К концу 2013 года, когда силами Правительства Москвы было инициировано возрождение ВДНХ, состояние выставки можно было описать, увы, одним печальным словом —упадок. Большинство павильонов и других исторических объектов были на грани разрушения. Власти столицы, оперативно перейдя от слов к делу, стали предпринимать целенаправленные меры для кардинального изменения столь бедственного положения дел.
Чудо — в жизнь
На 2014-2015 годы пришелся начальный, так называемый подготовительный этап реконструкции, в ходе которого были вывезены тонны мусора, ликвидированы незаконные постройки и палатки, а из павильонов выпровожены торговцы.
Затем, в рамках начавшегося благоустройства территории, были восстановлены прежние цветники и разбиты новые, обустроены пешеходные зоны, площадки для отдыха и проведения различных мероприятий. Для посетителей выставки распахнули двери комфортные современные кафе и рестораны.
Примечательно, что нынешние москвичи и гости столицы идут на ВДНХ уже только и не столько для того, чтобы развлечься на площадках с аттракционами или посидеть в уютных заведения общепита, как это было раньше. Теперь они больше желают поучаствовать в проводимых здесь культурно-образовательных мероприятиях и полюбоваться зданиями — архитектурными памятниками середины прошлого века, бесценным историческим наследием. Часть этих объектов были отреставрированы, их история заслуживает особого внимания.
Главный — величественный и строгий
Павильон «Центральный», возведенный в 1950-1954 годах по проекту Юрия Щуко и Евгения Столярова, до 1963 года имел статус главного объекта выставки. Немудрено — это одно наиболее монументальных здешних сооружений; его общая высота достигает 97 метров, площадь составляет 3500 квадратных метров. Пропорции и линии отсылают к лучшим образцам русской классической архитектуры. Высотная композиция с уступами увенчана шпилем, на конце которого – пятиконечная звезда. Трехъярусная структура, торжественность и стиль павильона вызывают в памяти шедевры русского ампира, например, башню петербургского Адмиралтейства.
Отсутствие пышного лепного декора только на пользу «Центральному», поскольку любая избыточность лишила бы здание строгости и элегантности.
Есть барельефы на тему «Труд в отраслях сельского хозяйства» — ими украшены стены лоджий-галерей обоих входов. При некоторой условности образов здесь присутствует ясность сюжета, которая сочетается с ритмикой силуэтов, пластичностью формы.
После реконструкции, завершившейся в прошлом году, порядком обветшавший «Центральный» обрел былую величавость. И, поскольку за основу был взят облик 1954 года, мастера восстановили на фасаде медальон с гербом Карело-Финской ССР, упраздненной в 1956 году. Тогда герб замазали, а пустой медальон оставался, не привнося красоты и эстетики. Зато теперь можно увидеть деталь более чем полувековой давности.
Сегодня — просто «Космос»
Павильон «Космос», построенный в 1939 году, именуется еще как бывшая «Механизация», но так было до 1954 года. В 1954–1956 годах он назывался «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР», а в 1956–1966 годах — «Машиностроение».
Появившийся благодаря творческой мысли архитекторов Ивана Таранова, Виктора Андреева, Надежды Быковой, павильон протянулся огромным эллингом над главной аллеей к прудам выставки. Основной фасад, выполненный из стали, стекла и бетона, выходил на площадь Механизации. Расположенные вдоль аллеи сельскохозяйственные машины были видны с любой точки выставки. Создавалось впечатление, что техника двигалась по конвейерам, что призвано было создавать, по замыслу авторов, «внушительную картину индустриальной мощи сельского хозяйства СССР».
В 1954 году этот павильон реконструировали по проекту Таранова и Андреева. Большой эллинг получил продолжение в виде двухэтажного купольного зала, высота стеклянного купола с металлическим каркасом составила 60 метров (общая высота павильона — 75 метров). Расширилась экспозиция, и потому сменилось название — приросло словами об электрификации.
Интересный факт: при строительстве павильона в 30-е годы именитым мастерам Вере Мухиной и Ивану Шадру было предложено сделать скульптуры и барельефы. Те отказались, заявив, что два года — это очень маленький срок для такой работы. В итоге все было сделано за месяц студентами мастерской не менее известного скульптора Владимира Цигаля.
В ходе недавней модернизации на крыше павильона восстановлена скульптурная группа, отреставрирован уникальный купол и воссозданы исторические фасады и барельефы. «Изюминка» внутри — люстра-«звезда», точная копия звезды, украшавшей Троицкую башню Кремля в середине 1930-х.
Дом культуры, похожий на виллу
Дом культуры ВДНХ, один из знаковых объектов выставки, был построен в 1954 году. Над проектом работало трио архитекторов: Лев Авдотьин, Юрий Корнеев, Владимир Копырин.
Изначально названный Колхозным домом культуры, он занял центральное место в ансамбле Образцовой колхозной площади, появившейся в послевоенное время недалеко от северного входа. Здание с выразительным портиком в духе итальянских вилл Андреа Палладио, великого итальянского архитектора позднего Возрождения, стало важным культурным центром выставки и одним из лучших павильонов.
Здесь принимала читателей библиотека, фонд которой составлял более 3000 книг, работали животноводческая и растениеводческая учебные лаборатории, а также различные кружки и студии. В зрительном зале проводились лекции, выступления творческой интеллигенции и самодеятельных коллективов, демонстрировались научно-популярные фильмы. Во время новогодних праздников в павильоне устраивались грандиозные массовые гуляния и елки для детей.
После недавней реставрации «Дом культуры» стал главный досуговым центром ВДНХ, где проводятся занятия и мастер-классы по различным просветительским направлениям.