Назад
Рост — динамичный, транспортные связи — прочные
10 июня 2022
1104

Рост — динамичный, транспортные связи — прочные

После присоединения к Москве новых территорий в июле 2012 года площадь столицы фактически увеличилась в два с половиной раза — к городу было присоединено 148 тысяч гектаров. Перед столичными властями возникла непростая задача: качественно интегрировать огромную территорию новых округов в городскую инфраструктуру.

Изначально в ТиНАО была сделана ставка на полицентричность и создание точек роста — территорий комплексного развития с необходимой социальной инфраструктурой и рабочими местами. Такое решение позволило бы уйти от моноцентричности, создать все необходимые условия для работы и отдыха жителей ТиНАО рядом с домом и сократить масштабы маятниковой миграции в столице, когда тысячи людей ежедневно отправляются из Новой Москвы в центр города на работу, а вечером — обратно домой. Вопрос обеспечения транспортного обслуживания ТиНАО, с учетом обширности территорий и растущего населения (с момента присоединения население ­ТиНАО увеличилось в два с половиной раза — до 573 тысяч человек), стоял особенно остро, и решение этой задачи также потребовало комплексного подхода.

Развитие транспорта в Новой Москве включает в себя несколько направлений. Это и расширение улично-дорожной сети, усовершенствование подземного городского транспорта, строительство путепроводов и эстакад, а также улучшение наземного транспортного сообщения. Самым эффективным, быстрым и популярным видом общественного транспорта в столице является метро, поэтому одной из первоочередных целей было запустить в ТиНАО этот, на тот момент еще новый для присоединенных округов, вид транспорта.

 

Спускаемся под землю

«До присоединения к Москве на новых территориях не было метро — теперь есть восемь станций. В 2016 году введены в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. В 2018-м открыты «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии. В 2019-м заработали станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» красной ветки», — отметил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

ZIL_3571 (3).jpg

Примечательно, что «Саларьево» стала 200-й станцией метро, кроме того, на ней расположены самые короткие эскалаторы в Московском метрополитене: в южном вестибюле высота их подъема составляет всего 3,1 метра.

В ближайшие годы количество станций метро на территории Новой Москвы вырастет до 14 — откроются станции «Тютчевская», «Мамыри», «Бачуринская» и «Коммунарка» Троицкой линии, станция «Пыхтино» Калининско-Солнцевской и «Новомосковская» Сокольнической ветки. Кроме того, появится станция «Внуково», которая расположится на территории одноименного аэропорта, технически относящегося к ЗАО, но фактически станет конечной станцией проходящего по территории ТиНАО участка Калининско-Солнцевской ветки и улучшит транспортное обслуживание жителей поселения Внуковское Новой Москвы.

По словам заместителя Мэра, на новом участке линии метро до аэропорта Внуково ведутся активные работы по строительству обеих станций. На 75% готовы основные конструкции станции «Пыхтино», сейчас ведутся отделочные работы. Монолитные работы на станции «Внуково» выполнены почти на треть, завершаются земляные работы, ведется отделка. Также полностью пройдены тоннели от действующей станции «Рассказовка» до «Пыхтино», тоннелепроходка продолжается на перегоне между «Пыхтино» и «Внуково».

b5bf0b4a769855ef2af457c5b0a160cbc1b9268c.jpg

 

Поедем до Троицка

«Проект уникален еще и тем, что у желтой ветки появится единственный в Москве дугообразный метромост, который одновременно станет двенадцатым мет­ромостом в столице и вторым по протяженности после Лужнецкого метромоста через Москву-реку», — рассказал Андрей Бочкарёв. На самом мосту уложат бесстыковые пути. Это будет железнодорожная линия с настолько длинными рельсами, что никакие природные и физические явления (например, деформация металла) не смогут привести к их сдвигу. Под рельсами и путями обустроят гидроизоляцию. Вода будет сливаться через подогреваемые воронки и трубы по опорам с помощью уклонов мостового полотна. Она поступит сразу в очистные сооружения.

