Назад
Владимир Ресин: «В строительстве невозможно достигнуть потолка»
14 апреля 2023
9776

Владимир Ресин: «В строительстве невозможно достигнуть потолка»

Никогда не устану поражаться его жизнелюбию и открытости. Его невозможно «подловить» никаким вопросом — потому что он большой профессионал.

Заслуженный строитель большой страны рассказывает нашим читателям о новых горизонтах развития, о чем можно сказать «стройка века», оптимизации, дефиците и даже о демографии…

— Владимир Иосифович, 1 марта в Москве открылась Большая кольцевая линия (БКЛ) метро — самое протяженное метрокольцо в мире. Как Вы считаете, потолок в метростроении достигнут? Куда двигаться дальше?

— Грандиозное достижение, которое нельзя умалить и которым нельзя не восхищаться. Только вдумайтесь: почти два километра тоннелей БКЛ разместили под водоемами. Под деловым центром «Моск­ва-Сити» поезда ходят по плите, установленной на специальных пружинах, для снижения вибраций на поверхности. Длина проложенных на БКЛ метрокабелей больше половины протяженности экватора.

Не случайно у Президента России Владимира Путина возникло предложение показать Большую кольцевую членам китайской делегации во время государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Ввод БКЛ изменил весь рисунок транспортной сети Москвы, поднял ее на новый уровень. Но называть его потолком я бы не стал. За годы работы я четко усвоил, что в строительстве невозможно достигнуть потолка. Пройдет несколько лет, и откроются новые горизонты развития.

С открытия прошло всего ничего, но стали ясны два направления, с которыми предстоит поработать в первую очередь: распределение пассажиропотока на новом кольце и реконструкция переходов со старых станций. Скоро начнут открывать дополнительные пересадки и, надеюсь, сделают больше оборудования для маломобильных граждан.

ZIL_0239.jpg

Что касается того, куда двигаться дальше, мне было бы интересно посмотреть, станет ли советская мечта о создании транспортной сети маглев-поездов (поезда на магнитной подушке) реальностью. Или изобретут что-то принципиально иное, и через сто-двести лет проложенные тоннели метро мы будем использовать для какого-то другого вида транспорта.

— В текущем году сдадут и два Московских центральных диаметра — 3 и 4. Как Вы считаете, это перспективное направление развития наземного транспорта для столицы?

— МЦД пользуется огромной популярностью, дополняя возможности подземных станций и связывая все в единую сеть. Единый билет и единая навигация — одни из преимуществ новой транспортной политики Москвы. Ведь по сравнению с обычными электричками, новые диаметры проходят всю Москву насквозь и не привязаны к конкретным вокзалам как конечным остановкам. Это в разы увеличивает количество новых маршрутов в Москве, а в область эти маршруты уходят напрямую.

Мне кажется, что строительство в Москве потянется за этими новыми линиями. Мегаполис будет расти, распространяя столичные стандарты комфорта и уровня оказания услуг все дальше. Вот так воплощается в жизнь наш план единого Московского региона.

— На этот год запланировано и окончание строительства супердороги для автомобилистов — Московского скоростного диаметра...

— В главной идее, стоящей за МСД, я вижу возможность добраться из одного конца Москвы в другой всего за 40 минут, не создавая заторов в историческом центре. Есть и другие плюсы. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сократится от 10 до 50 минут. Дорога в аэропорты Шереметьево и Домодедово сократится на 20-25 минут. Транзита грузового транспорта на диаметре не будет.

Хотя город и старается поощрять москвичей за использование общественного транспорта, снизить количество автомобилей в городе, но интересы водителей все равно играют значительную роль в транспортной политике. МСД решит часть насущных задач, даст дополнительный источник дохода городскому бюджету, а также станет основой для развития дорожной сети на годы вперед.

— Владимир Иосифович, с Вашего разрешения перейдем от вопросов Москвы к вопросам всей страны. Президент объявил свое решение о продлении льготной ипотеки и расширении семейной ипотеки. Как Вы к этому относитесь? Эта мера спасла рынок или наоборот, как порой говорят эксперты, привела к росту цен на жилье?

— Принимая решение о продлении программы льготной ипотеки, Правительство руководствовалось в первую очередь соображениями о комфорте граждан, и лишь затем о спасении рынка. В ближайшее время рынок подстроится под новые условия. Например, значительно увеличились сами сроки ипотеки. Можно ожидать, что спрос упадет ненадолго, а затем ситуация выровняется. Главное, люди по-прежнему смогут покупать себе жилье. Для большинства россиян ипотека с господдержкой самая доступная и выгодная по деньгам, а для части наших соотечественников и вовсе единственная возможность купить свою собственную квартиру.

ZIL_1221.jpg

В прошлом году больше всего жилья купили именно по программам господдержки. И хотя ставка в этом году немного выше, Правительство постаралось рассчитать так, чтобы ежемесячный взнос оставался доступным и комфортным.

— Россия приросла новыми территориями. Вице-премьер Марат Хуснуллин называл строительство на присоединенных территориях «самым большим проектом» России. Как сейчас там идут дела?

