Назад
Реинкарнация ГЭС-2: миссия выполнима
27 декабря 2021
208

Реинкарнация ГЭС-2: миссия выполнима

Этот материал подходит сразу для нескольких рубрик. Например, для «Мегаполиса», потому что в начале декабря в Москве состоялось долгожданное и важное событие — открылся после реконструкции промышленный объект, который теперь носит имя «Дом культуры «ГЭС-2». Его первыми посетителями стали Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Подходит он и для рубрики «Технологии», поскольку не менее интересным получился бы разговор о технологических находках, планировочных решениях и новой концепции вышеупомянутого объекта. Претендовать на эту тему может и «Территория» — над возрождением ГЭС-2 работала команда архитекторов из России и Италии.

И все же начнем с истории создания, жизни и чуть было не случившейся смерти знакового архитектурного объекта. Поговорим о том, что это место стало средоточием разных эпох, стилей и архитектурных имен.

 

О трамваях

Но сначала об эпохах. Объект в статусе Городской электростанции (ГЭС-2) на острове Балчуг прослужил городу почти целый век, не только честно исполняя свою функцию, но и выступая в роли заметной архитектурной доминанты. Об архитектуре прошлых столетий чуть позже, а пока о том, что жизнь у станции началась с …трамвая. Да, да, не удивляйтесь: история нашего героя твердо стоит на трамвайных рельсах.

Следует отметить одну особенность: аббревиатурой «ГЭС» традиционно обозначают гидроэлектростанции, но Городская электростанция № 2 стала исключением — на ней энергию вырабатывали паровые турбины. Ее построили в 1904-1907-е годы для обслуживания развивающейся в Москве электрической транспортной сети. Даже в названии закрепили эту функцию, дав ей имя — «Трамвайная». Ее пар, словно кровеносные сосуды, питал многие известные архитектурные объекты, например, знаменитый Дом на набережной и Третьяковскую галерею, обеспечивал теплом и светом центральные районы столицы.

1_50.jpg

Итак, трамваев в конце XIX века на столичных улицах стало появляться все больше, поскольку в это время Московская городская Дума берет курс на замену конок электрическим трамваем. В 1899 году на улицах появился его первый маршрут. Поначалу ток для снабжения контактной сети подавали с электростанции, расположенной на Раушской набережной (ГЭС-1), она принадлежала «Обществу электрического освещения 1886 года». Но ее возможности не смогли покрыть бурное развитие трамвайной сети — к 1907 году транспорт потреблял уже около 30 % всей производимой электроэнергии на Раушской станции. Поэтому на Москве-реке решили выстроить новую электростанцию.

 

Об именах

Если верить открытым источникам, то участок для строительства был выделен из территории винно-соляного двора, где инженер-электротехник Павел Яблочков еще в 1880-х годах планировал возвести электростанцию для освещения Храма Христа Спасителя. Кстати, разговор о Яблочкове — это как раз к вопросу об известных и громких именах. И продолжая его, напомним, что архитектором Городской электростанции №2 выступил выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской академии художеств Василий Башкиров, инженерами — заведующий станцией инженер-электротехник Михаил Поливанов и инженер-механик Николай Сушкин. Активное участие в инженерных работах принимал (еще одно известное имя!) Владимир Шухов.

1(746384).jpg

 

Об архитектуре

Мы подошли к главной теме, хотя выделить главное в жизни того или иного исторического объекта сложно. И сразу в качестве лирического отступления отметим, что промышленная архитектура, в целом, недооценена. Между тем, если говорить об объектах XIX–XX веков, она по-настоящему эффектна, неслучайно еще писатель Константин Паустовский воспевал почерневшие от копоти кирпичные корпуса. К слову, он же очень тонко подмечал: «История домов бывает интереснее человеческой жизни. Дома долговечнее людей и делаются свидетелями нескольких человеческих поколений». Очень точно, и в отношении ГЭС-2 — в том числе.

Итак, строительство городской электростанции началось в 1904 году. Выбор участка в Верхних Садовниках объяснялся просто: он оказался удобным для обеспечения станции водой с Водоотводного канала, к тому же давал значительную экономию кабелей при прокладке коллекторов к трамвайному узлу на Лубянке и Лубянской подстанции.

ZIL_9986.jpg

По проекту Василия Башкирова на острове Балчуг появилось внушительное продолговатое сооружение с четырьмя высокими узорчатыми кирпичными трубами. На фасадах — большие арочные окна для освещения двух машинных залов, часть здания получила высокую шатровую башню с часами. В этой части корпуса располагались диспетчерские и администрация станции. Вдоль набережной построили водозаборный узел и ограду с рисунком в стиле модерн и зигзагообразными стрелами молний — символами электричества. Возможно потому, что Василий Башкиров неоднократно обращался к мотивам нео­русского стиля (один из ярчайших примеров — фасад Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке), элементы этого стиля легко «читаются» в оформлении фасадов электростанции. По-настоящему уникальным здание ГЭС-2 сделала стеклянная крыша. Ее выполнили по проекту инженера Николая Сушкина при непосредственном участии Владимира Шухова.

