Назад
Строительство — это драйвер развития всего города
23 декабря 2022
2492

Строительство — это драйвер развития всего города

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв — об итогах работы столичного стройкомплекса в 2022 году, приоритетных проектах и перспективах.

— Андрей Юрьевич, приоритетным направлением столичного стройкомплекса в 2022 году по-прежнему оставалось развитие транспортной инфраструктуры и в первую очередь метро. Основное внимание было приковано к самому масштабному проекту — БКЛ. Когда для пассажиров откроются оставшиеся девять станций?

— Реализация крупнейшего в мире проекта метростроения — Большой кольцевой линии (БКЛ) — близка к завершению: ее общая строительная готовность составляет 97%. До конца года все работы планируем завершить. Уже осуществлен технический пуск северо-восточного участка БКЛ от «Савеловской» до «Электрозаводской», где расположены три новые станции — «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники», — одного из самых сложных в истории московского метростроения. В ближайшее время осуществим технические пуски восточного и южного участков («Каширская» - «Нижегородская» и «Каховская» - «Каширская»). Ведутся работы по благоустройству прилегающих к станциям территорий. Завершается и строительство двух электродепо, которые будут обслуживать подвижной состав БКЛ. Открыть все три участка для пассажиров планируем одновременно уже в первом квартале будущего года.

ZIL_4390.jpg

— Помимо БКЛ, в московской подземке ведутся работы и по продлению радиальных линий в районы, где пока нет метро. Одна из них — Солнцевская — придет в аэропорт Внуково. На каком этапе работы по строительству этого участка, и когда он откроется для пассажиров?

— Работы по строительству участка Солнцевской линии метро от Рассказовки до аэропорта выполнены более чем наполовину. Сейчас на станции «Аэропорт Внуково» закончены монолитные работы, ведется устройство наклонного хода для эскалаторов. На участке также возводится метромост через реку Ликова длиной 460 метров. Он примыкает к строящейся станции «Пыхтино», где завершаются монолитные работы, ведется монтаж инженерных систем и архитектурная отделка пассажирской и технической зон. Завершить строительство участка «Рассказовка» — «Аэропорт Внуково» планируем до конца будущего года.

— На «новомосковском» направлении продлевается и участок Сокольнической линии от «Коммунарки» до станции «Потапово». Какова его готовность?

— Готовность участка от «Коммунарки» до деревни Потапово, где возводится одноименная станция метро, составляет на сегодняшний день около 60%. Более чем наполовину готова и сама станция «Потапово», с вводом в эксплуатацию которой (а сделать это мы планируем уже в будущем году) улучшится транспортное обслуживание жителей районов Сосенское, Воскресенское, Щербинка и Южное Бутово. Кстати, «Потапово» станет первой отапливаемой наземной станцией в московском метро. В холодную погоду пассажиры не будут испытывать дискомфорт. Минимизировать потери тепла и исключить дальнейшие проблемы с эксплуатацией (например, образование наледи) помогут дополнительное утепление вестибюлей, система наружного обогрева водосточной системы, а также использование двойных стеклопакетов на путевых стенах.

— Еще одна линия метро, которая соединит «старую» Москву с «новой», — Троицкая. Когда ее планируется достроить?

