Назад
Владимир Ресин: «Меньше старайтесь — больше делайте»
21 октября 2021
332

Владимир Ресин: «Меньше старайтесь — больше делайте»

Его трудовая биография неразрывно связана со строительной отраслью. В профессиональном сообществе его имя почти нарицательное. Он награжден 22 государственными наградами, в числе которых орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, два ордена Трудового Красного Знамени и орден «Знак Почета».

Депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра Москвы, советник Патриарха по строительству, профессор, доктор экономических наук Владимир Ресин расскажет читателям нашего журнала о самых важных законопроектах в сфере строительства, о ценообразовании и льготной ипотеке, о промзонах и дефиците рабочей силы.

— Владимир Иосифович, завершила свою работу Госдума VII созыва, только что прошли новые выборы. Какие законодательные инициативы, принятые законы Вы назвали бы самыми значимыми для строительной отрасли? Довольны ли Вы принятым законом о внесении изменений в законодательство о долевом строительстве?

— Работа по совершенствованию законодательства обязана продолжаться. Время и правоприменительная практика вносят определенные коррективы. 3аконы должны быть актуальны. Поэтому работа идет в нескольких направлениях. В июле этого года Президентом подписан 275-ФЗ, которым внесены в Градостроительный кодекс и другие законы очень значимые поправки. Во-первых, это развитие института типового проектирования. Типовая проектная документация станет составной частью единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Таким образом мы получим базу проектов с применением экономичных ресурсо- и энергосберегающих архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических, организационно-технологических решений, предназначенную для многократного применения.

Во-вторых, данный закон решает важную системную задачу перехода строительной отрасли на проектное управление. В Градкодексе появилась новая статья 5.2. «Перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства». Таким образом, в законе четко определено, что под «проектом по строительству объекта капитального строительства понимается перечень мероприятий, осуществляемых застройщиком, техническим заказчиком, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления и (или) иными организациями в соответствии с положениями настоящего Кодекса, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода такого объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на него». Это обязательный перечень мероприятий, который необходимо спланировать и выполнить, чтобы достичь желаемого результата. Данные положения закона вступают в силу с октября 2021 года. Соответственно и конкурсную документацию мы должны готовить уже в этих «координатах».

Благодаря этому закону, сделан еще один определяющий будущее развитие шаг касательно поправок в 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Фонду предоставлено право создавать, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специализированные общества проектного финансирования, тем самым расширяются границы института проектного финансирования в строительной отрасли.

Закон о проектном финансировании я считаю однозначной победой на законодательном уровне. Благодаря новой системе проектного финансирования нам удалось защитить права граждан от произвола недобросовестных застройщиков и гарантировать то, что покупка долгожданного жилья принесет россиянам радость, а не новые проблемы.

И, конечно, нельзя обойти вниманием и 494-ФЗ. Закон о «всероссийской реновации» принят, и нам надо сделать все возможное и зависящее, чтобы он заработал в полную силу. 2021 год — год полномасштабного внедрения механизма Комплексного Развития Территорий (КРТ) в регионах.

— А что, наоборот, не удалось? Например, до сих пор не определены правила игры на рынке апартаментов: нет жилого статуса, нет постоянной регистрации.

— Надо отметить, что отклонение законопроекта и возвращение его на доработку не означает неудачу. Это может быть оптимальным решением в текущей ситуации. Законопроект о правовом статусе апартаментов Государственной Думе еще предстоит внимательно рассмотреть при участии экспертного сообщества. Возможно, это станет одной из основных тем деятельности комитетов в новом созыве. В конце концов, президент Владимир Путин поручил разобраться с этой правовой путаницей.

20200315_183151.jpg

Сегодня закон еще находится на рассмотрении, предлагается ввести понятие «Многофункциональное здание» и разрешить прописку. Дорабатывать законопроект до той степени, когда его можно применять, предстоит в сотрудничестве с Минстроем России. Обсуждение вопроса узаконивания апартаментов на слуху последние несколько лет. Только за последний год было уже несколько попыток найти оптимальное решение. В общих чертах, при разработке нужно учитывать две задачи: судьба уже существующих апартаментов и регулирование строительства новых. Пока прорабатывали только последний аспект, но, по запросам граждан, необходимо довести до ума и первый.

