Назад
Дом для звезд Марии Дьяковой
28 декабря 2018
4036

Дом для звезд Марии Дьяковой

Легко ли быть молодым и спроектировать дом для звезд? Да еще удостоиться первого места на престижном фестивале молодых градостроителей? Твердо знать, каким должен быть архитектор и как заявить о себе еще будучи студентом? А еще без страха признаваться, что главный недостаток в характере — отсутствие смелости. И почему выбирать неординарные проекты тяжело, но интересно.

Об этом мы говорим с Марией Дьяковой, выпускницей московского колледжа архитектуры и строительства №7, ныне студенткой первого курса МАРХИ, которой любовь к звездам помогла спроектировать планетарий для Калининграда.

В дефиците — планетарии

— Мария, почему именно планетарий, откуда идея?

— Помогла любовь к звездам, которая родилась неожиданно. За это и за идею нужно сказать спасибо моей подруге. У нее ВКонтакте группа космической тематики, которая меня очень зацепила, понравилась графика, фотографии. Я даже была удивлена, что сама подруга выбрала проект PARK HOUSE, работала над созданием уютного зеленого уголка в центре Москвы, с вертикальным садом. А меня потянуло к звездам. Почему планетарий? Хотя бы потому, что планетариев в России не так много.

— Но это достаточно специфическая тема и к ней, наверное, не так просто было подступиться? Как у тебя проходило погружение в тему?

— Про космическую группу я уже упомянула, это был толчок, рождение самой идеи. Потом я ходила в Московский планетарий, смотрела на звезды в телескоп. Это очень интересно! Завораживающее зрелище и очень реалистичное. Ты погружаешься в атмосферу космоса, видишь звезды, планеты, складывается ощущение, что ты действительно находишься там. Всем рекомендую сходить в планетарий. Даже если вы там были в детстве, обязательно сходите туда уже взрослым человеком. Это я поняла на своем примере: была в планетарии очень давно, и тогда мало впечатлилась. А во время работы над проектом поняла и оценила — потрясающее место! Удивлена, что так мало рекламы планетария, информации о нем. Нужно приобщать народ к космосу! (смеется).

Кроме похода в планетарий, искала материал в сети, смотрела архитектурные сайты, знакомилась с интересными зарубежными проектами, в том числе и на ArchDaily, в инстаграме. Изучала моменты, связанные с графикой, подачей материала.

— Может, стоило взяться за проект попроще? Правильно понимаю, что тебе пришлось нелегко?

— Да, трудно. Но очень интересно! На самом деле, трудности не пугают, когда по-настоящему интересно и тема тебя захватывает. Одна из главных сложностей состояла в том, что на помощь со стороны рассчитывать не приходилось, потому что проект нетиповой, идея нестандартная. Проще было бы, если я проектировала школу или детский сад, то есть типовые здания. Рассчитывать приходилось только на себя.

— То есть и сама идея эксклюзивная, и проект — штучный товар? Каким получился планетарий Марии Дьяковой?

— Я считаю, что он даже внешним обликом должен показывать, что это дом для звезд. Именно дом. Уютный и необычный, потому что и жители его необычные. Звездная тематика должна считываться сразу, с первого взгляда. Я сделала здание в форме планеты Сатурн. Мост, который ведет к зданию, напоминает его кольцо. На крыше — светильники, с помощью них я воссоздала карту звездного неба. То, что здание нестандартное — вызывает интерес, привлекает внимание. Значит, люди зададут себе вопрос «что это?» и захотят узнать, что внутри. В нестандартном образе и состоит главная интрига, изюминка проекта.

Архитектор: добрый или злой?

— Маша, мы все более говорили о проекте. Давай поговорим об архитекторах. Учеба в колледже, поступление в МАРХИ, у тебя направленное движение к профессии?

— Поначалу я и не собиралась становиться архитектором, планировала заняться дизайном интерьера. В школе поняла, что умею чертить, у меня неплохо получается, а главное — мне самой это нравится. Узнала про МАРХИ, понимала, что будет сложно поступить и решила начать с колледжа. Сейчас это очень помогает мне в учебе, легко и интересно учиться. Это была правильная ступенька, хоть мне предстоит долгий путь.

— Каким должен архитектор: тихим и скромным, напористым, ярким и злым? Вам какой образ ближе, ваш архитектор какой?

— Интересный вопрос. Конечно, хочется чем-то выделяться. Но сейчас это очень трудно сделать. Хотя некоторым удается. Многие студенты вуза выделяются даже одеждой. Наверное, потому что это самый простой и прямой путь заявить о себе. В МАРХИ, например, можно не сразу и понять, что перед тобой студент, а, скажем, не искусствовед, актер, художник, словом, исключительно творческая личность. Но важнее выделяться проектами. Архитектор — самая интересная профессия и потрясающая. Ничуть не усомнилась в своем выборе. Вообще, в этой профессии есть место всем: и робким (к сожалению, мне самой смелости не достает, особенно, что касается публичных выступлений, но я работаю над этим), и безбашенным. Главное — проникнуться этой профессией, полюбить ее. Тогда место для творчества найдется всем.

Проект без любви невозможен

— Трудно ли общаться с архитекторами, с людьми творческими? Вопрос коммуникаций остро стоит?

— На самом деле архитекторы очень легкие в общении. Интересные, нестандартные, умные. Уникален каждый. О легкости говорит и тот факт, что я, учась на первом курсе, знакома со старшекурсниками, с людьми из архитектурного бюро. Лично я в МАРХИ нашла много интересных людей и счастлива, общаясь с ними. Архитекторы – удивительные люди, очень креативные во всем. Это их внутреннее органичное состояние.

— Любой человек может стать архитектором? Захотел и стал, или как банально это не звучит — призвание?