— Троицкая линия, строить которую мы начали с нуля, соединит платформу МЦК «ЗИЛ» с наукоградом и станет самой протяженной (40 километров) линией метро за пределами МКАД. Всего на ней будет 17 станций. В зоне «влияния» Троицкой линии проживает более полутора миллионов человек, для которых с вводом ее в эксплуатацию заметно сократится время в поездках. Больше всех выиграют жители Троицка, которые смогут добираться до центра Москвы вдвое быстрее, чем сейчас. Строим эту линию поэтапно. Первый участок с пятью станциями — от «Новаторской» до «Бачуринской» — на сегодняшний день готов почти на 70%. На всех станциях завершаются монолитные работы, ведется обратная засыпка котлованов и началась архитектурная отделка, а также продолжается обустройство пройденных между ними тоннелей. На четырех из пяти станций монтируются инженерные системы: на «Новаторской», «Университете Дружбы народов», «Генерала Тюленева» и «Тютчевской». Там устанавливают электрические кабели, трубопроводы и системы вентиляции.   Приступили и к проектированию и строительству центрального участка от «ЗИЛа» до «Новаторской». В частности, началось строительство станции «Крымская»: там монтируют ограждающие конструкции котлована, устраиваются буросекущие сваи и проводятся земляные работы по планировке территории стройплощадки. Завершить строительство Троицкой линии и открыть ее для пассажиров планируем к концу 2024 года.

b89bd3ce200d5d087f0f436633360354ef14d44e.jpg

— Метро ждут жители не только Новой Москвы, но и районов на севере города. Как обстоят дела с продлением Люблинско-Дмитровской линии до района Северный?

— Работы на этом новом почти 6-километровом участке от «Селигерской» до «Физтеха» идут по графику и наполовину уже выполнены: завершена тоннелепроходка, продолжается устройство жесткого основания и верхнего строения пути. Основной фронт работ развернут на будущих станциях: возводятся монолитные конструкции, выполняются гидроизоляция и крепление котлованов. Полностью готовы основные конструкции станции «Яхромская». На 70% выполнены монолитные работы в северном вестибюле станции «Лианозово», а в южном — закончено бетонирование и ведется отделка, построен новый подземный пешеходный переход, соединенный с уже существующим переходом под Дмитровским шоссе. Смонтировано три эскалатора, устанавливаются системы отопления, водоснабжения и канализации. Наполовину готовы и основные конструкции станции «Физтех». Строительство нового участка Люблинско-Дмитровской линии планируем завершить, как и продление Солнцевского радиуса в аэропорт Внуково, к концу 2023 года.

— Москвичи и жители пригородов уже три года пользуются двумя маршрутами МЦД. Строятся ли новые платформы, и когда поезда поедут по двум новым маршрутам?

— Московские центральные диаметры — важнейший транспортный проект столицы и Московской области, имеющий агломерационное значение. Фактически мы получаем новое наземное метро, объединяющее формат пригородных электричек и столичной подземки. Такие мегапроекты, связанные с железными дорогами, разгружают автомобильные дороги, делают экологию Москвы лучше и в целом для города очень выгодны. За прошедшие годы на маршрутах МЦД-1 и МЦД-2 реконструировано и построено 35 платформ. Только в этом году для пассажиров открылась новая островная платформа МЦД-2 «Площадь трех вокзалов», и теперь путь от метро «Комсомольская» до МЦД стал в 3 раза быстрее и составляет 3 минуты. Введена в эксплуатацию и платформа «Окружная» МЦД-1, где сформирован крупнейший транспортно-пересадочный узел на севере Москвы, объединивший одноименные железнодорожные станции МЦД-1, МЦК и метро, а также «Аэроэкспресса» в Шереметьево. Активизировано и строительство двух новых диаметров — Ленинградско-Казанского (МЦД-3) и Киевско-Горьковского (МЦД-4). В этом году на МЦД-4 построен новый остановочный пункт — «Минская» — и реконструированы платформы «Толстопальцево» и «Мещерская». До конца года намерены завершить и реконструкцию платформы «Переделкино». В настоящее время ведется масштабная работа по реконструкции железнодорожной и пассажирской инфраструктуры на участках от Звенигородского шоссе до Савеловского вокзала, от Марьиной Рощи до Площади трех вокзалов, от Площади трех вокзалов до Нижегородской. Продолжается также строительство ветки между Киевским и Смоленским направлениями МЖД, реконструкция Митьковской соединительной ветви между Октябрьской железной дорогой и Казанским направлением МЖД… Запустить маршруты МЦД-3 и МЦД-4 планируем к концу будущего года.