Собственников сильнее заботит статус уже приобретенных апартаментов, в которых они живут. Если они не получат статус жилых помещений, то цены на них так и останутся ниже на 15–20%, чем на аналогичное жилье, но с более дорогими тарифами на ЖКХ. Привлекательность заключается именно в более низких ценах на апартаменты, при том, что в итоге экономия выходит сомнительная и окружающая социальная инфраструктура зачастую недостаточна для нормальной и комфортной жизни семьи. Если обязать строить новые апартаменты по стандартам жилых помещений, а не коммерческих, как сейчас, то стоимость их скорее всего вырастет, что уничтожит безусловное преимущество покупки жилья с подвешенным правовым статусом. Вот с этим клубком противоречий нам еще предстоит разобраться.

— Недавно Минстрой подготовил и принял ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование регулирования в сфере ценообразования в строительстве. Ваше мнение, Владимир Иосифович?

— 9 августа Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал Постановление № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», согласно которому заказчики (перечень которых приведен в приложении к постановлению) могут изменить цену и в определенных случаях существенные условия заключенных в соответствии с № 44-ФЗ контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Порядок определения размера изменения (увеличения) цены контракта по смете контракта установлен приказом Минстроя России от 21 июля 2021 года № 500/пр. Данный приказ зарегистрирован Мин­юстом России и вступит в силу с 24 августа 2021 года.

Это действительно очень важная мера государственного регулирования на сложившуюся в 2021 году ситуацию, когда существенно выросли цены на строительные материалы, возник дефицит трудовых ресурсов. Как следствие, невозможным стало исполнение значительной части строительных контрактов с твердой договорной ценой. Эффект от новых правил, я надеюсь, что мы увидим уже до конца 2021 года.

Вообще, ценовая политика в строительной отрасли — это одна из сфер, требующих решительных преобразований. Многие строительные компании высказывали недовольство тем, что методы регулирования застряли в прошлом и подлежат реформированию. Систему ценообразования необходимо приводить в соответствие с рыночными реалиями, а также наладить системное сотрудничество строителей с Минстроем России. Формируемые центры мониторинга за региональными ценами на стройматериалы и другие виды строительных ресурсов при условии тесного сотрудничества между местными строительными компаниями, ведомствами и правительством могут оценить реальное положение вещей. Создание таких центров с соответствующими полномочиями — первостепенная задача.

Более того: с учетом продолжительности бюджетного инвестиционно-строительного цикла, принятые меры и запланированный ко второму кварталу 2022 года переход отрасли на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, когда будут использоваться практически текущие цены строительных ресурсов, состоящие из цен производителей и импортеров строительных материалов, оборудования, машин и механизмов, думаю, реально покажут ожидаемые результаты.

— Продолжают ломать копья по поводу льготной ипотеки, хотя в прошлом году был поставлен абсолютный рекорд за всю историю ипотечного рынка России — 4,3 триллиона рублей. Финансисты, как Вы знаете, «против», строители «за». Какая, на Ваш взгляд, идеальная процентная ставка?

— Хочется, конечно, сказать, что чем меньше — тем лучше. В первую очередь исходя из интересов россиян. Но если бы вопрос решался так просто, это было бы сделано давным-давно. Президент России Владимир Путин объявил о продлении программы льготной ипотеки еще на год, до 1 июля 2022 года, с некоторыми изменениями, обусловленными требованиями рынка. Раньше для разных регионов были свои правила, теперь они для МКД (многоквартирных домов) практически едины для всех. Также будут расширены возможности по семейной ипотеке, обсуждается модель сельской и военной ипотеки, ипотеки для ИЖС, которые будут иметь свои стандарты.

Льготная ипотека позволила значительному числу граждан улучшить жилищные условия и показала очень хорошие результаты по решению извечного квартирного вопроса. Сегодня ставка увеличилась с 6,5% до 7%, в целом, неплохой показатель. «Единая Россия» продвигает народные интересы, стараясь сохранять процентную ставку на самом низком из возможных уровне. В предыдущие годы низкой считалась ставка на уровне 10 процентов, поэтому спрос на льготную ипотеку оказался высоким.

Основные опасения связаны с возможностью возникновения «ипотечного пузыря». Поэтому в первую очередь важно обеспечить россиян работой и зарплатами, чтобы они могли выплачивать процент по кредиту. После эпидемии, когда доходы граждан ощутимо упали, увеличивать долговую нагрузку представляется нерациональным. Поэтому следует как можно быстрее восстанавливать и наращивать уровень доходов, а также следить, чтобы банкиры не выдавали кредиты неплатежеспособным гражданам. Цент­робанк мониторит этот аспект со всей серьезностью.

— Недавно вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что льготная ипотека на рынке индивидуального жилищного строительства (ИЖС) будет запущена чуть ли не в текущем году. Что Вы, Владимир Иосифович, скажете по этому поводу?

