«Жилье и городская среда» — масштабный национальный проект, старт которому дан в 2019 году. В его структуре четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Почти половина этих средств уйдет на расселение аварийного жилья в российских городах.
Об истории вопроса и «болевых» точках реализации программы, об увеличении темпов переселения и о программе реновации в Москве читателям журнала рассказывает председатель наблюдательного совета государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Сергей Степашин.
— Сергей Вадимович, Фонд в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» является ключевым оператором федерального проекта по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. С какими результатами Фонд подошел к началу реализации этого проекта?
— В 2008 году в Российской Федерации стартовала первая за всю историю страны программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. За эти годы была проделана гигантская работа: переселено 1,04 миллиона граждан из аварийных домов, признанных таковыми до 1 января 2012 года, площадью 15,9 миллионов квадратных метров. При этом наибольшие объемы аварийного жилья расселили в Кемеровской и Иркутской областях, а также Республике Саха (Якутия). Общий бюджет программы составил 929,87 миллиардов рублей, из них средства Фонда — 529,58 миллиардов рублей. Остальное — это региональные и местные бюджеты.
Стоит отметить, что за последние пять лет темпы переселения увеличились в три раза. Если в 2013 году переселили граждан из аварийного жилья площадью один миллион квадратных метров, то с 2014 года ежегодно расселяли около трех миллионов квадратных метров аварийного жилья.
— Какие проблемы и основные «болевые» точки выявлены при реализации предыдущей программы?
— В части системных проблем я бы отметил следующие: обеспечение полноты учета площади аварийного жилищного фонда, соблюдение установленных сроков реализации программ, обеспечение качества строящегося (приобретаемого) жилья взамен аварийного, надлежащий отбор подрядных организаций при строительстве жилья.
Хочу обратить внимание, что ряд проблем в каждом регионе имеют свою местную специфику. Но, как показывают результаты нашей работы в «проблемных» регионах, основная причина состоит все-таки в недоработках региональных и муниципальных органов власти в данной сфере, отсутствии надлежащего контроля за исполнением программ переселения, что явно контрастирует с требованиями Послания Президента РФ Федеральному Собранию по обеспечению слаженной, содержательной и энергичной работы исполнительной власти на всех уровнях в процессе реализации национальных приоритетов.
— 2018 год стал фактически переходным годом от реализации шестисотого майского Указа Президента РФ к подготовке выполнения нацпроекта «Жилье и городская среда». Чем этот год занимались Фонд и регионы?
— Начнем с вопроса завершения программ переселения прошлых лет. В 2018 году по программам переселения 2014-2017 годов с учетом планируемых в 12 субъектах Российской Федерации изменений оставалось расселить 182,29 тысяч квадратных метров (11,14 тысяч человек). В настоящий момент остаток не расселенного жилищного фонда составляет около 52 тысячи квадратных метров (3,64 тысячи человек).
Кроме того, в целях устранения издержек учета аварийного жилья по решению Правительства РФ в истекшем году осуществлялась также реализация мероприятий по переселению граждан из вновь выявленного аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2012 года.
По распоряжению Правительства Российской Федерации №1743-р соответствующие целевые показатели на 2018 год были установлены для 14 субъектов Российской Федерации, а это 201,7 тысяч квадратных метров аварийного жилья, численность подлежащих переселению граждан — 11,86 тысяч человек.
В настоящий момент остаток не расселенного вновь выявленного аварийного жилищного фонда составляет порядка 60 тысяч квадратных метров (3,44 тысячи человек).
Отстающие регионы находятся на особом контроле в Фонде ЖКХ, за каждым из них закреплены ответственные лица из числа руководителей Фонда и его структурных подразделений, разработаны графики завершения мероприятий программ, осуществляется режим специального мониторинга.
Также хочу отметить проявленную инициативу 31 субъекта РФ по реализации за счет собственных средств мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.
По состоянию на 1 января 2019 года расселено 336,5 тысяч квадратных метров указанного жилищного фонда и переселено 22,34 тысяч человек.
Важно, что реализацию таких «инициативных» программ переселения за счет собственных источников в 2018 году осуществлял и ряд высокодотационных регионов, а именно Камчатский край, Алтайский край, Республика Башкортостан, Ростовская область, что свидетельствует о высоком уровне внимания руководства данных субъектов РФ к решению этой социально значимой проблемы.
— Фондом уделяется особое внимание качеству строительства домов, возводимых в рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилья. Что в этом направлении, на Ваш взгляд, важное?
— Качество — это одна из острейших проблем при переселении. Индикаторами ситуации в этой сфере выступают многочисленные обращения граждан, переселяемых из аварийного жилья, и соответствующий Реестр таких обращений, который ведется в Фонде.
Скажу так, почти 10 процентов поступивших в прошлом году в Фонд обращений граждан (в том числе и непосредственно в мой адрес) были связаны с проблемой качества жилья.
Всего же в Реестр обращений по вопросам качества жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (ведется Фондом ЖКХ с 2015 года) в период с октября 2015 года по настоящее время включено 3145 МКД (многоквартирных домов), исключено в результате принятых мер (после устранения недостатков) — 2816 МКД. В настоящее время в Реестр обращений включены 329 МКД в 47 субъектах РФ.
В вопросах качества жилья для переселения граждан особую остроту имеет проблема формирования так называемого «нового аварийного жилья» из числа МКД, построенных в рамках программ переселения.
