Головоломка из букв и символов заняла умы более 2000 градостроителей, архитекторов и застройщиков, собрав их в Казани на первом форуме «РЕБУС». Первые дни июля обещали жаркие дискуссии на тему развития исторических центров российских городов.
НЕ ХВАТАЕТ БУКВЫ «А»
Символично, что название события на самом деле является аббревиатурой. Реновация, Единство, Баланс, Устойчивость, Строительство — именно эти составляющие определили ключевыми при обсуждении экономики строительства в историческом центре любого города. Эксперты и организаторы при поддержке Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, Главы (Раиса) Республики Татарстан, а также Союза архитекторов РФ согласились, что «сердце» города — это не набор отдельных объектов культурного наследия, а объемное пространство. Оно требует проектирования, формирования физического, эстетического, функционального и смыслового наполнений. Создание условий для такого рода работы и экономический эффект проектов развития исторического центра стали сквозными темами всех сессий «РЕБУСа».
Пленарное заседание запустило процесс профессионального взаимодействия в IT-парке имени Башира Рамеева. С приветственной речью по видеосвязи обратился заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин, отметив главной задачей сохранение центральных памятников архитектуры и их интеграцию в современную городскую среду. Огромный потенциал для развития девелопмента, туризма и нематериального наследия при сбалансированном участии жителей городов, девелоперов и представителей власти выделил министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин, обращаясь к участникам форума. Настрой понятен, но более живо ситуацию описывают примеры!
Начали с гостеприимно принимающей стороны — Республики Татарстан. Так, здесь расположены три объекта культурного наследия ЮНЕСКО, 11 исторических поселений регионального значения и два — федерального. В столице Татарстана запустили масштабную работу по регенерации исторических мест и приобрели значительный опыт, подчеркнул Раис Республики Рустам Минниханов. Работает постоянная специальная межведомственная комиссия, курирующая эти вопросы, и республика видит эффект: наряду с повышением комфорта жителей этих поселений общий туристический поток увеличился до четырех миллионов человек. Но чтобы сделать архитектурные памятники комфортными и популярными, нужно сблизить интересы власти и защитников среды с инвесторами. «Надо все рассматривать в комплексе, но и без денег ничего не получится. Если кто-то умеет делать без денег — это не мы», — пошутил Глава Татарстана.
Насколько комплексно можно смотреть на развитие территорий с охраняемым статусом, рассуждал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. Спойлер: сначала нужно подключить Министерство культуры.
— Безусловно, нужно выработать правила, понятные и единые для всех. В части взаимодействия с Минкультом первое и главное в инвестиционно-строительном цикле — сделать систему понятной для инвестора. К сожалению, сегодня в части ОКН много вопросов. В медицине есть такое понятие «залечить до смерти». Нужно, чтобы разработка правил сохранения объектов не приводила к их утрате. Сегодня в части объединения экспертизы проектной документации и экологической экспертизы мы уже сделали режим «одного окна». Такая же работа сейчас ведется в части историко-культурной документации, чтобы в процессе долгого согласования работ объект не был утрачен, оставшись без внимания. Вторая проблема касается археологических работ. С одной стороны, нельзя допустить, чтобы ценные объекты в ходе стройки были повреждены или утрачены. Но здесь нужны четкие правила игры. Надо искать баланс между учеными, культурными деятелями и девелоперами, — отметил замминистра.
Председатель комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов выразил мнение, что отрегулировать внешний вид исторического центра города единым законодательным актом невозможно. Допустимы лишь инструменты регулирования на местах. Кроме того, исторические территории нельзя рассматривать вне контекста развития всего города, считает спикер. Город должен четко понимать, куда он развивается, а базовое законодательство должно совершенствоваться, равно как и процесс согласований в строительстве (над упрощением которого, кстати, сейчас работают в Госдуме РФ).
К проблематике форума также обратились президенты ассоциаций НОПРИЗ и НОСТРОЙ. Глава Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров рассказал о разработке «Антологии исторических городов России», за время работы над которой количество выявленных городов и сел выросло с 480 (2001 год) до 2137 (2023 год)! Президент Национального объединения строителей Антон Глушков обратил внимание на то, что вопрос охраны культурного наследия не решен на системном уровне, поэтому девелоперы испытывают проблемы. Из-за неточностей в законах и неповоротливого механизма определения границ исторических поселений приходится проводить историко-культурную экспертизу, это тормозит девелопмент. Также он указал на то, что в отреставрированных зданиях можно открыть лишь небольшой перечень объектов: так, например, не получится сделать внутри школу или детский сад, хотя при наличии талантливого архитектора это было бы возможно.
Ладно, крупными «мазками» прошлись, а что по более конкретным проектам? Этим поделились министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова, мэр Вологды Сергей Воропанов и мэр Казани Ильсур Метшин.
По словам Марины Раковой, проект развития 170 гектаров района Започаинье рядом с Нижегородским кремлем развивается уже три года, и за это время удалось наладить диалог общества и власти, а также привлечь 38 миллиардов частных инвестиций. Власти со своей стороны помогают с инфраструктурой, реконструкцией дорог и парковыми зонами. В свою очередь, на территории развивается гармоничная совокупность жилых, образовательных и гостиничных объектов. О доброй воле региональных властей как о двигателе прогресса говорил и Ильсур Метшин. Он вспомнил, что еще 10 лет назад, перед Универсиадой, выяснив, что 300 объектов нуждались в реконструкции в центре города, а владельцы никак не стремились восстанавливать свое имущество и федеральное законодательство никак не регулировало проблемы, город договаривался о том, как сохранять эти объекты. На контроле это держал лично президент республики.