— Сегодня, возможно из-за пандемии и вынужденного затворничества, индивидуальное жилищное строительство обогнало многоквартирное. Его доля составила почти 56%, это по-своему рекорд. Соответственно такая популярность ИЖС требует регулирования рынка и системы ипотечного кредитования, строительства пригородной транспортной и социальной инфраструктуры.

0ytl02123tqm-2.jpg

Довольно большая часть российских семей сейчас рассматривает индивидуальное строительство как наиболее предпочтительный способ решения жилищного вопроса. Стимулирование развития ИЖС следует рассматривать как один из методов реализации национальной программы создания доступного жилья и улучшения условий жизни граждан. Особенно в условиях, когда удаленная работа получает все большее распространение. И это хороший шанс для небольших городов и поселений получить дополнительный стимул развития.

ДОМ.РФ курирует этот вопрос, и хотя механизм еще не отлажен и не действует в полную силу, предварительные итоги внушают оптимизм. Хотя, конечно, требуется увязка с регулированием цен на строительные материалы. Сегодня рынок индивидуального жилья нуждается в комплексном развитии, в том числе из-за недостаточного проникновения ипотечного кредитования в сегмент.

— Минстрой совместно с ДОМ.РФ объявил всероссийский конкурс на разработку проектов индивидуальных домов, по результатам которого будет сформирован общедоступный и бесплатный реестр лучших проектов, прошедших государственную экспертизу и готовых к реализации. Как думаете, «приживется» идея?

— Мне бы хотелось, чтобы прижилась. Сегодня банки неохотно кредитуют ИЖС, поскольку многие дома строятся хозспособом. А если будут типовые проекты, проработанная система регулирования и правовая поддержка, то появится возможность создать эффективную систему. Это должно упростить строительство и увеличить предложение на рынке загородного жилья. Кроме того, если будут хорошие типовые проекты деревянных домов, их будут чаще строить. Организаторы конкурса рассчитывают, что открытая база типовых проектов подстегнет развитие всего сектора ИЖС. Снизятся цены на домокомплекты, и большее число граждан смогут улучшить жилищные условия, что и является конечной целью подобных инициатив.

young-family-with-little-daughter-moving-into-new-house.jpg

Напомню, совсем недавно президент России Владимир Путин подчеркнул, что впервые в истории Россия способна справиться с задачами в жилищной сфере, хотя предстоит решить еще много вопросов. И все инициативы, включая эту идею, помогут решить «квартирный вопрос». Сегодня в Правительстве России отрасль курирует Марат Хуснуллин, который умеет правильно ставить задачи строителям и ведомствам. А также знает, чем дышит каждый регион, каждый строитель. Поэтому российские строители смогут выполнить намеченные планы, не сомневаюсь.

— Про тяжелое. Катаклизмов меньше не становится, горим, плывем регулярно. В МЧС предложили разработать правовой механизм переселения граждан из зон регулярного подтопления, ввести запрет на использование этих земель и построить дамбы. Нужный проект или слишком финансово затратный?

— Правовой механизм не повредит в любом случае. Как и не мешает быть готовыми к подобным ЧС. Достаточно вспомнить ситуацию с затоплением и прорывом дамб в ряде стран Евросоюза. Эксперты-климатологи грозят учащением природных катаклизмов, в связи с глобальным потеплением, так что лучше быть готовыми. И прежде всего, имеет смысл сосредоточить усилия на переселении граждан из опасных районов, параллельно начиная системную работу по созданию дамб там, где это наиболее востребовано. Тут требуется, по меньшей мере, тщательно проработанная национальная программа, созданная при участии экспертов. Ущерб от подтоплений исчисляется миллиардами рублей, так что идея избежать таких трат уже выглядит привлекательно.

— Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил организовать работу по упрощенному порядку оформления гаражей и земельных участков под ними, аналогично «дачной» амнистии. Но нужны ли в современном городе гаражи или же они давно превратились в криминальные трущобы?

— Московские власти, руководствуясь принятой концепцией «город, удобный для жизни», системно создают парковочные пространства. В новостройках обустраиваются подземные паркинги. Они постепенно вытеснят старые гаражи естественным образом, без необходимости выселять людей и увеличивать народное недовольство.

Упрощенный порядок оформления даст государству миллионы новых объектов на учете. На них можно будет начислить налоги на землю и имущество. Еще это важно для благоустройства и создания нового городского пространства. Без должного оформления непонятно, кому принадлежат гаражи, кто несет ответственность за порядок и безопасность. А после оформления, если земля понадобится государству для строительства дороги или жилья, собственники получат компенсацию.

