Просто Ленка
14 октября 2022
8996

Просто Ленка

Для нашего уха может показаться странным, что серьезного, опытного специалиста официально зовут Ленка. Правда, Ленка Петракова родом из Словакии, а там такие имена — в порядке вещей.

Сейчас она вершит «судьбы» зданий в разных местах. Но везде остается стойкой и сильной, даже несмотря на хрупкий внешний облик.

 

ГДЕ ОЧУТИЛАСЬ, ТАМ И ПРИГОДИЛАСЬ

— Расскажите нашим читателям о себе: как строили карьеру?

— Сейчас я являюсь ведущим архитектором в Zaha Hadid Architects и работаю в штаб-квартире бюро, которая находится в «сердце» Великобритании — Лондоне. Еще у меня имеется опыт работы в подобных международных компаниях с головным офисом в Нью-Йорке (это Asymptote Architecture), Вене (Coop Himmelb(l)au) и Братиславе (VSA). В рамках заданий на разработку проектов удалось побывать в США, Китае, Тайване, Саудовской Аравии, ОАЭ, Франции, России, Индии, Греции, Монако, Швейцарии, Австрии… список могу и дальше дополнять. И хотя эти проекты в основном были направлены на создание генеральных планов территорий с наполнением в виде жилых комплексов и офисных зданий, мне также удавалось поработать над чем-то менее крупным — дизайном интерьеров на частных виллах. В основном меня задействуют в планировании высотных зданий и небоскребов, а своей личной профессиональной специализацией я считаю воплощение проекта от его концепции до стадии реализации на площадке. С таким подходом удается поучаствовать во многих этапах, наработать компетенции чуть ли не во всех аспектах.

Чтобы рассказать об этом подробнее, лучше представить вам некоторые из проектов, над которыми я работала.

— А почему некоторые?

— Дело в том, что многие планы зданий, к которым я была причастна, все еще конфиденциальны и не подлежат раскрытию.

Итак, один из завершенных на данный момент объектов — это башня с апартаментами под названием BelView. Она находится в Вене и принадлежит «перу» Coop Himmelb(l)au. С английского view означает «вид», поэтому, как вы понимаете, с окон здания открываются прекрасные городские панорамы! «Динамичная форма здания и дизайн его структуры — фасады-«ленты», лоджии, личные балконы и окна с видом на залив — все это продиктовано естественным движением ветров на территории, а также слиянием звука и света. Также мы создали разграниченное дворовое пространство», — так описывал эту работу основатель бюро Вольф Д’Прикс. Само строение находится рядом с главной железнодорожной станцией Вены и вплотную прилегает к живописному парку со множеством скульптур — Швайцергартену. Жилая башня запроектирована в виде плавной монолитной структуры органичной, «живой» формы. Ее периметр обрамляют белые «ленты» алюминия с порошковым покрытием, которые прерываются в некоторых местах, словно падая на ветру или утихая, как звук. На 18 этажах разместились 234 двухкомнатных и 15 трехкомнатных апартаментов, которые подойдут активным жителям города. Инфраструктуру тоже продумали — сделали фитнес с сауной, открытое общественное пространство, где можно приготовить барбекю и пообщаться с соседями, прачечную самообслуживания. Даже есть своя мини-почта с функцией возврата, так что жильцам не придется вообще куда-либо с этим вопросом ходить. Парковка по традиции оборудована под землей. Отмечу, что высотка имеет золотой сертификат DGNB, подтверждающий ее экологически приемлемое строительство и эксплуатацию.

BelView.jpg

В Zaha Hadid Architects было, есть и будет много проектов. Из того, над чем я работала, выделю, пожалуй, Aljada Central Hub. Здание находится в Шардже, предназначено для отдыха, проведения мероприятий и досуга. Отмечу специфичную геометрию — представьте себе каплю, когда она касается поверхности земли: архитекторам удалось запечатлеть момент слияния воды с землей в виде этого проекта! Интересны и интегрированные внутрь технологии, которые позволили зданию поддерживать благоприятный климат при минимальных потребностях в энергоресурсах, а также учтенное специалистами положение объекта таким образом, чтобы дующие ветра также помогали хабу быть более экологичным.

