Назад
Юлиана Княжевская:  «Для нас важно вовремя реагировать на современные тенденции и при этом слышать горожан»
16 февраля 2021
1456

Юлиана Княжевская: «Для нас важно вовремя реагировать на современные тенденции и при этом слышать горожан»

В интервью с председателем Москомархитектуры Юлианой Княжевской мы особый акцент сделали на Московских центральных диаметрах, развитии этих новых составляющих транспортной инфраструктуры столицы.

Наряду с этим побеседовали об итогах прошедшего года, публичных слушаниях, работе Комитета в период пандемийного карантина, благоустройстве города.

— Юлиана Владимировна, по объективным причинам мы не смогли встретиться в конце прошлого года, поэтому предлагаю сейчас вкратце обозначить его итоги. Что в 2020-м сделано на «отлично», над чем еще предстоит поработать в этом году?

— Для нас главное — создавать современные и комфортные городские пространства и сохранять при этом сложившийся облик наших районов. Своевременно реагировать на меняющиеся современные тенденции и при этом слышать горожан, знать их мнение.

Безусловно, проектов невероятное количество и все они разные, при этом сложные и интересные. Все проекты, которые мы разрабатываем и утверждаем, направлены на формирование качественной городской среды и создание комфорта для жителей в первую очередь.

— В прошлом году по-прежнему была актуальна тема публичных слушаний по программе реновации, ярко обозначившаяся в 2019-м. Она даже стала еще острее, поскольку слушания перешли в онлайн. Как Вы оцениваете их в целом? Насколько продуктивен новый, скажем так, вынужденный формат?

— Мы и ранее планировали перевод обсуждения проектов планировок по программе реновации в электронный формат. Нынешняя ситуация лишь ускорила реализацию этих планов.

Новый формат набирает обороты, и уже сейчас можно отметить, что в онлайн- обсуждениях приняло участие более 300 тысяч жителей, что в шесть раз больше по сравнению с очными. Безусловными плюсами этого формата является то, что личного присутствия не требуется и принять участие можно удаленно в любое время, находясь в любом месте. Наши специалисты адаптируют всю необходимую информацию о проектах для того, чтобы жителям было более комфортно с ней ознакомиться.

aktivnyj-grazhdanin.jpg

Онлайн-платформа проекта «Активный гражданин» обеспечивает всем участникам общественных обсуждений большую доступность и надежность процедуры голосования, гарантирует им безопасность и предоставляет больше возможностей для полноценного участия, обсуждения, представления замечаний и предложений по рассматриваемому проекту.

— В ходе слушаний поступали тысячи предложений и замечаний граждан. Каких тем они касались? Насколько сложны или реалистичны ли в части осуществления?

— Электронные общественные обсуждения стали эффективным инструментом взаимодействия жителей и городских властей. Благодаря конструктивным предложениям, которые мы внимательно изучаем и берем в работу, мы дорабатываем проекты, порой даже проводим дополнительные разъясняющие встречи с депутатами и жителями. Все предложения и замечания граждан важны, более того, абсолютно все они рассматриваются разработчиками проектов и в итоге потом в некоторые проекты вносят коррективы от граждан.

Например, в Нагорном районе сохранена школа, ранее планировавшаяся к сносу с последующим размещением нового здания. В Зюзине и Кузьминках сохранены дворовые стадионы. В Покровском-Стрешневе отказались от планов по строительству 72-этажной башни, в Конькове было отменено строительство торгового центра. В Головинском районе снижена этажность планируемых домов и исключено строительство улицы, ранее проходившей через сохраняемый жилой район.

— В нашем предыдущем интервью, говоря о развитии транспортной инфраструктуры столицы, мы обсуждали с Вами такой масштабный проект как Московские центральные диаметры. В ноябре 2019-го были запущены МЦД-1 «Одинцово-Лобня» и МЦД-2 «Подольск-Нахабино». Что Вы можете сказать об их работе, эффективности на данный момент?

— За прошедший год МЦД-1 и МЦД-2 пользовались большим спросом у граждан, доказав тем самым свою эффективность. Уже в первые месяцы работы диаметры показали свою востребованность у пассажиров из Москвы и Московской области. Всего за год по МЦД было совершено 130 миллионов поездок: по МЦД-1 проехали 61 миллион человек, а по МЦД-2 — 69 миллионов. Но для того, чтобы МЦД стали действительно альтернативой метрополитену и наземному транспорту, специалисты проделали колоссальную работу по проектам развития прилегающей территории к МЦД. Благодаря этому появился настоящий аналог наземному метро.

ZIL_6788.jpg

— Этим летом прошли общественные слушания по проектам планировки территорий, прилегающих к диаметрам. Есть ли уже представление, как изменятся в связи с этим указанные городские пространства? Какие объекты там могут появиться? Что уже сделано в части обустройства территорий, расположенных рядом с диамет­рами?

