Никогда не устану поражаться его жизнелюбию и открытости. Его невозможно «подловить» никаким вопросом — потому что он большой профессионал.
Заслуженный строитель большой страны рассказывает нашим читателям о новых горизонтах развития, о чем можно сказать «стройка века», оптимизации, дефиците и даже о демографии…
— Владимир Иосифович, 1 марта в Москве открылась Большая кольцевая линия (БКЛ) метро — самое протяженное метрокольцо в мире. Как Вы считаете, потолок в метростроении достигнут? Куда двигаться дальше?
— Грандиозное достижение, которое нельзя умалить и которым нельзя не восхищаться. Только вдумайтесь: почти два километра тоннелей БКЛ разместили под водоемами. Под деловым центром «Москва-Сити» поезда ходят по плите, установленной на специальных пружинах, для снижения вибраций на поверхности. Длина проложенных на БКЛ метрокабелей больше половины протяженности экватора.
Не случайно у Президента России Владимира Путина возникло предложение показать Большую кольцевую членам китайской делегации во время государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Ввод БКЛ изменил весь рисунок транспортной сети Москвы, поднял ее на новый уровень. Но называть его потолком я бы не стал. За годы работы я четко усвоил, что в строительстве невозможно достигнуть потолка. Пройдет несколько лет, и откроются новые горизонты развития.
С открытия прошло всего ничего, но стали ясны два направления, с которыми предстоит поработать в первую очередь: распределение пассажиропотока на новом кольце и реконструкция переходов со старых станций. Скоро начнут открывать дополнительные пересадки и, надеюсь, сделают больше оборудования для маломобильных граждан.
Что касается того, куда двигаться дальше, мне было бы интересно посмотреть, станет ли советская мечта о создании транспортной сети маглев-поездов (поезда на магнитной подушке) реальностью. Или изобретут что-то принципиально иное, и через сто-двести лет проложенные тоннели метро мы будем использовать для какого-то другого вида транспорта.
— В текущем году сдадут и два Московских центральных диаметра — 3 и 4. Как Вы считаете, это перспективное направление развития наземного транспорта для столицы?
— МЦД пользуется огромной популярностью, дополняя возможности подземных станций и связывая все в единую сеть. Единый билет и единая навигация — одни из преимуществ новой транспортной политики Москвы. Ведь по сравнению с обычными электричками, новые диаметры проходят всю Москву насквозь и не привязаны к конкретным вокзалам как конечным остановкам. Это в разы увеличивает количество новых маршрутов в Москве, а в область эти маршруты уходят напрямую.
Мне кажется, что строительство в Москве потянется за этими новыми линиями. Мегаполис будет расти, распространяя столичные стандарты комфорта и уровня оказания услуг все дальше. Вот так воплощается в жизнь наш план единого Московского региона.
— На этот год запланировано и окончание строительства супердороги для автомобилистов — Московского скоростного диаметра...
— В главной идее, стоящей за МСД, я вижу возможность добраться из одного конца Москвы в другой всего за 40 минут, не создавая заторов в историческом центре. Есть и другие плюсы. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сократится от 10 до 50 минут. Дорога в аэропорты Шереметьево и Домодедово сократится на 20-25 минут. Транзита грузового транспорта на диаметре не будет.
Хотя город и старается поощрять москвичей за использование общественного транспорта, снизить количество автомобилей в городе, но интересы водителей все равно играют значительную роль в транспортной политике. МСД решит часть насущных задач, даст дополнительный источник дохода городскому бюджету, а также станет основой для развития дорожной сети на годы вперед.
— Владимир Иосифович, с Вашего разрешения перейдем от вопросов Москвы к вопросам всей страны. Президент объявил свое решение о продлении льготной ипотеки и расширении семейной ипотеки. Как Вы к этому относитесь? Эта мера спасла рынок или наоборот, как порой говорят эксперты, привела к росту цен на жилье?
— Принимая решение о продлении программы льготной ипотеки, Правительство руководствовалось в первую очередь соображениями о комфорте граждан, и лишь затем о спасении рынка. В ближайшее время рынок подстроится под новые условия. Например, значительно увеличились сами сроки ипотеки. Можно ожидать, что спрос упадет ненадолго, а затем ситуация выровняется. Главное, люди по-прежнему смогут покупать себе жилье. Для большинства россиян ипотека с господдержкой самая доступная и выгодная по деньгам, а для части наших соотечественников и вовсе единственная возможность купить свою собственную квартиру.
В прошлом году больше всего жилья купили именно по программам господдержки. И хотя ставка в этом году немного выше, Правительство постаралось рассчитать так, чтобы ежемесячный взнос оставался доступным и комфортным.
— Россия приросла новыми территориями. Вице-премьер Марат Хуснуллин называл строительство на присоединенных территориях «самым большим проектом» России. Как сейчас там идут дела?
