Назад
Юлиана Княжевская: опережая время
13 июня 2023
5864

Юлиана Княжевская: опережая время

Цифровизация — один из самых активно внедряющихся в жизнь современного общества атрибутов. Электронные сервисы проникли во все сферы нашей жизни. Не стала исключением и строительная отрасль.

Одной из первых структур Стройкомплекса Москвы, начавших работу по переводу государственных услуг в сфере строительства в электронный вид, стала Москомархитектура. О том, как сегодня можно оформить градостроительную документацию, рассказала в интервью нашему изданию председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

«ЦИФРА» В АРХИТЕКТУРЕ

— Юлиана Владимировна, ваш комитет стоял у истоков цифровой трансформации строительной жизни в Москве. Довольны ли вы достигнутым на данный момент результатом, и каков он?

— Действительно, для решения задач по сокращению инвестиционно-строительного цикла была запущена работа по упрощению бумажных и «оформительских» процессов, а также сокращению разного рода издержек. В свете этого первостепенное значение приобретает внедрение информационных и цифровых технологий. Москва как флагман развития инновационных и цифровых технологий еще в 2012 году одна из первых начала перевод госуслуг в сфере строительства в электронный вид. В дальнейшем спектр информационных услуг только расширялся, и на сегодня Москомархитектура предоставляет в сфере строительства и благоустройства города 7 государственных услуг и 3 сервиса.

фото с представления рекомендаций по проектам образования.jpg

Несмотря на то, что возможность предоставления в электронном виде всех государственных услуг и сервисов нашего комитета уже обеспечена, мы продолжаем совершенствование системы. Так, для оптимизации деятельности ведется постоянная работа по повышению доступности, качества и прозрачности процедур, сокращению сроков их предоставления. Параллельно мы постоянно модернизируем существующие услуги и сервисы и внедряем новые.

— А какие госуслуги Москомархитектуры самые востребованные среди заявителей?

— Согласно статистике, самой востребованной государственной услугой Москомархитектуры является «Приемка исполнительной документации для Свод­ного плана подземных коммуникаций и сооружений». Так, с начала этого года таких заявлений было подано 8901. Вторая по востребованности госуслуга — «Подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков в городе Москве» — насчитывает 4000 заявлений. Именно эти услуги нашего Комитета являются на сегодня самыми востребованными. Это объясняется тем, что они напрямую увязаны со строительными процессами, и оформление этих документов — неотъемлемая часть подготовки к началу работ.

— Как заявители относятся к переводу госуслуг в электронный формат?

— Безусловно, любое упрощение процедур, любое снятие барьеров воспринимается на ура. Поэтому и электронный вид предоставления госуслуг становится все более востребованным — в среднем рост обращений за ними составляет ежегодно 15%. В целом же количество заявлений в Москомархитектуру на предоставление государственных услуг увеличилось за последние 5 лет более чем в 6 раз.

— Насколько быстро и безболезненно прошел переход на элект­ронную форму взаимодействия?

— Для того, чтобы этот переход был безболезненным для граждан, а также проектных, строительных и ресурсоснабжающих организаций, на постоянной основе проводятся обучающие семинары, на которых специалисты Москомархитектуры разъясняют порядок предоставления в электронном виде государственных услуг и сервисов. Это не только позволяет популяризировать электронную форму предоставления услуг, но и значительно облегчает процесс получения заявителями необходимых документов и сведений в строительной отрасли. На семинарах разбираются основные ошибки при подаче заявлений на предоставление госуслуг, а специалисты отвечают на вопросы, которые возникают у посетителей. Каждый год мы проводим не менее 25 таких семинаров, и могу заверить — на всех занятиях аншлаг.

ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЙСТВИИ

— Юлиана Владимировна, расскажите о практических примерах использования новых цифровых технологий в работе проектировщиков или строителей.

— Самый показательный пример — использование технологий информационного моделирования (ТИМ) при проектировании станций недавно открытой Большой кольцевой линии метро, что позволило сократить сроки проектирования, а затем и строительства. Достаточно сказать, что новые цифровые модели учитывают прокладку трасс инженерных систем, которых в составе станционных комплексов насчитывается более 50, выполняют расстановку оборудования и при этом увязывают все эти системы между собой, исключая тем самым возможные противоречия и нестыковки.

станция Загорье, проект. Победитель конкурса.jpg

— Продолжая тему транспорта, и в частности, метро, не могу не спросить, как, по вашему мнению, с точки зрения городского планирования изменилась жизнь москвичей после запуска Большого кольца?

— Хочу сказать, разработка вариантов трассировки линии метро, размещение станций и организация пересадочных узлов Большой кольцевой линии метро учитывают особенности как уже сложившейся, так и перспективной городской среды. Кроме того, маршрут нового кольца проложен с учетом множества планировочных, градостроительных, инженерных и других ограничений, он проходит по 26 районам в срединной зоне города, что обусловлено комплексом градостроительных и инженерно-технических показателей.

Более того, трасса Большой кольцевой линии построена с учетом МЦК, запущенного в 2016 году, и эти две трассы пересекаются между собой в двух пересадочных узлах («Нижегородская» МЦК – «Карачарово» БКЛ и «Хорошево» МЦК – «Хорошевская» БКЛ), и при этом каждая линия имеет свою зону влияния. Заметьте, две новые кольцевые линии скоростного внеуличного транспорта обеспечивают удобные пересадки на действующие и проектируемые линии метрополитена, радиальные направления железных дорог и линии городского наземного пассажирского транспорта, минуя центральную часть города. Получается, что запуск Большой кольцевой линии в той или иной степени уже повлиял на жизнь всех москвичей.

— При этом столичный метрополитен получает развитие и дальше — недавно был утвержден проект новой Бирюлёвской линии. Как вы оцениваете эффект от реализации подобных маршрутов?

— Да, сейчас ведется большая работа по подбору маршрутов и проектированию новых радиусов, а также новых участков и станций на действующих линиях подземки. И действительно, одной из таких новых линий является Бирюлёвская. Жители южной части Москвы ждали ее не один год, и по решению Мэра Москвы Сергея Собянина проект перешел в активную фазу реализации.

Если говорить о значении этой линии, то нужно отметить, что строительство участка от станции «ЗИЛ» до «Бирюлёво» позволит заметно улучшить транспортную ситуацию в районах Бирюлёво Западное и Восточное, а это примерно 240 тысяч человек. Мы сможем предоставить пассажирам новые оптимальные пути следования по системе скоростного внеуличного транспорта, разгрузить южные участки действующих Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий метрополитена.

Мичуринский проспект.jpg

В перспективе у города будет также возможность сформировать новую диамет­ральную линию метро, соединив Бирюлёвскую линию с другой проектируемой Рублёво-Архангельской линией, учитывая строительство центрального участка от станции «ЗИЛ» до станции «Деловой центр» и продления Бирюлёвской линии.  

Копировать ссылку
Автор материала: Анна Михеева