— Не любой, конечно. Это сложно, но если очень захочешь, то тогда все получится. Например, у меня никого в семье не было из архитектурной среды. Никто и никогда ничем подобным не занимался. Я даже не училась в художественной школе. Может, первым звонком была победа в школьном конкурсе рисунков, нарисовала и всем понравилось (смеется). Единственное, в чем была уверена: никаких юристов и экономистов.

— А что самое важное в работе архитектора?

— Любить то, чем ты занимаешься. Проект без любви невозможен. Даже когда устаешь, когда кажется, что все, больше не могу, если по-настоящему любишь проект, он тебя не отпускает. Отдохнешь, отвлечешься, скажем, на рисунок, и возвращаешься с новой мыслью, с новой идеей. Свой планетарий я очень полюбила.

— Первый курс — самое начало профессионального пути. Думала над будущими проектами?

— Вы знаете, были мысли уехать за границу, учиться за рубежом, впоследствии — работать там. Мои подруги так и поступили — одна учиться в Италии, другая (как раз у нее космическая группа) — в Испании. А потом подумала: в России много городов, которые не развиты, то есть точек приложения сил много. Может, важнее именно в провинции реализовать нестандартные проекты, построить необычные здания, чтобы они привлекали внимание, в том числе и туристов. Тогда и город преобразится. Я, кстати, свой планетарий проектировала не для Москвы, а для Калининграда. Выбор интересен тем, что и сам город — на стыке России и Европы. Нестандартный проект для нестандартного города.

— Что бы ты построила в маленьком городе?

— В первую очередь, какое-то общественное место, может, музей, но непременно с парком, чтобы было интересно людям, чтобы можно было пообщаться, насладиться атмосферой. Мне кажется, многим в жизни не хватает приятного места, где можно уединиться, душевно восстановиться. Если ты построишь что-то с любовью в глубинке, то люди откликнутся на это, оценят.

Моя Москва

— Есть в Москве места, про которые ты можешь сказать, это моя Москва?

— Очень нравится Петровский путевой дворец. Удивительная атмосфера, в которую ты можешь погрузиться и раствориться в ней. Еще люблю церковь в Дубровицах. Православный храм, выполненный в стиле барокко, — удивительное архитектурное сооружение, очень красивое и окружение его красивое. Для меня местом силы в Москве является Кузнецкий мост, неслучайно здесь все архитекторы собираются. Замечательное место. После занятий, когда другие спешат к метро, я стараюсь прогуляться до улицы Театральной. Я так отдыхаю, набираюсь сил после сложных дел.

О конкурсах, критике и профессиональных ориентирах

— Как ты считаешь, важно ли участие в конкурсах? Оправданны ли душевные затраты, ценно ли признание?

— Имеются в виду бессонные ночи в работе над проектом? (улыбается). Конкурсы нужны. Архитекторы узнают друг друга, знакомятся с работами коллег, их уровнем. К вопросу о признании. Лучшая работа — это определение, как мне кажется, не для архитектуры. Потому что каждая работа, каждый проект — лучший и по-своему уникальный. Кому-то важна красота, кому-то нужна помпезность, оригинальность. Кому-то главное, чтобы было просто удобно. Каждый вкладывает свои смыслы.

— Как относишься к критике, как творческий человек болезненно воспринимаешь замечания?

— Абсолютно нормально отношусь. Скажите мне, что сделано не так, и я постараюсь это исправить. Это помогает развиваться, делает человека лучше. Во всем и у всех есть недостатки. И редко кто сразу рождает гениальный проект.

— В архитектурном мире есть какие-то ориентиры, Мастер с большой буквы, на которого хочется быть похожим?

— В каждом архитекторе нахожу что-то свое, в том числе и неименитом. Например, у Ле Корбюзье — функциональность. Ведь архитектор обязательно должен задуматься о функциональности. В проектах Захи Хадид — удивительные формы. Очень привлекает Либескинд с его прямоугольниками, ломаными формами. О многом нужно подумать, когда проектируешь, и придерживаться формулы: «польза, прочность, красота». Не моя, но очень правильная формула.

Здесь живет архитектор

— Давай пофантазируем: какой дом ты бы построила для архитектора? Каким будет твой дом?

— Дом для архитектора должен быть интересным. Точно знаю, каким будет мой дом. Я очень много думала о том, что всем людям не хватает детства. Поэтому хотела, чтобы в моем доме были гигантские качели, а по горке можно было съезжать со второго этажа на первый. Чтобы все гостям и детям было в нем интересно. Пусть с моим необычным домом по соседству появится дом на дереве, чтобы там можно было проводить время с друзьями и знакомыми. Мне кажется, это здорово.

— Продолжим фантазии: завтра ты становишься главным архитектором столицы, с чего бы ты начала?

— Кольцевая планировка Москвы добавила людям определенных сложностей, очертив центр, в который все стремятся. Престижно жить и работать в центре. Мне кажется, нужно постараться сделать так, чтобы все районы развивались, создавать в каждом из них места отдыха и притяжения. Сделать так, чтобы людям было удобно вне зависимости от того — центр это или окраина. И это не только вопрос работы, но и комфорта в каждом уголке столицы.

Новогодний коктейль для архитектора от Марии Дьяковой:

Если представить новогоднее поздравление в виде праздничного напитка, который я могла бы приготовить для своих сокурсников, именитых архитекторов, наставников и преподавателей, непременно положила бы в него: побольше интересных проектов и нестандартных мыслей. Добавила новых знакомств с интересными людьми, которые вдохновляют. И украсила коктейль пожеланий еще одним важным ингредиентом — красотой в жизни и в архитектуре. С наступающим Новым годом! Ваша Мария Дьякова.

Копировать ссылку
Автор материала: Наталья Черкасова