6fd99442b6c1175d1428c2044854478b7f7c82bc.jpg

— Как проект МЦД повлияет на развитие города?

— Маршруты МЦД проходят через зоны активного городского развития. И новые станции, и платформы возводятся на площадках, где формируются жилые кварталы или центры деловой активности, благодаря чему повышается доступность и привлекательность этих территорий. Запуск регулярного пассажирского движения по МЦД послужит импульсом к их развитию. Потенциал строительства в зоне «влияния» четырех маршрутов составляет порядка 23,4 миллиона «квадратов» различной недвижимости. В 1,5-километровой зоне «влияния» станций можно возвести 13,3 миллиона квадратных метров жилья и более 10 миллионов «квадратов» нежилой недвижимости — такой объем деловой и коммерческой застройки наряду с жильем позволит создать около 1,2 миллиона рабочих мест.

— Ключевым показателем успешности работы строительной отрасли является сектор недвижимости. Повлияли ли введенные в 2022 году международные санкции на реализацию ключевых проектов?

— Несмотря на все испытания, которые довелось пройти, на все трудности, с которыми пришлось столкнуться, мы в Москве не остановили ни одной стройки, ни в одну программу не сократили инвестиций. Кроме того, оперативно были приняты меры поддержки отрасли. Например, когда у банков появились сложности с оборотными средствами, на федеральном уровне приняли поправки в ФЗ №44, позволившие регионам вносить изменения в ранее заключенные контракты. И город смог увеличить застройщикам авансирование с казначейских счетов с 30% до 50-70%. В итоге ни подорожание стройматериалов, ни проблемы с логистикой на темпах строительства не сказались. Напротив: стройка активизировалась, а это важно, ведь любое замедление ведет к удорожанию проектов.

— Сколько недвижимости введено в городе?  

— С января 2022 года введено в эксплуатацию более 11,5 миллиона «квадратов» различной недвижимости. Это 490 объектов. Таким образом, мы уже сегодня сдали недвижимости на 35% больше, чем планировали за весь год (планировалось 8,5 миллиона квадратных метров — прим.ред.). Перевыполнен и план ввода жилья: при годовом плане около 4,5 миллиона квадратных метров в эксплуатацию сдано более 6 миллионов «квадратов». При этом для города очень важно, что мы по-прежнему придерживаемся принципа комплексности застройки: в шаговой доступности от новостроек возводится социальная инфраструктура. Так, в этом году сдано в эксплуатацию 13 объектов социально-реабилитационного и лечебно-оздоровительного назначения, 31 детский сад, 19 школ и БНК, 18 спортивных сооружений и пять объектов культуры. Такой подход позволяет создать максимально комфортные условия для жизни в Москве. Перевыполнены и планы ввода коммерческой недвижимости. С января введено 18 административных и офисных комплексов, что втрое больше, чем было запланировано, 13 промышленно-производственных объектов (планировалось только два), 17 (при запланированных четырех) объектов торгово-бытового, 10 (при плане 6) — коммунально-складского, 18 (при плане 7) — жилищно-коммунального назначения, а также 15 отелей (планировалось 4). Эти объекты — точки экономического роста, где формируются новые рабочие места. И нас очень радует также то, что несмотря ни на какие санкции и прочие трудности года, более 85% всей введенной недвижимости традиционно составляют инвесторские проекты. Более того: мы наблюдаем высокий уровень интереса девелоперов к реализации новых проектов. С января по ноябрь на заседаниях ГЗК одобрено строительство 25,88 миллиона квадратных метров всех типов недвижимости. Основной интерес застройщики по-прежнему проявляют к жилью, на долю которого из общего объема одобренной к возведению недвижимости приходится свыше 10,85 миллиона квадратных метров. Почти вдвое по сравнению с прошлым годом увеличилось и количество одобренных проектов на создание промышленных объектов: почти на 4,8 миллиона «квадратов». Надеюсь, такая положительная динамика сохранится и в будущем году.

