Назад
Проходим, открываем, замыкаем!
11 апреля 2022
2208

Проходим, открываем, замыкаем!

Развитие транспортной инфраструктуры — один из ключевых принципов градостроительной политики Москвы. Транспортное строительство является драйвером городского развития и привлекает в столичную экономику частные инвестиции: каждый рубль, вложенный в развитие инфраструктуры, приносит три рубля внебюджетных инвестиций плюс дополнительные налоги.

За последнее десятилетие транспортная система Москвы в своем развитии сделала существенный шаг вперед. Открыто 100 новых станций метро и Московского центрального кольца (МЦК), построены и реконструированы более 80 остановочных пунктов железной дороги, а протяженность улично-дорожной сети выросла на 20%. Но власти столицы не собираются останавливаться на достигнутом: к 2025 году 91% москвичей будут жить в пешей доступности к метро, МЦК или Московским центральным диаметрам (МЦД), а автомобилисты смогут без пробок добраться с севера на юг города и обратно, минуя центр.

ZIL_9297.jpg

Главным объектом транспортного проекта столицы сегодня по-прежнему является Большая кольцевая линия (БКЛ) метро. Благодаря протяженности в 70 километров БКЛ станет самой длинной кольцевой линией в мире, опередив 57-километровую Вторую кольцевую линию метро Пекина. Пассажирам будут доступны пересадки на 20 станций 11 других линий метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо, шесть пересадок на Московские центральные диаметры и 11 пересадок на линии железной дороги. Кроме того, в ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят интегрировать новые радиу­сы метро: Рублёво-Архангельскую линию — на станции «Народное Ополчение», Троицкую линию — на станции «Новаторская», перспективную линию в Бирюлёво и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

Ввод БКЛ улучшит транспортное обслуживание миллионов москвичей, в некоторые столичные районы метро придет впервые. Сформируются новые удобные маршруты, благодаря чему пассажиры смогут экономить до 45 минут на поездках по городу. Разгрузятся действующая Кольцевая линия метро и радиальные ветки, в особенности их центральные участки.

Открыты уже 22 из 31 станции нового кольца. В прошлом году для пассажиров заработал участок линии длиной 25 километров, включающий 12 станций: «Народное Ополчение», «Мнёвники», «Терехово», «Кунцевскую», «Давыдково», «Аминьевскую», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторскую», «Воронцовскую», «Зюзино» и «Каховскую». При этом в декабре 2021 года впервые с 1935 года в эксплуатацию одновременно ввели сразу 10 новых станций.

ZIL_8441.jpg

Завершена проходка всех тоннелей БКЛ, последним из которых стал двухпутный тоннель длиной 1,2 километра от станции «Нагатинский Затон» до «Кленового бульвара». Он проходит вдоль Нагатинского затона под Коломенской улицей на глубине от 15 до 22 метров.

«Пройдены 143 километра тоннелей Большой кольцевой линии метро — самого большого метрокольца в мире. Впереди еще много дел по строительству и отделке станций, монтажу и пусконаладке оборудования, обкатке путей и так далее», ­— отметил в день завершения проходки Сергей Собянин.

Общая строительная готовность БКЛ сегодня составляет около 90%. Замкнуть кольцо полностью планировалось к 2023 году, однако Мэр Москвы выразил надежду, что работы завершатся уже в этом году.

«До завершения реализации проекта Большой кольцевой линии метро нам остается ввести девять станций — завершить реконструкцию двух станций бывшей Каховской линии и достроить семь станций восточного и северо-восточного участков», — сказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Помимо Большой кольцевой линии, московские метростроевцы продолжают работу и на радиальных линиях. До конца 2023 года планируется ввести три новых станции на Люблинско-Дмитровской линии — «Яхромскую», «Лианозово» и «Физтех», Сокольническая ветка продлевается до станции «Новомосковская», а особое внимание москвичей приковано к работам на Солнцевской линии, где идет строительство станций «Пыхтино» и «Внуково». О начале тоннелепроходки в январе объявил Сергей Собянин: «Начали проходку тоннелей к станции метро «Внуково». Линия пройдет вдоль трассы «Аэроэкспресса» — прямо к аэропорту. Новым участком желтой ветки смогут пользоваться не только авиапассажиры, но и около 350 тысяч жителей, включая тех, кто работает в Новой Москве», — написал он в своем Twitter-аккаунте.