Ввод в эксплуатацию строящегося участка «желтой» ветки должен значительно улучшить транспортное обслуживание территории ТиНАО, а Внуково станет первым в России аэропортом с собственной станцией метро. Расположится станция на территории паркингов аэропорта и будет полностью интегрирована в инфраструктуру Внуково. Выйти можно будет либо в подземный переход, ведущий к терминалу «А» и к «Аэроэкспрессу», либо на Вокзальную площадь через наземный павильон.

ZIL_0303.jpg

На Троицкой линии более чем наполовину готов участок от «Новаторской» до «Бачуринской». На участке протяженностью 13 километров сегодня ведется строительство пяти станций — «Новаторская», «Университет Дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Тютчевская» и «Мамыри», две последние находятся на территории ТиНАО. На всех станциях уже приступили к монолитным работам, также пройдены все станционные тоннели, сейчас строители ведут устройство жесткого основания и верхнего строения пути. До 2025 года линию предполагается протянуть до Коммунарки, а после приступят к ее продлению до Троицка.

«Общая протяженность линии составит почти 40 километров, с ее вводом на 30-40 минут сократится путь между це­н­т­­­ральными и юго-западными районами Москвы и территориями ТиНАО. Жители новых округов получат третью линию мет­ро, которой по прогнозам ежедневно будет пользоваться 100 тысяч пассажиров. Разгрузятся действующие южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, свободнее станет Калужское шоссе, что в свою очередь положительно скажется на экологической ситуации в Новой Москве», — подчеркнул Андрей Бочкарёв.

 

Есть особенности

Новый участок Сокольнической ветки от «Коммунарки» до станции «Новомосковская» протяженностью 2,4 километра также активно строится и на сегодняшний день готов уже почти наполовину. Участок красной линии метро от «Филатова Луга» до «Коммунарки» уникален тем, что он проходит в створе автомагистрали «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе». Станция «Новомосковская» также расположится в створе трассы, на ее пересечении с улицей Александры Монаховой. Поэтому строительство нового участка метро ведется параллельно со строительством участка магистрали «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» от ТПУ «Столбово» до улицы Поляны.

По словам заместителя Мэра, в настоящее время завершаются работы по сооружению котлованов, возводятся основные монолитные конструкции, ведется устройство верхнего строения пути, также продолжаются работы по выносу инженерных коммуникаций.

ZIL_9231.jpg

Продление Сокольнической линии до «Новомосковской» позволит улучшить транспортное обслуживание поселений Сосенское и Воскресенское, а также городского округа Щербинка, будет обеспечена комфортная пересадка с наземных видов транспорта на метрополитен. Кроме того, сама новая станция также будет по-своему уникальной.

«Новомосковскую» построят по новой технологии — она станет первой отапливаемой наземной станцией столичной подземки: для этого на станции установят больше вентиляционного оборудования, за счет чего увеличат подачу теплого воздуха, также утеплят вестибюли и установят дополнительные стеклопакеты на путевых стенах», — уточнил Андрей Бочкарёв.

 

Новый вид городского транспорта

Московские центральные диаметры благодаря коротким интервалам движения поездов в часы пик фактически выполняют функцию наземного метро и обеспечивают жителей скоростным рельсовым транспортом, при этом охватывая намного более удаленные от центра города территории. Поэтому развитие МЦД и железнодорожной инфраструктуры также является одним из приоритетных направлений работы городских властей.

По территории ТиНАО проходит маршрут перспективного МЦД-4 «Киевско-Горьковский», и несмотря на то, что пока этот маршрут еще не запущен, реконструированные по стандартам МЦД станции уже активно открываются. На сегодняшний день реконструированы станции Мичуринец и Внуково, расположенные в поселении Внуковское ТиНАО, станция Толстопальцево в поселении Кокошкино, на территории этого же поселения построена новая станция Санино, реконструирован остановочный пункт Крёкшино в поселении Марушкинское. До конца года, по словам Андрея Бочкарёва, планируется завершить работы на станции Лесной городок.