— Но одному мэру противостоять давлению инвесторов тяжело. Мы прописали ПЗЗ, утвердили местные градостроительные нормы, создали правила — четкие и одинаковые для всех. Важной вехой была разработка концепции развития исторического поселения Казани, потом мы создали институт развития города. Эти инструменты позволяют нам решать вопросы. За 10 лет по паркам и скверам Казань выросла в три раза. Исторический центр остался без больших рекламных щитов и растяжек. Была проделана большая работа, но венец всего этого — политическая воля руководства. Ни один мэр и половины этой дороги не смог бы пройти без поддержки руководителя региона, — сказал он.
Примечательно, что в Вологде, как и в Казани, работа по сохранению и восстановлению культурного наследия тоже началась с противостояния с градозащитниками. Потом с ними стали вести диалог. Для справки: Вологда — историческое поселение регионального значения, центр деревянного зодчества. Первое каменное здание в городе было построено в XVI веке.
— А чтобы бизнесу построить что-то на месте деревянного зодчества — как поступали предприниматели? Здания в нашем городе просто горели! И если сначала мы воспринимали градозащитников как городских сумасшедших, то потом начали с ними плотно работать. С 2020 года у нас работает проектный офис по объектам деревянного зодчества: 7 объектов восстановлены, 37 — в работе. Создаются новые экскурсионные маршруты по объектам деревянного зодчества северной архитектуры. И теперь это наша новая «нефть» после вологодского кружева и масла, — рассказал глава города Сергей Воропанов. — В 2027 году город отмечает 880 лет. Мы подтягиваем под эту дату ресурсы и собираемся завершить реставрацию Вологодского кремля.
Кстати, о туризме: как заметил первый заместитель генерального директора АО «Туризм РФ» Денис Секачев (организация занимается вложениями в туристические места — прим. ред.), власть в регионе действительно становится основным фактором интенсивного развития исторических территорий. «В стране осталось не так много городов, сумевших сохранить свой архитектурный код. У этих городов и самая высокая инвестпривлекательность», — подчеркнул он.
Кажется, настроение собравшихся более всего поймал президент Союза архитекторов России Николай Шумаков. По его словам, для того чтобы разрешить РЕБУС, не хватает буквы «А», означающей «архитектуру», эта мысль вызвала бурные аплодисменты. Ибо как можно воспринимать регенерацию памятных зданий и сооружений без архитектурного видения? Вот и мы не знали и дружно хлопали.
НЕШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Цель форума — выработать решения для экономической активности бизнеса в исторических центрах городов с сохранением исторического наследия и идентичности территории. Задачами экспертного сообщества являлись сбор и анализ лучших российских и зарубежных практик в этой сфере, разработка методических рекомендаций по их внедрению в работу регионов и федерального центра. Собрать и проанализировать было что: к участию пригласили 50 регионов России, 15 стран СНГ и дальнего зарубежья. На сессиях выступили 140 спикеров.
На самом деле, не все так просто. Не зря же форум называется «РЕБУС»! Хотя, как сложное мероприятие не назови (возьмем, к примеру, авторалли «Шелковый путь», участники которого собирались вместе с журналистами форума в одном отеле), проще оно не станет. Искали истину в спорах.
Так, обсудили особенности инвестирования в строительство, особенно практику государственно-частного партнерства, правовые и законодательные «затыки», которые возникают между властями и застройщиками. Поговорили о функциях, необходимых историческому городскому центру, какие места должны в нем создаваться городом и девелоперами для привлечения активности и внимания жителей. Жилье, коммерция, торговля, административные сооружения — нужен баланс! Не обошли специфический вопрос стройматериалов, применяемых для работы с охраняемыми зданиями. Посмотрели, какие современные тенденции (экологичность, энергоэффективность) можно включить. Куда без технологий: начиная с грамотного и бережливого сноса старых зданий и сооружений, заканчивая опытом применения технологических инструментов и ТИМ — подключились коллеги-производители и разработчики ПО. Подняли тему образования: ведь у специалистов должны быть возможности для расширения своих компетенций в рамках реновации ценных центральных мест мегаполисов, устранены пробелы в их обучении.
Лучшие практики развития исторических территорий в виде концепций стали кейсами-номинантами специального конкурса. Смотр проводился среди регионов Российской Федерации. Всего приняло участие 47 проектов, во второй тур вышли 18.
На площадке форума свои проекты представили пять финалистов последнего, третьего тура. В их числе — концепция ревитализации исторического квартала церкви Трех Святителей в Нижнем Новгороде, комплексное развитие нижегородской территории по Черниговской улице АБ «Остоженка», реконструкция Красноярского театра оперы и балета, мастер-план набережной реки Терек во Владикавказе, туристический мастер-план Тобольска. Лучшей концепцией в стадии разработки по версии жюри стал театр оперы и балета в Красноярске от бюро WOWHAUS, а концепцией, находящейся в реализации, — нижегородский редевелопмент территории у церкви Трех Святителей. Приз зрительских симпатий получил мастер-план Тобольска. Лично я голосовала за красноярский проект — он сразу запал в душу.
Президиум форума подвел итоги и подчеркнул, что работа, проведенная в рамках первого форума «РЕБУС», безусловно, значима. Она выявила точки роста и проблемные аспекты, над которыми нужно работать.
Этот ребус мы решили. Но впереди открывается еще множество задач.