение тоннельной части, лестничных сходов, лифтовых шахт. Ведутся отделочные работы: облицовка гранитными плитами стен парапетов схода, облицовка стен лестничных сходов и стен тоннеля керамогранитной плиткой, торкретирование внутренней потолочной поверхности, устройство арматурного каркаса лифтового павильона. Длина тоннеля перехода составит 97 метров, здесь будет четыре лестничных схода и три лифта. Когда введем объект в строй, то это обеспечит безопасный и комфортный проход для пешеходов под проезжей частью МЦД-2 в районе перекрестка улиц Медиков и Кантемировской. Появится безопасный проход пешеходов через железнодорожные пути Курского направления ОАО «РЖД» к территории парка «Борисовские пруды».
— Недавно на Солнцевской линии открыли две станции: «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково».
— Да, это другой большой подарок москвичам, который, без сомнения, оценят и гости столицы. От «Москва-Сити» до пассажирского терминала «Внуково» теперь можно доехать напрямую, без пересадок и всего за 40 минут. Причем, последняя располагается прямо на территории воздушной гавани. Так что с платформы можно выйти непосредственно в терминал. Опоздавших на рейсы теперь наверняка станет меньше. Дизайн обеих станций посвятили гражданской авиации и знаменитому КБ Туполева. Своды платформы «Пыхтино», например, украшает макет самолета Ту-144. Для пассажиров — комфортные переходы, удобная навигация. Ну, а станция «Аэропорт Внуково» — это целый вокзальный комплекс: там будут пересадки на МЦД-4, возможность пересесть на аэроэкспресс. Солнцевская линия метро — проект важнейший для всей столицы. Он был еще и технически очень сложным.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее про макет самолета.
— Прямо над эскалатором станции размещена модель в масштабе 1/10 первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, разработанного в КБ Туполева. Она максимально приближена к облику настоящего самолета и изготовлена из традиционно применяемых в авиации материалов — алюминиевых сплавов и нержавеющей стали. Они обеспечивают наибольшую сохранность изделия в течение десятков лет. Длина модели составляет более 7,5 метра, размах крыла — почти 3 метра, масса — около 180 килограммов. Она была сначала выполнена в трехмерной графике. Модель была доставлена на «Пыхтино» по частям и собрана непосредственно на станции. Специалисты ГК «Мосинжпроект» и КБ Туполева позаботились о надежности и безопасности конструкции — модель установлена на стальных трубах из нержавеющей стали, которые крепятся к стальным балкам. Все узлы обладают большим запасом прочности.
Что касается станции «Аэропорт Внуково», то, повторюсь, она оформлена в «авиастиле», ее дизайн перекликается с оформлением терминала воздушной гавани и посвящен гражданской авиации, истории конструкторского бюро Туполева, в честь которого и назван аэропорт. Стены украшены тематическими рисунками: десятки самолетов пролетают над картой России, а в верхней части платформы изображены их создатели. Под руководством авиаконструкторов Андрея и Алексея Туполевых было спроектировано более 100 типов самолетов, включая Ту-2, который считался лучшим средним бомбардировщиком Второй мировой войны.
— Но открыли ведь не только «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково».
— Да, все так. Линия метро впервые вышла за кольцевую дорогу на севере Москвы. Люблинско-Дмитровская линия стала длиннее еще на три станции: первых пассажиров приняли «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Эффект от этого почувствуют не только жители пяти московских районов, а это свыше полумиллиона человек, но и в подмосковном Долгопрудном. Сэкономить теперь можно до часа в день. Оценят новый участок и студенты МФТИ. Напоминаю, что строительство началось в 2019-м году, трасса участка от станции «Селигерская» до «Физтеха» длиной 5,8 километра проходит вдоль Дмитровского шоссе. «Яхромская» расположена у пересечения Дмитровского шоссе и улицы 800-летия Москвы, «Лианозово» — на пересечении Дмитровского шоссе и Дубнинской улицы, а «Физтех» — севернее бульвара Академика Ландау.
Главным украшением «Физтеха» стали световые колонны, расположенные в центре платформы. Между ними установлены широкие скамьи округлой формы. Пол на станции выложен светлым гранитом с контрастными черными полосами, выделяющими скамьи. Наземный павильон с трех сторон окружен колоннадой. А оформление платформы «Яхромской» имеет асимметричное красно-белое цветовое решение. Алюминиевые панели белой путевой стены украшает нанесенное методом сублимации (непрямая печать) художественное панно, посвященное празднованию 800-летия Москвы в 1947 года. Композиция площадью 815 квадратных метров развернута на всю длину платформы. Автор — народный художник России Александр Рукавишников. Дизайн станции «Лианозово» выполнен в сдержанных тонах — темно-сером и бежевом. Колонны, потолок и путевые стены облицованы металлическими панелями, пол — полированными плитами светло-серого гранита и габбро-диабаза.
Проходка тоннелей была выполнена по традиционной для Московского метрополитена технологии с устройством двух однопутных тоннелей диаметром шесть метров. Работы велись в сложных геологических условиях: под Дмитровским шоссе, вдоль проезжей части, под МКАД и путями МЦД-1 (Савёловское направление МЖД).
Специалисты применили ряд уникальных технологий. В частности, сооружение двух перегонов от «Лианозово» до «Физтеха» велось одновременно, благодаря чему впервые при строительстве метро в Москве состоялся синхронный выход двух тоннелепроходческих механизированных комплексов в один котлован.