0683790044f61b02f363874c25d518b70eea2b80.jpg

После реконструкции на месте бывших пригородных платформ появляются современные мини-вокзалы с пассажирскими терминалами, оборудованными эскалаторами для доступа маломобильных граждан, навесами от непогоды во всю длину платформы, обновленным освещением и навигацией. Развивается и прилегающая к станциям территория — появляются подземные переходы, удобные подъездные дороги, разворотные площадки для наземного транспорта, обновленные остановки, велопарковки и пешеходная инфраструктура. Например, между станциями Кокошкино и Толстопальцево появится целая пешеходная улица длиной полтора километра.

Также МЦД-4 планируется тесно интегрировать с метро — пассажиры смогут пересесть на Большую кольцевую и Калининско-Солнцевскую линии. Всего же на маршруте протяженностью 86 километров будет 39 остановочных пунктов, с 18-ти из которых можно будет пересесть на метро, МЦК и пригородные направления железной дороги. Кроме того, четвертый диаметр свяжет семь центральных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савёловский, Рижский и Белорусский. С его запуском разгрузятся участки Калининско-Солнцевской, Арбатско-Покровской, Филевской, Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий. Путь от Крёкшина, самой удаленной из расположенных на территории ТиНАО станций МЦД-4, до Киевского вокзала займет около 50 минут.


Дороги, дороги…

Несмотря на активное развитие системы общественного транспорта и его растущую популярность, личный автотранспорт остается незаменимым для многих жителей ТиНАО. Главными транспортными артериями ТиНАО являются Киевское и Калужское шоссе. С присоединением к Москве новых территорий была проведена их комплексная реконструкция, благодаря чему увеличилась пропускная способность дорог, появились выделенные полосы для общественного транспорта. Тем не менее, с ростом населения новых округов также растет и нагрузка на дорожную сеть ТиНАО, поэтому работа по строительству новых дорог ведется непрерывно. Для того, чтобы разгрузить действующие магистрали, в Новой Москве сегодня активно создаются альтернативные маршруты движения.

«Чтобы перераспределить транспортные потоки, мы создаем в ТиНАО поперечные связи и строим дублеры ключевых магистралей. Уже открыт участок ЦКАД, который соединил все ключевые магистрали Новой Москвы, открыты дороги «Середнево – Марьино – Десна» и «Московский – Сосенки – Ямонтово», соединившие Киевское и Калужское шоссе, до конца года планируется ввести автодорогу «Воскресенское – Каракашево – Щербинка», которая сформирует поперечную связь между Калужским и Варшавским шоссе. Ведется строительство дороги «Варшавское шоссе – Андреевское – Яковлево», которая создаст сплошное поперечное направление между Калужским и Варшавским шоссе и городами Троицк и Щербинка», — отметил Андрей Бочкарёв.

Также введен дублер Остафьевского шоссе, строится дублер Боровского шоссе и трасса «Мамыри – Пенино – Шарапово», которая выступит дублером и Киевского, и Калужского шоссе. Она протянется от поселка Мосрентген в сторону Троицка до введенной трассы «Середнево – Марьино – Десна».

44ce3c65d38ccc7f64c6375c92d9816c814b78da.jpg

Ключевым же проектом дорожного строительства на территории Новой Москвы сегодня является трасса «Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе», которая фактически станет дублером южной и юго-западной части МКАД на территории ТиНАО. На сегодняшний день магистраль готова уже наполовину. Для движения открыты два участка — от Киевского шоссе до Калужского шоссе и от Калужского шоссе до ТПУ «Столбово», еще два участка находятся в строительстве — участок от Боровского шоссе до Киевского шоссе готов на 40%, а участок от ТПУ «Столбово» до улицы Поляны — на 8%. На обоих участках ведутся работы по обустройству дорожного полотна, строительству искусственных сооружений и перекладке инженерных коммуникаций. Кроме того, в проектировании находится участок от улицы Поляны до Варшавского шоссе — он станет заключительным на всей трассе.

Общая протяженность магистрали «Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе» составит 22,5 километра, а общая протяженность всех новых дорог с учетом развязок — порядка 92,4 километра. Трасса проходит от Боровского шоссе до Киевского шоссе, затем через Калужское шоссе до Варшавского шоссе, связывая тем самым четыре магистрали и обеспечивая поперечную связь между развивающимися районами ТиНАО.

Копировать ссылку
Автор материала: Иван Белов