— Там у нас сейчас, что называется, «стройка века». Нужно возрождать всю разрушенную инфраструктуру вернувшихся в Россию регионов. Строится современный многофункциональный медицинский центр, в котором Луганск нуждался уже много лет. Там же планируется построить соборную мечеть и благоустроить обширный парк. На остальных освобожденных территориях идет такая же колоссальная работа по восстановлению социально значимых объектов. Посмотрите, как ежедневно преображается Мариуполь, другие города. Это можно увидеть в свободном доступе на любом видеохостинге. Работа кипит.

Планируется, кстати, что покупать жилье в ипотеку там будет значительно дешевле, чем в других субъектах РФ. Это часть программы интеграции, чтобы люди быстрее вышли на достойный уровень жизни, чтобы молодые семьи всерьез рассматривали перспективу переезда и поиска работы в новых регионах.

Один из самых масштабных проектов — жилой комплекс из 50 многоэтажек на 7690 квартир. Наши строители за полгода в Мариуполе возвели 22 дома. Нам за три года надо полностью восстановить город. Главная проблема — частные дома. Вообще, сейчас в Мариуполе работают более 38 тысяч строителей. Это главная стройка страны. А на всех новых территориях — 50 тысяч.

— Владимир Иосифович, Минстрой оценил дефицит кадров в строительстве и ЖКХ в 260 тысяч человек. Какие пути решения?

— Я считаю, что не хватает порядка 500 тысяч специалистов. Но здесь есть вопрос: каких специалистов? Только недавно обсуждал эту тему с послом Республики Узбекистан Ботиржоном Асадовым. Говорили о привлечении рабочих из Узбекистана для строительства храмов в Москве. Когда я руководил строительным комплексом Москвы, на стройках двадцать лет подряд трудились около миллиона строителей, и то не хватало нам людей. А строили меньше, чем сейчас.

original.jpg

На мой взгляд, есть два очевидных способа решить проблему нехватки людей на стройках: за счет иностранной рабочей силы и за счет привлечения рабочих из регионов, чаще всего из Подмосковья и ближайших областей. Сейчас Госдума рассматривает возможность объявить амнистию трудовым мигрантам, которых депортировали за нарушение миграционного режима.

Нам сегодня надо решать еще одну задачу — переход на современные технологии строительства. Это требует высококвалифицированных кадров и стимулирует молодежь идти в стройку, в строительный бизнес. А это другие цифры и другие кадры.

Ну и конечно, если говорить на долгосрочную перспективу, то надо повышать демографию. Россиянкам надо больше рожать, а для этого государство должно обеспечить все социальные потребности многодетных семей. От жилья до обучения. Сейчас очень много делается для поддержки молодых матерей. Но надо делать еще больше.

— В России с 1 марта сокращается срок согласования проектов генеральных планов городских округов и поселений с двух месяцев до 30 дней. Ваше мнение на этот счет?

— Мы давно ведем борьбу за сокращение административных барьеров и сокращение бюрократических процедур в строительстве. Работа идет продуктивно: сокращаем, оптимизируем, ускоряем и делаем процедуры более прозрачными. Но всегда оказывается, что можно сделать еще лучше. Так что это очередной шаг по дороге к «лучше», так я считаю. При этом сокращение сроков ни в коем случае не должно влиять на качество работы планировщиков и урбанистов. Оптимизируется там, где это целесообразно.

— И в завершении нашего разговора хотелось бы задать несколько вопросов о Программе строительства православных храмов, которой Вы посвящаете много сил. Как выбирают подрядчиков для строительства?

— У нас есть давние партнеры Программы, в надежности и ответственном подходе к работе которых мы уверены на все сто процентов. Им мы отдаем предпочтение, но готовы рассмотреть любые заинтересованные в партнерстве компании. Есть реестр недобросовестных застройщиков, сверяемся с ним. О любой компании можно найти информацию в Минстрое России и столичном Стройкомплексе. Строительное сообщество не настолько огромное, чтобы мы не знали о возможностях той или иной организации. Все серьезные и социально ориентированные компании известны и на виду.

Некоторые строительные организации выступают благотворителями и строят храмы на собственные средства. Так что они сами и заказчики, и подрядчики. Все это утверждается и проверяется в ходе совещаний с представителями фирм, Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви и приходов. Вообще вопрос выбора подрядчика находится в компетенции ФХУ, при котором создано некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии». Эта структура призвана взять на себя ряд функций не только технического заказчика, но и по проектированию и строительству храмов, а также контроль за соблюдением качества и сроков работ, начиная от создания архитектурного облика храма или церковного комплекса до его ввода в эксплуатацию.

mosarcons_koptevo.jpg

— Правда ли, что храм в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского выдвинули на Премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства? Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

— Авторы проекта решили не номинироваться на эту Премию. Но это никак не влияет на архитектурную ценность проекта, поразительную гармонию облика храмового комплекса, вписанного в окружающую среду. Храм на Большой Академической улице — это самый большой из строящихся храмов в САО. Мы уже в первом полугодии намерены подготовить его к сдаче в эксплуатацию. Строители стараются успеть к Пасхе.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Листопадова