— В Москве сохраняется дефицит рабочей силы, обусловленный, в том числе, закрытием границ и невозможностью привлечь иностранных рабочих. Но отношение к мигрантам в обществе — давайте скажем честно — неоднозначное. Как Вы считаете, Владимир Иосифович, может, пора вернуть «институт лимитчиков»?

— Больной для строительной отрасли вопрос, конечно. В условиях пандемии и закрытых границах, системные застройщики и девелоперы стали поднимать зарплаты в своих проектах, чтобы привлечь строителей из российских регионов. Спрос на такие вакансии есть и немалый. Тем более, что московские зарплаты выше региональных.

Рабочие из других регионов интересуются работой, которую предлагают девелоперское компании в Москве и Московской области. Стоимость строительства при этом немного повышается, но не настолько, чтобы радикально влиять на конечную цену квадратного метра и покупательский спрос в Москве. В облегченной версии этот институт возродился сам собой, скажем так. Другое дело, что этого количества рабочих из регионов все равно недостаточно, чтобы справиться с объемами строительства и без трудовых мигрантов нам не обойтись.

А чтобы отношение было не таким неоднозначным, стоит повышать культуру и терпимость в обществе. Гордость и патриотизм не равны презрению к остальным народам или откровенному фашизму, который демонстрирует Украина, к примеру. Я, как человек родом из СССР, прекрасно помню про «братских народов союз вековой» и считаю, что не надо разжигать вражду там, где место согласию. Горько видеть подобное отношение и враждебность, основанные на страхе и предубеждении. Мы победили нацистскую Германию не для того, чтобы приютить идеи явно националистского, нацистского толка.

В России в рамках существующего законодательства может работать каждый, кто хочет. Мигрантам из бывших советских республик дорога открыта. Но если, приезжая к нам, они нарушают наши законы, создают криминогенную обстановку — таким трудовым мигрантам не место в нашей стране.

— Владимир Иосифович, в столице очень много промышленных территорий, где промышленности уже нет, а есть складские или заброшенные помещения. Достаточно ли активно в Москве застраиваются промзоны? Если да, то надо ли распространить этот пример на всю страну?

— Недавно только Сергей Собянин говорил, что 40% столичного жилья строится на месте бывших промзон. А ведь в работе еще далеко не все из них. Есть большие планы на освоение заброшенных территорий. В густонаселенном мегаполисе подобная реорганизация кажется ключом к развитию и созданию новых комфортабельных кварталов.

Сегодня в Москве действует программа реновации промышленных зон «Индустриальные кварталы». На них построят 35 миллионов квадратных метров недвижимости, из которых 11 миллионов пойдут под производственные объекты, 13 миллионов — под общественную, деловую и социальную застройку, еще 11 — под жилье, четверть из которого возведут по программе реновации. Это важный столичный территориальный актив, который предстоит использовать максимально эффективно, с учетом всех современных принципов градостроения.

425064efa58104f3ca511a51cc26dcea.jpg

Возможно, если в регионах есть такой запрос, то после отработки системы на столичных промзонах, можно будет говорить о распространении опыта на всю Россию. Хотя, как мне кажется, наиболее интересен этот опыт для густонаселенных городов, которые испытывают сложности с поиском мест под строительство.

— И немного о личном. Как появились ваши знаменитые субботние объезды по стройкам? И правда ли, что Вы научили этим объездам весь Стройкомплекс?

— Когда строили объекты к Олимпиаде-80, нельзя было допустить срыва мероприятия и тем более ударить в грязь лицом перед иностранными гостями. Всеми названными олимпийскими объектами занимался и «Главмосинжстрой», в котором я тогда работал. Мне пришлось курировать эту сферу деятельности главка. Это была, так скажем, первая ласточка многолетней традиции. Позже уже Юрий Михайлович Лужков начал проводить по субботам мэрские объезды. Когда его маршруты проходили по стройкам, я присутствовал на проводимых совещаниях, чтобы оперативно выполнить его указания. С тех пор провожу по субботним дням оперативные совещания, объезды строек, так уж повелось. Сегодня я каждую субботу объезжаю стройплощадки храмов в рамках городской Программы.

Мне объезды дают полную и реальную картину строительства в Москве, вижу, как работают люди, давно мне известные.

— Владимир Иосифович, я постараюсь сделать наше с Вами интервью безукоризненным. А правда ли, что Вы терпеть не можете слова «постараюсь»?

— Я всегда говорю: меньше старайтесь — больше делайте. Когда человек сделал свою работу, всегда видно насколько старательно и качественно она выполнена. Надо не словами прикрываться, а реальные дела демонстрировать. Это один из моих принципов жизни. Если берешься за дело — делай качественно. Не можешь, не берись.  

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Есипова