Назад
В поисках истины: Дневник архфестиваля «Зодчество-2021»
21 октября 2021
396

В поисках истины: Дневник архфестиваля «Зодчество-2021»

Нынешней осенью Гостиный двор в Москве стал площадкой сразу трех крупнейших архитектурных событий. В преддверии Всемирного Дня архитектуры здесь работали XXIX Международный фестиваль «Зодчество», IV Всероссийский архитектурный фестиваль Best Interior Festival и Международная выставка Build School. И если в прошлом году на «Зодчестве» мы прикоснулись к Вечности, то в этом году отправляемся на поиски Истины — такую тему выбрали организаторы мероприятия.

Голая правда, или истина почти без прикрас в виде скульптурной композиции встречала посетителей на входе и сразу «заряжала» желанием отправиться на поиски. Давайте вместе полистаем дневник архфестиваля, вспомним его основные моменты, пройдемся по выставочному пространству — оно и есть иллюстрация сложного, смелого, неординарного творческого пути зодчих. И, наконец, попытаемся вместе с архитекторами ответить на вопрос, в чем же Истина? Возможно, она в…

 

… в призвании

«Когда я задумывал тему фестиваля «Зодчество», мне вспомнилась легенда о том, что истина — это зеркало, придуманное богом. Оно разбилось, и каждый из нас стал носить его осколок в себе. Мне кажется, именно сейчас настало время объединить эти осколки, чтобы вместе найти путь, который приведет нас в будущее. Мы, архитекторы, не должны забывать свою роль как общественную, так и творческую. Мы служим призванию. Это и есть Истина зодчества», — раскрыл концепцию кураторской программы главный архитектор Калуги Алексей Комов. Его арт-объект «Алтарь архитектурной правды» в виде увеличенной в десять раз модели главной архпремии страны — Хрустального Дедала — занял одно из центральных мест инсталляции «Истина в призвании» и стал, по сути, красноречивой иллюстрацией слов куратора «Зодчества-2021».

А начнем мы, как и полагается, с торжественного открытия. Праздничная церемония получилась насыщенной и объемной, поскольку собрала ведущих представителей архитектурной и градостроительной отраслей, дизайнеров, художников, оформителей, а также производителей и поставщиков строительных материалов. Учитывая масштаб всех трех событий, официальных поздравлений и напутствий от гостей было много. Но все они, в целом, сводились к одному — роли зодчего.

Старт работе дал вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин. В видеообращении к участникам мероприятия он отметил: «Фестиваль «Зодчество» стал заметной частью архитектурной и строительной жизни. Учитывая текущие и перспективные объемы строительства в России, важно уделять внимание качеству и разнообразию возводимых объектов и создаваемой среды. Об этом нужно думать уже сегодня, чтобы и через десятилетия люди с благодарностью вспоминали наш труд».

Руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин дал свое определение роли архитектора: «Зодчий — это созидатель в самом широком смысле этого слова. Без зодчего наша жизнь невозможна. Человек начинает меняться в хорошую сторону, когда он видит вокруг себя что-то новое, интересное, необычное. И архитектура очень сильно влияет на поведение человека, на его отношение к жизни».

Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков сделал акцент на истории фестиваля: «Дорогие друзья, в это непростое время большое счастье видеть всех вас сегодня. Ровно год назад мы проводили 28-й фестиваль, сегодня открываем предъюбилейный 29-й. Хочется отметить, что в этом году ожила вся Россия, ожили регионы. Их в этом году на «Зодчестве» представлено целых шестнадцать!»

В число спикеров церемонии также вошли: главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, первый заместитель министра строительства РФ Александр Ломакин, заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России Леонид Казинец, главный архитектор Московской области Александра Кузьмина, президент НОПРИЗ Михаил Посохин. В финальной части торжественного мероприятия на сцену были приглашены кураторы фестивалей «Зодчество» и BIF Алексей Комов и Борис Левянт.

Смелых идей и ярких смыслов немало: осмотром выставки гости и официальные лица остались довольны


…в космосе

Поскольку 2021-й — год 60-летия полета человека в космос, гостям выставки предложили поискать Истину на просторах Вселенной. И мы приглашаем отправиться в Калугу, как говорил Юрий Гагарин: «Поехали!» Хотя потребуется небольшое уточнение: Калуга приехала сама и привезла масштабную инсталляцию, посвященную космосу и архитектуре.