Ввести станцию в эксплуатацию планировалось в 1906, но окончание работ было отложено из-за непростой обстановки 1905 года, говоря прямо — планам помешали забастовки. Торжественное открытие состоялось 2 (15) февраля 1907 года в присутствии городского головы Николая Гучкова, членов Управы и гласных Городской думы. Богослужение прошло в машинном зале, где освятили паровые турбины, и тем самым в эксплуатацию ввели первую очередь станции. Ввод всего станционного оборудования в эксплуатацию был привязан к окончанию контракта с «Акционерным обществом электрического освещения 1886 года» и планам расширения трамвайной сети и продолжался до 1910 года.

 

О технологиях

Как свидетельствуют источники, на строительство и оборудование Трамвайной станции городская казна потратила 2,1 миллиона рублей. Но серьезные финансовые вложения были оправданы: на городской электростанции появились самые передовые технологические новинки. Так, были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-­Бовери», трансформаторы «Вестингауз Электрик». Котлы работали на нефти, которую поставляли по трубопроводу из хранилища у Симонова монастыря.

В 1910-1912 и 1917 годах на станции установили дополнительное оборудование, увеличившее ее мощность более чем в два раза. Трамвайная питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.

 

О забвении

Напомним, что в первоначальном виде комплекс сохранялся до конца 1920-х годов. На протяжении XX века облик станции подвергался неоднократным изменениям. У ГЭС-2 появлялись различные пристройки, исчезла башенка с часами: ее убрали, чтобы не портила фон кинотеат­ра «Ударник». В начале войны разобрали узорчатые 62-метровые трубы котельной, чтобы немецкая авиация не могла использовать их в качестве ориентира при налетах на город.

IMG_2676.jpg

Со временем здание устаревало, вид значительно испортили пристройки, которыми она обросла, словно паразитами. И в итоге — пришло в упадок. Изящные фасады архитектора Василия Башкирова «потерялись» за унылыми заборами. Да и шансов вписаться в новую жизнь с приходом лихих 90-х объект почти не было. На Балчуге рождалась активная клубная жизнь, но разворачивалась на другом конце полуострова.

 

Дом культуры, или Путешествие итальянцев в Россию

В 2009 году зданию присвоили статус памятника архитектуры, а в 2014 его приобрел фонд современного искусства V–A–C, и в его жизни начался совершенно новый этап. Фонд обратился к студии Renzo Piano Building Workshop с предложением сделать из электростанции, снабжавшей энергией объекты московской городской инфраструктуры почти сто лет, новое пространство с новыми функциями. Реинкарнация стала возможной во многом благодаря усилиям итальянских архитекторов. Известный архитектор Ренцо Пьяно тем самым продолжил традицию соотечественников в России. Вы же помните, что Архангельский собор в Кремле строил Алевиз Фрязин (он же Алоизо Ламберти да Монтиньяна), в Петербурге Зимний дворец возвел Растрелли, а Пет­ропавловский собор — Трезини. Список, как понимаете, можно продолжать.

Новая культурная институция стала по-настоящему уникальным пространством не только для Москвы, но и для самого Ренцо Пьяно, послужной список которого впечатляет: нью-йоркский Таймс-билдинг, лондонский The Shard и центр Помпиду в Париже.

Внутри Дома культуры расположили галереи, учебный центр, библиотеку, объекты общепита с рестораном, актовый зал-трансформер, он же кинозал на 360 посадочных мест со стеклянной стеной и видом на березовую рощу.

Современная архитектура родилась в тесной привязке к истории здания. Да, изменения есть, но они оправданы иными функциями и концепцией новой жизни объекта. Архитекторы постарались отдать дань уважения каждой эпохе, и таким образом учесть историческую ценность объекта.

Давайте обозначим эти изменения. Принято решение — не воссоздавать фасад ГЭС-2 с декоративными элементами, то есть в том виде, каким он был в 1907 году. То же самое с фасадным остеклением здания: в результате переосмысления индустриального прошлого здания были установлены панорамные окна с импостами с крупным шагом и частыми тонкими переплетами. Еще один очевидный результат той же стратегии — не восстанавливать то, что было безвозвратно утрачено, — синие трубы, ставшие фирменным знаком ГЭС-2. Переосмыслив историческое наследие, архитекторы дали им новый образ, местоположение и функцию — они будут выступать не только композиционным ядром, но и забирать воздух.

ZIL_2993.jpg

Важно, что по-прежнему главным «героем» остается стеклянная крыша — главное концептуальное решение реконструкции объекта, позволяющее впустить много света в здание.

Приведем и другие иллюстрации изменений, среди них — появление корпуса для художественных резиденций «Своды» в результате включения в проект постройки второй половины XIX века, принадлежавшей промышленнику Ивану Смирнову. В советское время эти своды заключили в «коробку» нового здания и забыли, и только теперь вновь вернули исторический облик и наделили новыми функциями. Итак, появление «фабрики искусств» не только возвращает исторический объект городу, но и становится по-настоящему уникальной площадкой, современным Домом культуры.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Федотова