В прошлом номере я начал рассказывать о реконструкции станции «Павелецкая» Замоскворецкой линии.
Это единственная станция метрополитена, которая прошла полную реконструкцию, превратившись из пилонной в колонную. Работа продолжалась 11 лет и велась без прекращения движения поездов! В сегодняшнем номере — окончание материала.
Замороженные миллионы
Первый участок реконструируемой станции открыли 21 февраля 1953 года, а дальше наступила тишина… Прошел 1953 год, начался 1954-й… Давайте заглянем на строительную площадку: участок ярко освещен, но не видно ни одного рабочего. Шестнадцать колонн, полностью одетых в белый мрамор на месте. Пол, на который уже уложен гранит. При попытке подняться на леса, к своду, падает шаткая лестница. Видно, что ей давно не пользуются. В пересадочном узле, в начале перехода еще не уложен мрамор, хотя материал давно завезен. Просто нет чертежей. Если пройти по пешеходному коридору к Кольцевой станции, то картина кажется вроде бы нормальной. Отделочные работы почти завершены, настланы полы. Но вот у примыкания к станции Кольцевой линии образовалось озеро, которое без сапог не преодолеть. Дорогой мрамор тонет в грязи и воде.
Наконец-то находим единственную метростроевку, которая работает утром 11 ноября 1954 года. Полировщица, товарищ Кобукова, жалуется: «На стенах много течей, в ходках сыро, мрамор портится. Сколько же можно держать мрамор в воде под землей? Оказывается, коллектив участка более месяца назад ушел со станции, не закончив работу, — на носу третья пусковая очередь Кольцевой линии, да и пятая очередь не за горами.
Надо понимать, что станцию реконструировали по остаточному принципу. Куда важнее было строить новые участки и сдавать станции. А «Павелецкую» можно отодвинуть на второй срок, станция-то уже сдана! Начался уже 1955 год… В конце января крайними были назначены товарищи Либензон и Щербина — директор СМУ № 7 и его главный инженер и товарищи Скворцов и Беляев — руководители отделочной конторы. Они законсервировали без всяких серьезных причин все работы на пусковом участке. Например, еще в ноябре 1954 года отделочники не работали, так как не было свободных мастеров. В декабре мастера были, но строители не подготовили ствол к спуску материалов. Только в конце первой декады декабря завершили подготовку ствола, и тогда стало возможным спускать на участок материалы.
В начале второй декады января на станцию наконец-то пришли штукатуры, но их тут же 15 января забрали на реконструкцию ресторана «Прага», который проводил в те года Метрострой. Бригада на станции успела только вывесить лозунги, призывающие их добиться производственного успеха, как работа остановилась. Бригада ушла, а лозунги остались.
Около 2000 квадратных метров сложной архитектурной штукатурки надо было уложить на станции! В переходе не приступили к монтажу осветительной арматуры, не сделаны 16 штукатурных фасонных арок, не уложен до конца в некоторых местах мрамор и гранит. В общем, повторяется история с первой очередью реконструкции, что неудивительно.
Спустя только месяц после январских событий мастера вернулись на станцию. Правда, их было всего 4 человека. В конце февраля вернули бригаду, которую забрали на ресторан «Прага». Итого в марте на станции трудится 14 штукатуров. Их ждет 2000 квадратных метров поверхности.
Дела снова доходят до абсурда, например, руководство СМУ сняло с участка двух последних сварщиков. И правда, зачем они на пусковом объекте?
Опять двадцать пять
Установлен новый срок пуска второй очереди реконструкции — 1 мая 1955 года. Попробуйте угадать, пройдет ли пуск? По мере приближения этого срока страсти накаляются. Представляю, какие шли совещания в управлении Метростроя, где продолжают чихвостить руководство СМУ №7. Досталось и монтажникам, но они как бы и не очень виноваты — нет необходимых чертежей.
На станции для мотивации рабочих вывесили на видном месте плакат:
«Рабочие СМУ № 7! Развертывайте соревнования за выполнение плана 1954 года»
Все хорошо: и план, и соревнования! Но на дворе уже март 1955 года! Это же политически безграмотно.
И все еще ищут сварщика для сетки и арматуры среднего свода. Наконец-то его находят… Но теперь нет электродов! Их не хватает даже на одного сварщика. А свод центрального зала так и стоит без штукатурки. На носу уже 31 марта, и до пуска остался месяц. В общем, вы уже поняли, что 1 мая пуска нет. Предполагаю, что реконструкцию этой станции уже все прокляли, но доделать ведь надо!
В конце апреля 1955 года про пуск никто не вспоминает. Но никого и не ругают: устали, наверное. Информационный фон стал нейтральным — ведутся работы, все трудятся, получается красивая станция, везде наводится порядок.