Спецпроект «Истина в Космосе» — об интересе современного общества к проблемам создания внеземных поселений, о космическом дизайне, а также о результатах деятельности молодых российских архитекторов, американских магистрантов Международного центра космической архитектуры Сасакава (SICSA) при Университете Хьюстона (США). В 2020-2021 годах Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского реализует проект «Рукопожатие в космосе» при поддержке Общественной дипломатической грантовой программы посольства США в Москве. В рамках как отдельных, так и совместных проектов архитекторам предложили создать концепции поселений на Луне или Марсе, которые позволят жить человеку на этих небесных телах. Лучшие из этих концепций вошли в спецпроект «Истина в Космосе» и были представлены на фестивальной площадке «Зодчества-2021».

Инсталляция все три дня притягивала внимание посетителей: согласитесь, ведь интересно узнать о строительстве и дизайне космического жилья, об интересных решениях, которые предлагают российские и американские архитекторы и, конечно, об уникальном музее истории российской космонавтики.

 

…в городе

Здесь Истину искали сразу на нескольких площадках и на протяжении всех фестивальных дней. Сразу после торжественного открытия «Зодчества» всем желающим было предложено заглянуть в будущее. На пленарной дискуссии «Новые города для будущей России» эксперты обсуждали геополитическое положение России, которое открывает перед ней исключительные возможности продемонстрировать миру свои созидательные компетенции. Говорили об инициативе профессионального сообщества о строительстве новых городов. А тема переноса столицы за Урал чуть было не стала предметом общественной дискуссии.

Разные форматы обсуждения посвятили результатам исследовательской, проектной, а в некоторых случаях и провокативной работы с городской средой и населением, идеологии зодчества новых городов, созданию комфортной среды обитания.

И главный итог любого разговора на эту тему — в фокусе внимания непременно должен оставаться человек, а сообщество архитекторов должно формировать созидательную повестку, призванную превратиться в градостроительную политику при проектировании и организации нового пространства.

 

…в молодости

На поиски Истины отправились не только умудренные опытом зодчие, но и молодежь. Молодые архитекторы из разных уголков нашей страны представили свой взгляд на современную архитектуру России и ее перспективы. Участники проекта — молодежные секции Союза архитекторов России, студенческие объединения, инициативные команды и даже школьники. Их идеям была отдана весьма внушительная площадка, которую заняли инсталляции в виде башен. Здесь и «Башня развития» (Свердловская область), и «Башня Летай!» (Алтайский край), «Башня зарождения» (Краснодарский край); «Башня будущие архитекторы» (Future Architects), «Башня терпения» (Самарская область), «Башня вид из окна» (Москва) и «ДНК креативной молодежи для городов России «Город А» (городской округ Красногорск) и другие небоскребы идей.

И что важно: несмотря на откровенную смелость идей, некоторые из них получат реализацию. Так, стало известно, что инсталляция «Зеленое сердце стального гиганта», которая была представлена на площадке «Зодчества-2021», в следующем году украсит одно из общественных пространств Липецка. По признанию авторов работы, на создание конструкции их вдохновили ассоциации, которые приходят в голову при упоминании Липецкой области.

 

…в цифре

Не только цифровизации мы посвятим эту запись в нашем дневнике, но начнем именно с «цифры» как возможности поговорить и представить ретроспективу архитектуры Москвы за последние несколько лет. Ее, эту самую возможность, продемонстрировал стенд Москомархитектуры — пожалуй, самая интерактивная экспозиция фестиваля. Избранные проекты последних восьми лет представлены не только в виде буклетов на стенах, но и в видеоинсталляции над головой и QR-кодов, ведущих на подготовленную специально к «Зодчеству» карту. Многие отправились на эту выставку сразу после анонса главного архитектора на церемонии открытия.

«Фестиваль — это прекрасная площадка для обмена впечатлениями, эмоциями и опытом, это место дискуссий и поиска новых решений. В то же время именно здесь можно осмыслить уже пройденный путь и оценить его итоги. Стенд Моском­архитектуры, посвященный славному тридцатилетнему пути Комитета, служит тому подтверждением», — отметил в своем выступлении Сергей Кузнецов.

По материалам на стенде Комитета можно было наглядно увидеть, как трансформировался город, особенно сильно за последние несколько лет. Современные жилые дома, доступная транспортная инфраструктура, благо­устроенные набережные и парки, спортивные и культурно-досуговые центры, интересные локации, притягивающие тысячи людей, уютные веранды кафе и небо без свисающих проводов… Ведомство, которое в 2021 году отмечает юбилей, обеспечивает комплексное развитие столицы в части градостроительного проектирования и формирования архитектурно-художественного облика. За этими формулировками скрываются не столько документы и схемы, сколько идеи и образы будущего.