Кстати, открытие метро — это не единственный подарок жителям этого района: вместе со станцией метро был открылся и московский городской вокзал «Лианозово», куда прибывают поезда МЦД-1. Его специально перенесли на 350 метров ближе к метро, и это сократило время пересадки в четыре раза!
— Андрей Юрьевич, столичные водители 11 сентября впервые поехали на работу по южному участку Московского скоростного диаметра…
— Да, еще один крупнейший объект транспортной инфраструктуры готов к эксплуатации. Его открыли Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин. Напомню, что создание новой городской магистрали — МСД — осуществлялось в несколько этапов. Основной участок длиной 40 километров от Бусиновской развязки до Косинской эстакады открыли в 2022 году. 8 сентября 2023 года он был состыкован с федеральной трассой М-12 «Восток». 9 сентября 2023 года было открыто южное направление МСД. Трасса южного направления МСД начинается у развязки с шоссе Энтузиастов, пересекает Москву-реку по новому мосту в районе Каширского шоссе и далее выходит на Московскую кольцевую автомобильную дорогу (МКАД) в районе Варшавского шоссе и федеральной трассы М-2 «Крым». Длина ее основного хода по прямой — около 28 километров. Подчеркну, что это важнейший участок, который будет обеспечивать лучшую транспортную доступность 22-х районов Москвы.
В 2024 году планируется завершить строительство дороги, которая свяжет южное направление МСД с трассой М-2 «Крым», а после — с новой магистралью Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Кроме того, в перспективе будет построено спрямление южного направления вдоль Каспийской улицы от Кантемировской улицы до Павелецкого направления Московской железной дороги. Если говорить языком цифр, то всего в составе трассы будет построено 97 километров дорог, 55 искусственных транспортных сооружений и 12 внеуличных пешеходных переходов. Большая часть трассы проходит по воздуху — по эстакадам и путепроводам.
— Там еще построили новый мост через Пехорку?
— Да, 314 метров с тремя полосами движения в каждом направлении. Во время проектирования моста специалисты применили технологии информационного моделирования, благодаря которым удалось рассчитать спецификации элементов конструкций и прилегающих дорожных объектов в кратчайшие сроки. Также новые технологии позволили сразу определить нужное количество строительных материалов и будущий объем работ.
На мосту установлено металлическое барьерное ограждение и шумозащитные экраны, опоры освещения, поэтому в темное время суток здесь, как и на протяжении всей магистрали, будет комфортно и светло. Сложность при возведении нового моста заключалась в том, что под ним находится еще один — мост Зенинского шоссе, который тоже пересекает реку Пехорка. Однако движение по этому мосту не прекращалось на протяжении всего времени строительных работ. Более того, новый мост удалось ввести в эксплуатацию на шесть месяцев раньше запланированных сроков. Это очень большая цифра.
— Но это же не единственная трасса, которую открыли в сентябре?
— Верно, в Новой Москве появилась новая дорога, соединяющая Калужское и Варшавское шоссе и два крупных города — Троицк и Щербинку. Это очень важный объект для всех нас. Открытие этой трассы завершило формирование единой транспортной связи от Варшавского шоссе через Калужское и Киевское до Минского шоссе общей протяженностью порядка 40 километров. По оценкам экспертов, новой дорогой ежедневно будут пользоваться 14 тысяч автомобилистов. Сергей Семенович неоднократно говорил, что построить такую дорогу давно просили жители. Связав напрямую два крупных города, она стала еще одним дублером и ЦКАД, а также перспективной магистрали Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе. Построена трасса, как и все другие в столице, по современным технологиям. В ее составе три искусственных сооружения —мост через реку Десна, путепровод через пути МЦД-2 и эстакада прямого хода. В результате транспортная доступность улучшилась более чем у 233 тысяч жителей городов Троицка, Щербинки, а также деревень Яковлево, Черепово, Кувекино, Евсеево, Алхимово, Андреевское, прилегающих СНТ и жилой застройки поселения Десёновское. По ряду маршрутов перепробег транспорта сократится до пяти километров, или на 30 процентов, что позволит экономить до 45 процентов времени в пути. Благодаря новой трассе на 29 процентов снизится нагрузка на улицу 40 лет Октября в Щербинке, на шесть процентов — на прилегающий участок Варшавского шоссе. Городской и личный транспорт будет двигаться быстрее.
— Андрей Юрьевич, а что дальше, какие планы?
— Сейчас в Москве уже строится порядка 35 километров новых линий и 15 станций метро. А всего в наших планах на горизонте 10-ти лет запроектировать и построить 39 станций метро. Эта серьезная цифра позволит обеспечить высокую пешую доступность станций практически для всех жителей Москвы, а это больше возможностей для составления маршрутов. Кроме того, благодаря этому лучше распределяются потоки пассажиров, что снижает загруженность общественного транспорта и — мы уже обсуждали это — сокращает время в пути.
Напомню, что в городе реализуется масштабная программа строительства дорожно-транспортной инфраструктуры, в ближайшие три года мы продолжим развивать это направление. Если заглянуть немного дальше, то в 2024-2026 годах в Москве планируется ввести в эксплуатацию 265,6 километра новых дорог, включая более 70 крупных искусственных сооружений — тоннелей, путепроводов, эстакад, развязок, мостов, а также 60 внеуличных пешеходных переходов.