— Там у нас сейчас, что называется, «стройка века». Нужно возрождать всю разрушенную инфраструктуру вернувшихся в Россию регионов. Строится современный многофункциональный медицинский центр, в котором Луганск нуждался уже много лет. Там же планируется построить соборную мечеть и благоустроить обширный парк. На остальных освобожденных территориях идет такая же колоссальная работа по восстановлению социально значимых объектов. Посмотрите, как ежедневно преображается Мариуполь, другие города. Это можно увидеть в свободном доступе на любом видеохостинге. Работа кипит.
Планируется, кстати, что покупать жилье в ипотеку там будет значительно дешевле, чем в других субъектах РФ. Это часть программы интеграции, чтобы люди быстрее вышли на достойный уровень жизни, чтобы молодые семьи всерьез рассматривали перспективу переезда и поиска работы в новых регионах.
Один из самых масштабных проектов — жилой комплекс из 50 многоэтажек на 7690 квартир. Наши строители за полгода в Мариуполе возвели 22 дома. Нам за три года надо полностью восстановить город. Главная проблема — частные дома. Вообще, сейчас в Мариуполе работают более 38 тысяч строителей. Это главная стройка страны. А на всех новых территориях — 50 тысяч.
— Владимир Иосифович, Минстрой оценил дефицит кадров в строительстве и ЖКХ в 260 тысяч человек. Какие пути решения?
— Я считаю, что не хватает порядка 500 тысяч специалистов. Но здесь есть вопрос: каких специалистов? Только недавно обсуждал эту тему с послом Республики Узбекистан Ботиржоном Асадовым. Говорили о привлечении рабочих из Узбекистана для строительства храмов в Москве. Когда я руководил строительным комплексом Москвы, на стройках двадцать лет подряд трудились около миллиона строителей, и то не хватало нам людей. А строили меньше, чем сейчас.
На мой взгляд, есть два очевидных способа решить проблему нехватки людей на стройках: за счет иностранной рабочей силы и за счет привлечения рабочих из регионов, чаще всего из Подмосковья и ближайших областей. Сейчас Госдума рассматривает возможность объявить амнистию трудовым мигрантам, которых депортировали за нарушение миграционного режима.
Нам сегодня надо решать еще одну задачу — переход на современные технологии строительства. Это требует высококвалифицированных кадров и стимулирует молодежь идти в стройку, в строительный бизнес. А это другие цифры и другие кадры.
Ну и конечно, если говорить на долгосрочную перспективу, то надо повышать демографию. Россиянкам надо больше рожать, а для этого государство должно обеспечить все социальные потребности многодетных семей. От жилья до обучения. Сейчас очень много делается для поддержки молодых матерей. Но надо делать еще больше.
— В России с 1 марта сокращается срок согласования проектов генеральных планов городских округов и поселений с двух месяцев до 30 дней. Ваше мнение на этот счет?
— Мы давно ведем борьбу за сокращение административных барьеров и сокращение бюрократических процедур в строительстве. Работа идет продуктивно: сокращаем, оптимизируем, ускоряем и делаем процедуры более прозрачными. Но всегда оказывается, что можно сделать еще лучше. Так что это очередной шаг по дороге к «лучше», так я считаю. При этом сокращение сроков ни в коем случае не должно влиять на качество работы планировщиков и урбанистов. Оптимизируется там, где это целесообразно.
— И в завершении нашего разговора хотелось бы задать несколько вопросов о Программе строительства православных храмов, которой Вы посвящаете много сил. Как выбирают подрядчиков для строительства?
— У нас есть давние партнеры Программы, в надежности и ответственном подходе к работе которых мы уверены на все сто процентов. Им мы отдаем предпочтение, но готовы рассмотреть любые заинтересованные в партнерстве компании. Есть реестр недобросовестных застройщиков, сверяемся с ним. О любой компании можно найти информацию в Минстрое России и столичном Стройкомплексе. Строительное сообщество не настолько огромное, чтобы мы не знали о возможностях той или иной организации. Все серьезные и социально ориентированные компании известны и на виду.
Некоторые строительные организации выступают благотворителями и строят храмы на собственные средства. Так что они сами и заказчики, и подрядчики. Все это утверждается и проверяется в ходе совещаний с представителями фирм, Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви и приходов. Вообще вопрос выбора подрядчика находится в компетенции ФХУ, при котором создано некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии». Эта структура призвана взять на себя ряд функций не только технического заказчика, но и по проектированию и строительству храмов, а также контроль за соблюдением качества и сроков работ, начиная от создания архитектурного облика храма или церковного комплекса до его ввода в эксплуатацию.
— Правда ли, что храм в честь святителя Спиридона, епископа Тримифунтского выдвинули на Премию города Москвы в области архитектуры и градостроительства? Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.
— Авторы проекта решили не номинироваться на эту Премию. Но это никак не влияет на архитектурную ценность проекта, поразительную гармонию облика храмового комплекса, вписанного в окружающую среду. Храм на Большой Академической улице — это самый большой из строящихся храмов в САО. Мы уже в первом полугодии намерены подготовить его к сдаче в эксплуатацию. Строители стараются успеть к Пасхе.