«Коллектив строителей, отделочников и монтажников, работающий на пусковом участке реконструируемой станции, настойчиво борется за быстрейшее окончание всех работ на пусковом участке. Недалеко то время, когда раздвинутся деревянные щиты и перед пассажирами откроется средний зал Павелецкой. Новый пересадочный узел вступит в строй».
Правда, в начале мая не забыли снова пнуть руководство СМУ № 7 — они сорвали все сроки на реконструкции станции.
К 14 мая 1955 года штукатуры наконец-то закончили делать средний свод. Теперь на очереди его побелка. В целом работ на самой станции осталось немного, а вот переход все еще отстает — много недоделок и мелочей. Озвучили новый срок — не позднее 1 июня открыть средний зал станции. Но уже 26 мая вносят поправку — не позднее 15 июня пересадочный узел должен быть предъявлен к сдаче в эксплуатацию.
«Отстает» пешеходный коридор и служебные помещения в нем, которые находятся под полом. Нет вентиляторов, кабеля и другого дефицитного оборудования, так как плановый отдел Метростроя не включил станцию в план и не заказал оборудование. Кабель будет только в 4 квартале 1955 года.
28 мая средний зал станции освободился от лесов, снята верхняя часть перегородки, отделяющая работающий участок от нового. В полной мере вылезает несогласованность работ. Не успели штукатуры отделать потолок на лестничной площадке, как пришли монтажники и сломали штукатурку, чтобы уложить арматуру для плафона. Ну как так-то можно?!
Прошел июнь, на носу первая половина июля. Станция все еще не сдана. По уточненному графику строители должны были не позднее 20 июня предъявить к сдаче пусковой объект, а все отделочные работы должны были завершить к 15 июня. Но, как мы снова видим, ничего не готово.
В конце июля 1955 года наконец-то дело пошло к пуску. С 20-х чисел шла генеральная уборка и демонтаж перегородок. Теперь пассажиры могут видеть новый участок станции. 25 июля пусковой участок был предъявлен государственной комиссии. Пуск наконец-то состоялся — 31 июля 1955 года открылась вторая очередь реконструкции станции «Павелецкая», включая один лестничный марш в подземном переходе и сам полностью готовый пешеходный переход на Кольцевую линию. Начальник Метростроя товарищ Губанков и начальник Метрополитена товарищ Ежов перерезали красную ленту около лестничного марша в пешеходный коридор перехода.
Завершить и забыть!
С момента пуска 31 июля 1955 года и до сентября 1956 года, то есть за год, метростроевцы из СМУ № 7 успели смонтировать колонны и металлоконструкции в третьем отсеке. Прошли часть среднего свода и на этом реконструкция снова остановилась.
Далее работы продолжились, и 22 декабря 1956 года бригада проходчиков товарища Шаркова замкнула последнее, 44-е полукольцо третьей заходки реконструкции. Сооружение свода велось два месяца в тяжелых геологических условиях, под большим притоком воды. Он порой бывал настолько сильным, что сбивал проходчиков с ног. Для безопасного ведения работ были сооружены три перемычки. О большом водопритоке говорит и такой факт, что во время смены проходчики дважды меняли спецодежду.
После завершения проходки среднего свода строители приступили к чеканочным работам и заливке распорного железобетонного свода. Эти работы были закончены 2 апреля 1957 года. Помимо этого, метростроевцы приступили к выемке породы из ядра станции и успели разработать 500 кубометров грунта и снять 200 тюбингов.
Проходка третьего участка была произведена быстрее и качественнее, что вполне логично — опыт уже был.
Но в целом обеспечение материалами традиционно хромает. Например, в марте 1957 года нужно было уложить 65 кубометров железобетона в лоток, но этого не сделали, так как не было нужной арматуры. По обязательствам к Великому Октябрю (а это 40 лет революции!) коллектив шахты должен закончить третью заходку реконструкции, но для это им нужно иметь 40 тонн арматуры. Так же нужно заменить отбойные молотки, так как все они пришли в негодность. Вся проходка ведется только ими, так как взрывные работы запрещены из-за близости действующей станции.
Так же начальник участка вежливо напоминает, что пора бы уже приступить к отделочным работам — вот путевые стены можно облицовывать, они готовы. А так как эта работа может производиться только ночью, когда нет движения, то займет она много времени. Давайте снова угадаем, будет ли отделка идти по графику?
Стройка стала снова буксовать. Формально станция сдана — в планах ее строительства нет. Отсюда и такое отношение по остаточному принципу. Вот и реконструкция, которую можно было сделать быстро, идет уже почти девять лет. В августе 1957 года прошло чуть более двух лет, как была закончена реконструкция половины радиальной станции и был открыт пешеходный переход между станциями — радиальной и кольцевой.
Но вот открыт не полностью — на нем до сих пор только один людской ходок вниз. Второй находится в зоне проведения работ третьей очереди реконструкции, где основные работы по реконструкции закончены — осталось навесить 1230 квадратных метров асбоцементного зонта в путевых тоннелях и среднем зале, а также зонты водосборных коробов.