Еще один знаменательный проект — штаб-квартира компании OPPO в Китае (Шэньчжэнь). Захватывающее строение в крупном бизнес-районе находится на стадии строительства, однако я уже жду не дождусь, когда смогу посетить его (улыбается). Планировочная схема освобождает поэтажные планы от вертикальных элементов и тем самым оптимизирует виды, открывающиеся из здания. К тому же, более открытая структура интерьеров способствует сотрудничеству между коллегами и различными департаментами. Да, сотрудников разместится достаточно много — если считать по всему миру, то в OPPO работают более 40 тысяч человек из 40 стран мира. Мы благодарны компании за доверие и уверены, что каждый из работающих в новой «альма-матер» будет чувствовать себя комфортно.

04_ZHA_OPPO HQ.jpg

Есть у меня одна задумка, над которой я сейчас работаю. Проект находится в Европе, это жилая башня, которая проходит реконструкцию с последующим расширением. Чем она меня привлекла, так это сочетанием новых технологий, экологичной реализацией и особенно тем, что она ориентирована на будущее, в то же время сохраняя наследие архитекторов, чтя историю места. Очень хочется, чтобы в дальнейшем похожих работ в Европе становилось больше.

— Вы работаете в BIM?

— Да, конечно. Последний отмеченный мной проект полностью реализуется с применением технологий информационного моделирования. С «цифрой» работают и наши консультанты, позволяя осуществлять координацию дизайна гораздо проще и, что немаловажно, более точно. Возвращаясь все к тому же проекту, поясню работу в BIM с точки зрения реконструкции и увеличения существующего объекта: как вы знаете, делать преобразования реальных построек всегда сложнее, чем создавать заново. Так вот, при осуществлении изменений мы работаем в разных программах и интерфейсах, и BIM позволяет согласовывать наработки, устранять коллизии более эффективно.

Используя отдельные «цифровые» инструменты, помогающие визуализировать дизайн, — Rhino, Grasshopper или Maya — мы чувствуем себя способными создать абсолютно любую нашу идею, можем спроектировать отдельно хоть каждую деталь здания. Но вся эта геометрия под конец дня все равно переводится в Revit (BIM-программа — прим. ред.). На данный момент я не могу представить себе работу над каким бы то ни было крупным проектом без технологий цифрового моделирования.

ВОСЬМОЕ ЧУДО В МИРЕ ПРОЕКТОВ

— Кстати, о масштабах: один из ваших проектов получил серьезное признание.

— Так вышло, что разработка, которую я вела в рамках обучения на магистратуре в университете прикладных искусств в Вене при поддержке Hani Rashid Studio, выросла в нечто большее. Я говорю о проекте 8th Continent. Его я выставляла на Dubai Expo 2020 и в ходе Конференции ООН по океану того же года. Затем работу отметили, присудив гран-при 2020 года от фонда Жака Ружери (премия ежегодно присуждается за лучшие новаторские архитектурные решения для морских и космических пространств — прим. ред.)

Aljada Masterplan.jpg

8th Continent — это сооружение, направленное на очищение океана и его изу­чение. Своей активностью оно не только позволит удалить мусор из наших океанов, но и поможет избавить человечество от иллюзии, что мы не так уж сильно вредим жизнедеятельности водных сфер обитания.

Сегодня мы гораздо более осведомлены о состоянии климата, и я твердо убеждена, что развитие в данном направлении можно получить по двум направлениям: изменении регламента привычных процедур и улучшении текущего «здоровья» окружающей среды. И очищение видится самым логичным для этого первым шагом. Проект одновременно охватывает тему самоподдерживающейся станции, размещаемой в открытом море, и технологичный дизайн, который уменьшает использование энергетических ресурсов. Мне очень приятно, что идею, которую я визуализировала, отметили на международном уровне. Удалось поучаствовать во множестве многонацио­нальных форумов и через освещение в средствах массовой коммуникации получилось спровоцировать дискуссии о нашей роли в загрязнении океана. Я верю, что однажды мы увидим 8th Continent построенным, и он в конце концов достигнет своей цели — поможет окружающей среде.