— В августе 2017 года в столице стартовала программа реновации жилья. На сегодняшний день, по истечении пяти с лишним лет, Вы довольны темпами ее реализации?

— Реализация программы реновации продолжает набирать обороты. С начала ее реализации в столице возвели 224 дома, 205 из которых уже были переданы под заселение. В настоящее время в городе идет переселение 97,8 тысячи москвичей из 577 старых зданий. Из них свыше 83 тысяч горожан уже получили новое жилье. Еще 165 домов строится, а 224 проектируются. Только в 2022 году подобрано еще 35 новых стартовых площадок потенциалом около 708 тысяч «квадратов». Новостройки появятся в 26 районах. Таким образом, общее количество площадок под строительство домов по программе достигло в Москве 565, что позволит возвести 9 миллионов «квадратов» современного жилья и необходимой инфраструктуры. Хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы не только не затормозили программу, но и напротив — активизировали ее. Только с января по ноябрь разрешение на ввод в эксплуатацию получили 48 жилых домов. Новостройки появились во всех административных округах. Наибольшее количество сдали в Северном и Юго-Западном административных округах: по 7 зданий. Каждый дом возведен по индивидуальному проекту с учетом расположения, архитектурных особенностей и нужд жителей того или иного района.

ZIL_8329.jpg

— Каковы планы города в сфере дорожно-транспортного строительства на ближайшие годы?

— Темпы строительства и ввода дорог и искусственных сооружений по-прежнему будут поддерживаться высокие, ведь расширение и модернизация улично-дорожной сети является одним из главных способов решения транспортных проблем мегаполиса, особенно учитывая ежегодный существенный прирост автомобилей. Сегодня основные усилия мы сосредоточили на создании системы хордовых магистралей, которые позволят автомобилистам пересекать город, не сворачивая на «кольца», снимут напряжение с основных трасс. Флагманский проект — Московский скоростной диаметр (МСД), объединяющий Северо-Восточную хорду, последний участок которой в границах МКАД от Ярославского до Дмитровского шоссе мы ввели в сентябре, и готовую на 65% Юго-Восточную. Сейчас строительство хорды, являющейся южным отрезком диаметра, в самом разгаре. Полностью завершить все работы планируем до конца будущего года. Хочу подчеркнуть, что по своим масштабам проект МСД сопоставим с МКАД и ТТК. Благодаря запуску скоростного диаметра улучшится связность более сорока районов с населением свыше 5 миллионов человек. Кроме того, планируем завершить реконструкцию еще трех развязок на МКАД — с улицей Липецкая, Осташковским шоссе, улицами Верхние Поля и Капотня. Всего же с 2023 по 2025 годы планируем построить 216,5 километра дорог, 72 моста, путепровода и эстакады и 49 пешеходных переходов.

— Почему работа строительной отрасли находится в зоне особого внимания городских властей?

— Наша отрасль — драйвер развития всего города. Один рубль, вложенный в строительство, дает 5-7 рублей инвестиций в сопутствующих сферах. Одно рабочее место в строительном секторе формирует до восьми в смежных. А учитывая, что в отрасли занято около миллиона москвичей, несложно подсчитать общее количество городского населения, чей стабильный заработок напрямую зависит от темпов и объемов строительства и ввода объектов. Влияет это и на работу предприятий, поставщиков оборудования и сопутствующих материалов. К тому же строительство — самый быстрый способ раскрутки экономики, в какой бы сложной ситуации та ни оказывалась. Поэтому останавливать стройку нельзя — ее нужно стимулировать, поддерживать. Собственно, делать всё то, что на протяжении 12 лет делает для нашей отрасли Мэр Москвы Сергей Собянин, которому мы за это безмерно благодарны. 

Копировать ссылку
Автор материала: Иван Белов