Длина нового участка Солнцевской линии составит около пяти километров. Так что аэропорт Внуково станет первой воздушной гаванью московского региона со своей станцией метро.

ZIL_7191.jpg

Кроме того, строится Троицкая линия протяженностью свыше 40 километров. Сейчас работы ведутся на участке от «Новаторской» до Коммунарки, а также на центральном участке ветки от «Новаторской» до «ЗИЛа», где уже развернуто строительство трех станций: «Крымской», «Академической» и «Вавиловской». По словам заместителя Мэра Москвы Андрея Бочкарёва, центральный участок Троицкой линии с пересадками на платформы Московского центрального кольца и станцию «Академическая» Калужско-Рижской ветки метро обеспечит интеграцию территорий Новой Москвы в транспортный каркас столицы.

В ближайшее время начнутся работы на Рублёво-Архангельской ветке, которая протянется от станции БКЛ «Шелепиха» на северо-запад Москвы и до территории Рублёво-Архангельское, улучшив транспортное обслуживание жителей районов Митино, Строгино и Хорошёво-Мнёвники и снизив нагрузку на участок Арбатско-Покровской линии метро. Началось проектирование Бирюлёвской ветки, на ней планируется разместить десять станций, которые будут обслуживать районы на юге столицы. Так, подземка придет в микрорайон Курьяново (район Печатники), где сегодня у жителей нет метро. Кроме того, линия протянется в район Бирюлёво Восточное, где метро ждут несколько десятков лет, а также в Бирюлёво Западное, который отрезан от города двумя ветками железной дороги.

651fbf1261916563fe7255a5d1dd75853a32021a.jpg

Программа развития Центрального транспортного узла — еще один масштабный проект, реализация которого продолжается в Москве. С 2011 года построено 250 километров ж/д путей (без учета МЦК), открыто 12 новых и модернизировано 39 остановочных пунктов. Запущено движение по двум московским центральным диаметрам: МЦД-1 Одинцово – Лобня (52 километра и 28 станций) и МЦД-2 Нахабино – Подольск (80 километров и 38 станций). Только в прошлом году построили и реконструировали восемь станций Московских центральных диаметров. Но главным событием стало открытие вокзала Восточный, который стал первым новым вокзалом для поездов дальнего следования, построенным в Москве за последние 100 лет.

«Новый вокзал Восточный полноценно включен в городскую транспортную инфраструктуру. Отсюда по надземному пешеходному переходу можно совершить комфортные пересадки на станцию Московского центрального кольца «Локомотив» и станцию метро «Черкизовская». Также в районе нового вокзала организованы съезд с Северо-Восточной хорды и подъезд через Окружной проезд, так что добраться к нему будет удобно и на такси, и на автомобиле», — отметил Андрей Бочкарёв.

2022-й год станет еще одним годом интенсивного развития наземного метро. Идет активное строительство дополнительных путей для будущих диаметров МЦД-3 и МЦД-4, реконструкция участка Каланчёвская-Курская-Карачарово и строительство соединительной ветки между Смоленским и Киевским направлениями железной дороги, продолжается возведение новых и реконструкция действующих станций, 10 из которых планируется открыть в этом году.

Всего в строительстве и реконструкции в настоящее время находятся 22 станции на четырех маршрутах МЦД. На МЦД-1 строится новая станция Петровско-Разумовская, еще три платформы реконструируются. На МЦД-2 возводятся новые платформы Печатники и Марьина Роща, а станция Москва-Товарная реконструируется с переносом платформы для объединения с остановочным пунктом Серп и Молот МЦД-4 и формирования транспортно-пересадочного узла. На перспективном третьем маршруте МЦД реконструируются три станции, на МЦД-4 работы ведутся на 12 остановочных пунктах. Строятся новые платформы Минская, Поклонная, Кутузово и Камушки, а восемь других станций находятся на реконструкции.

ZIL_6213.jpg

Еще одним важным направлением работы столичных властей остается создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). За 11 лет реализованы 40 проектов ТПУ, а до конца 2023 года планируется построить еще 37 объектов, большая часть которых появится на пересечении с радиальными линиями метро. Создание ТПУ позволяет разделить пешеходные и транспортные потоки, а также снизить нагрузку на автодороги, кроме того, с вводом пересадочных узлов в городе создаются новые рабочие места.