В третьем отсеке в августе 1957 года началась отделка, но облицовку колонн приостановили — мало людей и облицовочного материала. Как вы понимаете, снова повторяется история с двумя первыми очередями реконструкции.
Судя по всему, в 1957 году реконструкция четвертой секции еще планировалась. Писали, что геологические условия на ней будут самые худшие из всех очередей, надо ждать ОЧЕНЬ много воды. На ней должны смонтировать 10 колонн, но нет их комплектов. До сих пор нет восьми прогонов и девяти стальных башмаков. В наличие есть только один, из первой партии. Он спокойно ржавеет на складе Метроснаба с 1950 года. Нет 76 тюбингов «Цо». Еще в 1956 году должны были заказать недостающие металлоконструкции, но этого до сих пор не сделали. Кажется, «дух» станции победил.
А тут подоспел пуск Рижского радиуса (1 мая 1958 года), который оттянул на себя все ресурсы метростроевцев. С января по май почти все люди ушли на этот пуск. Конечно, это сказалось и на станции «Павелецкая» — реконструкция снова замедлилась. Там даже не завершились строительные работы — еще ведется монтаж зонтов и бетонировка сводов ходка. Строители до сих пор не дали фронт работ отделочникам....
Прошло более полугода. В январе 1959 года были закончены строительные работы третьей очереди реконструкции. 9 января на станцию пришли отделочники. Началась укладка гранитного пола, штукатурка свода и установка лепных изделий. Отделочники развернули соревнование за достойную встречу XXI съезда партии.
«Образцы высокопроизводительного труда показывают гранитчики т. Козлова. Став на вахту в честь съезда партии, они намного опередили график, досрочно завершили месячную программу. Гранитчики в январе выполнили нормы на 183 процента». 9 февраля 1959 года завершили отделку боковых сводов, а 12 февраля были уложены последние метры гранитного пола. 11 марта был озвучен новый срок сдачи объекта. К 25 марта 1959 года должны быть закончены работы на третьей очереди реконструкции радиальной станции «Павелецкая».
Темпы были взяты неплохие. Коллектив СМУ № 7 по итогам за февраль занял первое место и завоевал переходящее красное знамя — месячный план был выполнен на 125 процентов. Отделка идет полным ходом. Как и вялое переругивание между отделочниками и строителями. Их взаимные претензии давно стали нормой на всех стройках. Вообще, такое ощущение, что все уже выдохлись. 11 лет работ, которые можно было сделать в два раза быстрее. Проклятое место, право…
5 апреля 1959 года озвучивается очередной новый срок — завершить все работы к 20 апреля 1959 года. 1 мая 1959 года наконец-то завершилась третья очередь реконструкции станции «Павелецкая» третьей очереди строительства.
Странно, что в газете «Ударник Метростроя» не было ничего написано об открытии третьего отсека. Только 20 мая вышла заметка, где приводится дата открытия. Ее открыли для пассажиров, но отделка путевых стен не была закончена — ее должны были завершить к 1 июня. Также до этого срока нужно было смонтировать 22 лепных цементных кронштейна, 14 картушей, протянуть 70 погонных метров мраморного карниза и выполнить ряд других работ.
Так что сейчас можно только гадать, успели ли метростроевцы СМУ № 7 закончить отделку путевых стен на станции по графику? И когда же отменили реконструкцию четвертой очереди? По моему субъективному мнению, разговоры о том, чтобы ее не делать, начались еще в 1955 году — такой сценарий напрашивался из-за сложности работ и, самое главное, их медлительности. Но окончательное решение было принято, видимо, в 1959 году. К сожалению, пока никаких материалов найти не удалось.
Таким образом, с 1948 года по 1959 год, то есть целых 11 лет, шла реконструкция станции «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Не потому, что она очень сложная: просто так сложилось исторически. И очень зря, что в итоге не довели реконструкцию станции до конца. В четвертой секции откровенно тесно, да и выглядит она мрачно. А сама станция — недоделанной.
В 1982 году началась реконструкция Павелецкого вокзала, в результате которой южный вестибюль, открытый в годы войны, был встроен в увеличенное здание вокзала и перестроен.
Последнее событие, сильно повлиявшее на облик станции, случилось 20 апреля 1987 года. На перегоне со стороны станции «Автозаводская» загорелся поезд, и машинист, руководствуясь инструкцией, довел поезд до платформы станции «Павелецкая», где и высадил пассажиров. Они не пострадали, в отличие от отделки четвертой секции станции, куда реконструкция не добралась.
При восстановлении последствий была, видимо, утрачена оригинальная отделка станции военного времени, которая там сохранилась, так как реконструкции этой части не было. Новое архитектурное оформление, на мой взгляд, получилось ужасным и очень сильно диссонирует с колонной частью станции.