За период с 2016 года по настоящее время выявлено 10 таких домов, в том числе: Новосибирская область — 1 МКД, Забайкальский край — 2 МКД, Пермский край — 5 МКД, Еврейская автономная область — 2 МКД.
Причем основная часть указанных аварийных домов (70%) признаны подлежащими сносу, то есть непригодными даже для реконструкции. И это тоже надо иметь в виду на новом этапе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
— Сергей Вадимович, Вы являетесь одним из последовательных спикеров, говорящих на тему важности внедрения энергоэффективных технологий. Насколько это будет востребовано при реализации таких масштабных проектов, как переселение из аварийного жилья?
— При реализации предыдущей программы все было сконцентрировано на соблюдении сроков ее реализации, и тема энергоэффективности не получала должного внимания.
В 2018 году, по официальным данным, было построено более 9 тысяч домов и 96 % из них был присвоен класс энергоэффективности. Из них класс энергетической эффективности «А» и выше получили лишь 13 % домов, а 25% и вовсе классов «С», «D» и «Е». Таким образом, несмотря на очевидные эффекты от реализации потенциала энергосбережения как для публичной власти, так и для потребителей, политика энергосбережения не овладела всем объемом строящегося жилья.
С 2010 года Фондом в ряде субъектов Российской Федерации осуществляется реализация проектов по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в энергоэффективные дома. На сегодняшний день построено 154 энергоэффективных МКД в 37 субъектах Российской Федерации общей площадью 267 тысяч квадратных метров, что составляет всего 1,7 % от общей площади расселенного аварийного жилья за время реализации программы.
Но теперь у нас есть понимание, какие энергоэффективные решения применять при строительстве МКД для достижения максимальных показателей экономии.
Самый яркий пример: на территории Республики Якутии построен целый энергоэффективный квартал из 10 домов в поселке Жатай.
Опыт показывает, что выполнение нескольких стандартных мероприятий (установка датчиков освещения, установка погодного регулирования тепла) приводит к снижению потребления энергии МКД минимум на 15%.
Максимальный эффект дает комплексное применение элементов: энергосберегающие окна, поквартирная или общедомовая рекуперация, теплые полы как основной источник поквартирного тепла, тепловой пункт с автоматическим погодозависимым регулированием отопления, теплоснабжение на основе использования возобновляемых источников энергии при экономически обоснованном применении, светодиодное освещение и датчики движения (подъезды), поквартирные и общедомовые приборы учета. Такой подход приводит к экономии потребления энергии до 50 %.
Поэтому в рамках осуществления федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» одним из ключевых направлений должно стать повышение качества предоставляемого гражданам жилья с первоочередным акцентом на энергоэффективность и энергосберегающие материалы и технологии, применяемые при строительстве МКД.
— В конце февраля 2019 года состоялся Всероссийский обучающий семинар «Реализация федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», на который собрались представители 82 субъектов РФ. Каковы итоги этого семинара? Насколько регионы готовы к реализации этого проекта? Какая требуется помощь?
— Как Вы правильно отметили, в семинаре приняли участие 82 субъекта РФ, в том числе и представители Москвы. Собралось более 200 профессионалов со всей нашей страны. Это был очень серьезный разговор в котором приняли участие министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Владимирович Якушев, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Максим Борисович Егоров, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунального хозяйства Сергей Александрович Пахомов, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Михайлович Чернецкий, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Викторовна Разворотнева, профильные специалисты и руководители Минстроя РФ и Фонда.
Команда от регионов, на мой взгляд, была не менее представительной. Более 100 профильных министров и директоров департаментов, а это люди, имеющие огромнейший опыт непосредственной работы по реализации программ переселения граждан из аварийного жилья на местах.
Мы считаем, что мероприятия, проводимые нами в формате «открытый микрофон», дают намного больше, чем десятки отчетов, без которых, конечно, тоже не обойтись. Вот только основные темы, которые были обсуждены с регионами: расширение механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, формирование реестра аварийных домов, лимиты финансирования, порядок расчета этапов программы, обоснование способов переселения, опережающее планирование, план по способам переселения, порядок предоставления заявки на финансирование.
Специалистами Фонда и Минстроя были даны ответы на более чем 200 вопросов как поступивших заранее, так и возникших в ходе дискуссии. Фактически с ноября 2018 года идет постоянная работа по консультационной помощи регионам, в том числе с выездом наших специалистов в регионы.
Кстати, все материалы, в том числе презентации, видео- и аудиозаписи можно послушать и посмотреть на сайте Фонда www.fondgkh.ru.
— Сергей Вадимович, в заключение хотели бы узнать Ваше мнение об оценке реализации масштабной для Москвы программы реновации жилья.
— Сначала хотел бы остановиться на масштабе этой программы и в части объемов расселяемых площадей, и количества переселенных граждан. Программа реновации фактически имеет такие же масштабы, как и программа, реализуемая Фондом на территории всей остальной страны, включая Севастополь и Крым.
Город Москва, дав старт финансированию такой программы, позволила Правительству Российской Федерации не учитывать город Москву при определении финансовых лимитов остальным регионам РФ.
С коллегами из Москвы мы поддерживаем тесный контакт. Думаю, они учтут наш опыт по вопросам качества нового жилья и вопросам соблюдения сроков строительства, но самое главное — это взаимодействие и информирование жителей, участвующих в этой программе.
Мне много приходится ездить по регионам, и смею вас заверить — без кропотливой работы с каждым проживающим, каждой семьей реализовать такую масштабную программу в срок и качественно невозможно.