«По оценкам экспертов, создание системы хабов с удобными пересадками с одного вида транспорта на другой, сопутствующей инфраструктурой и перехватывающими парковками, позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%, что для мегаполиса довольно ощутимый показатель», — пояснил Андрей Бочкарёв.

Не менее активно в Москве ведется и дорожное строительство: появляются новые автомагистрали и дороги районного значения, развязки и искусственные сооружения. С 2011 года в столице построено более 1110 километров дорог, 274 пешеходных перехода, 331 искусственное сооружение, включая мосты, тоннели и эстакады. В прошлом году в городе построено и сдано в эксплуатацию 88 километров дорог, 34 транспортных сооружения и 20 пешеходных переходов.

Главным дорожным проектом ближайших лет станет завершение строительства новой скоростной магистрали под рабочим названием «Московский скоростной диаметр» (МСД). Она объединит в себе Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды, о чем в начале года сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин.

«Для миллионов автолюбителей создание московского скоростного диаметра будет означать новую транспортную реальность — более быстрые и комфортные поездки из одной части города в другую. Через весь город, минуя центр, можно будет проехать без единого светофора за 40 минут», — сказал Сергей Собянин.

По своим масштабам и значению МСД будет сопоставим с МКАДом. Трасса длиной 68 километров свяжет крупнейшие вылетные магистрали — Северо-Западную хорду, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южную рокаду, Каширское и Варшавское шоссе. В районе станции «Новохохловская» с московского скоростного диаметра можно будет выехать на Третье транспортное кольцо, на севере продолжением МСД станет федеральная трасса М11 «Москва – Санкт-Петербург», на востоке — будущая трасса М12 «Москва – Казань», а на юге — федеральная трасса М2 «Крым» и новая магистраль «Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе».

В 2022 году планируется завершить строительство I очереди МСД (Северо-Восточной хорды) от Бусиновской развязки до Косинской эстакады. В течение года будет введено в строй последнее крупное сооружение на этой трассе — эстакада основного хода от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе длиной 2,4 километра. Строительство второй очереди МСД (Юго-Восточная хорда) планируется завершить в 2023 году.

Кроме того, ведется строительство Южной рокады. Сейчас работы продолжаются на четырех участках — от улицы Каспийская до 1-го Котляковского переулка и от улицы Марьинский парк до МКАД, также идет реконструкция улицы Донецкая на участке от улицы Подольская до Курьяновской набережной. После завершения строительства, которое также намечено на 2023 год, Южная рокада фактически станет дублером МКАД и Третьего транспортного кольца на юге Москвы, уменьшит перепробег транспорта, а также обеспечит выход на автодороги федерального значения М-9 «Балтия» и М-5 «Урал».

Не менее важным направлением работы Стройкомплекса остается реконструкция развязок на МКАД. Начиная с 2011 года реконструировали уже 18 развязок, таким образом, программа выполнена на 80%. В настоящее время в работе находятся еще четыре развязки: МКАД – Алтуфьевское шоссе, МКАД – Осташковское шоссе, МКАД – Липецкая улица, МКАД улицы Верхние Поля и Капотня. Завершить реконструкцию первых двух планируется уже в этом году. После окончания работ улучшится транспортное обслуживание для миллиона москвичей, проживающих на северо-востоке столицы, а также городского округа Мытищи Московской области.

Еще одна задача, которая стоит сегодня перед строительным комплексом, — это обеспечение дорогами активно развивающихся городских территорий, таких как ЗИЛ и Мнёвниковская пойма, а также формирование поперечных связей в Новой Москве. С 2012 года там было построено 289 километров дорог, из них 45,3 километра — в 2021 году. В ближайшие три года в ТиНАО планируется построить еще 80 километров дорог. Ключевым проектом дорожного строительства является трасса Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе, которая станет полноценным дублером участка МКАД. Уже открыт участок трассы от Киевского шоссе до транспортно-пересадочного узла «Столбово», также строятся участки от Киевского до Боровского шоссе и от ТПУ «Столбово» до улицы Поляны, а в этом году ожидается начало строительства участка от улицы Поляны до Варшавского шоссе.

DJI_0389.jpg

Завершить формирование единого транспортного каркаса Москвы планируется к 2024 году. «К этому времени будет достроена Большая кольцевая линия метро, открыто движение по маршрутам Московских центральных диаметров — МЦД-3 и МЦД-4, а также будет запущена система скоростных магистралей», — сказал Андрей Бочкарёв.

Копировать ссылку
Автор материала: Иван Белов