20_O_LenkaPetrakova _THE8THCONTINENT_Photo1_3000.jpg

— Говоря о влиянии на мир, хочется уточнить: какие особенности в строительстве можно выделить в вашей стране?

— Я не вижу значительных различий в том, как проекты запускаются и реализуются в Европе. В общем и целом законодательство в Европе позволяет архитекторам легко проникать между различными юрисдикциями. Конечно, везде есть нюансы. В некоторых местах предпочитают работать с местными архитекторами, а где-то заранее установлена доля межнационального присутствия. Есть разница в стиле управления этим нежным процессом — строительством.

Вообще строительная отрасль в Словакии сейчас переживает скачок в развитии. За последние годы были получены значительные финансовые вложения от таких компаний, как Petra, JTRE и HB Realis. Они меняют то, как выглядит Братислава, и создают для архитекторов возможности для новых дизайнерских решений. Вместе с тем, что в Братиславе строится от Zaha Hadid Architects и BIG, архитекторы из Словакии помогают внедрять впечатляющие решения и приближают объекты к статусу признанных на международном уровне.

— А как дела обстоят с BIM? Какие, на ваш взгляд, у технологии преимущества и недостатки?

— Технологиям инфомоделирования обучают в университетах, их применение достаточно широко распространено. Но архитектурные фирмы и большинство технических консультантов все еще предпочитают предоставлять документацию в CAD…

По моему опыту, текущий уровень девелопмента в Братиславе, где образовалась тенденция на строительство многоэтажных жилых зданий и многофункциональных комплексов, только выиграет от полной реализации проектов в BIM.

—У вас есть проект мечты?

— Я насладилась каждым проектом, работая в Zaha Hadid Architects. У меня была возможность многому научиться. Дело в том, что ежедневные задачи меня только закаляли, а изучение опыта коллег и наших партнеров по отрасли в части того, что нужно мыслить выше границ, стало критическим для моего продвижения по карьерной лестнице. Когда проект, который фактически создал тебя как профессионала, становится построенным, то он и становится мечтой. Той, что сбывается.

 

ГИБКОСТЬ & САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

— Как пандемия коронавируса повлияла на стиль вашей работы?

— Вполне положительно. Мне нравится та гибкость, которую когда-то обеспечил локдаун. Возможность несколько дней в неделю работать из дома только идет на пользу моей продуктивности. Иногда мне нужна более глубокая концентрация, и нахождение дома в одиночестве дает мне это. Но если возникает необходимость в личном контакте и работе в команде, то, несомненно, здесь нужно идти в офис. Я думаю, что существующий на данный момент гибридный вид работы дает всем нам возможности соединить преимущества обоих способов деятельности.

20_O_LenkaPetrakova _THE8THCONTINENT_Photo4_3000.jpg

— Как вы считаете, какими качествами необходимо обладать женщине-архитектору, чтобы успешно реализовывать себя сегодня?

— Я никогда не чувствовала, чтобы ко мне относились как-то по-особенному, только потому что я женщина. Хотя я понимаю, что в некоторой степени это привилегия. Но мои коллеги очень уважительно себя ведут.

Полагаю, что прежде всего надо знать, чего ты хочешь от себя и от других, создать прозрачную рабочую среду, где каждый член команды ощущает свою важность и имеет все шансы расти.

— Чем занимаетесь в свободное время. Может быть, путешествуете?

— Я обожаю изведывать новое, это просто неотъемлемая черта характера для архитектора. А тем более, если работаешь в многонациональной среде, ездить с проектами по всему миру — даже необходимость. К тому же, получается изучить новые культуры, изучить динамику общества, понять, как люди видят общественные и личные пространства, что таится в истории и в настоящем этих стран и наций. Путешествия — моя страсть.

20220403_ANNSY_1774.jpg

К сожалению, возможности побывать в Москве, например, мне еще не предоставилось. Была в Санкт-Петербурге, видела белые ночи. Была очарована!

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Кострова