— Для комфорта пассажиров будет создана современная доступная инфраструктура. Прежде всего это формирование пешеходной доступности станций МЦД: будут организованы непрерывные пешеходные связи, обеспечивающие их доступность для жилых территорий и других объектов.

Основная идея проекта МЦД — объединение пригородных электричек и московского метро в единую транспортную систему, которая не ограничивается пределами Москвы.

Для развития общественного транспорта нашими проектировщиками предусмотрена как реконструкция существующей улично-дорожной сети, так и строительство новой с созданием дополнительных остановок, отстойно-разворотных площадок, которые обеспечивают работу наземного транспорта для подвоза пассажиров к диаметрам.

В рамках каждого из транспортных узлов, которые мы прорабатываем, появятся стоянки такси, велосипедов, зоны парковок каршеринга. Эти объекты особенно важны при системном подходе к организации городского пространства рядом с каждой станцией. Прилегающая территория будет благоустроена и оборудована понятной навигацией, для велосипедистов и пешеходов создано раздельное движение.

— Третий диаметр «Зеленоград-Раменское» сложный, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, планируется запустить примерно через год-два. Разрабатываются ли сейчас Вашим ведомством проекты в рамках его создания? Можно ли уже выделить интересные точки развития на этом маршруте?

— Сейчас мы формируем предложения по подготовке развития территорий, прилегающих к третьему диаметру. Пока о конкретных проектах говорить рано. Реализация проекта планируется до 2024 года.

— Сегодня особенно острой стала тема зон отдыха, прогулочных территорий непосредственно рядом с местами проживания москвичей. Какая работа была сделана в данном направлении за этот год? Что в ближайшей перспективе?

— Помимо проектов по благоустройству территорий внутри кварталов проектировщики учитывают все особенности будущих районов и принимают во внимание пожелания жителей о возможности отдыха и досуга. Всегда рассматривалось развитие пешеходных и веломаршрутов, также уделяется внимание созданию новых точек притяжения в районах, приданию им самодостаточности.

За последние годы появилось множество объектов для досуга и отдыха: парки и набережные становятся местами притяжения горожан. Например, благоустроенная набережная Марка Шагала, современная зона отдыха на месте бывшего завода имени Лихачева (ЗИЛ), Кадашевская набережная, новая благоустроенная территория у Северного речного вокзала. Многие эти проекты появились благодаря жителям, их неравнодушию и объективным предложениям по благоустройству.

e76003a7c31731301175d6269c9493613e605a53.jpg

Отдельно стоит сказать про развитие Новой Москвы, ТиНАО, где уже есть собственные современные парки и площадки формата ворк-аут и жителям не нужно тратить время на дорогу в центр города для комфортного отдыха с друзьями и семьей.

— Юлиана Владимировна, в прошлом году, без преувеличения, изменилась жизнь всего человечества — продиктовал свои условия коронавирус. Весной в Москве был карантин. Как работало Ваше ведомство в этих условиях? Что было самым сложным при таком положении дел и как удавалось тем не менее быть эффективными?

— Конечно, никто не ожидал, что весь мир столкнется с такой глобальной проблемой, как коронавирус. Сначала действительно было трудно представить, что большинство процессов должно перейти в онлайн-формат, но сегодня это стало частью новой реальности.

На данный момент мы соблюдаем все ограничительные меры, и большая часть наших сотрудников до сих пор работают удаленно. Благодаря высокому профессионализму нашей команды, развитой системе информационных технологий и прогрессивной и смелой системе управления нам удалость эффективно перестроиться под новую реальность. Мы продолжаем развивать искусственный интеллект и роботизировать рутинные процессы, что позволяет сильно экономить человеческие, временные, технологические ресурсы, тем самым напрямую влияя на скорость работы и освобождая время для более важных задач.

Можно сказать, что используя современные инструменты и внедряя их в процессы, мы новаторски поддерживаем современные тенденции и уходим от сложных и длительных процессов согласования. Например, внедрение системы искусственного интеллекта очень упростило задачу с документооборотом, сейчас все поступившие письма автоматически доставляются нужному адресату.

— Как идет работа сейчас? Что в приоритете?

— Мы смогли легко адаптироваться к изменившейся среде именно за счет того, что мы постоянно развиваемся. Мос­комархитектура — это прогрессивный и высокотехнологичный орган исполнительной власти, где многие процессы автоматизированы и могут работать автономно.

На данный момент мы интенсивно ведем разработку градостроительных проектов, в том же объеме оказываем государственные услуги, внедряем новые проекты, например, такие, как электронные общественные обсуждения.

Копировать ссылку
Автор материала: Жаннат Идрисова