ZIL_2635.jpg

 

…в Севере

Начну с того, что я тоже не удержалась и по примеру многих приложила руку (в прямом смысле этого слова) к этому стенду: убедилась — лед, настоящий и холодный. Он отсылает к морозам и Северу. Поэтому в этой дневниковой записи коротко о Севере. И начнем с авторского проекта проектно-исследовательской команды «Арктикаметрия», ледяной перфоманс — их рук дело. В своей повседневной работе они, движимые духом исследования, пытаются открыть комфортный Север всем, кто там живет, кто туда путешествует и кто им вдохновляется. Специалисты организации занимаются проектированием в северных городах, поэтому на «Зодчестве» они твердо заявляли — «Истина в Севере».

И еще один эпизод посвятим экспозиции Якутии, где лед растопила доброжелательная улыбка главного архитектора Республики Ирины Алексеевой, которая гостеприимно встречала посетителей. Стенд стал одним из лучших на выставке регионов, но об этом чуть ниже. Экспозиция Якутия выполнена в форме круга, вписанного в квадрат.

«Квадрат — устойчивая геометрическая форма, круг — знак непрерывности и бесконечного движения жизни. Эти два элемента связывают тело и душу, материю и дух, землю и небо. Так, в ходе поисков, участники экспозиции вывели три составляющих истины — Олох, Эйгэ, Санаа, в архитектурном смысле обозначающие мастер-планирование, социальный ландшафт и культурный код территории. Именно из этих трех элементов создается Истина», — говорится в анонсе экспозиции. В каждом из разделов которой — проекты, реализованные и планируемые на территории республики в сфере культуры, здравоохранения, образования. Современные тенденции в градостроительстве презентовали экспериментальными кейсами — мастер-планы трех арктических поселений и квартала «Звездный» в Якутске, брендинг туристических объектов и один из знаковых объектов — Ленский мост.


…в борьбе

Возьму на себя смелость и акцент сделаю как раз не на победе, а на борьбе. Как в любом состязании, есть победители, но на «Зодчестве-2021», на мой взгляд, не было проигравших. Потому что в этом творческом противостоянии нет разрушительного конфликта, его энергия созидательна. Это тот самый спор, в котором рождается Истина. А вот формы борьбы могут быть разными. Например, творческий баттл между художниками и архитекторами. На этой площадке надели фартуки, встали у мольбертов и взяли кисти в руки не только молодые мастера, но и именитые профессионалы, в числе которых был и Николай Шумаков.

Архитектурных побед все же было много. Мы вспомним только малую часть из тех, что озвучили в финале, то есть на третий день работы XXIX Международного архитектурного фестиваля «Зодчество». Экспертное жюри на торжественной церемонии закрытия огласило победителей смотров-конкурсов, на которые в этом году поступило более 400 работ.

Итак, Хрустального Дедала — главную награду фестиваля — получил АО «Метрогипротранс» за проект «Большая кольцевая линия Московского метрополитена, станции Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская». В номинации «Развитие территорий и градостроительные решения» Золотой знак самого масштабного смот­ра-конкурса — «Регионы России» — достался Москве в лице Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. Золотым знаком в номинации «Городская среда и комплексные городские проекты» жюри наградило министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области. «Серебро» завоевали Московская область и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области. В номинации «Развитие и продвижение национальной идентичности региона» (новая номинация этого года, как и «Сохранение исторической среды») Золотым знаком награждено Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия).

 

…в архитектуре

Три дня на площадке Гостиного двора зодчие искали Истину в космосе, памяти, городе, науке, свободе, машине, равновесии, слове, любви (под этим именем на выставке был представлен, пожалуй, один из самых теплых и душевных проектов, посвященный памяти Владимира Кузьмина) и даже в самом себе. Шестнадцать кураторских спецпроектов — больших и не очень — расположились по главной оси выставочного пространства. Пришло время озвучить итоги этих творческих метаний и поисков.

«Испытание временем может выдержать только Истина. Быть фундаментом и связывать реальность с завтрашним днем может только архитектура. Так, истина рождается в соревновании идей и заявляет о себе языком таланта», — эти слова манифеста автора кураторской программы Алексея Комова, пожалуй, и есть квинтэссенция красивого, порой, откровенно провокативного, смелого, возможно, не каждому понятного действа, имя которому «Зодчество-2021».

DSC03196.jpg

И еще одна ремарка в нашем дневнике: нынешнее «Зодчество» выступило предвестником юбилейного — в 2022 году фестиваль отметит 30-летие!  

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Черкасова